Это комбинированный урок, который ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся.Технология личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающая и информационные технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока К.Г.Паустовский "Последний чёрт"»
Урок чтения и развития речи 7а класс
Тема. Рассказ К.Г.Паустовского «Последний черт»- 2ч.
Задачи урока.
Образовательные:
продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием 2 части
рассказаК.Г.Паустовского «Последний черт»;
способствовать совершенствованию навыка правильного, сознательного, выразительного чтения;учить формулировать ответы на вопросы педагога.
Коррекционно – развивающие:
способствовать
коррекции недостатков мышления (уменийанализировать текст, выявлять причинно-следственные зависимости, навыковлогичнойи последовательной передачи содержания прочитанного);
развитию умений определить тему, озаглавить, выделить основную мысльтекста;
коррекции и развитию связной устной речи посредством устных ответов на вопросы, пересказа;
коррекциизрительной и слуховой памяти, внимания, усидчивости, наблюдательности;
стимулировать познавательный интерес школьников.
Воспитательные:
воспитывать мотивацию к учению, любовь и интерес к урокам чтения;
учить понимать и чувствовать окружающую природу.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности:индивидуальная, групповая, фронтальная.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:комплект мультимедийного оборудования, материалы на электронных носителях; учебники, портрет К.Г. Паустовского, раздаточный материал: карточки словарных слов, индивидуальные карточки.
Здоровьесберегающиеметодики и технологии:
элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного: электронная физминутка для профилактики близорукости, развитие зрительно-моторной реакции посредством сюжетных картинок по углам класса; дыхательная гимнастика;
технология личностно-ориентированного обучения: разноуровневые задания.
Ход урока
I. Подготовительный этап
1. Организационный момент.
(Приветствие. Проверка готовности к уроку. Рапорт дежурного).
2.Нервно-психическая-подготовка
Криптограмма.
Слово криптограмма греческого происхождения и обозначает тайное письмо. В каждой криптограмме текст загадочно зашифрован. Чтобы расшифровать такой текст, надо разгадать ключевые слова.
15
6
20
1
12
19
20
18
1
26
6
15
25
7
18
20
12
1
12
6
4
16
14
1
13
32
32
20
Ответ
15
6
20
1
12
19
20
18
1
26
6
15
н
е
т
а
к
с
т
р
а
ш
е
н
25
7
18
20
12
1
12
6
4
16
14
1
13
32
32
20
ч
ё
р
т
к
а
к
е
г
о
м
а
л
ю
ю
т
«Нетакстрашенчерт, как его малюют»
Ключ
1
4
6
7
12
А
Г
Е
Ё
К
13
14
15
16
18
л
м
н
о
р
19
20
25
26
32
с
т
ч
ш
ю
Значение; некто или нечто на самом деле не так страшен (страшно), как его изображают, представляют.
- Как называют предложения, высказывания, в которых заключена народная мудрость? (пословицы). (На доске – пословицы)
Пословица: краткое изречение, в котором есть осуждение, поучение, совет. Пословицы сочиняет народ. Пословицы учат жизни.
3.Мотивация учебной деятельности
- Как вы думаете, почему я для начала нашего урока выбрала эту пословицу о трусости? (потому что мы читаем рассказ, где главный герой, дед Митяй, испугался чёрта)
-Как вы думаете, а что сегодня мы будем делать на уроке? (ответыдетей)
- А еще будем беседовать по содержанию рассказа и в конце урока перескажем вторую часть по плану.
4.Целеполагание
- Предлагаю сформулировать цели урока. Задание: закончить предложение:
«Урок позволит нам:
узнать… ;
учиться…;
определить…;
развивать…».
5. Актуализация опорных знаний
- Но для начала давайте вспомним пройденный материал.
Работа с ассоциативным рядом
- Ребята, найдите слова ассоциации со словомК.Г. Паустовский
1892 г. беженцы
Москва
писатель
Украина
Мещора
К.Г.Паустовский
«Барсучий нос»»
76 лет
«Кот ворюга»
«Заячьи лапы»лаплапвлапылапы
1892 г.1892 г.892 .
6. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам с элементами выборочного чтения.
-Как называется рассказ, который начали читать на прошлом уроке?
-Кто главный герой рассказа?
-За что дед Митрий получил прозвище «Десять процентов»?
-Как вы думаете, могла ли за ним закрепиться это прозвище, если бы он был удачен в делах? Почему?
-Как еще отзывались в деревне о деде Митрии? Найдите это слово и объясните значение.
-Чем неудачен был поход деда за ягодами на Глухое озеро? Как бы мог поступить другой человек на его месте?
-Как вел себя дед Митрий, сопровождая Паустовского и Рувима на Глухое озеро? Найдите подтверждение своему ответу в тексте.
-Согласитесь ли вы со следующими высказываниями о поведении баб в деревне:
бабы поверили рассказу деда о чёрте;
чёрт в описании Митрия был именно таким, каким его представляли себе бабы;
они очень испугались появившегося на озере чёрта;
бабы всем говорили, что за ягодами ходить на озеро нельзя, потому что там живёт чёрт?
- Прочитайте описание жаркого лета в лесу. Попробуйте словами нарисовать картину изнуряющего жаркого летнего дня.
ОЦЕНИВАНИЕ
7. Физкультминутка
Упражнение на мышечно-телесную и зрительную координацию (по методике В.Ф.Базарного)
II. Основная часть
1. Словарная работа.
Армяк– старинная крестьянская верхняя одежда (показать иллюстрацию). Зверинец(подберите слова, близкие по значению). Узкоколейная дорога – это дорога с шириной рельс меньше стандартных. В СССР была принята стандартная ширина колеи для узкоколейных железных дорог — 750 мм. Ширина между рельсами обычной железной дороги России - 1520 мм.
Африканская Прищуренный
2. Первичное восприятие(читает учитель)
- Закрыли учебники. Сели удобно. Я вам прочитаю рассказ до конца, а вы слушайте внимательно, обратите внимание на мою интонацию, где я делаю паузы, на ударение в словах. После прослушивания ответите, кем на самом деле оказался чёрт.
3. Беседа по первичному восприятию
- Кем оказался черт?
- Как африканская птица оказалась в лесу на озере?
- Понравился вам рассказ?
4. Лексическое упражнение
В рассказе в словах деда Митяя встречаются слова и выражения, которые в настоящее время не употребляются в нашей речи, но их легко понять. Посмотрите на слайд. Прочитайте и исправьте слова и выражения с точки зрения литературного языка (по цепочкечитают):
Вот она какая, жизня наша, милок!
Погодить надо.
Слышь, как зубами кляцает.
Дернуло меня с вами сюдыпереться, старого дурака!
И-и-и... милай… Пущай живет на воле, рыбку
полавливает.
Ослобонили народ от страха. Порты
у меня – первый сорт.
Как вы думаете, что изменилось бы в рассказе, если бы автор исправил ошибки в речи старика? (рассказ стал бы не такой самобытный, смешной, не показывал бы всей картины деревенскогоговора)
5. Речевая разминка
Чтение слогов
Ба бы бэ-э-э Во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы
Не ни но ну по? Ра ре си су та те
То ту ты тю! Фа Фу! За! Хе? Че чу ша!
Щи бр-р-р кшш…тшшш…тсс…
Упражнение на дыхание "Задуй свечу"(насыщение коры головного мозга кислородом).Инструкция:Сделайте глубокий вдох и выдох.
Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.
6.Чтение текста обучающимися.
Установка на правильное, осознанное, выразительное чтение.
Чтение «про себя», «жужжащее» чтение.
Задание:выделить трудные или непонятные слова ивыражения
Порты
Чтение вслух цепочкой(прочитал – передай ход другому)
вторичное восприятие (обучающиеся читают по цепочке и отвечают на вопросы).
Кого увидели на озере путники? Как выгляделпеликан? Чем он был занят? как пеликан попал наозеро? Каким словом можно заменить «зверинец»? Чем зверинец отличается от цирка?
Посмотрите, как изменилась речь деда Митяя, когда он увидел птицу. В его словах чувствуется неловкость, оправдание себя. Как вы думаете, было ему стыдно перед остальными?
Почему пеликан никуда не уходил отпутников?
Как путники поступили с африканскойптицей?
На что потратил заработанные деньги дедМитяй?
6) Как Паустовский относится к своему герою: с насмешкой, с любовью и улыбкой, сиздевательством?
Какой момент рассказа изображен на иллюстрацииучебника?
Мы выяснили, что вместо черта деда на озере напугал пеликан. Посмотрите на экран – как выглядит эта африканская птица.
У пеликанов очень характерный внешний вид: неуклюжее, массивное туловище, большие крылья, короткие и толстые ноги с широкой перепонкой между пальцами, короткий закруглённый хвост. Шея длинная. Клюв длинный, до 47 см, с крючком на конце. На нижней стороне клюва — сильно растяжимый кожаный мешок, используемый для ловлирыбы.
Пеликаны — обитатели морских мелководий, неглубоких пресных и солёных озёр, устьев крупных рек. Ходят они неуклюже, но хорошо летают и плавают, могут подолгу парить. С воды поднимаются после разбега. В полёте из-за длинного тяжёлого клюва держат шею буквой S. нырять они не могут, поэтому основной корм, рыбу, добывают непосредственно у поверхности воды. Питаются в основном рыбой, которую вылавливают, опуская голову в воду и подхватывая рыбу. Устраивают коллективные охоты — выстроившись полукругом, пеликаны принимаются хлопать по воде крыльями и клювами и вытесняют напуганную рыбу на мелководье.
Живут пеликаны в основном в тропиках и субтропиках (Австралия, Африка, Южная Америка).
- Определите по силуэту птиц (пеликан, попугай, гусь, индюк). На какие две группы можно разделить этих птиц (домашние иэкзотические).
7. Закреплениеизученного
Выборочное чтение
Найдите в тексте рассказа и прочитайте описание внешностипеликана.
Почему путники сами не стали ловитьпеликана? Как они могли поступить? (убить его или уйти и никому не сообщать о птице) Почему они так непоступили?
А как сделали бы вы?Почему?
Природу надо охранять и беречь и не причинять вреда никому живому, будь то муравей, букашка или экзотическаяптица…
Почему рассказ называется «Последний чёрт»? (это был последний страх, последний черт, пугавший жителидеревни)
8. Работа над целостным восприятием рассказа
Игра «Раньше - позже».
- Расставьте иллюстрации в порядке событий описанных в рассказе. (Используются рисунки из диафильма).
- На ваших партах лежат листы бумаги. Прочитайте предложения, которые на них записаны. Определите, к какому кадру или к какой части они относятся. (Групповая работа, по 4 человека в группе)
Игра «Три ошибки» У детей частички текста 4 главы с тремя ошибками. Задача: найти 3 ошибки. Работаем в группах по 4 человека. (После выполнения задания обязательно выслушать каждую группу)
Ну,- сказал дед,- действуйте, как хотите (желаете). Я знать ничего не знаю!
Мы осторожно поднялись. На черной воде плавала маленькая (громадная)птица.
Туман шуршал в траве. Над водой неторопливо подымалось огромное красное (белое) солнце.
Работа в парах«Шесть букв»
Задание: зачеркнуть в ряде букв шесть букв таким образом, чтобы оставшиеся буквы сложили бы хорошо знакомое слово.
Обучающиеся поворачиваются к соседу сзади и находят среди букв словосочетания:
Аздимдчудоптица
Жзгеночлегнаозерелк
омвнаградавзе
1.Ночлег на озере (Iгр.)
2.Чудо птица (IIгр.)
3.Награда (IIIгр.)
Как надо расположить эти слова, чтоб они соответствовали второй части нашего рассказа?
Пересказ по плану
По получившемуся плану перескажите вторую часть рассказа.