Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для детей с УУО»
Конспект урока по предмету Человек и мир.
Тема урока « Подводные жители - рыбы».
Орг. Момент:
- Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
2. Объявление темы и целей урока:
-Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы совершим сказочное путешествие в подводное царство, в гости к Морскому царю. Закройте глазки. Прислушайтесь.… Слышите шум воды? (Звуки журчащей воды). Представьте, голубую прозрачную воду, вокруг вас проплывают диковинные существа. Вы хотите ухватить их, но они выскальзывают из рук. Вы плывёте всё дальше и дальше, в мир водной красоты и блаженства…Мы постепенно открываем глазки, и перед нами появляется подводный мир со своими обитателями. Кто же они?
3. Подготовка к изучению нового материала:
-О ком мы сегодня будем говорить вы узнаете, отгадав загадку:
В воде озорница
Играет, резвится.
Блестит чешуёй
- «Поплыли со мной!»
- Кто это? ( Рыба)
4. Изучение нового материала:
а) Просмотр видео.
-Давайте посмотрим небольшое видео о рыбах.
б) Беседа:
- Расскажите, что вы теперь знаете о рыбах? Кто такие рыбы?
- Рыбы – это животные, которые живут в воде и их тело покрыто чешуёй.
- Так, из каких частей состоят рыбы? (Голова, глаза, жаберная крышка, туловище, хвост и плавники)
(Наглядность на доске). Приложение №1
- Ребята, как вы думаете, а зачем рыбам рот, жабры?
(Рот нужен, чтобы заглатывать пищу и воду. А жабры выпускают воду наружу. Таким образом рыба дышит).
- В подводном царстве Морского царя обитают разные рыбы и питаются они разнообразной пищей.
Смотрите, эти рыбки поедают водные растения, они растительноядные.
А эти рыбы охотятся за другими рыбками и мелкими животными. Это хищные рыбы.
А вот те, которые поедают растения, червей, насекомых и улиток. То есть едят всё - они всеядные. Картинки рыб на доске. Приложение №3
е) Заполнение таблицы:
- Смотрите сколько много нового мы узнали сегодня. Давайте попробуем определить общие признаки рыб. С какими рыбками мы будем работать вы узнаете, когда соберёте их из разрезных картинок. (Учащимся выдаются разрезные картинки рыб. Каждый ребёнок собирает рыбку.)
Сейчас я коротко познакомлю вас с этими рыбами и расскажу чем они питаются.
Лещ хищник. Его рацион составляют личинки ручейников и подёнок, мотыль, небольшие рачки, моллюски, черви, слизняки, не отказывается и от молодых побегов водорослей и прибрежных растений. Лещ также питается мушками, которые падают на поверхность воды.
Окунь считается одним из самых прожорливых и неразборчивых в еде хищников: пищей окуня является все, что движется по дну или в водах водоема, мальки, мелкие ракообразные, моллюски, личинки насекомых и икра, отложенная другой рыбой.
Щука — на редкость прожорливая и неразборчивая в еде хищница, может съесть даже другую щуку, особенно маленькую. Щука питается разнообразными видами рыб: карп, подлещик, пескарь, карась, окунь. Колючеперых рыб, например, ерша, щука ест осторожно, крепко сжимая челюсти до тех пор, пока жертва не перестанет трепыхаться. Помимо рыбы пища щуки включает раков, лягушек, а также мышей, крыс, кротов и белок, вынужденных преодолевать водные преграды во время сезонных миграций. Если представится возможность, крупная хищница может утянуть на дно утенка, а также взрослую утку или селезня.
Ёрш - всеядная рыба. Рацион ерша довольно разнообразен и в основном состоит из донных организмов: личинки насекомых, черви, моллюски, не брезгует икрой других рыб. Ерш рыба прожорливая.
(Учащиеся определяют части тела рыбы по своей картинке, заполняют таблицу). Приложение №4
Название рыбы
Части тела рыбы
1
голова
2
туловище
3
хвост
4
плавники
5
жабры
1 ёрш
+
+
+
+
+
2 щука
+
+
+
+
+
3 окунь
+
+
+
+
+
4 лещ
+
+
+
+
+
ж) Охрана рыб.
- Скажите, а должны ли люди заботиться о рыбах? Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?
Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы.
5. Физ. минутка
6. Закрепление изученного материала.
а) Беседа:
- Как вы думаете, для чего вообще нужны рыбы человеку?
-Конечно. Ведь рыбы – это пища, витамины, удобрения, корм для животных, красота в аквариуме.
- Кто из вас кушал блюда из рыбы? Назовите их… (Уха, рыбные котлеты, жареная, солёная, копчёная, консервированная рыба, пирог из рыбы…) Рыба очень вкусная и полезная. Хотя бы раз в неделю нужно употреблять в пищу рыбные блюда. Приложение № 5
- Как называют человека, который ловит рыбу? (Рыбак, рыболов). Приложение № 6
Что нужно человеку, чтобы поймать рыбу? (удочка).
б) Игра « На рыбалке».
Я предлагаю вам взять удочку и сыграть в игру « На рыбалке». (проводится в игровой комнате).
- Ребята, рыбки у нас не простые, а волшебные. Кто из вас знает как называется рыба, которая в сказке исполняла желания? Вам нужно поймать рыбку, назвать её номер, ответить на вопрос и загадать желание.
Вопросы для игры:
1. Из каких частей состоит рыба?
2. Чем питаются рыбы?
3. Чем рыбы отличаются друг от друга?
4. Что полезного человек может сделать для рыб?
5. Где живут рыбы? Приложение № 7
Учащиеся ловят рыбу, отвечают на вопросы, загадывают желание…
-Я надеюсь, что все ваши желания золотая рыбка обязательно исполнит.
7. Итог урока:
- Давайте вспомним, чем мы занимались на уроке? Что нового мы узнали о рыбах?
8. Оценивание работы детей на уроке с комментированием.
9. Домашнее задание.
- К следующему уроку просмотрите сказку «По щучьему велению» и расскажите мне, какая ещё рыба в сказке исполняет желания.
-Урок окончен, благодарю всех вас за хорошую работу!
Самоанализ урока « Подводные жители - рыбы».
Урок проведён с учащимися 8 «В» класса. В классе 4 человека: Бушкова Екатерина- диагноз УУО; Досаев Асхат- УУО, болезнь Дауна; Колмакова Ирина- УУО, аутизм; Шинполатулы Султан- УУО, болезнь Дауна.
Тема урока: Подводные жители- рыбы.
Место и роль урока: тринадцатый урок в разделе « Животный мир».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок- путешествие.
Формы работы: видео обучение, фронтально-коллективная работа, индивидуальная работа.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.
Межпредметные связи на уроке: чтение и развитие речи, музыка, ремесло, счёт, СБО.
Цель: Знакомство детей с понятием «рыбы», их общими признаками и разнообразием. Задачи: Образовательные: - формировать первоначальное представление о рыбах, как о части животного мира; - учить выявлять отличительные признаки данного вида животных; - учить анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы.
Развивающие:
-активизация и обогащение словарного запаса детей; - развивать познавательные процессы учащихся; - расширять кругозор учащихся.
Воспитательные: - воспитывать любовь к природе, экологически правильное поведение в природе.
Используемые педагогические технологии: РКМЧП (развитие критического мышления через упражнение « Составь рыбку», заполнение таблицы), ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно- деятельностный подход; здоровьесберегающие и игровые технологии.
Оборудование: компьютер, ноутбук, видеоматериал, аудиозапись, дидактический материал, наглядный материал ( иллюстрации, таблица), оборудование к игре « На рыбалке».
Структура урока:
Орг. Момент
Объявление темы и целей урока
Подготовка к изучению нового материала ( загадка)
Изучение нового материала:
-просмотр видео
-беседа
-пальчиковая гимнастика
-упражнение « Составь рыбку»
-рассказ учителя
-заполнение таблицы
-охрана рыб
5. Физ. минутка
6. Закрепление изученного материала:
-беседа
-игра « На рыбалке»
7. Итог урока.
8. Оценивание работы детей на уроке с комментированием.
9. Домашнее задание.
Весь урок построен на основе современных педагогических технологий: развития критического мышления через упражнение и составление таблицы, информационно-коммуникационной, учебного диалога, видеоматериала, здоровьесберегающей, учебное проектирование, что позволило осуществить на уроке системно- деятельностный подход к обучению. Важным на уроке является обучение способам работы по поиску информации и применению её в жизни; нахождению способов решения поставленных задач; предоставление учащимся средств, позволяющих им личностно развиваться. На уроке создана такая атмосфера учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают. Социальная значимость урока реализована с помощью традиционных и инновационных методов и приёмов: частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, стимулирования интереса к учению. Урок направлен на формирование у учащихся познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных учебных действий; воспитание творческой личности желания глубже проникнуть в тайны природы. Рифмованное начало урока помогло эмоционально настроить учащихся на работу. На этапе актуализации знаний старалась подвести учащихся к постановке задач урока, используя игровые моменты - загадку, пробуждая интерес к новому, желание учиться. Работа над новым материалом построена таким образом, что учащиеся добывают новые знания и с помощью учителя обобщают и делают выводы. Учитель вовлекает их в сотрудничество, создает условия для приобретения опыта самостоятельной деятельности, опыта достижения целей, которые ориентируют учащихся на развитие ответственности за результаты своей деятельности. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников класса с УУО. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся. Оборудование и наглядность были подобраны в соответствии с темой урока для развития умственной активности и познавательного интереса с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Для повышения работоспособности, снятия умственного напряжения, проводились пальчиковая гимнастика и игра, частая смена деятельности на уроке. Рефлексия деятельности учащихся создает условия для устойчивой системы оценки знаний и ценностей.
Всё это было направлено на реализацию основной цели - создание благоприятных условий для изучения новой темы учащимися. Я считаю, что урок цели достиг.
Приложение №1
Приложение №2
Приложение № 3
Приложение №4
Название рыбы
Части тела рыбы
1
голова
2
туловище
3
хвост
4
плавники
5
жабры
1 ёрш
2 щука
3 окунь
4 лещ
Название рыбы
Части тела рыбы
1
голова
2
туловище
3
хвост
4
плавники
5
жабры
1 ёрш
Название рыбы
Части тела рыбы
1
голова
2
туловище
3
хвост
4
плавники
5
жабры
2 щука
Название рыбы
Части тела рыбы
1
голова
2
туловище
3
хвост
4
плавники
5
жабры
3 окунь
Название рыбы
Части тела рыбы
1
голова
2
туловище
3
хвост
4
плавники
5
жабры
4 лещ
Лещ хищник. Его рацион составляют личинки ручейников и подёнок, мотыль, небольшие рачки, моллюски, черви, слизняки, не отказывается и от молодых побегов водорослей и прибрежных растений. Лещ также питается мушками, которые падают на поверхность воды.
Окунь считается одним из самых прожорливых и неразборчивых в еде хищников: пищей окуня является все, что движется по дну или в водах водоема, мальки, мелкие ракообразные, моллюски, личинки насекомых и икра, отложенная другой рыбой.
Щука — на редкость прожорливая и неразборчивая в еде хищница, может съесть даже другую щуку, особенно маленькую. Щука питается разнообразными видами рыб: карп, подлещик, пескарь, карась, окунь. Колючеперых рыб, например, ерша, щука ест осторожно, крепко сжимая челюсти до тех пор, пока жертва не перестанет трепыхаться. Помимо рыбы пища щуки включает раков, лягушек, а также мышей, крыс, кротов и белок, вынужденных преодолевать водные преграды во время сезонных миграций. Если представится возможность, крупная хищница может утянуть на дно утенка, а также взрослую утку или селезня.
Ёрш - всеядная рыба. Рацион ерша довольно разнообразен и в основном состоит из донных организмов: личинки насекомых, черви, моллюски, не брезгует икрой других рыб. Ерш рыба прожорливая.