Цели. Образовательные: вспомнить понятие доход семьи, расход семьи; ввести понятие, термин и определение бюджета семьи; рассмотреть виды бюджета; дать понятие о способах планирования расходов в семье; способствовать расширению и углублению представлений, обучающихся о планировании и ведении семейного бюджета, учить заполнять “Таблицы учета семейных расходов”.
Формы и методы организации учебной деятельности: самостоятельная, фронтальная, беседа.
Ход урока
Организационный момент.
Упражнение "Послушаем тишину"
Цель: Способствовать концентрации внимания, созданию положительной учебной мотивации.
(обучающиеся называют звуки, которые слышат вокруг)
Подготовительный этап.
Учитель
Ученики
- Какую тему мы с вами изучаем на уроках СБО?
(на доску крепит слово семья)
- Когда, в России, отмечается праздник Семьи любви и верности?
- Что является символом этого праздника?
- Посмотрите еще раз на свои ромашки, и скажите мне, что необходимо для создания крепкой и дружной семьи.
- Хорошо, молодцы. Как вы понимаете, что такое ДОХОД? (крепит на доску слово ДОХОД)
- Правильно, а что такое расход? (крепит на доску слово РАСХОД)
- Молодцы, как вы понимаете слово БЮДЖЕТ? (крепит на доску коробку БЮДЖЕТ)
- Бюджет – это совокупность расходов и доходов. (снимает слова ДОХОД и РАСХОД и складывает их в коробку БЮДЖЕТ)
На доске схема:
СЕМЬЯ
ДОХОД РАСХОД БЮДЖЕТ
- Составьте словосочетания используя слова СЕМЬЯ и ДОХОД
СЕМЬЯ и РАСХОД
СЕМЬЯ и БЮДЖЕТ
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Чему бы вы хотели научиться на уроке?
- Правильно, открываем тетради, записываем дату и тему урока.
- Итак, раз Бюджет – это деньги, а деньги платят за работу, вот и я сегодня на уроке буду вам «платить» за работу. За ваши ответы, я буду выдавать вам «зарплату», а в конце урока мы переведем заработанные вами «деньги» в оценки.
Пока обучающиеся записывают определения, на доске учитель размещает мешочки для первой семьи, слов отлично, хорошо и плохо пока на доске нет.
Семья 1.
Отлично
Расходы
Доходы
Семья 2.
Хорошо
Расходы
Доходы
Семья 3.
Плохо
Доходы
Учитель
Ученики
- Перед вами три бюджета семьи. Рассмотрим первый. Что вы можете сказать о нем?
- Правильно, молодцы. Посмотрим на бюджет семьи №2. Появляются мешочки для второй семьи. Что здесь можно сказать?
- Правильно. Посмотрим на бюджет третьей семьи. Что вы можете сказать о нем?
- Оценим бюджет каждой из семей словами ПЛОХО, ХОРОШО, ОТЛИЧНО.
- ПРИШЛО ВРЕМЯ ВТОРОЙ ЗАРПЛ.
- Семейный бюджет подразумевает под собой наличие определённых денежных сумм, необходимых для покрытия расходов. Идеальный бюджет – это когда наши доходы больше расходов, и есть возможность отложить деньги на крупную покупку. Если ваши доходы равны расходам, это тоже не плохо, но в этом случае, чтобы сделать крупную покупку на чем-то экономить, что-то не покупать или взять кредит. Но если не планировать свои расходы заранее, то может случиться так, что ваши расходы будут превышать доходы, как в третьей семье, и это не хорошо, так как чтобы прожить до зарплаты вам надо будет занимать деньги, т.е. жить в долг. Сегодня на уроке мы попробуем спланировать расходы семьи.
В семье первой доход больше чем расход. То есть, зарабатывают больше, чем тратят. Оставшиеся деньги можно положить на книжку в банк и заняться накопительством на крупную покупку или на путешествие.
В этой семье доходы и расходы равны. То есть, люди, сколько зарабатывают, столько и тратят. Отложить на книжку возможности нет.
У этой семьи доход меньше чем расход. Не хватает денег на жизнь.
Работают у доски.
Каждый получает карточку с бюджетом и крепит ее к одной из семей на доске.
Слушают учителя.
Заполнение таблицы «Виды расходов»
На доске схема:
Расходы
Главные Второстепенные
У каждого обучающегося карточка с названием расхода: квартплата, ком. услуги и т.д. Каждый ребенок, читает слово на карточке и говорит в какую статью расходов ее отнесет, потом выходит и крепит на доску магнитом. После размещения всех карточек на доске, учитель раздает обучающимся готовые таблицы, и они их приклеивают в тетрадь.
Образец готовой таблицы в тетради.
Расходы
Главные
Второстепенные
квартплата
лекарства
коммунальные услуги
книги
питание
одежда
транспортные расходы
развлечения
санитарно-гигиен. принадлежности
интернет
Лекция:
Все расходы семейного бюджета можно разделить на главные и второстепенные.
К главным относятся, во-первых, квартплата. Сумма квартплаты вносится ежемесячно. Чем больше площадь квартиры, тем больше вы за неё заплатите.
Следующий вид главных расходов – это коммунальные услуги. К ним относятся: плата за электроэнергию, горячую и холодную воду, газ, а также канализацию, вывоз мусора и др.
Одной из основных статей семейных расходов является питание, которое составляет от до всех доходов семьи. Сюда входит не только стандартная покупка продуктов питания, но и расходы на питание вне дома.
Вопрос. Что можно отнести к расходам на питание вне дома? (Питание в школе ребёнка, питание в кафе, в поездке и др.)
Когда вы поедите учиться в училище, вполне возможно, что вам придется ездить на автобусе до места учебы, поэтому нужно учитывать ещё и транспортные расходы.
Что можно сделать для экономии на транспортных расходах семьи? (Купить проездной билет)
Чтобы мы были чистыми и опрятными, поддерживать порядок и чистоту в доме необходимо приобретать санитарно-гигиенические принадлежности.
К второстепенным расходам можно отнести расходы на покупку лекарств, книг, на развлечения, одежду и интернет.
ПРИШЛО ВРЕМЯ ТРЕТЬЕЙ ЗАРПЛАТЫ.
ФИЗМИНУТКА
Тихо все, ребята, встали,
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
Деловая игра «Таблица ведения домашнего хозяйства».
Залогом успеха в деле планирования семейных расходов является их учёт. Для удобства многие заводят “Тетради ведения домашнего хозяйства”. Мы сегодня попробуем учесть семейный бюджет в другом варианте такой тетради, а именно в “Таблицах ведения домашнего хозяйства”. Ведя такие записи можно увидеть реальные расходы любой семьи.
Каждый обучающийся получает индивидуальную таблицу. Здесь есть справочные данные для каждой семьи, пользуясь которыми вы сможете выполнить задание.
ПРИШЛО ВРЕМЯ ЧЕТВЕРТОЙ ЗАРПЛАТЫ.
Затем обучающиеся получают «Таблицу доходов семьи», подсчитывают доход и делают вывод, хватит ли им денег на покрытие всех расходов.
Итог урока.
Учитель переводит «деньги», заработанные за урок, в оценки по правилу: каких купюр больше, такую оценку и получает ребенок за урок. Три капельки – «3», четыре капельки – «4», пять капелек – «5».
- Что такое бюджет семьи?
- На какие две группы можно поделить расходы семьи?