Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему :Предложение»
Речь и альтернативная коммуникация
Тема: Предложение.
Коррекционно-развивающие цели и задачи:
- развивать связную устную речь, на основе закрепления знаний о сезонных изменениях в природе.
-учить детей составлять предложения из предложенных слов;
-учить дополнять предложение со значением противопоставления;
-учить составлять рассказ по опорным картинкам.
-развивать общую и мелкую моторику;
-развивать связную речь.
- систематизировать знания учащихся по теме «Деревья», дать детям представление о многозначности слова «игла», через разгадывание загадок.
-создать условия для развития речевых способностей учащихся, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: предметно-тематические картинки, пиктограммы, карточки-символы: деревьев по временам года лето-осень-зима-весна, снежинки, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний:
Подготовка:
Зарядка для язычка:
ма-ма-ма наступила зима;
ок-ок-ок выпал белый снежок;
ул – ул – ул ветер сильный подул;
оз – оз – оз – пришёл трескучий мороз;
ой-ой-ой очень холодно зимой;
а) Собирание пазлов «Деревья».(«пазлы» на каждого обучающегося, разные по сложности собирания, сюжет один на всех)
– Что у вас получилось? (деревья)
– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?
б) Работа над интонационной выразительностью и эмоциональностью речи
Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции (радостно, удивлённо, грустно, обиженно, гневно). Упражнение выполняется детьми сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
-Ах ты зимушка-зима,
Все дороги замела!
в) Игра «Чего не бывает?»
Дети составляют предложения, в которых говорят о том, чего не бывает зимой:
-Зимой не бывает жары (листопада, цветов, насекомых т.д.)
– Но есть деревья, на которых листья не растут, а что растёт за место листьев? – А как по-другому называются иголки?
– Значит это, какие деревья?
Лес, в котором растут хвойные деревья, называется…?
– Назовите хвойные деревья.
Многозначность слова: игла.
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год. (Ёлка)
Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки. Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...(Ежик)
Что за странный шар растёт
На окне в иголках?
Зеленеет и цветёт,
И на вид не ёлка. (кактус)
Его так боятся в больнице дети,
Он главнейший враг на свете.
Как увидят - убегают
Или в голос зарыдают. (Укол)
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
А называют кораблик… (Иголка)
- Что общего у этих предметов? (иголки)
- Эти иголки одинаковые или разные?
-Разные, но называются, одним словом.
– А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие).
Вот поэтому они и называются, одним словом. Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
- Чем похожи лиственные и хвойные деревья между собой? (ствол, ветви, крона, корни, кора).
III. Работа по теме урока:
Загадка:
-Дел у меня немало
- Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня ... (Зима).
– Давайте вспомним зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
– С какого месяца начинается зима, а заканчивается год?
– Как выглядят деревья зимой?
– Как называются деревья, которые зимой голые? (лиственные).
–Давайте вспомним, как меняются лиственные деревья по временам года? (карточки-символы деревьев по временам года).
– Меняют ли хвойные деревья свой наряд?
–– Почему хвойные деревья не сбрасывают хвою? (Хвойные деревья растут и зимой – хвоя приспособлена к холодам. Хвойные деревья хорошо переносят засуху. К тому же хвоя испаряет очень мало воды, чем листва лиственных деревьев. Поэтому хвойные деревья могут оставаться зелеными весь год).
- Что же происходит с деревьями зимой? (они спят,дремлют под снежным одеялом).
– Что зимой помогает деревьям перенести лютые морозы? (снег).
- Деревья – это наши друзья! Они дают нам…? (кислород, плоды, лекарство, тепло в дом…). Надо помнить об этом и любить природу. Нужно беречь каждое деревце.
– Как помогают деревья животным и птицам перезимовать? (…)