Оборудование и наглядности: Презентация, технологические карты; тетради, карточки. Сковорода, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей. Овощи, растительное масло. Емкость для отходов.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
словесные (при формировании теоретических знаний);
наглядные (ИКТ - для развития наблюдательности, повышение внимания и лучшего запоминания нового материала);
проблемно – поисковые (при формулировании темы и целей урока);
методы контроля и самоконтроля.
Словарь: фритюр, комбинированный - это сочетание нескольких способов готовки.
Пассерование – легкое обжаривание продукта с жиром или без него.
Припускание – варка в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при нагревании.
Тушение – еще один способ тепловой обработки. При тушении продукты сначала обжаривают, а затем заливают соусом или бульоном, добавляют
пряности и тушат до готовности.
Ход урока
Организационный момент.
Повторение полученных знаний на предыдущем уроке.
Над какой темой работали на прошлом уроке?
Чем ценятся овощи?
В чем заключается первичная обработка овощей? У вас на столе лежат карточки, там цифрами обозначены этапы первичной обработки овощей. Возьмите их и выпишите внизу карточки правильную последовательность первичной обработки овощей. Проверка. Один ученик зачитывает, как он выполнил задание, остальные проверяют.
Какие формы нарезки вы знаете?
Какое блюдо называется салатом?
Какой салат готовили на прошлом уроке?
Какую нарезку мы применяли для приготовления салата?
А) Вводная беседа. Задание: Чтобы узнать тему нашего урока, в карточках выполните упражнение «Исключи лишнее» перебрать, очистить, сварить, промыть, нарезать.
Какое из этих слов лишнее? Почему?
Правильно и тема нашего урока: Тепловая обработка овощных продуктов. Приготовление жареного картофеля. Слайд №1
Б) Актуализация знаний учащихся
Ребята скажите, кто ни будь из вас, дома готовил пищу?
И что вы готовили?
А вы знаете, как называются эти способы тепловой обработки?
И для чего мы пищу вообще обрабатываем? Ответы детей.
Тепловая обработка - это один из основных способов приготовления пищи. Чаще всего она является завершающим этапом в процессе приготовления. При тепловой обработке продукты размягчаются, приобретают приятный запах и вкус, что положительно влияет на выделение пищеварительных соков, а значит, способствует лучшему усвоению пищи.
При соблюдении правил здорового питания продукты должны подвергаться таким способам тепловой обработки, при которых в них сохраняется максимальное количество витаминов, минеральных веществ и живой энергетики. Как правило, это непродолжительные способы варки в воде и на пару. Основными способами тепловой обработки продуктов являются варка, жарка, тушение, пассерование, припускание. Слайд №2
Давайте рассмотрим некоторые виды тепловой обработки овощей.
Варка является тепловой кулинарной обработкой овощей, используемой при приготовлении закусок, супов, вторых блюд и гарниров. Овощи можно варить в большом количестве воды, молока или бульона, это основной способ варки, и можно варить на пару.При варке на пару сохраняется наибольшее количество витаминов. Слайд №3
Жарение – это тепловая обработка продуктов с использованием разогретого жира. Во время жарки на поверхности продукта образуется корочка. Жарить можно как сырые, так и варёные овощи. Сырыми жарят те овощи, которые за время жарки успевают дойти до готовности (картофель, кабачки, баклажаны и т. п.). Слайд №4
Пассерование – это легкое обжаривание продуктов в небольшом количестве жира с последующей его тепловой обработкой. При пассеровании сохраняются ароматические и красящие вещества репчатого лука, моркови, петрушки. Пассеруют также томатную пасту и муку. Слайд №5
Припускание– варка в небольшом количестве жидкости или соке, который выделяется из продуктов при нагревании. Слайд №6
И к комбинированным способам тепловой обработки относится
ТУШЕНИЕ
При тушении овощи вначале обжаривают, а затем заливают небольшим количеством соуса или бульона с добавлением специй, кореньев и др. Слайд№7
Закрепление
Выбери правильный ответ, что из перечисленного списка относится к тепловой обработке? Слайд №8
Физминутка.
И сегодня на уроке мы будем учиться готовить жареный картофель.
Какую тепловую обработку для этого мы с вами выберем?
Правильно – жаренье.
Жареная картошка - один из самых популярных вариантов приготовления картофеля на сковороде.Жареная картошечка - как борщ: у каждого есть свой излюбленный рецепт. Однако всё же существует ряд общих правил, которые необходимо соблюдать при жарке картофеля. И мы сейчас познакомимся с рецептом, по которому получится идеальная жареная картошка, очень ароматная, с лучком и румяной корочкой!
Ребята, какую нарезку мы выберем для жареного картофеля?
Правильно соломка. Почему? Слайд №9
ПЕРВИЧНАЯ
ТЕПЛОВАЯ
ПЕРЕБРАТЬ
ВЫМЫТЬ
ПОЧИСТИТЬ
ПРОМЫТЬ
НАРЕЗАТЬ
РАЗОГРЕТЬ СКОВОРОДУ
ПОЛОЖИТЬ Р/М
ВЫЛОЖИТЬ КАРТОФЕЛЬ
Для приготовления жареного картофеля нам потребуются следующие продукты. Слайд № 10
Картофель – 8 шт.
Масло растительное - 30 гр.
Соль - 5 гр.
Лук – 1 шт.
Рецепт приготовления картофеля
Картофель режем соломкой, кружочками, кубиками или тонкими дольками. Если нарезать крупнее – он обжарится, но внутри останется сырым.
Промываем несколько раз. Так мы смоем лишний крахмал. Это сделает картофель вкуснее, он не будет прилипать к сковороде.
Лук режем соломкой.
Масло рафинированное. Хорошо подойдёт подсолнечное.
На сильном нагреве разогрейте сковороду, выложите картофель (слой картошки не более 5 см. Иначе будет не жареный картофель, а тушёный).
На сильном огне обжариваем картофель с одной стороны, не перемешивая, пока он не подрумянится. Когда подрумянится – перемешиваем и обжариваем с другой стороны.
Перед третьим перемешиванием добавляем лук. Перемешиваем.
Лук должен оказаться на дне сковороды, вместе с верхним слоем картошки.
Только теперь солим и перемешиваем. Жарим картошку на среднем огне ещё 5-7 минут, периодически помешивая. Но не часто.
В конце накрываем крышкой, убавляем огонь на минимум. Не мешая доводим до готовности – ещё около 5 минут. Слайд № 11
ТРЕБОВАНИЯ К ГОТОВОМУ БЛЮДУ
КАРТОФЕЛЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ РАВНОМЕРНО ОБЖАРЕН ДО ЗОЛОТИСТОГО ЦВЕТА.
СОХРАНИТЬ ФОРМУ НАРЕЗКИ.
Практическая работа
Мытье рук и надевание спецодежды
Повторение правил безопасности с ножом и нагревательными приборами.
Работа по бригадам (2 бригады), каждая из которых получает продукты и инструменты.
Самостоятельное выполнение первичной и тепловой обработки, жарение картофеля.
Сервировка стола, оценка и дегустация картофеля.
Подведение итогов урока.
Почему овощи необходимы в питании человека?
Какой витамин содержит картофель?
В чем заключается первичная обработка картофеля? Тепловая?
Почему картофель нужно солить в конце приготовления?
Что нужно делать, чтобы картофель получился поджаренным.
Рефлексия.
Что было для вас нового на уроке?
Что вы испытали, когда выполняли практическую работу?
Что на уроке понравилось больше всего?
Итог урока. Выставление оценок.
Приложение
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Составьте по порядку схему первичной обработки овощей.
1 – украсить, 2 – промыть,
3– очистить, 4 - вымыть, 5 – перемешать,
6 – нарезать, 7 - сортировать
Правильный вариант ответа:
Задание 1. Составьте по порядку схему первичной обработки овощей.