3. Воспитывать организованность, активность, на примере героев воспитывать честность, готовность прийти на помощь другому.
Ход урока:
Орг.момент.
Артикул.разминка. (Ранним утром от мороза на заре звенят березы).
Дидактическая игра «Спрятанное слово».
Проверка д.з.
Прежде чем проверить д.з., я хочу прочитать стихотворение:
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.
Как думаете, почему я прочитала это стихотворение? Какое произведение мы читали на прошлом уроке?
Давайте посмотрим, кто-же такие рыцари?
В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку.
Словарь: Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах.
Ребята, а вы согласны, что сейчас из нашей повседневной жизни рыцари исчезли?
Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни? (В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, доброжелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.).
А сейчас давайте вернёмся к рассказу «Рыцарь Вася».
Скажите, почему ребята прозвали героя тюфяком? Как описывает его автор?
В тексте его имени нет, автор называет его тюфяком, но у него есть имя. Как думаете, как его зовут? Как называется рассказ?
О чём мечтал Вася? ( В тексте).
Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре? (спасение малыша).
Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи. Как он себя повёл, когда увидел тонущего мальчика? Подумал ли он о себе? Сравните его поведение с поведением Димки Ковалёва.
Прав ли автор, говоря, что « под некрасивой толстой оболочкой … билось благородное сердце рыцаря».
Скажите, возможно ли рыцарство в наши дни?
Новая тема:
Сегодня мы знакомимся с отрывком из повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Н.Н. Носов — детский писатель-юморист, кинорежиссёр. Родился Николай Носов в посёлке Ирпень недалеко от Киева 23 ноября 1908 г. в семье актера. Он написал очень много рассказов для детей. Повесть Носова “Витя Малеев в школе и дома” состоит из 21 главы, мы сегодня будем читать только отрывок из 15 главы.
Как думаете, о чём этот рассказ? Как называется раздел учебника, в который он входит?
Я ЗНАЮ. ( Название, автор, раздел учебника).
Я ХОЧУ УЗНАТЬ.
ЧТО Я ДЛЯ ЭТОГО БУДУ ДЕЛАТЬ?.
Вот сегодня мы и поговорим о дружбе, о том, кто же такой настоящий друг.
Чтение учителем.
Кто является главным героем повести?
Почему Костя Шишкин не ходил в школу?
Кто был близким другом Кости? Почему Витя оказался втянут им в эту историю?
Как Витя понимал дружбу? Что он сказал о Косте в школе? Почему?
Несмотря на то, что он обманывал всех и прикрывал друга, считал ли он, что они поступают неправильно? (Докажите словами из текста).
Этот рассказ можно разделить на 3 части:
1.Шишкин болен.
2. Секрет раскрыт.
3. Встреча с учительницей
1.Кто навестил Шишкина в тот день? А кто навещал его каждый день?
Был ли Шишкин рад приходу ребят? Почему? Каким голосом
Костя разговаривал с ребятами? (неуверенно, заикаясь).
Как ребята подбадривали больного?
2.Кто раскрыл секрет Шишкина? Как это случилось?
Как ребята отнеслись к обману Шишкина?
Как он пытался объяснить свой обман?
Можно ли ребят назвать ябедами? Кто такой ябеда? (Докажите словами из текста).
3.О чем говорится в этой части?
Прочитайте последнее предложение. А вы как думаете.
Скажите, Витя был настоящим другом Кости Шишкину?
Как думаете, что будет дальше?
Скажите, хорошо ли было обоим мальчикам в этой ситуации? ( Костя боялся, что обман раскроется, и Вите тоже было неприятно, что он должен был врать , прикрывая товарища).
Давайте прочитаем 3 часть.
Скажите, к какому эпизоду относится иллюстрация.
Давайте прочитаем пословицы и поговорки о дружбе. Подходят ли они к рассказу, который мы сейчас прочитали.