kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: "М. Горький. "Песня о Соколе"".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 
Образовательная: Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения
Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе
Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.
Коррекционная: Развитие эмоционально-волевой сферы.
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности, точности и ясности речи.
 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: "М. Горький. "Песня о Соколе"".»

по теме:

«М. Горький «Песня о соколе»


Тема: М.Горький. "Песня о Соколе" Слайд 1

Цели:

Образовательная: Учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения

Учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе

Выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.

Коррекционная: Развитие эмоционально-волевой сферы.

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности, точности и ясности речи.

Ход урока

  1. Орг.момент

– Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание скажите, как вы его понимаете:

Слайд 2

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами» Дж. Лессинга

(Дети высказывают свое понимание цитаты)

– Скажите, легко ли размышлять?

– Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М.Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чем смысл жизни.

  1. Проверка домашнего задания

– Давайте вспомним биографию М.Горького. Для этого я предлагаю вам выбрать на слайде «Правильные и не правильные утверждения» (Приём «Правильные и не правильные утверждения»), которые относятся к биографии М.Горького. Не верные утверждения зачеркните.

Слайд 3


+

Максим Горький – это псевдоним писателя.

-

М.Горький начал работать с 28 лет (+ с 9 лет)

+

Он вышел из низов народных и поднялся на высокие вершины человеческой культуры

-

М.Горький жил в 18 веке (+ в 20 веке)

-

Написал произведение «Морская царевна» (Лермонтов)

+

В 15 лет поехал в Казань, чтобы получить образование

+

В 5 лет остался без родителей


  1. Изучение нового материала


1 СТАДИЯ ВЫЗОВА

А) Актуализация знаний

Слайд 4 (тема урока) М.Горький «Песня о Соколе»

(приём «тонкие и толстые вопросы»)

- Кто является героем произведения?

- Что мы можем о нём узнать?

- Зачем нам это знать? (взять пример, расширить свой кругозор, стать умнее, оценивать свои и чужие поступки)

Б) Первичное знакомство с текстом

Словарная работа

В тексте вам встретится незнакомое слово


БРЕДНИ – это странные, лживые мысли.


Слайд 5

Предварительное чтение учителем 1 части произведения (стр.166-168)


2 СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

А) Синквейн

– Как мы с вами заметили, главные герои произведения – Уж и Сокол.

– Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику в виде Синквейна


1.

Герой

уж/сокол


2.

Характер героя (Какой?)


стр.170

Вопрос №8

3.

Поступки героя

(Что делал?)


глаголы

стр. 166/168

4.

Принципы жизни

(Как?)


слайд 6

5.

Отношение к герою

(Да-Нет)


За или против

Слайд 6

(При работе в группах дети используют текст. Учитель оказывает индивидуальную помощь)

Обратите внимание: произведение названо «Песня о Соколе», и хотя нет рифмы, есть ритм и следующие задание Ассоциации

Б) Ассоциация. Музыкальный образ

Подбери к музыке фразу

Слайд 7

- Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо

- И было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью

- А волны моря с печальным рёвом о камень бились

физминутка

А сейчас движение движение

Слайды 8, 9, 10

(обучающиеся слушают музыкальные фрагменты и подбирают подходящую фразу, движение)


В) Аналогия

В жизни часто так бывает, что одни люди смелые, гордые, а другие – трусливые и невежественные, мы с вами уже изучали произведения, в которых герои тоже разные.

Подберите аналогию: кто имеет статус «Сокола», а кто «Ужа» в предложенных произведениях.

Слайд 11





«Руслан и Людмила»


Черномор -

Руслан +


«Баллада»


Дева _

Юноша +


«Злоумышленник»


Следователь +

Денис Григорьев -



Вывод: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы.

Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели как ужи, возможно мы жили бы совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц.

Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас.

Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться.


Г) Ролевое чтение (По карточкам у доски)


Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

- Что, умираешь?

- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко. - Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!

- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!

Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.



Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:

- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..

А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."

И предожил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".

И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.



3 СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ (устная рефлексия)


А) Вопросы «Толстые»

- Назовите героя произведения? (Сокол и Уж) (А в начале урока мы предположили что герой только один)

-А почему в названии произведения только один герой? (Он выражает смелость, храбрость, независимость)

- Что произошло с героем? (Он умер)


Б) Приём «Ключевые слова» Слайд 13


Предположите другой исход событий 1 части «Песни о Соколе» в соответствии с ключевыми словами


В) Давайте сделаем вывод, в чём же может быть смысл жизни. Для этого прочитайте высказывания в виде суждений, начиная фразу словами – живём, чтобы…:

Слайд 14


… быть успешными в делах, семье

… нести ответственность за себя, за других

… найти себя

… жить

… действовать

… работать

… быть счастливыми

– А какое высказывание ближе вам?

IV. Итог. Оценки.

– Ребята, я очень благодарна вам за сегодняшний урок. Но мне бы хотелось, чтобы вы продолжили размышления о теме, затронутой на уроке.

А что было с Ужом, после гибели Сокола, мы узнаем на следующем уроке.

Рефлексия.

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?»

Слайд 15


  • Восхищения

  • Благодарности

  • Удивления

  • Презрения

  • Согласия

  • Разочарования

  • Испуга


Всем спасибо. Урок окончен








Автор

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

- Что, умираешь?

- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.

- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!

- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!

Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.


Уж

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

- Что, умираешь?

- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.

- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!

- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!

Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.


Сокол

Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:

- Что, умираешь?

- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко.

- Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так близко!.. Эх ты, бедняга!

- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь прекрасно... тепло и сыро!

Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти бредни.








Автор

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:

- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..

А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."

И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".

И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.


Уж

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:

- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..

А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."

И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".

И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.


Сокол

Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.

И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:

- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..

А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет!.."

И предложил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей стихии".

И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: "М. Горький. "Песня о Соколе"".

Автор: Селявина Ирина Владимировна

Дата: 11.04.2020

Номер свидетельства: 546208

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства