kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Дифференцияция звуков [Б] - [П].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дифференцияция звуков [Б] - [П].»



ГКСОУ ВО «Ратисловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»








Конспект занятия по коррекции дисграфии

на почве нарушения фонемного распознавания

во втором классе специальной коррекционной школы

Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

.





учитель – логопед

Харитонова Полина Николаевна









2018 г.






Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].

Цель: Учить дифференцировать звуки [Б] и [П] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

1) Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [П] и [Б];

2) Учить детей выделять звуки [П] и [Б] из начала и середины слова, развивать навыки фонематического анализа и синтеза слогов и слов со звуками [П] и [Б]; учить работать со схемами слов.

3) Совершенствовать навыки анализа предложения.

Коррекционные:

  1. Развивать слуховое и фонематическое восприятие;

  2. Развивать произвольное внимание;

  3. Уточнять и расширять словарь по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Одежда»;

  4. Развивать координацию речи с движением;

  5. Улучшать эмоциональное состояние детей в процессе занятия.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение активно работать на занятии;

  2. Воспитывать умение достигать своей цели.

Оборудование:

Вырезанные из картона ротики с петельками; колокольчик, погремушка, ножницы, бумага, два стакана с водой, ширма; предметные картинки с изображением овощей и фруктов и других предметов, в названии которых есть звуки П и Б; дидактическая игра «Одежда»; сенсомоторное панно; карточки с заданиями для индивидуальной работы; рабочие тетради, ручки, карандаши; большие карточки с изображением букв Б и П, маленькие карточки с буквами; индивидуальные зеркала; мяч; молоток-игрушка; ромашка; схемы слов П_____________, Б___________, ______П_______,

__________Б__________.

Содержание занятия.


1. Организационный момент.

1) Оценка эмоционального состояния детей. Ребята описывают свое настроение и «дарят» облачку на сенсомоторном панно свое настроение (если настроение хорошее, дети вешают на панно улыбающийся ротик, если грустное, то вешают «перевернутую» улыбку).

2) Логопед начинает фразу, ученики заканчивают:

- На занятии наши глаза смотрят и все … (Видят).

- Уши внимательно слушают и все … (Слышат).

- Голова хорошо … (Работает, думает).


2. Развитие слухового восприятия.

Дидактическая игра «Узнай по звуку».

Логопед за ширмой производит различные действия, а дети по звуку догадываются о выполняемом действии и называют его.

- звонит колокольчиком;

- гремит погремушкой;

- режет ножницами бумагу или картон;

- переливает воду из стакана в стакан;

- рисует карандашом на листе бумаги;

- мнет бумагу;

- рвет лист бумаги.


3. Сообщение темы занятия.

Логопед: «Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте его внимательно и ответьте, с какого звука начинается каждое слово в этом стихотворении».

Зачитывается стихотворение из серии «Азбука в стихах» сначала на звук [Б], а затем на звук [П].

  1. Бархатное пугало бабочек баюкало:

«Бабочки-барышни, баклуши не бейте,

Бабочки-бабушки, больше не болейте.

Бабочки-барышни, бабочки-бабушки,

Баюшки-баиньки, баиньки-баюшки.

***

  1. Посмотрите,

Папа с Петею под пальмой, пообедав,

По песку пустились в пляс,

Потому что папин Петя – папусенок,

Потому что Петин папа – папуас.

Учащиеся определяют звуки и называют их логопеду.

Логопед: «Правильно, ребята, вы определили звуки в стихах, которые повторяются чаще других. Это звуки [Б] и [П].

- Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [Б] и [П] в слогах, словах и предложениях».


4. Уточнение и сравнение артикуляции звуков.

1) Беседа по картинкам.

Логопед: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки. Что на них изображено?». Учащиеся: Бочка и почка.

Логопед: «Это очень похожие слова: бочка – почка. А чем они различаются?

Какой первый звук в слове «бочка»? (дети: звук [Б]). А в слове «почка»? (дети: звук [П]). А давайте проверим, остальные звуки в словах одинаковые или разные? (проверяется каждый звук, приходят к выводу, что звуки одинаковые)».

- А теперь, ребята, составьте из букв разрезной азбуки слова бочка и почка.

(Индивидуальная работа детей). Дети смотрят на слова и еще раз убеждаются, что слова отличаются только первыми звуками и буквами.


2) Сравнение произношения звуков [Б]и [П].

Работа с индивидуальными зеркалами.

- Ребята, произнесите звуки [Б] и [П]. Посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков (Одинаково).

- Как мы произносим эти звуки? (Губами. Губы смыкаются). То есть при произнесении этих звуков во рту возникает преграда, значит, они какие: гласные или согласные? (Согласные).

- А теперь поставьте ладонь к губам и еще раз произнесите эти звуки. Что вы чувствуете? (Толчки воздуха вырываются изо рта). Эти звуки называются «взрывными».

- А теперь, ребята, положите руку на горлышко, и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука [Б]: Б – Б – Б. (Горлышко дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом). Значит этот звук глухой или звонкий? (Звонкий).

- А теперь положите ладонь на горлышко и произнесите звук [П]. Дрожит ли горлышко при его произнесении? (нет). Значит звук [П] какой? (глухой).

Логопед подводит итог: Звуки [Б] и [П] согласные взрывные, а отличаются они тем, что звук [Б] мы произносим с голосом, значит, он звонкий, а звук [П] произносим без голоса, значит, он глухой.


На доску по мере работы над звуками, логопед вывешивает символические обозначения: слова «согласный» - карточка с изображением губ, «звонкий» – карточка с изображением колокольчика, «глухой» – карточка с изображением перечеркнутого уха.

Логопед: На письме эти звуки обозначаются буквами Б и П. (вывешиваются карточки с буквами [Б] и [П] разного цвета). Обратите внимание, ребята, на карточке с буквой [Б] изображен колокольчик. Почему? Дети делают вывод: потому что звук [Б] звонкий. На карточке с буквой [П] колокольчика нет, потому что он глухой.


5. Дифференциация звуков [Б] и [П] в слогах.

а) Повторение слогов. Игра с мячом: логопед называет цепочку слогов и бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч, повторяет за логопедом цепочку слогов и возвращает мяч логопеду.

Слоги:

Па – ба – ба, пы – пы – бы, бу – пу – бу, по – бо – по.

б) Синтез слогов: детям предлагается молоток, на одном конце которого приклеена буква [Б]. На доске приклеены гласные буквы. Ребенок ударяет по гласной букве и синтезирует слог со звуком [Б]. Затем тоже самое с молотком на букву [П].


в) Замена звука [П] на [Б] в слогах: логопед «дарит» ребенку ромашку и называет слог со звуком [П] (па, пу, пи, по), ребенок возвращает ромашку логопеду и заменяет звук [П] на [Б], произносит новый слог (ба, бу, би, бо).



6. Физкультминутка.

Бабушка Маруся Дети «держатся» за концы воображаемого платка

и выполняют наклоны головой вправо-влево.

Бусы собирала, Дети «берут» со стола воображаемые бусинки.

Бабушка Маруся Повторяется первое движение.

Ниточку вдевала, Имитируют вдергивание нитки.

Вот какие бусы Дети «демонстрируют» воображаемые бусы.

У бабушки Маруси. повторяется первое движение.


7. Дифференциация звуков [Б] и [П] в словах.

1) Игра «Чьи вещи».

На доске прикреплены макеты шкафов и картинки с изображением мальчиков. Логопед сообщает, что одного мальчика зовут Боря, а другого Петя. Выясняется, какой звук первый в Борином имени, а какой в Петином. На столе разложены карточки с изображением предметов одежды и обуви. Логопед предлагает ребятам подходить к столу по одному, брать карточку и определять, какой звук слышится в данном слове [Б] или [П]. Карточки, в названии которых есть звук [Б] помещаются в шкаф Бори, карточки со звуком [П] – в Петин.


Отрабатывается словарь: панама, ботинки, рубашка, брюки, пальто, плащ, сапоги, шуба, шапка, кепка, шляпа, футболка, комбинезон, перчатки, пижама, тапочки, пиджак.


2) Игра «Овощи и фрукты».

На столе разложены карточки с изображением фруктов и овощей, в названии которых есть звуки [Б] и [П]. Ребята по одному подходят к столу, берут карточку, называют, что на ней изображено, какой звук есть в этом слове [П] или [Б]. Затем каждый ребенок подходит к сенсомоторному панно и вешает свою карточку на дерево, если на ней изображен фрукт, или помещает на грядку, если изображен овощ. (Фрукты растут на деревьях, овощи в земле или на земле).


3) Игра лото.

Логопед раздает каждому ребенку по несколько карточек, на которых изображены различные предметы, в названии которых есть звуки [Б] и [П] и разрезные буквы [Б] и [П]. Затем логопед называет слова, а дети ищут у себя соответствующую картинку, и определяют, какой звук есть в ее названии и ставят на эту картинку нужную букву. Кто первый закроет все картинки буквами, тот и выиграл.


4) Работа с индивидуальными карточками.

а) Каждому ребенку дается карточка, на которой изображено несколько предметов со звуками [Б] и [П]. В середине карточки написаны буквы [Б] и [П]. Ребята должны определить, в каких словах «живут» буквы и соединить их линиями с предметами.


б) На карточках записаны слова с пропущенными буквами [Б] и [П]. Дети должны вставить пропущенные буквы.

5) Работа в тетрадях.

В рабочих тетрадях страница разделена на две половины. На одной половине буква [Б] с колокольчиком, на другой [П]. Логопед загадывает загадки или стишки из серии «Доскажи словечко» и просит детей группировать слова-отгадки в два столбика, соответственно имеющимся звукам.

Загадка:

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали отгадай.

Где весною было пусто, летом выросла … (капуста)

Вот зеленый толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще … (петрушку».

Вот красавиц – великан, темно-синий … (баклажан).

Сидит на грядке крепко. Конечно это … (репка).


  1. Распределение картинок под схемами.

Детям предлагаются предметные картинки со словами, включающими звуки [Б] и [П]. Дети должны распределить картинки под схемами П________, Б___________, ______П______, _______Б________.

8. Дифференциация звуков [Б] и [П] в предложениях.

Логопед читает предложение. Дети считают количество слов в предложении и чертят схему предложения в тетради. Затем дети определяют какой звук, [Б] или [П], слышится в каждом слове и пишут соответствующую букву над схемой каждого слова.

Предложения:

1. Боря упал. Б___________ ____П_____.

2. Полина принесла яблоки. П________ П_________ ___Б________.

3. На поляне порхают бабочки. ______ П_______ П_______ Б___Б_____.

4. Борис кормит Полкана хлебом. Б_______ ________ П________ ____Б__.

9. Подведение итогов занятия.

Логопед спрашивает у детей: какие звуки они сегодня учились различать, какие это звуки – гласные или согласные, какой из звуков звонкий, а какой глухой.

10. Награждение.

Ребятам предлагается емкость с перловой крупой, в которую спрятаны маленькие игрушки, в названии которых есть звуки [П] и [Б]. Дети по одному подходят к емкости, руками отыскивают приз, называют игрушку, определяют, какой звук слышится в этом слове. Забирают игрушку себе.

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект урока "Дифференцияция звуков [Б] - [П].

Автор: Харитонова Полина Николаевна

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484386


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства