Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дифференцияция звуков [Б] - [П].»
ГКСОУ ВО «Ратисловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Конспект занятия по коррекции дисграфии
на почве нарушения фонемного распознавания
во втором классе специальной коррекционной школы
Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].
.
учитель – логопед
Харитонова Полина Николаевна
2018 г.
Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].
Цель: Учить дифференцировать звуки [Б] и [П] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
1) Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков [П] и [Б];
2) Учить детей выделять звуки [П] и [Б] из начала и середины слова, развивать навыки фонематического анализа и синтеза слогов и слов со звуками [П] и [Б]; учить работать со схемами слов.
3) Совершенствовать навыки анализа предложения.
Коррекционные:
Развивать слуховое и фонематическое восприятие;
Развивать произвольное внимание;
Уточнять и расширять словарь по лексическим темам «Фрукты», «Овощи», «Одежда»;
Развивать координацию речи с движением;
Улучшать эмоциональное состояние детей в процессе занятия.
Воспитательные:
Воспитывать умение активно работать на занятии;
Воспитывать умение достигать своей цели.
Оборудование:
Вырезанные из картона ротики с петельками; колокольчик, погремушка, ножницы, бумага, два стакана с водой, ширма; предметные картинки с изображением овощей и фруктов и других предметов, в названии которых есть звуки П и Б; дидактическая игра «Одежда»; сенсомоторное панно; карточки с заданиями для индивидуальной работы; рабочие тетради, ручки, карандаши; большие карточки с изображением букв Б и П, маленькие карточки с буквами; индивидуальные зеркала; мяч; молоток-игрушка; ромашка; схемы слов П_____________, Б___________, ______П_______,
__________Б__________.
Содержание занятия.
1. Организационный момент.
1) Оценка эмоционального состояния детей. Ребята описывают свое настроение и «дарят» облачку на сенсомоторном панно свое настроение (если настроение хорошее, дети вешают на панно улыбающийся ротик, если грустное, то вешают «перевернутую» улыбку).
2) Логопед начинает фразу, ученики заканчивают:
- На занятии наши глаза смотрят и все … (Видят).
- Уши внимательно слушают и все … (Слышат).
- Голова хорошо … (Работает, думает).
2. Развитие слухового восприятия.
Дидактическая игра «Узнай по звуку».
Логопед за ширмой производит различные действия, а дети по звуку догадываются о выполняемом действии и называют его.
- звонит колокольчиком;
- гремит погремушкой;
- режет ножницами бумагу или картон;
- переливает воду из стакана в стакан;
- рисует карандашом на листе бумаги;
- мнет бумагу;
- рвет лист бумаги.
3. Сообщение темы занятия.
Логопед: «Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы послушайте его внимательно и ответьте, с какого звука начинается каждое слово в этом стихотворении».
Зачитывается стихотворение из серии «Азбука в стихах» сначала на звук [Б], а затем на звук [П].
Бархатное пугало бабочек баюкало:
«Бабочки-барышни, баклуши не бейте,
Бабочки-бабушки, больше не болейте.
Бабочки-барышни, бабочки-бабушки,
Баюшки-баиньки, баиньки-баюшки.
***
Посмотрите,
Папа с Петею под пальмой, пообедав,
По песку пустились в пляс,
Потому что папин Петя – папусенок,
Потому что Петин папа – папуас.
Учащиеся определяют звуки и называют их логопеду.
Логопед: «Правильно, ребята, вы определили звуки в стихах, которые повторяются чаще других. Это звуки [Б] и [П].
- Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки [Б] и [П] в слогах, словах и предложениях».
4. Уточнение и сравнение артикуляции звуков.
1) Беседа по картинкам.
Логопед: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки. Что на них изображено?». Учащиеся: Бочка и почка.
Логопед: «Это очень похожие слова: бочка – почка. А чем они различаются?
Какой первый звук в слове «бочка»? (дети: звук [Б]). А в слове «почка»? (дети: звук [П]). А давайте проверим, остальные звуки в словах одинаковые или разные? (проверяется каждый звук, приходят к выводу, что звуки одинаковые)».
- А теперь, ребята, составьте из букв разрезной азбуки слова бочка и почка.
(Индивидуальная работа детей). Дети смотрят на слова и еще раз убеждаются, что слова отличаются только первыми звуками и буквами.
2) Сравнение произношения звуков [Б]и [П].
Работа с индивидуальными зеркалами.
- Ребята, произнесите звуки [Б] и [П]. Посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков (Одинаково).
- Как мы произносим эти звуки? (Губами. Губы смыкаются). То есть при произнесении этих звуков во рту возникает преграда, значит, они какие: гласные или согласные? (Согласные).
- А теперь поставьте ладонь к губам и еще раз произнесите эти звуки. Что вы чувствуете? (Толчки воздуха вырываются изо рта). Эти звуки называются «взрывными».
- А теперь, ребята, положите руку на горлышко, и послушайте, дрожит ли горлышко при произнесении звука [Б]: Б – Б – Б. (Горлышко дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом). Значит этот звук глухой или звонкий? (Звонкий).
- А теперь положите ладонь на горлышко и произнесите звук [П]. Дрожит ли горлышко при его произнесении? (нет). Значит звук [П] какой? (глухой).
Логопед подводит итог: Звуки [Б] и [П] согласные взрывные, а отличаются они тем, что звук [Б] мы произносим с голосом, значит, он звонкий, а звук [П] произносим без голоса, значит, он глухой.
На доску по мере работы над звуками, логопед вывешивает символические обозначения: слова «согласный» - карточка с изображением губ, «звонкий» – карточка с изображением колокольчика, «глухой» – карточка с изображением перечеркнутого уха.
Логопед: На письме эти звуки обозначаются буквами Б и П. (вывешиваются карточки с буквами [Б] и [П] разного цвета). Обратите внимание, ребята, на карточке с буквой [Б] изображен колокольчик. Почему? Дети делают вывод: потому что звук [Б] звонкий. На карточке с буквой [П] колокольчика нет, потому что он глухой.
5. Дифференциация звуков [Б] и [П] в слогах.
а) Повторение слогов. Игра с мячом: логопед называет цепочку слогов и бросает мяч ребенку, ребенок ловит мяч, повторяет за логопедом цепочку слогов и возвращает мяч логопеду.
Слоги:
Па – ба – ба, пы – пы – бы, бу – пу – бу, по – бо – по.
б) Синтез слогов: детям предлагается молоток, на одном конце которого приклеена буква [Б]. На доске приклеены гласные буквы. Ребенок ударяет по гласной букве и синтезирует слог со звуком [Б]. Затем тоже самое с молотком на букву [П].
в) Замена звука [П] на [Б] в слогах: логопед «дарит» ребенку ромашку и называет слог со звуком [П] (па, пу, пи, по), ребенок возвращает ромашку логопеду и заменяет звук [П] на [Б], произносит новый слог (ба, бу, би, бо).
6. Физкультминутка.
Бабушка Маруся Дети «держатся» за концы воображаемого платка
и выполняют наклоны головой вправо-влево.
Бусы собирала, Дети «берут» со стола воображаемые бусинки.
Бабушка Маруся Повторяется первое движение.
Ниточку вдевала, Имитируют вдергивание нитки.
Вот какие бусы Дети «демонстрируют» воображаемые бусы.
У бабушки Маруси. повторяется первое движение.
7. Дифференциация звуков [Б] и [П] в словах.
1) Игра «Чьи вещи».
На доске прикреплены макеты шкафов и картинки с изображением мальчиков. Логопед сообщает, что одного мальчика зовут Боря, а другого Петя. Выясняется, какой звук первый в Борином имени, а какой в Петином. На столе разложены карточки с изображением предметов одежды и обуви. Логопед предлагает ребятам подходить к столу по одному, брать карточку и определять, какой звук слышится в данном слове [Б] или [П]. Карточки, в названии которых есть звук [Б] помещаются в шкаф Бори, карточки со звуком [П] – в Петин.
На столе разложены карточки с изображением фруктов и овощей, в названии которых есть звуки [Б] и [П]. Ребята по одному подходят к столу, берут карточку, называют, что на ней изображено, какой звук есть в этом слове [П] или [Б]. Затем каждый ребенок подходит к сенсомоторному панно и вешает свою карточку на дерево, если на ней изображен фрукт, или помещает на грядку, если изображен овощ. (Фрукты растут на деревьях, овощи в земле или на земле).
3) Игра лото.
Логопед раздает каждому ребенку по несколько карточек, на которых изображены различные предметы, в названии которых есть звуки [Б] и [П] и разрезные буквы [Б] и [П]. Затем логопед называет слова, а дети ищут у себя соответствующую картинку, и определяют, какой звук есть в ее названии и ставят на эту картинку нужную букву. Кто первый закроет все картинки буквами, тот и выиграл.
4) Работа с индивидуальными карточками.
а) Каждому ребенку дается карточка, на которой изображено несколько предметов со звуками [Б] и [П]. В середине карточки написаны буквы [Б] и [П]. Ребята должны определить, в каких словах «живут» буквы и соединить их линиями с предметами.
б) На карточках записаны слова с пропущенными буквами [Б] и [П]. Дети должны вставить пропущенные буквы.
5) Работа в тетрадях.
В рабочих тетрадях страница разделена на две половины. На одной половине буква [Б] с колокольчиком, на другой [П]. Логопед загадывает загадки или стишки из серии «Доскажи словечко» и просит детей группировать слова-отгадки в два столбика, соответственно имеющимся звукам.
Загадка:
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали отгадай.
Где весною было пусто, летом выросла … (капуста)
Вот зеленый толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
Просит дедушка Федюшку: «Собери еще … (петрушку».
Вот красавиц – великан, темно-синий … (баклажан).
Сидит на грядке крепко. Конечно это … (репка).
Распределение картинок под схемами.
Детям предлагаются предметные картинки со словами, включающими звуки [Б] и [П]. Дети должны распределить картинки под схемами П________, Б___________, ______П______, _______Б________.
8. Дифференциация звуков [Б] и [П] в предложениях.
Логопед читает предложение. Дети считают количество слов в предложении и чертят схему предложения в тетради. Затем дети определяют какой звук, [Б] или [П], слышится в каждом слове и пишут соответствующую букву над схемой каждого слова.
3. На поляне порхают бабочки. ______ П_______ П_______ Б___Б_____.
4. Борис кормит Полкана хлебом. Б_______ ________ П________ ____Б__.
9. Подведение итогов занятия.
Логопед спрашивает у детей: какие звуки они сегодня учились различать, какие это звуки – гласные или согласные, какой из звуков звонкий, а какой глухой.
10. Награждение.
Ребятам предлагается емкость с перловой крупой, в которую спрятаны маленькие игрушки, в названии которых есть звуки [П] и [Б]. Дети по одному подходят к емкости, руками отыскивают приз, называют игрушку, определяют, какой звук слышится в этом слове. Забирают игрушку себе.
Литература:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.
3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.