Конспект урока чтения в 7 классе.
Тема: Юрий Яковлевич Яковлев «Багульник». Чтение 2 главы.
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование нравственных качеств личности на примере рассказа
Ю. Я. Яковлева «Багульник».
Задачи:
Образовательные:
- продолжить знакомство с рассказом Ю. Яковлева «Багульник»;
- развивать навыки беглого, правильного, выразительного чтения вслух с
соблюдением норм литературного произношения;
- вырабатывать умение находить ответы на вопросы по содержанию текста;
Коррекционно – развивающие:
- развивать речь учащихся, активизировать и обогащать словарный запас,
расширять кругозор детей;
Воспитательные:
- воспитывать положительные качества личности (доброту, жалость,
сопереживание) любовь к людям, животным, воспитывать положительные
привычки поведения и эмоциональную отзывчивость.
Методы:
- словесный
- наглядный
-практический (работа с книгой)
Оборудование:
- запись фонограммы
-учебник «Чтение» для 7 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида (автор – составитель А. К. Аксенова)
- иллюстрации (изображение собак)
- карточки
- ваза с веточками багульника
- словарные слова
- цветы багульника из гофрированной бумаги
Ход урока:
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой (под фонограмму)
- Вдохните…. Как хорошо, что мы вместе. Мы все счастливы и
здоровы.
Мы помогаем друг другу! Пусть этот день несет нам радость
общения, наполнит сердце благородными чувствами.
И, подобно цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет,
тепло и любовь.
Улыбнитесь друг другу!
Вот с таким настроением мы и начнем наш урок!
II. Проверка домашнего задания.
– Что было задано на дом?
1. Беседа
- Какой рассказ мы с вами читаем?
- Кто напомнит, что такое багульник?
(Демонстрация багульника)
- Обратите внимание, как красивы цветы этого кустарника.
- Кто автор рассказа?
- Кому адресованы рассказы Ю. Яковлева?
- Что общего у героев произведений писателя?
- Назовите главного героя рассказа.
Фронтальный опрос. Игра «Верно-неверно»
- Сейчас мы проверим насколько вы были внимательны при чтении.
Предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Я вам буду читать
высказывания из рассказа, а вы мне отвечаете, если согласны –
верно, не согласны – неверно.
1. Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно
морщил нос и открывал пасть – другого слова тут не подберешь.
2. Однажды он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их
в банку с водой.
3. Женечку за глаза звали Евгенией Николаевной?
4. Однажды случилось невероятное, веник зацвел.
5. Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздавался
звонок с последнего урока, Коста нехотя вставал с места и не спеша
выходил из класса.
6. Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник,
подумали, что он волшебник.
7. Он держал трех собак!
- Молодцы! Справились с заданием!
- Ребята, а как же сеттер, боксер, такса? Какое отношение они имели
к Косте?
- Можно ли уже по этой части рассказа догадаться, почему Коста
постоянно хотел спать?
- Почему?
Подведение итога по домашнему заданию.
III. Основная часть.
Целевая установка.
- А вот сегодня, прочитав вторую часть рассказа, мы узнаем почему
Коста постоянно хотел спать.
Работа над второй частью произведения.
Ребята, при чтении 2 части рассказа, нам встретятся в тексте новые слова:
1. Словарная работа:
Следопыт – выслеживающий по следам
В парадном – главный вход многоквартирного дома
С неимоверной (скоростью) – с очень большой скоростью
Скуластый боксер – с большими выдающимися скулами
А перед началом чтения выполним артикуляционную гимнастику:
Читаем на карточках:
- про себя;
- вполголоса;
- громко, медленно;
- громко, быстро (2 раза)
Мокрый носик, громкий лай,
Это – пёсик, так и знай!
2. Речевая разминка – чистоговорка:
Труба трубит, труба поёт, трубач по улице идёт.
Упражнение на дыхание «Каша».
После прочтения 2 части рассказа, вы должны ответить на вопрос:
- Как звали собак, с которыми встречался Коста?
3. Работа с учебником.
- Откройте учебники на стр.255, старайтесь читать выразительно, не
торопясь, соблюдая все знаки препинания.
Первичное чтение учителем и хорошо читающими детьми.
- Так как же звали собак, с которыми встречался Коста?
4. Работа с иллюстрациями (фото собак)
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике стр.254 и затем на доске расположите
фото собак в той последовательности, в какой встречался с ними Коста.
Назовите их клички.
- А сейчас немного отдохнем.
IV. Физминутка.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки, посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже, наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
5. Работа над содержанием.
Беседа по содержанию.
- Что значил для Косты звонок с последнего урока?
- Куда так спешил Коста после уроков?
- Кто заинтересовался жизнью Косты и следил за ним?
- Почему учительницу Евгению Ивановну автор называет Женечкой?
- Каких собак выгуливал Коста?
- Что вы узнали о боксере?
- Что сказала дворничиха о хозяевах боксера?
- Какое несчастье постигло хозяина таксы?
Выборочное чтение.
- Как собаки относятся к мальчику?
- Мы видели Косту в классе и после уроков. Как меняется ваше впечатление
о мальчике по мере того, как вы узнаёте о его поступках?
- Какие черты характера присущи герою?
Знакомство с термином «милосердие».
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь и простить кого-нибудь из
сострадания, человеколюбия.
- Можно ли сказать, что Коста проявляет милосердие?
- Скажите, как автор показывает нам характер Косты: через его слова,
переживания или через его поступки?
- Как характеризуют мальчика эти поступки?
- Объясните смысл последнего предложения первой части:
Теперь он менялся в её глазах, как веточка багульника.
IV. Заключительная часть урока.
Итог урока.
Оценки.
Домашнее задание:
1 гр. Читать выразительно, отвечать на вопросы.
2 гр. Читать выразительно и ответить на первый вопрос.
3 гр. Читать выразительно стр.255-258.
На следующем уроке мы продолжим работу над рассказом
«Багульник» и узнаем о дальнейших встречах Косты с его
четвероногими друзьями.