kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект «Прозвища. Как с ними бороться?» Занятие по нравственному воспитанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развивать теплые, добрые отношения между детьми.

Задачи:
Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятием «прозвище».
  • Формировать уверенность в себе, осознание своей индивидуальности.
  • Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект «Прозвища. Как с ними бороться?» Занятие по нравственному воспитанию.»

Откуда берутся прозвища? Как с ними бороться?

Занятие по нравственному воспитанию.

Цель: развивать теплые, добрые отношения между детьми.

Задачи:
Образовательные:

  • Познакомить учащихся с понятием «прозвище».

  • Формировать уверенность в себе, осознание своей индивидуальности.

  • Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу.

Воспитательные:

  • Установить различие между понятиями «имя» и «прозвище».
    Показать, как действительно важно человеческое общение между людьми.

  • Воспитывать отрицательное отношение к словесным оскорблениям.

Развивающие:

  • Развивать фонематический слух, слуховое внимание и логическое мышление. 

  • Продолжить развитие способностей иметь самостоятельную точку зрения, уметь её аргументировать, строить связное высказывание.



Ход занятия.

I. Эмоциональный настрой. (На доске плакат с изображением солнышка)

Радость другу подари.

Улыбнись скорей и ты,

Урок с улыбки мы начнём,

Значит, будет добрым он.

Учащиеся хором проговаривают слова:

- Рано-рано по утрам

Солнце в дом приходит к нам.

Солнце улыбается,

День наш начинается.

Воспитатель. Мы много говорили о культуре речи, о сквернословии, а сегодня поговорим с вами… А впрочем тему вы определите сами. Я лишь прочитаю вам небольшой диалог.
Диалог «Встреча подруг после летнего отдыха».
– Привет, Огонёк, ну, как у тебя дела? – спросила Ленка.
– Здравствуй. Да ничего, вот только вчера приехала, – ответила Маша.
– А мы тут без тебя совсем заскучали, Длинный о тебе спрашивал.
Так Ленка называла Сашку Перова из параллельного класса за его рост. Она вообще всем давала клички, но никто на неё за это не обижался.
Воспитатель. Что необычного показалось вам в этом диалоге?
Воспитатель. Так как вы определите  тему нашего урока?
Воспитатель. Верно, тема сегодняшнего занятия «Прозвища»
II. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Воспитатель. Сегодня утром на адрес нашей группы пришло письмо.

«Здравствуйте, ребята! В нашем классе случилась беда – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей бедой!»

Воспитатель. Что посоветуете?

Ответы детей. Убрать из речи плохие слова. Клички использовать только для животных. Перестать обижаться. Не дразниться самому.

III. Введение в тему занятия.

Воспитатель. Каждому человеку при рождении даётся имя. Однако в течение жизни человек получает другое имя, или даже не одно, где выделена самая яркая черта его характера. Такое имя называется прозвищем.
Воспитатель. Дети часто дают кому-нибудь прозвище. Есть популярные прозвища. Они понятны каждому. К таким относятся Плакса, Ябеда, Маменькин Сынок, Толстый. Возникают они в результате какого-то запомнившегося случая. Девочка заплакала раз-другой, к ней прилипло прозвище. Или же дети заметили, что мальчик необычной комплекции, и кому-то пришло в голову назвать его Толстым.
     Прозвища бывают разные. Одни - обидные, высмеивающие физические или умственные недостатки. Они унижают личность человека. Другие прозвища кажутся безобидными. Ими могут называть друзья. Они не причиняют страдания человеку, которого обозвали. Но в результате этого может забыться настоящее и, может быть, очень красивое имя!
Вопросы к детям:

- Скажите, пожалуйста, вас когда – нибудь дразнили?

- Поднимите, пожалуйста, руки.

- Что вы в это время чув­ствовали?

Ответы детей.

  • Обидно

  • Стыдно

  • Страшно

  • Тяжело

  • Неловко

  • Неприятно

  • Грустно

- А какие чувства вы испытывали, когда вы дразнили?

Ответы детей.

  • Возмущён

  • Рассержен

  • Сердит

  • Обижен

  • Печален

- Какую ситуацию вы видите на рисунке?

- Какие чувства испытывает девочка?

- А мальчик?

Воспитатель.  Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой?

Ответы (варианты) детей.

Воспитатель. Можно ли смеяться над внешностью человека? Ес­ли нельзя, то почему?

Ответы детей.

Воспитатель. Во многих сказках рассказывается о хороших и добрых героях, которые не похожи на других, и за это их дразнят и обижают («Гадкий утенок», «Золушка», «Аленький цветочек».).

Вопросы к детям:

- Почему все смеялись над утёнком и дразнили его?

- Что при этом чувствовал утёнок?

- Почему девочку звали Золушка?

IV. Работа по теме занятия.

Воспитатель. А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ответы детей.

Воспитатель. Сегодня на занятии мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой «Саша-дразнилка», в котором мы найдём ответ на этот вопрос.

Саша-дразнилка


Саша очень любил дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и плакала.

— О чём ты плачешь, Лялечка? — спрашивал папа.

— Меня Саша дразнит!

— Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.

Ребята сидели за столом и завтракали.

— Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу за ноги к люстре подвешу.

— Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело!

Саша даже поперхнулся от удивления.

— У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут.

— А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

— Все вы, девчонки, — дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы!

— Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

— У меня апельсин больше, чем у тебя!

— Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся.

Тут Саша не выдержал и заплакал.

— О чём ты плачешь, Сашенька? — спросила мама, входя в комнату.

— Меня Лялька обижает! — ответил Саша, всхлипывая. — Я её дразню, а она не дразнится!

Вопросы по тексту:

- Как вы понимаете заголовок «Саша-дразнилка»?

- А как вы понимаете смысл слова ДРАЗНИТЬ(ударение на второй слог)

Словарная работа

- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

«Дразнилка» - человек, который дразнит другого.

- Какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру
- Как вы думаете, почему Саша дразнил сестру? (Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру)
- А какой совет дал папа Ляле?.(-Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.) 
- Будет ли плакать теперь Ляля, если история повториться? 
- Что в ней изменилось? (Ляля поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания.)

- Помог ли Ляле папин совет? 
Вывод: Ляля не стала обращать внимания.

- Как отреагировал Саша на изменение поведения Ляли? (Он заплакал)

- Почему заплакал Саша? (было обидно)
- Почему ему было обидно? (Сестра не обращала внимания на его дразнилки)

- Перестанет ли Саша обзываться? (потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.)
- Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ?

- Будет ли Саша в следующий раз дразнить сестру? А вы будете дразнить кого-то?

Вывод: - Так над каким человеческим качеством мы должны задуматься, прочитав этот рассказ?

(не следует дразнить другого, т.к. тебе самому это не приятно и обидно)

Воспитатель. Ребята, вспомните стихотво­рение С. Михалкова «Дядя Стёпа», как «дразнили дядю Стёпу за его высокий рост»?

Ответ детей. Дядя Стёпа - каланча.

Воспитатель. Но все равно все его очень любили, так как именно огромный рост помогал дяде Стёпе спасать людей и животных.

Воспитатель с детьми приходят к выводу: иногда недостат­ки превращаются в достоинства и нельзя дразнить человека за его непохожесть на других — надо сначала подумать, что будет чувствовать этот человек.

Басня С. Михалкова «Зеркало»:

Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться.

-Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда.

-Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня на спине три горба, я был бы ещё красивей!

-Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!..

Однажды достали друзья зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал:

-Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!

От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал.

-Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя поближе.  Неужели ты сам себя красавцем считаешь?

-Конечно! – ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается?

-Ну, тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало.

Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал:

-Ха, ха, ха! Что это ещё за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!

Вывод: Чем над кем-то смеяться, надо сначала посмотреть на себя.

Воспитатель с детьми приходят к вы­воду: главное в человеке не внешность, а его поступки.

Чтение отрывка из книги Н.Н.Носова «Приключения Незнайки»

  • Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

  • У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

  • Знайка шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

-  Вам понравились Незнайкины стихи?

 - Почему не понравились?

 - А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?

Физкультминутка:

Вверх рука и вниз рука,

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!                      

Нам сегодня не до скуки.

правая рука вверх, левая вниз, рывком менять руки.

Приседания с хлопками:                  

Вниз - хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок!

Приседания, хлопки в ладоши над головой.


Крутим головой,                                  

Разминаем шею.

Вращение головой вправо и влево.


Стой!

Останавливаются.

Ситуативная задача. (Воспитывать толерантное отношение к окружающим, уважение к высказываниям одноклассников; развитие основ анализа и синтеза, внимания; закрепление обязанностей, сопряженных с правом на имя)

 В одном классе произошла такая история. Мальчик по имени Вовочка, так его ласково называют дома, первый раз пришёл в школу. Он был маленького роста. Учительница представила его ребятам и сказала, что он самый маленький и все должны о нём заботиться, помогать ему. Однажды кто-то из ребят назвал его малышом, и с тех пор все стали его так называть. Дети даже не помнили его имени. Звали малышом. Вовочке было очень обидно слышать это прозвище…

 Почему было обидно Вовочке?

Предполагаемый ответ: потому что, его звали Малышом, а это обидно.

 Вова, тебе понравится, если тебя будут звать каким-то нехорошим словом? Предполагаемый ответ: нет.

 Почему?

Предполагаемый ответ: это обидно.

 Данила, а если тебя будут называть по прозвищу или кличке, тебе это понравится? Предполагаемый ответ: нет.

 Почему?

Предполагаемый ответ: у меня есть имя.

 Называть друг друга по имени, это ваше право или обязанность?

Предполагаемый ответ: это наша обязанность.

 Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами.


_ А как вы обращаетесь друг к другу?

Я знаю, что у вас есть прозвища. Мне хочется услышать, почему же вы так называете друг друга?
- Как вы называете Диму? Как считает Дима, это хорошее или плохое прозвище?

- Как вы думаете об этом?
Воспитатель. Несоблюдение правил общения друг с другом приводят к ссорам и конфликтам. Кому приятно, когда кто-то ябедничает или даёт ребятам обидные прозвища.
V. Дидактическая игра «Не обзывайся»

Цель: объяснить детям необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички своим ровесникам.

Ход игры:

Воспитатель предлагает запомнить следующие правила:

Правила дружбы:

- Убери из речи плохие слова. 
- Клички используй только для животных. 
- Перестань обижаться. 
- Не дразнись сам. 
- Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе

Воспитатель. У кого бывают клички?

Воспитатель. Какие клички можно дать кошке, собаке, курам, коровам.

Воспитатель. Послушайте стихотворение, а потом скажите, правильно ли названы клички животных.

                                                     Ю. Черных. «Путаница».

Жили-были дед да баба 
С маленькою внучкой. 
Кошку рыжую свою 
Называли жучкой. 
А Хохлаткою они 
Звали жеребёнка. 
А ещё у них была 
Курица Бурёнка. 
А ещё у них была 
Собачонка Мурка. 
А ещё -- два козла: 
Сивка да Бурка! 

Воспитатель. Исправьте путаницу. Скажите названия животных и их правильные клички.          Если дети затрудняются найти все несоответствия, имеющиеся в стихотворении, то воспитатель задает наводящие вопросы.

Ответы детей. Я думаю кошка - Мурка, а собачка – Жучка, курица – Хохлатка, корова - Бурёнка, жеребенок - Сивка – Бурка.

Воспитатель. К уверенному, довольному собой, своей внешностью человеку обидные клички не прилипают. Зато неуверенные, очень переживающие по поводу своих способностей получают «сполна» и по самым больным местам.

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА КЛИЧКУ

  • Относись к прозвищам спокойно. Твоя обида и злость не остановят, а ещё больше раззадорят обидчика. А человека, который не раздражается, и дразнить то не интересно.

  • Не обращай внимания, не поворачивайся и не отвечай на обзывательства, пока тебя не назовут настоящим именем

  • Подумай, не отражает ли кличка, прозвище твои реальные недостатки и постарайся избавиться от них, если это возможно.

  • Подойди к обидчику и спроси, почему он так говорит о тебе. Может ты ненароком его оскорбил и теперь он мстит тебе за это?

  • Если обидчики не оставляют в покое, то дай отпор. Используй отговорки.

Примеры отговорок-рифмовок.

  • «Черная касса –
    ключ у меня,

    кто обзывается –
    сам на себя!»

  • «Чики-траки - стеночка!» (Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзыванием).

  • «Шёл крокодил,
    твоё слово проглотил,

    а моё оставил!»

  • «Кто обзывается - сам так называется!»

  • «- Дурак!
    - Приятно познакомиться, а меня Петя зовут».

Воспитатель. Все отговорки надо произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

VI. Итог.

- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)

- Кто написал этот рассказ? ( Н.М. Артюхова)

- Чему учил вас этот рассказ? (не дразниться)

- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!

Воспитатель. Сделаем выводы:
    У каждого человека есть имя и фамилия, которые отличают его от других людей. Надо с уважением относиться к чужому имени и фамилии. Любого человека нужно называть уважительно и по имени, которое ему выбрали самые лучшие люди - любящие родители. И будет очень хорошо, если мы будем называть друг друга ласковыми, нежными, добрыми именами.

- Если мы будем каждый день улыбаться друг другу и говорить только теплые, нежные и ласковые слова, то и жизнь наша будет радостной и веселой и все наши мечты и желания обязательно сбудутся.

     - А чтобы наши мечты сбылись еще быстрее, давайте возьмемся за руки и все вместе улыбнемся. Все дети поочереди передают друг другу фразу «Не сердись, улыбнись».

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект «Прозвища. Как с ними бороться?» Занятие по нравственному воспитанию.

Автор: Гапоненко Нина Николаевна

Дата: 05.04.2020

Номер свидетельства: 545410

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства