kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект образовательной деятельности "Фразоразличительная и смыслоразличительная роль ударения""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для учителе, учителей-логопедов с детьми о понятии "Ударение".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект образовательной деятельности "Фразоразличительная и смыслоразличительная роль ударения""»


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА






Конспект образовательной деятельности с младшими школьниками:




«Форморазличительная и смыслоразличительная

роль ударения»










Подготовил:

консультант ТПМПК,

учитель-логопед:

Доценко Н.П.







Г.Донецк-2022


Обучающие задачи: учить детей находить слова с одинаковым написанием, правильно ставить ударения в этих словах, учить объяснять грамматическое значение этих слов, систематизировать и уточнять знания детей об ударении.

Развивающие задачи: развивать умение слушать речь взрослого, давать ответы полными предложениями, развивать умение слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения, формировать потребность в умении правильного произношения слов.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к русскому языку, дружелюбное отношение друг к другу и аккуратность при выполнении письменного задания .

Оборудование: предметные картинки, схемы предложений, тетради, ручки, интерактивная доска, письмо от Незнайки, мячик.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед: Ребята, посмотрите на картинки и назовите их

замок замок

ЗамОк –это то, что мы вешаем на дверь , чтобы показать, что никого нет дома.

ЗАмок- это огромное сооружение –здание, возведенное для проживания лиц высшего сословия.

В чем разница при произнесении этих слов?

- В слове замОк ударный слог -мок.

- В слове зАмок ударный слог за- .

(перед этим вспомнить, что ударение – это выделение силой голоса одного из слогов в слове).

  1. Основная часть

Сегодня мы отправимся в сказку к молодому принцу, который живет в этом красивом зАмке(вывешивается картина с замком). А вот как его зовут мы узнаем, когда составим слово из написанных на доске букв: е, р. а е, н, и, д У в таком порядке: У-1 д-2 а-3 р-4 е-5 н-6 и-7 е-8. Узнали УДАРЕНИЕ. Сейчас я вам расскажу интересную историю, которая произошла в сказочном государстве, в котором жили слова русского языка.

Вот однажды слова начали хвастаться, какие они все полезные и значимые.

– Все у нас есть, - говорили они: и гласные звуки, и согласные.

- Теперь мы все сами назовем и сами обо всем скажем. Ничего нам больше не надо.

Услышало эти слова Ударение и возмутилось:

- Как это ничего не надо? Да как же вы без меня жить будете? Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю значения ваших слов.

–Подумаешь важность какая-Ударение! И без тебя обойдемся! – еще больше расхвастались слова.

–Ах, так! - рассердилось Ударение и стало по слогам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило к слову замОк .

А слово замОк и говорит: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение – это просто сверху гласной буквы черточка! Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.

– Какое слово получилось? зАмок.

Подскочило Ударение к слову крУжки. А оно только что в крУжки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ. А крУжки всю воду расплескали, всех обрызгали.

Вышли вперед белкИ и говорят: «Мы самые главные частички любого живого организма, и уж с нами Ударение ничего не сделает».

Что произошло, когда Ударение перешло на первый слог и превратило это слова в бЕлки.

– Ах, что мы наделали? Ах, извините.

А Ударение смеется:

- Погодите, вы еще не то увидите и подбежало к слову потОпать.

А слово потОпать хотело ногами потопать, но вдруг стало потопАть:

- Караул! Кричит,

-Тону, потопАю!».

Слово заплачУ захотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало:

-Ах, я сейчас заплАчу! Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его вернуться в наше общество!

- То-то! Сказало Ударение и вернуло все на свои места.

Логопед: – Какой вывод сделали слова ?

- Они поняли, что не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.

- А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?

- Если в слове один слог- ударение не ставится. В слове с одним слогом один гласный звук. Этот звук всегда произносится четко и ударение не превратит это слово в другое слово.

Физминутка

На дверях висит замок,

( сомкнуть руки в «замочек»)

Кто открыть его не смог?

(вытянуть руки с «замочком» вперед).

Мы «замочком» постучим,

(постучать «замочком» по столу)

Мы «замочек» повернем,

(повертеть «замочком» вправо-влево)

Мы «замочек» покрутим,

(покрутить «замочком» к себе- от себя)

И «замочек» открыли

(руки разомкнуть)


Задания принца Ударения

  1. Прочитать предложения парами, найти слова с одинаковым написанием, поставить ударение в этих словах, объяснить грамматическое значение этих слов.


Мой руки перед едой.

Она не подала ему руки при встрече.


У цапли длинные ноги.

Когда она стоит, одной ноги не видно.


Постепенно голоса смолкли.

Лена охрипла, у нее не было голоса.


Горные реки быстрые.

У нас на даче в деревне нет реки.


Эти горы высокие.

На склоне горы паслось стадо.


  1. Определить единственное и множественное число имен существительных, найти одно из имен существительных, которое стоит в Родительном падеже.

  2. На интерактивной доске текст.

Списать текст, поставить ударение в выделенных словах.

В этом году было много травы на лугах. Травы стояли густые, сочные. Несколько раз колхозники косили луга. С каждого небольшого луга собрали много сена.

(Делается вывод о форморазличительной роли ударения)

  1. Почтальон передал нам письмо от Незнайки.

Зачитывается текст письма

«Ребята, помогите мне разобраться в задании, которое адресовано Веселым человечкам. Правильно ли я поставил ударение в словах стихотворения, данных в скобках? Если нет – исправьте, пожалуйста. Напишите правильные ответы.

С уважением к вам Незнайка»

Вот как выполнил задание Незнайка:

Скорей, сестра на рыб взгляни.


В ведерко руку Окуни

(Окуни - ударение на - о -)


Попались на крючок они!

Не бойся – это окунИ.

(окуниИ ударение на –и-)

КосИт косец,

(кОсит ударение на –о -)

а зайчишка кОсит.

(КосИт Ударение на --и--)

На двери замкА

(зАмка ударение на первую гласную –а-)


Нет зАмка.

(замкА ударение на вторую гласную =а-)




Дети исправляют ошибки Незнайки.

Зачитываются правильные ответы:

  • Скорей, сестра на рыб взгляни.

В ведерко руку окунИ(ударение на -и-)

Попались на крючок они!

Не бойся - это Окуни( ударение на –о -)

КОсит (ударение на - о -) косец,

а зайчишка косИт (ударение на - и-)

На двери зАмка (ударение на первую гласную – а -)

нет замкА(ударение не вторую гласную –а-)

  1. Составить схему предложения.

КОсит косец, а зайчишка косИт.

(выбрать из имеющихся схем подходящую)

====== _______,-- _________ =======.

  1. Речевая игра «Мячик». Передавая мячик друг другу, заканчивать предложения , произнесенное педагогом:

Использовать картинки Кружки (ударение на –у-)

и кружкИ (ударение на – и-)



  • Мама купила нам в поход эмалированные кружки.

  • Мы вырезали из белой бумаги небольшие кружки для поделки.

  • Чистые кружки стояли на полке.

  • Синие кружки были использованы для аппликации снеговика.

  • В магазин привезли новые светло-желтые кружки.

  • Театральные кружки нравятся детям.

  1. Самостоятельная работа. Поставить ударение самостоятельно во всех словах.

Делается вывод о смыслоразличительной роли ударения.

  • Серая ворона черного ворона

  • Утром ругала, присев на сучок.

(Обвести по трафаретам на отдельных альбомных листах контуры птиц)

у кого ворона -( ударение на –а-), у кого ворон ( ударение на первую гласную –о-) – подписать.

  1. Задание на дом

Списать предложения и поставить ударения в одинаково написанных словах.

Наше село окружают леса. Школа стоит возле самого леса. В хвойных лесах растут огромные сосны. Осенью возле каждой сосны можно найти гриб.

Какую роль в этих предложениях играет ударение? (форморазличительная роль).

  1. Подведение итога.

В одинаково написанных словах значение слов зависит от ударения.



Привести примеры:

  • сОвы, нет совЫ. \лИсы, нет лисЫ

  • Я дОма, домА, у стенЫ, стЕны.

  1. Итог занятия

Рефлексия

Солнце село за село

Нам ужасно повезло.

Что в гости к Ударению сходили

И все его секреты мы раскрыли.

Принц, конечно, молОдец!

А каждый из вас молодЕц!



- Ударение может выполнять форморазличительную и смыслоразличительную роль


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Доценко Наталья Петровна

Дата: 12.12.2022

Номер свидетельства: 619936


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства