Конспект образовательной деятельности с младшими школьниками:
«Форморазличительная и смыслоразличительная
роль ударения»
Подготовил:
консультант ТПМПК,
учитель-логопед:
Доценко Н.П.
Г.Донецк-2022
Обучающие задачи: учить детей находить слова с одинаковым написанием, правильно ставить ударения в этих словах, учить объяснять грамматическое значение этих слов, систематизировать и уточнять знания детей об ударении.
Развивающие задачи: развивать умение слушать речь взрослого, давать ответы полными предложениями, развивать умение слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения, формировать потребность в умении правильного произношения слов.
Воспитательныезадачи: воспитывать интерес к русскому языку, дружелюбное отношение друг к другу и аккуратность при выполнении письменного задания .
Оборудование: предметные картинки, схемы предложений, тетради, ручки, интерактивная доска, письмо от Незнайки, мячик.
Ход занятия:
Организационный момент
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки и назовите их
замок замок
ЗамОк –это то, что мы вешаем на дверь , чтобы показать, что никого нет дома.
ЗАмок- это огромное сооружение –здание, возведенное для проживания лиц высшего сословия.
В чем разница при произнесении этих слов?
- В слове замОк ударный слог -мок.
- В слове зАмок ударный слог за- .
(перед этим вспомнить, что ударение – это выделение силой голоса одного из слогов в слове).
Основная часть
Сегодня мы отправимся в сказку к молодому принцу, который живет в этом красивом зАмке(вывешивается картина с замком). А вот как его зовут мы узнаем, когда составим слово из написанных на доске букв: е, р. а е, н, и, д У в таком порядке: У-1 д-2 а-3 р-4 е-5 н-6 и-7 е-8. Узнали УДАРЕНИЕ. Сейчас я вам расскажу интересную историю, которая произошла в сказочном государстве, в котором жили слова русского языка.
Вот однажды слова начали хвастаться, какие они все полезные и значимые.
– Все у нас есть, - говорили они: и гласные звуки, и согласные.
- Теперь мы все сами назовем и сами обо всем скажем. Ничего нам больше не надо.
Услышало эти слова Ударение и возмутилось:
- Как это ничего не надо? Да как же вы без меня жить будете? Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю значения ваших слов.
–Подумаешь важность какая-Ударение! И без тебя обойдемся! – еще больше расхвастались слова.
–Ах, так! - рассердилось Ударение и стало по слогам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило к слову замОк .
А слово замОк и говорит: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение – это просто сверху гласной буквы черточка! Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.
– Какое слово получилось? зАмок.
Подскочило Ударение к слову крУжки. А оно только что в крУжки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ. А крУжки всю воду расплескали, всех обрызгали.
Вышли вперед белкИ и говорят: «Мы самые главные частички любого живого организма, и уж с нами Ударение ничего не сделает».
Что произошло, когда Ударение перешло на первый слог и превратило это слова в бЕлки.
– Ах, что мы наделали? Ах, извините.
А Ударение смеется:
- Погодите, вы еще не то увидите и подбежало к слову потОпать.
А слово потОпать хотело ногами потопать, но вдруг стало потопАть:
- Караул! Кричит,
-Тону, потопАю!».
Слово заплачУ захотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало:
-Ах, я сейчас заплАчу! Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его вернуться в наше общество!
- То-то! Сказало Ударение и вернуло все на свои места.
Логопед: – Какой вывод сделали слова ?
- Они поняли, что не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.
- А если слово состоит из одного слога, ударение ставится?
- Если в слове один слог- ударение не ставится. В слове с одним слогом один гласный звук. Этот звук всегда произносится четко и ударение не превратит это слово в другое слово.
Физминутка
На дверях висит замок,
( сомкнуть руки в «замочек»)
Кто открыть его не смог?
(вытянуть руки с «замочком» вперед).
Мы «замочком» постучим,
(постучать «замочком» по столу)
Мы «замочек» повернем,
(повертеть «замочком» вправо-влево)
Мы «замочек» покрутим,
(покрутить «замочком» к себе- от себя)
И «замочек» открыли
(руки разомкнуть)
Задания принца Ударения
Прочитать предложения парами, найти слова с одинаковым написанием, поставить ударение в этих словах, объяснить грамматическое значение этих слов.
Мой руки перед едой.
Она не подала ему руки при встрече.
У цапли длинные ноги.
Когда она стоит, одной ноги не видно.
Постепенно голоса смолкли.
Лена охрипла, у нее не было голоса.
Горные реки быстрые.
У нас на даче в деревне нет реки.
Эти горы высокие.
На склоне горы паслось стадо.
Определить единственное и множественное число имен существительных, найти одно из имен существительных, которое стоит в Родительном падеже.
На интерактивной доске текст.
Списать текст, поставить ударение в выделенных словах.
В этом году было много травы на лугах. Травы стояли густые, сочные. Несколько раз колхозники косили луга. С каждого небольшого луга собрали много сена.
(Делается вывод о форморазличительной роли ударения)
Почтальон передал нам письмо от Незнайки.
Зачитывается текст письма
«Ребята, помогите мне разобраться в задании, которое адресовано Веселым человечкам. Правильно ли я поставил ударение в словах стихотворения, данных в скобках? Если нет – исправьте, пожалуйста. Напишите правильные ответы.
С уважением к вам Незнайка»
Вот как выполнил задание Незнайка:
Скорей, сестра на рыб взгляни.
В ведерко руку Окуни
(Окуни - ударение на - о -)
Попались на крючок они!
Не бойся – это окунИ.
(окуниИ ударение на –и-)
КосИт косец,
(кОсит ударение на –о -)
а зайчишка кОсит.
(КосИт Ударение на --и--)
На двери замкА
(зАмка ударение на первую гласную –а-)
Нет зАмка.
(замкА ударение на вторую гласную =а-)
Дети исправляют ошибки Незнайки.
Зачитываются правильные ответы:
Скорей, сестра на рыб взгляни.
В ведерко руку окунИ(ударение на -и-)
Попались на крючок они!
Не бойся - это Окуни( ударение на –о -)
КОсит (ударение на - о -) косец,
а зайчишка косИт (ударение на - и-)
На двери зАмка (ударение на первую гласную – а -)
нет замкА(ударение не вторую гласную –а-)
Составить схему предложения.
КОсит косец, а зайчишка косИт.
(выбрать из имеющихся схем подходящую)
====== _______,-- _________ =======.
Речевая игра «Мячик». Передавая мячик друг другу, заканчивать предложения , произнесенное педагогом:
Использовать картинки Кружки (ударение на –у-)
и кружкИ (ударение на – и-)
Мама купила нам в поход эмалированные кружки.
Мы вырезали из белой бумаги небольшие кружки для поделки.
Чистые кружки стояли на полке.
Синие кружки были использованы для аппликации снеговика.
В магазин привезли новые светло-желтые кружки.
Театральные кружки нравятся детям.
Самостоятельная работа. Поставить ударение самостоятельно во всех словах.
Делается вывод о смыслоразличительной роли ударения.
Серая ворона черного ворона
Утром ругала, присев на сучок.
(Обвести по трафаретам на отдельных альбомных листах контуры птиц)
у кого ворона -( ударение на –а-), у кого ворон ( ударение на первую гласную –о-) – подписать.
Задание на дом
Списать предложения и поставить ударения в одинаково написанных словах.
Наше село окружают леса. Школа стоит возле самого леса. В хвойных лесах растут огромные сосны. Осенью возле каждой сосны можно найти гриб.
Какую роль в этих предложениях играет ударение? (форморазличительная роль).
Подведение итога.
В одинаково написанных словах значение слов зависит от ударения.
Привести примеры:
сОвы, нет совЫ. \лИсы, нет лисЫ
Я дОма, домА, у стенЫ, стЕны.
Итог занятия
Рефлексия
Солнце село за село
Нам ужасно повезло.
Что в гости к Ударению сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Принц, конечно, молОдец!
А каждый из вас молодЕц!
- Ударение может выполнять форморазличительную и смыслоразличительную роль