Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока (речь и альтернативная коммуникация и изобразительная деятельность) «Осенний калейдоскоп» с детьми с ТМНР»
Конспект интегрированного урока (речь и альтернативная коммуникация и изобразительная деятельность) «Осенний калейдоскоп» в 5 классе с детьми с серьёзными нарушениями в интеллектуальном развитии (ТМНР)
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях
Цели урока:
1.Дидактическая:
Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.
2. Коррекционно-развивающая:
Развивать зрительное восприятие и вербальную память на основе упражнений в запоминании и узнавании предметов.
3. Воспитательная:
Формирование учебной мотивации.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций;
беседы;
наблюдения;
аппликации, рисование, поделки из природного материала;
дидактические игры;
чтение художественной литературы;
активные игры.
Оборудование и материалы:
презентация;
картинки с изображением примет осени;
листья осенние;
мячик
бумажные салфетки;
колокольчик
Ход урока:
Вводная часть. Учитель звонит в колокольчик и поет песенку:
«Дин-дон, дин-дон, колокольчик звенит.
Дин-дон, дин-дон, заниматься велит!»
Учитель:
- Ребята, посмотрите, у нас сегодня необычный урок, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Учитель поёт песенку, обращаясь ко всем детям:
«Сядем рядышком, по кругу.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день.
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.»
-Ребята, давайте улыбнемся друг другу.
Учитель улыбается, обращаясь ко всем детям.
Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:
Учитель: Желтый листик на ладони, Был когда -то он зеленый, К нам в окошко он влетел, Почему он пожелтел? У кого друзья не спросим, Скажут — наступила …
Дети – Осень!
Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.
Учитель:Посмотрим от кого же это письмо?
Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.
Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.
Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.
Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.
Основная часть.
Учитель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.
В лес осенний на прогулку приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья нам, ребята, не найти,
Друг за другом становитесь,
Крепко за руки беритесь,
По дорожке мы пойдем,
И посмотрим, что найдем.
Упражнение с имитацией движений «Дорожка в лес»
Учитель – Да, у каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени.
Игра “Да или нет” ( дайте правильный ответ):
Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Туманы осенью плывут? Ну а птицы гнёзда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто — часто льют дожди? Достаем ли сапоги? Солнце светит очень жарко? Можно детям загореть? Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?
Вы знаете приметы осени, значит, можно дальше идти.
Игра «Погода осенью»
У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Учитель: Дети, а какая бывает погода осенью:
Когда идет дождь - дождливая.
Когда дует ветер - ветреная
Холодно - холодная
Пасмурно - пасмурная
Сыро - сырая
Хмуро - хмурая
Ясно - ясная
Учитель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?
Дети:(Ранняя,золотая, поздняя)
Учитель: Молодцы! А вы знаете что происходит с природой осенью?
В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
А я ниточку возьму,
И приметы соберу.
Игра «Бусы»
Учитель: Дети, вы замечательно все говорили, какие красивые бусы получились из ваших примет. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет осени.
А почему у деревьев опадают листочки?
Дети: (Мало солнца, стало холодно)
Учитель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?
Дети: (Приклеить, пришить).
Учитель: А будут ли, такие листочки держатся?
Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).
Учитель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
Игра «Листья»
Листья осенние тихо кружатся,
Листья под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Мимо ветер пролетал, все листочки он смешал. Как называется явление когда листья опадают с деревьев? (листопад)
Ветер, ветер, не шали, Листочки взял, так положи!
Учитель – Не хочет вернуть ветер листочки. Предлагает нам поиграть с ним, ему ведь скучно одному.
Игра «Листопад»
Листья дубовые, листья кленовые Желтеют и падают тихо. Ветер хватает, в кучу бросает, Кружит листики тихо.
Учитель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.
Учитель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.
Заключительная часть.
Дети: Уже поздняя осень. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка завяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.
Учитель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Я предлагаю нарисовать зайцам ответ, они посмотрят на ваши рисунки и сразу поймут , какую шубку им надо надевать.
Рисование «Шубка для зайчика»
Перед работой пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Итог урока.
Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным?
Что вам понравились больше всего?
Чьи ответы вам понравились?
А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)
Учитель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. И я вам приготовила небольшие сюрпризы.
«Дин-дон, дин-дон, колокольчик звенит
Дин-дон, дин-дон, отдыхать нам велит!»
-Наш урок окончен, хорошо вам, ребята, отдохнуть! До свидания!