Формирование представлений о внешнем виде, частях тела.
Соотнесение изображения с пиктограммой.
Уточнение, расширение, активизация и актуализация словаря по теме «Я - ребенок» (голова, нос, рот, глаза, уши, живот, руки, и т.д., слова-действия спать, смеяться, плакать, есть, пить).
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование доброжелательности, заботливости, усидчивости, навыков сотрудничества.
Коррекция эмоционального настроя.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие речевого дыхания, зрительного внимания, артикуляционной моторики.
Развитие ассоциативного и образного мышления ребенка: учить соединять слова и символы, объединяя их по замыслу.
Развитие мелкой моторики и графических навыков.
Оборудование: Альбомный лист, контейнер с карандашами, предметные картинки, символы – пиктограммы. Использование в общении жестов, символов, картинок, зеркало.
Ход занятий
I. Вводная часть
1.Организационный момент.
Приветствие (помаши рукой).
2.Артикуляционная гимнастика.
-Раз, мы ротик открываем, будто кошечки зеваем (открывать и закрывать рот по инструкции учителя-логопеда).
-Два, подуем в дудочки, губки словно трубочки. (Тянуть губки вперед).
-Три, на губки посмотри, улыбаемся на «три». (Широко улыбаться, растягивать губы в улыбке).
-На четыре ротик шире, барабаним на «четыре». (Открыть рот и стучать язычком по внутренней поверхности верхних зубов).
-Пять, откроем рот опять, нужно губки облизать. (Рот открыт, широким языком сначала облизываем верхнюю губу, сверху-вниз, затем нижнюю).
-Шесть, язычком по зубкам постучать. (Открыть рот и постучать языком по внутренней поверхности нижних зубов).
-Восемь, дружно мы болтаем. (Широко открыть рот, проводить языком вперед-назад по верхним зубам).
Девять, ротик закрываем.
3. Выполнение упражнения «Да-нет».
Слушай внимательно и повторяй за мной. При произнесении слов «Да-да-да», киваем головой сверху-вниз. При произнесении слов «нет-нет-нет», поворачиваем голову сначала направо, затем налево. При произнесении слов «не знаю, не знаю», поднимаем плечи вверх. Упражнение повторяется 2-3 раза.
4. (Работа с кубиком настроений). А потом засияло солнце. (Руки разводим в стороны через верх) Какое настроение стало? Улыбнись солнышку (и-и-и…) Покажите, где грустный мальчик, а где веселая девочка, где сердитый мальчик? Молодец! Давай еще раз друг другу улыбнемся.
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
- Посмотри, о ком мы сегодня будем говорить? Как можно назвать их, одним словом? Кивни мне - да, когда услышишь правильное название. Это Одежда? Птицы? Это человек? Это дети?
- Да, сегодня мы будем рассматривать человека, что у него есть, познакомимся с названием частей тела.
2. Знакомство с новым материалом
-Слушай внимательно, и покажи на картинке, что я назову.
-Нос, рот, уши, глаза, голова, руки, ноги.
-Молодец, ты все правильно показал.
-Сейчас, покажи на себе, что я сейчас назову. Нос, рот, уши, глаза, голова, руки, ноги.
-Это все части тела.
-Давай проверим, хорошо ли ты их запомнил.
- Я тебе покажу изображение-пиктограмму, а ты мне покажи на себе то, что увидишь.
3. Закрепление нового материала. Узнавание пиктограмм
Давай теперь проверим, правильно ли ты запомнил.
- Покажи, что я назову (ребенок соотносит название с пиктограммой).
- Найди одинаковые картинки (из 4 пиктограмм - 2 одинаковые).
- Посмотри внимательно на изображение и найди среди остальных такую же картинку-пиктограмму (по данной пиктограмме ищет такую же).
4. Физминутка
Давай отдохнем, немного разомнемся
Чтение стихотворения с выполнением движений.
Это нос, это рот,
Там спинка, тут живот.
Это ручки – хлоп, хлоп!
Это ножки – топ, топ!
Ох! Устали, вытрем лоб!
5. Актуализация полученных знаний
Составление предложения
-Слушай внимательно. Покажи то, о чем я говорю.
-Мальчик пьет чай. Правильно.
-Девочка есть яблоко.
-Я беру куклу.
-Я смотрю на девочку.
-Молодец, ты все правильно показал.
Теперь, давай попробуем составить предложение из карточек-пиктограмм.
Слушай внимательно: «Мальчик есть яблоко». Покажи кто ест яблоко? Верно, это мальчик. Что он делает, найди нужную картинку? Он ест, положи картинку «ест» рядом с картинкой мальчик. А что мальчик ест? Яблоко. Молодец. Положи картинку «яблоко» рядом с картинкой «ест». У нас получилось предложение: «Мальчик ест яблоко».
- Слушай внимательно. «Девочка пьет чай.» Покажи о ком я говорю? Верно, это девочка. Что она делает, найди нужную картинку? Она пьет, положи картинку «пьет» рядом с картинкой девочка. А что корова девочка пьет? Чай. Молодец. Положи картинку «чай» рядом с картинкой «пьет». У нас получилось предложение: «Девочка пьет чай.»
- А теперь посмотри на предложения, составленные из картинок-пиктограмм. Найди в них- ошибку?
-Пить яблоко. (Есть яблоко).
-Есть воду. (Пить воду).
-Смотреть ушами. (Смотреть глазами).
-Слушать глазами. (Слушать ушами).
- Молодец! Ты очень хорошо справился с заданием.
III. Итог занятия
Давай проверим, правильно ли ты запомнил все части тела? Я тебе покажу картинку-пиктограмм, а ты покажи на себе части тела. Нос, голова, руки, и т.д.Ты всех показал правильно? Молодец. Какое у тебя сейчас настроение? Выбери нужный смайлик. Забери его с собой. Занятие закончено. Помаши рукой - «До свидания!».