Просмотр содержимого документа
«Классный час:"День космонавтики"»
«День космонавтики»
Цели:
систематизировать и расширить представления детей о космонавтике;
расширить словарный запас учащихся;
воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
ХОД
Вступительное слово учителя.
Рассмотрите изображения
Что объединяет все предметы? (Они все летают)
На какие группы можно разделить? (Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт)
С глубокой древности люди мечтали лететь как птицы. На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд.
Вспомните, на чем совершали свои полеты герой ваших любимых сказок? (Ответы учащихся)
Прошли века и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер, туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый. Позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолеты и вертолеты. И, наконец, самый быстрый транспорт. Отгадайте загадку: ни хвоста, ни крыльев нет, а летает до планет. (Ракета).
Отгадайте еще одну загадку, связанную по смыслу с первой:
Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)
Сообщение темы и целей занятия.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока.
Физминутка для глаз.
Движения глазами влево – вправо, вверх – вниз за указкой
В России мысль о возможности полета в космос впервые высказал Константин Эдуардович Циолковский. Он всю жизнь проработал учителем физики и математики, а в свободное время конструировал ракеты и двигатели к ним.
Эстафету у Циолковского принял Сергей Павлович Королев. Под его руководством в нашей стране было построение множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей.
Класс делится на группы, каждая группа получает лист с текстом и заданием. Дети читают текст, отвечают на вопросы.
1 группа. Космическая орбитальная станция.
У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется космическая орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Но крылья нужны не для полета. Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Вопросы:
Как называется дом космонавтов?
Зачем он нужен?
На что похож космический дом?
2 группа. Как работают космонавты.
Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. Вопрос:
Что делают космонавты на космической станции?
3 группа. Животные-космонавты.
Первыми космонавтами-разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой.
Вопросы:
Какие животные летали в космос?
Что узнали о полёте мышки?
4 группа. Собаки-космонавты.
Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. На Лайку надели специальный скафандр. О здоровье собаки ученые узнавали с помощью специальных приборов, которые были установлены на ракете. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой полетели и другие собаки. Все они возвратились на Землю.
Так ученые убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт.
Вопросы:
1. Как готовили собак для полёта в космос? 2. Как звали первую собаку-космонавта?
5 группа. Первый космонавт. 12 апреля 1961 года 27- летний летчик старший лейтенант (в этот же день стал майором) Юрий Алексеевич Гагарин совершил первое в истории человечества космическое путешествие, стал первым землянином, которому довелось непосредственно увидеть, что Земля-шар. На космическом корабле «Восток-1», Гагарин за 108 минут облетел вокруг Земли. Ракета стартовала с космодрома Байконур в Казахстане, а приземлился космонавт на правом берегу Волги близ деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. И ракета-носитель, и космический корабль «Восток-1», и стартовый комплекс были созданы под руководством Сергея Павловича Королева, который также осуществлял руководство полетом Гагарина.
Вопросы:
1. Как зовут первого космонавта? 2. Сколько минут продолжался первый полёт?
6 группа. Скафандр. В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Вопросы:
1. Как называется одежда космонавтов? 2. Зачем нужен скафандр?
7 группа. Искусственные спутники.
4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные. Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики.
Вопрос:
Что изучают искусственные спутники Земли?
Физминутка.
Подведение итогов работы групп.
- Сейчас от каждой группы выступит один ученик, он подведёт итоги работы группы, расскажет, что нового и интересного узнал из статьи, а остальные учащиеся дополнят его ответ, если будет необходимо.
Вопросы 1 группе: (слайд 11) – Кто из живых существ первым полетел в космос? – Почему это были животные, а не люди?
Вопрос 2 группе: – Как готовили собак в космическое путешествие? (Слайды 12- 13)
Вопрос 3 группе: – Кто был первым космонавтом и как проходил первый полёт? (Слайд 14) Дополнительное сообщение о детстве Ю.А.Гагарина. (Заранее подготовленный ученик)
Если спросить космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты». – Как вы думаете, любой ли человек может стать космонавтом? – Каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь? (Ответы детей.)
8. Работа в парах.
Игра «Собери слово»
- Поиграем в игру. На столе у вас карточки с буквами. Соберите из них слово-качество настоящего космонавта. Слова: космонавт, трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный.
- Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с названием качеств космонавтов.) В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь - во вселенную держишь (путь). Главным правилом у нас - выполнять любой (приказ). Космонавтом хочешь стать - должен много, много (знать). Любой космический маршрут - открыт для тех, кто любит (труд). Только дружных, звездолёт может взять с собой (в полёт). Скучных, хмурых и сердитых не возьмём мы на (орбиту).
9. Физминутка – Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам зарядку на внимание. – Правая рука делает круги влево, другая – вправо. – Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг. – Правая нога в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.
- Продолжим подведение итогов работы групп.
Вопрос 4 группе: Как называется второй дом космонавтов? (Слайд 15) Вопрос 5 группе: Как работают космонавты на орбитальных станциях? Вопрос 6 группе: Расскажите о специальной одежде для космонавтов. (Слайд 16)
Как вы понимаете слово «спутник»? (Используем словарь Ожегова) У нашей планеты есть естественный спутник Луна. Зачем же нужны искусственные спутники? Это вопрос для 7 группы. (Слайд 17)
10. Подведение итогов. Рефлексия
– А сейчас разгадаем кроссворд «Знаешь ли ты космос?» (Слайды 18-25) Заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение Татьяны Лариной
Кто полетел к планетам первый? Какой в апреле праздник раз в году? О космосе слагаются легенды, Герои - космонавты на виду!
Им на земле спокойно не живётся, Их почему - то вечно тянет в высь, Им звёзды покоряются, сдаются, На их погонах золотом зажглись.
Прекрасно знает с детства мальчик каждый, Гагарин Юрий - космоса герой, Ведь космонавтом не рождаются однажды, Он может рядом быть с тобой или со мной.
И вновь в неведомые дали Корабль космический взлетит... Пусть сбудется, о чём во сне мечтали, Летите, дети, в небо, путь открыт!