Просмотр содержимого документа
«Использование занимательного материала при изучении техники безопасности на уроках швейного дела в школе VIII вида»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 107»
Использованиезанимательного материала при изучении техники безопасности на уроках швейного дела в школе VIII вида
Подготовила:
учитель профессионально-трудового обучения
Ваулина Т.В.
Новосибирск
Использование занимательного материала при изучении техники безопасности на уроках швейного дела в школе VIII вида
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья изначально имеют здоровье, ослабленное различными заболеваниями. Одна из важнейших задач педагога состоит в том, чтобы обеспечить школьникам возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, хотя бы на том уровне, на котором оно было при поступлении ребёнка в школу. А в идеале укрепить его и сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому, безопасному образу жизни, научить использовать полученные знания в дальнейшем в повседневной жизни.
Во время проведения уроков профессионально – трудового обучения (швейного дела) обучающиеся используют различные инструменты и оборудование, неправильное обращение с которыми может привести к травме. Работа в мастерской должна исключать возникновение травмоопасных ситуаций. Поэтому нельзя относиться к вопросам техники безопасности формально. Все обучающиеся должны не просто знать правила безопасной работы с инструментами и оборудованием, а неукоснительно соблюдать их. Обучение школьников соблюдению правил техники безопасности на уроках швейного дела - это залог успешного проведения занятий и, самое главное, опыт правильного использования различных инструментов и оборудования обучающимися в будущем.
В мастерской техника безопасности соблюдается на основе инструкций (общих инструкций и инструкций при работе с инструментами: иглой, ножницами, а также оборудованием: с утюгом и на швейных машинах).
Обязательно проводятся инструктажи, ведётся журнал по технике безопасности.
На первых же занятиях необходимо обязательно ознакомить обучающихся с общими положениями трудовой дисциплины: правилами поведения на уроках, на переменах, требованиями к содержанию рабочего места, порядку хранения инструментов и материалов. А также знакомить с правилами работы с отдельными инструментами и оборудованием. Постоянно на всех занятиях повторять их, требуя от обучающихся безусловного соблюдения этих правил.
Опыт работы показывает, что обучающиеся хорошо усваивают правила техники безопасности и сознательно применяют их на практике только в том случае, когда эти правила хорошо им понятны. Нельзя не требовать от обучающихся, чтобы они бездумно, чисто механически заучили эти правила. На всех занятиях необходимо постоянно разбирать, почему и как надо работать инструментами и пользоваться оборудованием, добиваться сознательного отношения к соблюдению правил техники безопасности.
В кабинете, перед глазами обучающихся обязательно должны находиться красочно оформленные стенды, которые дополнительно помогают закреплять правила техники безопасности.
Чтобы обучающимся не было скучно и однообразно, при повторении правил техники безопасности я использую разнообразный занимательный материал: стихи, загадки, кроссворды, ребусы, занимательные задания, которые могут пригодиться педагогам при проведении уроков швейного дела.
Стихи
Появляюсь всегда в срок
Я на каждый ваш урок.
Вы не ведаете сами,
Что я всегда и всюду с вами.
Не страшны лишь тому опасности,
Кто знает правила техники безопасности.
Инструменты рабочие
Нужны в работе очень нам.
Важные помощницы:
Ручные иглы, ножницы.
Чтоб не болели зубы и живот,
Не брать иголки и булавки в рот.
Игла в работе весела,
Она мала и так остра.
Не будешь класть её на место:
То потеряется в отместку,
То затаится в беспорядке,
Тебе ж потом вопьётся в пятку.
Поранит палец или руку,
Чтоб помнил безопасности науку.
В определённом месте иголку храни,
В одежду не вкалывай, в рот не бери.
Внимательным будь и иглу не теряй,
А если сломалась, учителю сдай.
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
И не составит Вам труда
Хранить в коробке их всегда.
Коль просит кто-то, не зевай,
Вперёд колечками подай.
С ножницами не шути. Зря в руках их не крути. И держа за острый край Подружке их передавай. Лишь окончена работа – Ножницам нужна забота: Не забудь ты их закрыть, И на место положить!
Чтоб доска не задымилась и не загорелась вдруг,
На подставку поскорей ты поставь утюг!
Сели шить мы за машину.
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы дальше от иголки,
Под косынку спрячем челки.
Загадки
Тонка, длинна, одноуха, остра,
Всему миру красна (игла).
Тонкая Нинила
Всех одела, нарядила.
На самой бедняжке
Нет даже рубашки(игла).
Всех на свете обшивает,
Что сошьёт, не надевает (игла).
В узкий глазок вдета тонкая нитка
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко,
А называют кораблик …(иголка).
Одноуха, длинный нос,
Нет ни глаз и ни волос,
Металлическое тело.
Не сидит она без дела,
Протыкает ткань она.
Это швейная...(игла)
Одна подружка
Пролезла другой в ушко (нитка с иголкой).
Конь стальной,
Хвост льняной (иголка с ниткой).
Кошка из окошка –
Я за хвост (нитку вдевают в иглу).
Утка ныряла, ныряла –
И хвост потеряла (иголкой шьют).
Два братца, одно сердце (ножницы).
Сделаны из железа, Умеют стричь и резать. Когда они встречаются, Части разделяются (ножницы).
Два конца,
Два кольца,
Посередине гвоздик (ножницы).
Пара острых, тонких ног
Без туфлей и без сапог.
На ногах — по голове
Для чего, скажите мне?
По бумаге ходят ноги,
Режут все, что на дороге (ножницы).
Инструмент бывалый
Не большой. не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт (ножницы).
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части (ножницы).
Два железных молодца
Обнимались без конца.
Целовались: щёлк да щёлк,
На куски разрезан шёлк.
Оказалось, это братья,
В мастерской кроили платье. Для одной художницы,
А зовут их …(ножницы).
В полотняной стране,
По реке Простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать (утюг).
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море (утюг)
Я не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками.
Уходят очень милые, весёлые и гладкие!
Значит я надёжный друг –
Электрический (утюг).
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь (утюг)
Пройдусь слегка горячим я, И гладкой станет простыня. Могу поправить неполадки, И навести на брюках складки (утюг).
Наша тётушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке (швейная машина)
На поляне шерстяной
Пляшет тонконожка.
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка. (швейная машина)
РЕБУСЫ
Ответ: НОЖНИЦЫ
Ответ: ИГОЛКА
Г
Ответ: УТЮГ
Занимательные задания
Расшифруйте зашифрованные слова, используя буквы алфавита под соответствующими номерами. Расскажите правила техники безопасности.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Прочитайте слова в рамочках в порядке возрастания цифр.
Найди среди этих слов инструменты. Расскажите правила техники безопасности при работе с ними.
2
5
7
1
3
6
4
10
9
8
Слово
и
н
т
ь
нить
к
ь
т
а
н
о
к
о
в
л
н
о
т
о
с
е
к
ж
т
ч
а
с
р
к
о
о
ш
в
г
и
л
а
о
и
ц
н
ж
н
ы
т
у
ю
г
По части инструмента, оборудования назовите весь предмет. Расскажите правила техники безопасности при работе с ним.
Часть предмета
Весь предмет
Ушко
Игла
Лезвие
Педаль
Подошва
Путаница
Найдите ошибки, исправьте. Расскажите правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, утюгом.
1.Бревно распилили клеем.
2. Рубаху сшили пилой.
3. Бумажную деталь приклеили иглой.
4.Гвоздь забили ножницами.
5. Ткань раскроили шилом.
6. Отверстие прокололи молотком.
7. Доску построгали утюгом.
8.Юбку отутюжили иглой.
9. Блок прошили рубанком.
1.Бревно распилили иглой.
2. Платье сшили пилой.
3.Ткань раскроили молотком.
4.Гвоздь забили ножницами.
5. Отверстие прокололи утюгом.
6. Юбку отутюжили шилом.
Назовите спрятавшийся инструмент. Расскажите правила техники
безопасности при работе с ним.
А
Ц
Ж
Б
Н
О
В
Ч
И
Г
Т
Ы
Д
Е
1
2
3
4
5
2Б 5Б 3А 2Б 2В 1А 4Г
Неполные слова
Отгадайте инструменты и оборудование только по гласным буквам. Расскажите правила техники безопасности при работе с ними.
И _ _ А (игла)
У _ Ю _ (утюг)
_ О _ _ И _ Ы (ножницы)
_ _ Е _ _ А Я _ А _ И _ А (швейная машина)
Применение перечисленных, а также других занимательных материалов при изучении инструментов, оборудования, правил безопасной работы с ними, их разнообразие позволяет мне уйти от однотипности проведения занятий, пробуждает у обучающихся интерес к изучаемому материалу, помогает образовывать, развивать, ребёнка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).