kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование карточек-мини-конспектов на уроках чтения во 2-4 классах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В публикации представлени опыт работы с дидактическими карточками по формированию навыков осознанного чтения 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование карточек-мини-конспектов на уроках чтения во 2-4 классах.»

Разработка и использование дидактических карточек (мини конспектов)

для проверки навыков осознанного чтения на этапе проверки домашнего задания

у детей с нарушением интеллекта .

Проблемы потенциальных возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих детей в общество. Одним из важных нправлений работы с этой категорией детей я считаю формирование и совершенствование правильного и осознанного чтения.

Чтение является таким предметом, который даёт возможность ребенку-подростку, взрослому познавать окружающий мир:

  • ориенироваться в повседневной жизни( прочитать надписи, светящиеся табло- вход, выход и др.);

  • прочитать программу для просмотра телевизора;

  • организовать свой досуг (почитать самому небольшой рассказ, сказку или прочитать что-то не читающим;

  • понимать распространенные знаки безопасности и информации;

  • прочитать инструкцию по выполнению определенного задания, заполнению анкет.

Обучать чтению –значит готовить ребёнка к жизни, формировать определённое отношение к ней. Обогащать жизненный и эмоциональный опыт растущего человека.

Основная цель уроков чтения –научить читать осознанно. Для достижения этой цели необходимо использовать эффективные приёмы и формы работы при чтении.

Осмысление прочитанного текста, как правило, выше возможностей детей с ГУО, но при помощи учителя все дети пересказывают содержание коротких текстов , только с меньшей или большей помощью педагога. Поэтому появилась необходимость создание карточек – мини конспектов, которые помогают детям по опорным словам, картинкам восстановить прочитанный текст, учатся выделять главное в тексте и является опорой для пересказа.

В процессе обучения чтению ГУОД опираюсь на общие дидактические и специальные коррекционные принципы обучения:

  • принцип наглядно-предметного обучения;

  • принцип занимательности и игры,дидактические игры;

  • принцип воспитывающего обучения ( в карточках есть задания,в которых дети выбирают и оценивают поведение героев произведений);

  • принцип систематичности и интегрирующего обучения ;

  • принцип здоровье - сберегающего обучения.

  • задания конкретизированы, разнообразны, поданы ребёнку в интересной форме.

Данные карточки начинаю применять с пятого года обучения после того, когда дети с ГУО научились читать. Применяю их систематически на каждом уроке при проверке домашнего задания.

Цель этих заданий добиваться развёрнутых пересказов прочитанных произведений без наводящих вопросов.

Применяя такие карточки-мини конспекты помогают фиксировать полученные знания, которые служат опорой для осознанного учения, дети (даже те кто не мог ответить одним словом на вопрос ) начинают двумя- тремя связными предложениями пересказать прочитанное. Детям нравиться с ними работать, они стараются помогать друг другу, при пересказе дополняют друг друга, появился интерес к чтению.

Правила работы с карточками –мини конспектами.

  • Карточки составляются к конкретному литературному произведению.

  • Выдаются карточки каждому ученику после чтения произведения при проверке домашнего задания .

  • Работают дети в группах, т. к текст заданий читает ученик, который лучше других детей уже умеет правильно и выразительно читать, соблюдая правила пунктуации.

  • Детям разрешается использовать учебник по чтению для выполнения задания.

  • После выполнения заданий по карточке дети составляют пересказ.













Приложения

Жалейкин и пруд

.Н.Сладков

1.Вставь пропущенные буквы.

. алейкин . руд

2.Подчеркни. Где увидел мальчик мусор?

В лесу, на берегу реки

3.Подчеркни. Что сделал он с мусором?

4. А ты так делаешь? Напиши. ____________

5. Дорисуй. Кто ещё пострадал от «уборки» Жалейкина?

















Страшная история

Р.Зелёная, С Иванов

  1. Вставь пропущенные буквы.

Стр . ш – н . - . история

2.Что мальчик делал неправильно?

Шёл по тротуару, бросал мусор на тротуар

3.Отчего весь мусор стал летать?



Проехала машина, подул сильный ветер

4.Какую девочку увидел мальчик? Подчеркни.

5.Отчего плакала девочка?

Она испугалась, потеряла маму

6.Почему мальчик решил убегать?

Ударило по голове, торопился домой

7. Подчеркни правильное утверждение.

Чисто там, где не мусорят

Чисто там, где убирают.



Хитрое яблоко

По Т.Пономарёвой

  1. Вставь пропущенные буквы.

. итрое . блоко

  1. Где рисовал Петя?

В тетради, в аль-бо-ме

  1. Что рисовал Петя?

Яблоки, груши, сливы

  1. Подчеркни. Какое было выражение на лице у Пети, ,когда яблоко оживало и стало настоящим?

  1. Напиши .Сколько яблок он подарил? _______

  2. Почему яблоко оживало?

Петя поступал хорошо,

был рядом вол-шеб-ник

  1. Раскрась яблоко, которое нарисовал Петя в третий раз?

8.Почему самое большое яблоко снова стало нарисованным?

Петя пожадничал,

Пете не понравилось яблоко



Урок дружбы

М.Пляцковский

1.Напиши, как звали героев рассказа.

_________________________________________

2.От кого пришла посылка?

От дедушки, от тёти, от бабушки.

3. Допиши. В посылке лежало _________

4.Как поступил Чик, получив посылку.

Склевал всё один. Оставил другу.

5.Напиши. Сколько зёрнышек высыпалось на землю. _______

6.Укажи цифрами рисунки по порядку.

7.Чтобы ты сказал Чику?

Не жадничай, помни о других,

будь хорошим другом

С.Прокофьев

1.Допиши название рассказа.

Сказка про честные __________

2.Напиши имя девочки ___________________

3. Подчеркни. Что хотела взять девочка с полки?

4. Подчеркни.Почему разбилась чашка?

Задела локтем чашку, уронил котёнок

5. Подчеркни. Как объяснила Ойка, кто виноват в поломке чашки?

6.Дорисуй. О чём предупредила мама, если кто-то говорит неправду.

7. Как узнала мама,что её дочь говорит неправду?

Она испугалась и закрыла уши руками.

Пошла мыть уши.



Л.Каминский

  1. Допиши слово в название рассказа.

Как________________яблоко ела.

  1. Напиши , кто дал Маше яблоко._________________

  2. Подчеркни.Почему Маша не стала есть яблоко.

Оно было несладкое

Оно внутри было гнилое

  1. Подчеркни.Кому она решила отдать яблоко.

Брату, маме, папе, сестре

  1. Подчеркни.Почему папа не похвалил Машу за яблоко?

Потому что она его уже откусила

Потому что оно внутри было гнилое

6.О чём теперь знает Маша, запомни и ты.

Нельзя предлагать другим то, что не нравится тебе самому

Песенка капели

М.Борисова

1.Нарисуй, где и как образуется капель.

2. Напиши песенку капели____________________

3.Подчеркни,на какие предметы падали капельки капели.

На скамью, на игрушки, на дерево, воробью на макушку

4.Подчеркни слова о поведении воробья, когда на него падали капельки капели.

Крыль-я-ми тряс, прыгал,

улетел, бранился,

5.Нарисуй, что посоветовали воробью , чтобы не сердиться




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование карточек-мини-конспектов на уроках чтения во 2-4 классах.

Автор: Дегтярёва Виктория Валерьевна

Дата: 07.04.2024

Номер свидетельства: 648655


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства