kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок по внеклассному чтению по родной литературе и литературному чтению в 8 классе на тему: «Потомки А. С. Пушкина и Тукая»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был организован в форме интегрированного, нетрадиционного построения, так как именно такая форма проведения повышает  познавательный  интерес при изучении произведений художественной литературы. Данный урок  вырабатывает интерес к внеклассному и дополнительному чтению, к творчеству незнакомых писателей. Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован. Творчество классиков А. С.  Пушкина и Г. Тукая  помогает  решать эти проблемы. Для педагогов  было важно, чтобы дети  проявили  интерес к произведениям двух великих писателей русского и татарского народов  А. С. Пушкина и Габдуллы  Тукая и сохранили его на протяжении всей жизни. 

 На уроке были поставлены цели :

  • показать влияние А. С. Пушкина на творчество татарского поэта Г. Тукая
  • приобщить  учащихся к творчеству  А. С. Пушкина и Г. Тукая.
  • формировать детский круг чтения на основе лучших классических  произведений русского и татарского народов.
  • расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас.
  • формировать  познавательный  интерес  к  литературе, чтению книг,    произведений А. С  Пушкина и Г. Тукая.
  • воспитывать любовь  и бережное отношение к произведениям  А. С. Пушкина и Габдуллы Тукая
  • повышать читательскую  культуру детей
  • пробуждать у детей интерес к чтению классической литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по внеклассному чтению по родной литературе и литературному чтению в 8 классе на тему: «Потомки А. С. Пушкина и Тукая»»

ГБОУ «Альметьевская школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья»





Конспект интегрированного урока по внеклассному чтению по родной литературе и литературному чтению в 8 классе на тему:

«Потомки А. С. Пушкина и Г. Тукая»



подготовили:

учитель русского языка и литературы Умарова А. А.

учитель родного языка и родной литературы : Мухамадиева Л. Т.



2018-2019 учебный год






Цель :

  • Показать влияние А. С. Пушкина на творчество татарского поэта Г. Тукая. Приобщение учащихся к творчеству А. С. Пушкина и Г. Тукая.

  • Воспитание любви и бережного отношения к произведениям А. С. Пушкина и Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей Пробуждать у детей интерес к чтению классической литературы.       

  • Формировать детский круг чтения на основе лучших произведений.

  •  Расширять кругозор детей и обогащать их 
    словарный запас. Развитие навыков устной речи.


Используемое оборудование: видеопроектор, компьютерное оборудование, презентация

Портреты Г. Тукая, А. Пушкина, выставка книг, рисунков.


Ход  урока

1. Организационный момент

- Сегодня нас ждёт интересный урок. А чтобы он стал интересным нам всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего настроения?

- Конечно же, – это улыбка. Улыбнитесь друг другу и подарите кусочек хорошего настроения! И пусть оно сопровождает нас весь урок.


2. Определение темы и цели занятия.

Учитель русской литературы :  Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, чьи портреты вы видите на экране?

(ответ учащихся) Портреты русского поэта и писателя А. С. Пушкина и татарского народного поэта и писателя Г. Тукая.

Сегодня мы будем говорить о двух великих писателях.

Обратите внимание на годы их жизни. А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве а ушел из жизни в 1837 году, Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии , а умер в 1913году. Пушкин и Тукай принадлежат к литературе русского и татарского народов, они творили на разных языках, и жили в разные эпохи. Но их произведения заставляют нас и сегодня переживать и волноваться.

А, С, Пушкин и Габдулла Тукай в жизнь каждого из нас входят очень рано. Вспомните, наши первые книжки домашней библиотеки –это сказки Пушкина и Г. Тукая.

-Тема нашего урока  звучит такМы- потомки Пушкин и Тукая

3. Беседа по теме.

Сведения о   Г. Тукае и А. С. Пушкине.

Учитель русской литературы:

-А.С.Пушкин – освещал путь очень многим поэтам, жившим в одну эпоху с ним и после него. Путеводной звездой был он и для татарского народного поэта Г.Тукая. М Горький говорил , что с Пушкина начинается все..

Учитель родной литературы: 

Подобный пример наблюдается и в татарской литературе. После Тукая возросли вес и значение национальной татарской литературы в глазах других народов. Он является основоположником татарского литературного языка.

Звучит татарская народная мелодия)

Учитель родной литературы: 

– Тукай Пушкин шикелле лирик шагыйрь. Аның “Халык зур ул, көчле ул, дәртле ул, шагыйрь ул”-дигән сүзләре һәркемгә таныш. Ул туган телдән илһам алган, аңа гимн булып яңгырый торган юллар багышлаган. Шундый әсәрләренең берсе – “Туган тел ”



Прослушивание «Родной язык» Тукая.

Учитель русской литературы. Какие красивые благодарные слова произносит Г. Тукай в адрес своего языка !

-Наши ученики тоже приготовили свои маленькие сообщения о писателе Габдуле Тукае. Прослушаем их.

Лабипова Азалия

Табигатьнен ямьле яз аенда-апрельдә татар халкынын бөек шагыйре Г.Тукай. Июнь аенда рус халкынын даһи шагыйре  Алексанр Сергеевич Пушкин туган. Аларнын икесенен дә гомере кыска була. Г.Тукай  бары тик егерме жиде ел гына яши, иҗат итү чоры сигез ел.

А.С. Пушкин утыз жиде ел  яши. Әмма аларнын гомере гасырлар белән исәпләнә. Бу бөек шагыйрьләрне халык һәрвакыт хөрмәт итә, горурлык белән искә ала.

Умаров Динар :   Биография Тукая – одна из драматичных биографий в истории татарской литературы. На первый взгляд, немного дорог исходил поэт, но сколько трагического уготовила ему судьба !  Сиротство, нищета, унижения… Тукай – дитя своего народа. Его взрастил и вскормил сам народ. Он умер, когда ему было всего 27 лет. Родился в апрель 1886 года и ушел из жизни в апреле 1913 года. Свою семилетнюю творческую жизнь Тукай называет “Наполовину недосмотренным сном”. Даже за столь короткий срок он успел сложить и спеть так много песен. Более 10 тысяч стихотворных строк и столько же прозы..

Учитель русской литературы :

-Ребята, Тукай учился у русских поэтов. Огромное значение для него  имела  встреча  с произведениями Пушкина, подружившись с которым, он уже не расставался с ним всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина.

Учитель родной литературы: 

– Габдула Тукай иҗатына А.С.Пушкин әсәрләре нык тәэсир иткән. Әдип рус шагыйрен үзенең остазы, маягы итеп саный. Аңа багышлап шигырьләр яза.

Сейчас мы прослушаем это стихотворение в исполнении Киселевой Яны.

Себе ты равных не имел, поэт вольнолюбивый!
Всегда душе моей близки твоей души порывы.
Деревья, камни – всё вокруг, тебя услышав, пляшет.
Коснется слуха звонкий стих – на сердце радость ляжет.
Я с ярким солнцем бы сравнил твои стихотворенья.
Бог столько сил в тебя вложил, исполнил вдохновенья!

Продолжает учитель русской литературы:

Моя душа не знает тьмы: ты жизнь в неё вселяешь,
Как солнце – мир, так душу ты стихами озаряешь!
Я наизусть твердить готов твои произведенья, 
Вкушать плоды твоих садов, влюбляться в их цветенье.
Идти повсюду за тобой – мой долг, моё стремленье,
Учитель русской литературы:

-Тукай прославляет творчество А. С. Пушкина. Русский поэт, в представлении Тукая, велик, огромен, светел, могуч

-С чем сравнивает Габдулла Тукай стихотворения Пушкина?(с ярким солнцем)

-Что ложится на сердце Тукая, когда он слышит стихотворные строчки Пушкина? Радость)

- Чем восхищается Г. Тукай ( талантом Пушкина).

Учитель русской литературы: Пушкина и Тукая роднит любовь к родине, родным просторам. Природа была одной из самых излюбленных тем в творчестве поэтов.

В их творчестве есть произведения с одинаковым названием .

(У Пушкина: “ Поэт”, “ Осень”, “ Зимний вечер”, у Тукая: “Шагыйрь”, “ Коз”, “ Кышкы кич” )

- А сейчас мы с вами послушаем стихотворения  Пушкина “Зимний вечерВ исполнении Мишкина Марка и Юсупова Артема.


Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.


Чтение стихотворения “Кышкы кич”  читает Лабипова Азалия

Кызык сезгә, яшь балалар, кышкы кичтә! 
Җылы өйдә утырасыз якын мичкә; 
Утырасыз рәхәтләнеп, тезелешеп,— 
Шатлык сезгә, уңайсызлык килми һич тә.

Һичкайсыгыз таныш түгел хәсрәт берлә, 
Утыргансыз матур гына, рәт-рәт берлә; 
Кышкы кичнең озынлыгын сизмисез дә 
Әнкәгезнең сөйләгәне әкият берлә.

Төшсен ләкин исегезгә кайсы вакыт: 
Һәркемгә дә бирелмәгән мондый бәхет; 
Ятим калган сабыйлар бар, бәхетсезләр, 
Ата-анасы вафат, җирсез һәм йортсызлар.

– Какое настроение вызывает у вас эти стихотворения?  (Настроение грусти, печали

- Какая общая тема в этих стихах? ( и А. С. Пушкин и Габдулла Тукай передали свои переживания через зимнюю природу)

Учитель родной литературы:

Любя русскую литературу, глубоко почитая А.С.Пушкина, Г. Тукай оставался истинным патриотом. Но своей родиной он считал не только Татарстан, но и всю Россию. Во многих стихотворениях он писал о своей искренней любви к ней.

Просмотр мультфильма «Туган авыл».

5. Работа по сказкам.

Учитель родной литературы:

- Ребята, Пушкин и Тукай писали не только стихи, но и сказки.

Рассматривание и комментирование рисунков к прочитанным сказкам.

Вопросы по произведениям Габдуллы Тукая.

  • Что украл деревенский мальчик у Водяной из сказки Г.Тукая "Водяная"? (Золотой гребень)

  • Из какой сказки этот отрывок?

Оба стали кашу есть,

Потом ,довольные у костра,

Заснули сладко до утра? (Коза и Баран)

  • Назовите как зовут щенка из стихотворения Г.Тукая "Забавный ученик? " (Акбай)

  • Назови имя героя в сказке Г.Тукая "Шурале ? "(Былтыр)

Вопросы по сказкам  Пушкина.


  • С каких слов начинается «Сказка о попе и о его работнике Балде»? («Жил- был поп, толоконный лоб»)?

  • Назовите верного сторожа царя Дадона? (петушок).

  • Кем хотела стать старуха? («Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою»).

  • В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (в комара, муху, шмеля).

  • В какой сказке царица умерла от радости? («Сказка о мертвой царевне и о сем богатырях»).

Физминутка

Учитель русской литературы:


-А сейчас предлагаем вашему вниманию посмотреть инсценировку отрывок из сказки Габдуллы Тукая « Шурале».


Рассказчик: Как-то в ночь, когда, сияя, в облаках луна скользит,

Из аула за дровами в лес отправился джигит.

Выход Дровосека.

Рассказчик: На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,

Тук да тук, деревья рубит, а кругом — дремучий бор.

Дровосек :

Это дерево пойдет, это мой топор возьмет!

Наточу, чтоб было остро и рубить я буду быстро

Рассказчик: Дровосек работой занят, знай, стучит себе, стучит,

Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.

И топор остановился в замахнувшейся руке.(крик шурале)

Дровосек

Это кто еще такой?

«Кто же это -человек?

Джин, разбойник или призрак этот скрюченный урод?»

До чего он безобразен, поневоле страх берет.

Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,

Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака.

Он похож на человека, очень тонкий и нагой,

Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.

И глаза твои пугают и горят, как два огня,

Ты ответь, урод несчастный: «Что ты хочешь от меня?»

Шурале : Кто? Хозяин я лесной

Я с тобою поиграю(в сторону)

Я щекоткой убиваю.

«Я щекоткой устрашать привык людей.

Тебя завидев я издаю красивый крик(кричит).

Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,

Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!

Дровосек :

Ну, не здесь же нам играть(в сторону)

Какой хитрый – щекотать

Пойдем в чащу – там поляна

Здесь играть нам места мало.

7. Представление выставки книг.

Учитель русской литературы:

Через произведения Пушкина и Г. Тукая вы можете изучить традиции русского и татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Читая его произведения вы воспитаете в себе такие качества характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность.

- Ребята, а какие вы знаете пословицы об этих чертах характера?

Труд человека кормит –а лень портит

Ученье лучше богатства.

Один раз солгал-навек лгуном стал.

Тырышкан табар, ташка кадак кагар. 

Чын дус йөз елдан соң да дус булыр.

Туган илең - туган анаң, чит ил - үги ана. 

В Казани на улице Пушкина, с одной стороны театра оперы и балета имени М. Джалиля, расположен памятник Пушкину, а по другую сторону – Г. Тукаю. У памятников в день рождения поэтов проходит праздник поэзии

И в нашем Альметьевске мы ребята ежегодно в апреле посещаем памятник Г. Тукаю и читаем стихотворения. Отрадно , что на улице Ленина появился новый памятник Г. Тукаю.

8. Заключение


-Кто такие Г. Тукай и А. С. Пушкин?

- Какие выводы о сходстве жизни и творчества можно сделать?

а) оба мало жили, оставили богатое литературного наследие;

б) оба написали стихи и сказки;

в) оба писали для детей

-Какие стихи знаете? (у  А. С. Пушкина, у  Г. Тукая)

9. Рефлексия

- Что нового узнали? Что было интересного?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Умарова Альфиза Акрамовна

Дата: 12.02.2019

Номер свидетельства: 499434

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Интегрированный урок по внеклассному чтению по родной литературе и литературному чтению в 8 классе на тему: «Потомки А. С. Пушкина и Тукая»"
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_po_vneklassnomu_chteniiu_po_rodnoi_literature_i_literaturno"
    ["file_id"] => string(6) "499428"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1549952541"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства