Интегрированный урок по внеклассному чтению по родной литературе и литературному чтению в 8 классе на тему: «Потомки А. С. Пушкина и Тукая»
Интегрированный урок по внеклассному чтению по родной литературе и литературному чтению в 8 классе на тему: «Потомки А. С. Пушкина и Тукая»
Урок был организован в форме интегрированного, нетрадиционного построения, так как именно такая форма проведения повышает познавательный интерес при изучении произведений художественной литературы. Данный урок вырабатывает интерес к внеклассному и дополнительному чтению, к творчеству незнакомых писателей. Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован. Творчество классиков А. С. Пушкина и Г. Тукая помогает решать эти проблемы. Для педагогов было важно, чтобы дети проявили интерес к произведениям двух великих писателей русского и татарского народов А. С. Пушкина и Габдуллы Тукая и сохранили его на протяжении всей жизни.
На уроке были поставлены цели :
показать влияние А. С. Пушкина на творчество татарского поэта Г. Тукая
приобщить учащихся к творчеству А. С. Пушкина и Г. Тукая.
формировать детский круг чтения на основе лучших классических произведений русского и татарского народов.
расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас.
формировать познавательный интерес к литературе, чтению книг, произведений А. С Пушкина и Г. Тукая.
воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям А. С. Пушкина и Габдуллы Тукая
повышать читательскую культуру детей
пробуждать у детей интерес к чтению классической литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок по внеклассному чтению по родной литературе и литературному чтению в 8 классе на тему: «Потомки А. С. Пушкина и Тукая»»
ГБОУ «Альметьевская школа №19 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект интегрированного урока по внеклассному чтению по родной литературе и литературному чтению в 8 классе на тему:
«Потомки А. С. Пушкина и Г. Тукая»
подготовили:
учитель русского языка и литературы Умарова А. А.
учитель родного языка и родной литературы : Мухамадиева Л. Т.
2018-2019 учебный год
Цель :
Показать влияние А. С. Пушкина на творчество татарского поэта Г. Тукая. Приобщение учащихся к творчеству А. С. Пушкина и Г. Тукая.
Воспитание любви и бережного отношения к произведениям А. С. Пушкина и Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей Пробуждать у детей интерес к чтению классической литературы.
Формировать детский круг чтения на основе лучших произведений.
Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас. Развитие навыков устной речи.
Портреты Г. Тукая, А. Пушкина, выставка книг, рисунков.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня нас ждёт интересный урок. А чтобы он стал интересным нам всем нужно хорошее настроение. А кто же знает самый лучший рецепт хорошего настроения?
- Конечно же, – это улыбка. Улыбнитесь друг другу и подарите кусочек хорошего настроения! И пусть оно сопровождает нас весь урок.
2. Определение темы и цели занятия.
Учитель русской литературы : Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, чьи портреты вы видите на экране?
(ответ учащихся) Портреты русского поэта и писателя А. С. Пушкина и татарского народного поэта и писателя Г. Тукая.
Сегодня мы будем говорить о двух великих писателях.
Обратите внимание на годы их жизни. А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве а ушел из жизни в 1837 году, Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей Казанской губернии , а умер в 1913году. Пушкин и Тукай принадлежат к литературе русского и татарского народов, они творили на разных языках, и жили в разные эпохи. Но их произведения заставляют нас и сегодня переживать и волноваться.
А, С, Пушкин и Габдулла Тукай в жизнь каждого из нас входят очень рано. Вспомните, наши первые книжки домашней библиотеки –это сказки Пушкина и Г. Тукая.
-Тема нашего урока звучит так “Мы- потомки Пушкин и Тукая”
3. Беседа по теме.
Сведения о Г. Тукае и А. С. Пушкине.
Учитель русской литературы:
-А.С.Пушкин – освещал путь очень многим поэтам, жившим в одну эпоху с ним и после него. Путеводной звездой был он и для татарского народного поэта Г.Тукая. М Горький говорил , что с Пушкина начинается все..
Учитель родной литературы:
Подобный пример наблюдается и в татарской литературе. После Тукая возросли вес и значение национальной татарской литературы в глазах других народов. Он является основоположником татарского литературного языка.
Умаров Динар :Биография Тукая – одна из драматичных биографий в истории татарской литературы. На первый взгляд, немного дорог исходил поэт, но сколько трагического уготовила ему судьба ! Сиротство, нищета, унижения… Тукай – дитя своего народа. Его взрастил и вскормил сам народ. Он умер, когда ему было всего 27 лет. Родился в апрель 1886 года и ушел из жизни в апреле 1913 года. Свою семилетнюю творческую жизнь Тукай называет “Наполовину недосмотренным сном”. Даже за столь короткий срок он успел сложить и спеть так много песен. Более 10 тысяч стихотворных строк и столько же прозы..
Учитель русской литературы :
-Ребята, Тукай учился у русских поэтов. Огромное значение для него имела встреча с произведениями Пушкина, подружившись с которым, он уже не расставался с ним всю жизнь. Тукай по праву считает себя учеником Пушкина.
Сейчас мы прослушаем это стихотворение в исполнении Киселевой Яны.
Себе ты равных не имел, поэт вольнолюбивый! Всегда душе моей близки твоей души порывы. Деревья, камни – всё вокруг, тебя услышав, пляшет. Коснется слуха звонкий стих – на сердце радость ляжет. Я с ярким солнцем бы сравнил твои стихотворенья. Бог столько сил в тебя вложил, исполнил вдохновенья!
Продолжает учитель русской литературы:
Моя душа не знает тьмы: ты жизнь в неё вселяешь, Как солнце – мир, так душу ты стихами озаряешь! Я наизусть твердить готов твои произведенья, Вкушать плоды твоих садов, влюбляться в их цветенье. Идти повсюду за тобой – мой долг, моё стремленье, Учитель русской литературы:
-Тукай прославляет творчество А. С. Пушкина. Русский поэт, в представлении Тукая, велик, огромен, светел, могуч
-С чем сравнивает Габдулла Тукай стихотворения Пушкина?(с ярким солнцем)
-Что ложится на сердце Тукая, когда он слышит стихотворные строчки Пушкина? Радость)
- Чем восхищается Г. Тукай ( талантом Пушкина).
Учитель русской литературы: Пушкина и Тукая роднит любовь к родине, родным просторам. Природа была одной из самых излюбленных тем в творчестве поэтов.
В их творчестве есть произведения с одинаковым названием .
(У Пушкина: “ Поэт”, “ Осень”, “ Зимний вечер”, у Тукая: “Шагыйрь”, “ Коз”, “ Кышкы кич” )
- А сейчас мы с вами послушаем стихотворения Пушкина “Зимний вечер” В исполнении Мишкина Марка и Юсупова Артема.
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена?
Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.
Төшсен ләкин исегезгә кайсы вакыт: Һәркемгә дә бирелмәгән мондый бәхет; Ятим калган сабыйлар бар, бәхетсезләр, Ата-анасы вафат, җирсез һәм йортсызлар.
– Какое настроение вызывает у вас эти стихотворения? (Настроение грусти, печали
- Какая общая тема в этих стихах? ( и А. С. Пушкин и Габдулла Тукай передали свои переживания через зимнюю природу)
Учитель родной литературы:
Любя русскую литературу, глубоко почитая А.С.Пушкина, Г. Тукай оставался истинным патриотом. Но своей родиной он считал не только Татарстан, но и всю Россию. Во многих стихотворениях он писал о своей искренней любви к ней.
Просмотр мультфильма «Туган авыл».
5. Работа по сказкам.
Учитель родной литературы:
- Ребята, Пушкин и Тукай писали не только стихи, но и сказки.
Рассматривание и комментирование рисунков к прочитанным сказкам.
Вопросы по произведениям Габдуллы Тукая.
Что украл деревенский мальчик у Водяной из сказки Г.Тукая "Водяная"? (Золотой гребень)
Из какой сказки этот отрывок?
Оба стали кашу есть,
Потом ,довольные у костра,
Заснули сладко до утра? (Коза и Баран)
Назовите как зовут щенка из стихотворения Г.Тукая "Забавный ученик? " (Акбай)
Назови имя героя в сказке Г.Тукая "Шурале ? "(Былтыр)
Вопросы по сказкам Пушкина.
С каких слов начинается «Сказка о попе и о его работнике Балде»? («Жил- был поп, толоконный лоб»)?
Назовите верного сторожа царя Дадона? (петушок).
Кем хотела стать старуха? («Столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою»).
В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (в комара, муху, шмеля).
В какой сказке царица умерла от радости? («Сказка о мертвой царевне и о сем богатырях»).
Физминутка
Учитель русской литературы:
-А сейчас предлагаем вашему вниманию посмотреть инсценировку отрывок из сказки Габдуллы Тукая « Шурале».
Рассказчик: Как-то в ночь, когда, сияя, в облаках луна скользит,
Из аула за дровами в лес отправился джигит.
Выход Дровосека.
Рассказчик: На арбе доехал быстро, сразу взялся за топор,
Тук да тук, деревья рубит, а кругом — дремучий бор.
Дровосек :
Это дерево пойдет, это мой топор возьмет!
Наточу, чтоб было остро и рубить я буду быстро
Рассказчик: Дровосек работой занят, знай, стучит себе, стучит,
Чу! Какой-то крик ужасный раздается вдалеке.
И топор остановился в замахнувшейся руке.(крик шурале)
Дровосек
Это кто еще такой?
«Кто же это -человек?
Джин, разбойник или призрак этот скрюченный урод?»
До чего он безобразен, поневоле страх берет.
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — точно сучья, устрашат и смельчака.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
И глаза твои пугают и горят, как два огня,
Ты ответь, урод несчастный: «Что ты хочешь от меня?»
Шурале : Кто? Хозяин я лесной
Я с тобою поиграю(в сторону)
Я щекоткой убиваю.
«Я щекоткой устрашать привык людей.
Тебя завидев я издаю красивый крик(кричит).
Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
Дровосек :
Ну, не здесь же нам играть(в сторону)
Какой хитрый – щекотать
Пойдем в чащу – там поляна
Здесь играть нам места мало.
7. Представление выставки книг.
Учитель русской литературы:
Через произведения Пушкина и Г. Тукая вы можете изучить традиции русского и татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Читая его произведения вы воспитаете в себе такие качества характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность.
- Ребята, а какие вы знаете пословицы об этих чертах характера?
Труд человека кормит –а лень портит
Ученье лучше богатства.
Один раз солгал-навек лгуном стал.
Тырышкан табар, ташка кадак кагар.
Чын дус йөз елдан соң да дус булыр.
Туган илең - туган анаң, чит ил - үги ана.
В Казани на улице Пушкина, с одной стороны театра оперы и балета имени М. Джалиля, расположен памятник Пушкину, а по другую сторону – Г. Тукаю. У памятников в день рождения поэтов проходит праздник поэзии
И в нашем Альметьевске мы ребята ежегодно в апреле посещаем памятник Г. Тукаю и читаем стихотворения. Отрадно , что на улице Ленина появился новый памятник Г. Тукаю.
8. Заключение
-Кто такие Г. Тукай и А. С. Пушкин?
- Какие выводы о сходстве жизни и творчества можно сделать?
а) оба мало жили, оставили богатое литературного наследие;
б) оба написали стихи и сказки;
в) оба писали для детей
-Какие стихи знаете? (у А. С. Пушкина, у Г. Тукая)
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "Интегрированный урок по внеклассному чтению по родной литературе и литературному чтению в 8 классе на тему: «Потомки А. С. Пушкина и Тукая»"
["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_po_vneklassnomu_chteniiu_po_rodnoi_literature_i_literaturno"
["file_id"] => string(6) "499428"
["category_seo"] => string(6) "corect"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1549952541"
}
}