Формирование пространственных представлений у ребенка-аутиста с умеренной умственной отсталостью – одно из важнейших условий жизнеобеспечивающей ориентировки в окружении. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и наиболее естественной системой ориентации является схема тела. По А.В.Семенович условно можно выделить 4 последовательных этапа в формировании пространственных представлений [1]:
Этапы урока | Задачи | Оборудование | Деятельность ученика, задания и упражнения. | Организационно-методические указания |
Маркировка руки (ноги) ребенка | Психолого-педагогический настрой | Резинка красного цвета, Карточки с заданиями, колокольчик, зеркало. | Объяснить ученику, что правая рука та, на которую надели красную резинку. | Маркировка правой руки и ноги ребенка – надеть красную резинку. |
Ориентировка в собственном теле, освоение телесного пространства. | Формирование понятия правая рука. | Карточка 1. “Обведи ладошки”. Упражнение 1. “Цветные ладошки”. | Обвести красным карандашом контуры ладоней. Найти на рисунке методом наложения правые ладошки и раскрасить их в красный цвет (левые – в синий цвет)” | Если ученик затрудняется, учитель помогает ученику обвести контуры. Учитель помогает ученику приложить правую ладонь к контурам на карточке. |
| | Упражнение 2. “Это правая рука”. | Ребенка просят показать у себя правую руку, правый глаз, правый локоть, правое колено, левый глаз, левую руку и т.д. | Учитель предлагает выполнить задание, а ребенок самостоятельно выполняет упражнение в соответствии со словами текста. |
Формирование представлений “правая сторона” и “левая сторона” тела. | Упражнение 3. “Правая и левая стороны тела”. | Поднять правую руку вверх и погладить ее от кисти до плеча и обратно, наклониться и похлопать по правой ноге и т.д. | Учитель рассказывает ребенку, что есть правая и левая сторона тела. Со стороны правой руки - все части тела правые (ухо, глаз, щека, плечо, локоть, нога, колено, пятка). Там, где находится левая рука ) – все части тела левые. |
Освоение внешнего пространства: | Определение направлений в пространстве относительно своего тела (направо, налево). | Упражнение 4.. “Движения в одном направлении”. | Вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, согнуть правую ногу вверх, присесть на правое колено и т.д. | Учитель предлагает ребенку выполнить задания на движения в одном направлении – направо. Затем также отрабатывается направление слева. |
Упражнение 5. “Найди свою правую руку” | Вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно – согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку. | Сидя напротив ребенка дать инструкцию: “Делай своей правой рукой то же, что и я делаю правой”. |
Спереди - сзади. | Упражнение 6. “Спереди-сзади”. Зеркало. | Ребенок вместе с взрослым встает перед зеркалом и показывает и называет части тела, которые находятся спереди (лицо, живот, грудь, колени), потом части тела, которые находятся сзади (спина, поясница). | Упражнение выполняется перед зеркалом. Учитель объясняет ему, что у него есть части тела, которые находятся спереди и сзади. Взрослый подсказывает ребенку. |
| | Упражнение 7. “Впереди-сзади”. | “Вытягиваем руку вперед; отводим руку назад”; “ставим ногу вперед на пятку; ставим ногу назад на носок” и т.д. | Взрослый показывает, а ребенок повторяет движения, при этом все действия ребенок и взрослый проговаривают вслух. |
Верх – низ. | Упражнение 8. “Это голова”. Зеркало. | Ребенок вместе с взрослым встает перед зеркалом и отыскивает и называет части тела, которые находятся вверху, выше талии (голова, плечи, руки). Затем отыскивает части тела, которые находятся внизу, ниже талии (ноги, стопы). | Объяснить ребенку, что у него есть верхняя и нижняя части тела. Граница такого деления условно проходит по талии (ремень брюк, пояс платья). |
Упражнение 9. “Вверху - внизу”. Карточки с соответствующими картинками. | Покажи, что у нас над головой? (солнце, небо, потолок). Что ты видишь внизу, посмотри под ноги (пол, ковер, дорожка). | Учитель читает задание, а ребенок берет соответствующую карточку, и показывает учителю. |
Двигательный диктант и графические схемы. | Соединение точек в заданном направлении. | Упражнение 10. “Соедини точки”. | Выделить первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх. Выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево. | На двух строчках отметить 2 параллельные точки. |
| Движение в заданном направлении. | Упражнение 11. “Покажи направление”. | Показать направления: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево (рукой в воздухе). | Научите ребенка показывать направления вытянутой рукой в воздухе (с указательным жестом), потом – только поворотом головы, взглядом. |
Упражнение 12. “Куда указывает стрелка?” 4 карточки с нарисованными стрелками в разных направлениях. | Показать карточку со стрелкой, указывающей движение наверх, вниз, налево, направо. | Предложить ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указанных вами направлениях и называя их. То же самое, выбрав карточку с нужной стрелкой. |
Верх-низ на плоскости листа. | Упражнение 13. “Поставь фигуру в угол”. Квадрат из картона, расчерченный на 9 клеточек. | Поставить фигуру в центр квадрата. Поставить фигуру в правом нижнем углу, левом верхнем, в центр и т.д. | Предложить ребенку поместить фигуру в нужном углу, начиная с центра квадрата ( центр выделен красным цветом). |
Формирование “квазипространственных представлений | Сопоставление предлогов с их пространственными представлениями | Упражнение 14 (с предметом ). | Встать ( или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет (стул). | Ребенку предлагают выполнить упражнение с предметом (стулом). |
Упражнение 15. “Положи ручку”. Ручка, пенал. | Положить ручку в пенал ( на, под, над, перед, за , слева, справа от пенала). | |
| | Упражнение 16. “Пространство в картинке”. | Что на картинке изображено справа, слева, вверху, внизу; в какой руке и что держит персонаж. | Предложить ребенку посмотреть на картинку и ответить (показать), что изображено слева (справа). |
| | Упр.17 “Где звенит колокольчик”. | Позвенеть колокольчиком перед собой, сзади себя, возле левого уха, слева от себя, возле правого уха, справа от себя, над головой и т.д. | Дать ребенку колокольчик и предложить позвенеть им по инструкции взрослого. |
| Сформированные представления закрепляем на следующем уроке. | |