kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Индивидуальное занятие с учащимися с умеренной умственной отсталостью и аутизмом "Формирование пространственных представлений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разбработка занятия с детьми с умственной отсталостью и аутизмом

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное занятие с учащимися с умеренной умственной отсталостью и аутизмом "Формирование пространственных представлений"»

Индивидуальное занятие с учащимися с умеренной умственной отсталостью и аутизмом

"Формирование пространственных представлений"

Формирование пространственных представлений у ребенка-аутиста с умеренной умственной отсталостью – одно из важнейших условий жизнеобеспечивающей ориентировки в окружении. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и наиболее естественной системой ориентации является схема тела. По А.В.Семенович условно можно выделить 4 последовательных этапа в формировании пространственных представлений [1]:

  • 1 этап – Освоение телесного пространства, ориентировка в собственном теле.

  • 2-й этап – определение направлений в пространстве относительно своего тела.

  • 3-й этап – двигательный диктант и графические схемы.

  • 4-й этап – формирование “квазипространственных представлений (речевые конструкции).

Первым шагом должна стать маркировка его правой (или левой) руки с помощью ленточки, резинки, часов. Привязываем ленточку только к одной ноге или руке и, называем право или лево, побуждая ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Такие маркеры должны присутствовать на ребенке постоянно, на каждом занятии.

“На первом этапе формирования пространственных отношений базовой системой ориентации является схема тела, так как представление о внешнем пространстве строится вначале от собственного тела ребенка, а потом уже превращается в абстрактные пространственные представления. Каждое из пространственных представлений связывается с определенным движением, изменением положений частей тела, например, “вверх”, “вперед”, “ назад”, “вправо” и “влево” – простой шаг или прыжок на двух ногах. Вначале ребенок выполняет движения вместе с учителем, который и поясняет каждое направление.

Далее движения постепенно сворачиваются, происходит переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой, затем поворотом головы, а затем – взором” [1].

На П этапе определяем направление в пространстве относительно своего тела. Здесь отрабатываем следующие упражнения: “Движение в одном направлении”, “Моя рука, твоя рука”, “Что находится справа от меня?” ” [2].

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. Развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки “на местности”

(Двигательный диктант (по шагам), затем на листе бумаги (упражнения “Поставь фигуру в угол”) и графического воспроизведения направлений (упражнения “Покажи направление”, “Куда указывает стрелка”).

Последним этапом является формирование “квазипространственных” представленийкоторый начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее: “Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет”, “Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой” и т.п.

План-конспект урока “Формирование пространственных представлений”

Цели занятия:

  • Образовательные: сформировать понятия: правая рука, левая рука, справа, слева, вверх, вниз, впереди, сзади.

  • Коррекционные: развитие пространственных представлений, освоение телесного пространства и ориентировки.

  • Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, расположить ребенка к активному сотрудничеству с педагогом.

Планируемые результаты:

  • Личностные: Формируется умение устанавливать контакт; развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в действительности.

  • Предметные: Формируется умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве комнаты и на плоскости листа.

Базовые УУД: Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

 

Этапы урока

Задачи

Оборудование

Деятельность ученика, задания и упражнения.

Организационно-методические указания

Маркировка руки (ноги) ребенка

Психолого-педагогический настрой

Резинка красного цвета,

Карточки с заданиями, колокольчик, зеркало.

Объяснить ученику, что правая рука та, на которую надели красную резинку.

Маркировка правой руки и ноги ребенка – надеть красную резинку.

Ориентировка в собственном теле, освоение телесного пространства.

Формирование понятия правая рука.

Карточка 1. “Обведи ладошки”.

Упражнение 1. “Цветные ладошки”.

Обвести красным карандашом контуры ладоней. 

Найти на рисунке методом наложения правые ладошки и раскрасить их в красный цвет (левые – в синий цвет)” 

Если ученик затрудняется, учитель помогает ученику обвести контуры.

Учитель помогает ученику

приложить правую ладонь к контурам на карточке.

 

 

Упражнение 2. “Это правая рука”.

Ребенка просят показать у себя правую руку, правый глаз, правый локоть, правое колено, левый глаз, левую руку и т.д.

Учитель предлагает выполнить задание, а ребенок самостоятельно выполняет упражнение в соответствии со словами текста.

Формирование представлений “правая сторона” и “левая сторона” тела.

Упражнение 3. “Правая и левая стороны тела”.

Поднять правую руку вверх и погладить ее от кисти до плеча и обратно, наклониться и похлопать по правой ноге и т.д.

Учитель рассказывает ребенку, что есть правая и левая сторона тела. Со стороны правой руки - все части тела правые (ухо, глаз, щека, плечо, локоть, нога, колено, пятка). Там, где находится левая рука ) – все части тела левые.

Освоение внешнего пространства:

Определение направлений в пространстве относительно своего тела (направо, налево).

Упражнение 4.. “Движения в одном направлении”.

Вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, согнуть правую ногу вверх, присесть на правое колено и т.д.

Учитель предлагает ребенку выполнить задания на

движения в одном направлении – направо. Затем также отрабатывается направление слева.

Упражнение 5. “Найди свою правую руку”

Вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно – согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку.

Сидя напротив ребенка дать инструкцию: “Делай своей правой рукой то же, что и я делаю правой”.

Спереди - сзади.

Упражнение 6. “Спереди-сзади”.

Зеркало.

Ребенок вместе с взрослым встает перед зеркалом и показывает и называет части тела, которые находятся спереди (лицо, живот, грудь, колени), потом  части тела, которые находятся сзади (спина, поясница).

Упражнение выполняется перед зеркалом. Учитель объясняет ему, что у него есть части тела, которые находятся спереди и сзади.

Взрослый подсказывает ребенку.

 

 

Упражнение 7.

Впереди-сзади”.

Вытягиваем руку вперед; отводим руку назад”; “ставим ногу вперед на пятку; ставим ногу назад на носок” и т.д.

Взрослый показывает, а ребенок повторяет движения, при этом все действия ребенок и взрослый проговаривают вслух.

Верх – низ.

Упражнение 8. “Это голова”.

Зеркало.

Ребенок вместе с взрослым встает перед зеркалом и отыскивает и называет части тела, которые находятся вверху, выше талии (голова, плечи, руки). Затем отыскивает части тела, которые находятся внизу, ниже талии (ноги, стопы).

Объяснить ребенку, что у него есть верхняя и нижняя части тела. Граница такого деления условно проходит по талии (ремень брюк, пояс платья).

Упражнение 9.

Вверху - внизу”.

Карточки с соответствующими картинками.

Покажи, что у нас над головой? (солнце, небо, потолок).

Что ты видишь внизу, посмотри под ноги (пол, ковер, дорожка).

Учитель читает задание, а ребенок берет соответствующую карточку, и показывает учителю.

Двигательный диктант и графические схемы.

Соединение точек в заданном направлении.

Упражнение 10. “Соедини точки”.

Выделить первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх. Выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

На двух строчках отметить 2 параллельные точки.

 

Движение в заданном направлении.

Упражнение 11. “Покажи направление”.

Показать направления: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево (рукой в воздухе).

Научите ребенка показывать направления вытянутой рукой в воздухе (с указательным жестом), потом – только поворотом головы, взглядом.

Упражнение 12. “Куда указывает стрелка?”

4 карточки с нарисованными стрелками в разных направлениях.

Показать карточку со стрелкой, указывающей движение наверх, вниз, налево, направо.

Предложить ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указанных вами направлениях и называя их. То же самое, выбрав карточку с нужной стрелкой.

Верх-низ на плоскости листа.

Упражнение 13. “Поставь фигуру в угол”.

Квадрат из картона, расчерченный на 9 клеточек.

Поставить фигуру в центр квадрата. Поставить фигуру в правом нижнем углу, левом верхнем, в центр и т.д.

Предложить ребенку поместить фигуру в нужном углу, начиная с центра квадрата

( центр выделен красным цветом).

Формирование “квазипространственных представлений

Сопоставление предлогов с их пространственными представлениями

Упражнение 14 (с предметом ).

Встать ( или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет (стул).

Ребенку предлагают выполнить упражнение с предметом (стулом).

Упражнение 15. “Положи ручку”.

Ручка, пенал.

Положить ручку в пенал ( на, под, над, перед, за

слева, справа от пенала).

 

 

 

Упражнение 16. “Пространство в картинке”.

Что на картинке изображено справа, слева, вверху, внизу; в какой руке и что держит персонаж.

Предложить ребенку посмотреть на картинку и ответить (показать), что изображено слева (справа).

 

 

Упр.17 “Где звенит колокольчик”.

Позвенеть колокольчиком перед собой, сзади себя, возле левого уха, слева от себя, возле правого уха, справа от себя, над головой и т.д.

Дать ребенку колокольчик и предложить позвенеть им по инструкции взрослого.

 

Сформированные представления закрепляем на следующем уроке.

 

 



Использованная литература.

  1. А.В.Семенович “Нейропсихологичекая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза”, ИД “Генезис”, М., 2015г. стр.158-172.

  2. http://steshka.ru/gde-pravo-gde-levo

  3. В. С.Колганова, Е.В.Пивоварова “Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1” , “Айрис-пресс”, М.,2016г.

  4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под редакцией Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, 2011г. ЦДК проф. Л. Б. Баряевой.

19.03.2017




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шидяева Юлия Дмитриевна

Дата: 26.01.2025

Номер свидетельства: 664251


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства