kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры и упражнения на развитие зрительной памяти у детей с ментальными нарушениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке представлены игры и упражнения  для развития зрительной памяти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения на развитие зрительной памяти у детей с ментальными нарушениями.»

Особенности памяти младших школьников с нарушениями интеллекта.

Одним из условий удачной социализации человека является память, так как она является той информацией, которую человек получает об окружающем мире, которая оставляет определенный след, сохраняется, закрепляется, а при необходимости и возможности – воспроизводится. Память стоит на первом месте среди способностей человека, является главным условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, опыта. Существует несколько видов памяти: мгновенная, или иконическая, память, кратковременная память, оперативная Память – это процесс обработки и сохранения прошлого опыта, который дает возможность его использовать повторно в деятельности или повторно возвращать в сферу сознания. память, долговременная память, зрительная память, слуховая память, двигательная память, эмоциональная память. Роль осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти в основном сводится удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. Сложную структуру памяти в психологии принято подразделять на четыре основных мнемических процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

У младших школьников с нарушениями интеллекта память имеет ряд особенностей, которые обусловлены нарушениями всех познавательных процессов, которые, как известно, обусловлены первичным дефектом – органическим поражением головного мозга. Изучением проблем памяти в отечественной психологии занимались И.П. Ашмарин, Л.С. Выготский, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Н.И. Чуприкова и другие. Из зарубежных ученых – это А. Бергсон, У. Джемс, П. Линдсей, Д. Норман, С. Роуз и другие.

Память детей с умственной отсталостью характеризуются специфическими особенностями. Объем запоминаемого материала у обучающихся с нарушениями интеллекта существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Это связанно с тем, что к школьному возрасту отмечается значительное отставание в когнитивном развитии: недостаточная сформированность произвольного внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Как следствие страдают все виды памяти, так как отсутствует умение использовать каких-либо вспомогательных средств и приемов для запоминания.

О.Г. Макарушкина раскрывает особенности памяти данной категории детей и делает вывод о том, что зрительная память умственно отсталых школьников развивается медленно. Память этих детей кратковременная, Значительная часть материала забывается в первый же момент, после его восприятия. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны нарушения запоминания, сохранения и воспроизведения. Одной из особенностей развития зрительной памяти школьников с умственной отсталостью в сравнении с нормально развивающимися сверстниками является отклонение в соотношении между произвольными и непроизвольными процессами. Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов умственно отсталых детей. И.В. Григорьевская, рассматривая произвольную и непроизвольную память, продуктивность запоминания и воспроизведения у умственно отсталых дошкольников и младших школьников, указывает на слабость запоминания вербального материала и связывает это с тем, что дети только еще начинают овладевать родной речью. Наглядный материал они запоминают несколько успешнее: это яркие картинки, изображающие хорошо знакомые объекты, или реальные предметы, часто употребляемые в быту. Однако и они сохраняются в их памяти ненадолго, что говорит об очень плохом развитии произвольной памяти.

Л.А. Черных, Н.А. Перебейнос отмечают у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью снижение объема кратковременной памяти и скорости запоминания, преобладание зрительной памяти над слуховой, быструю утомляемость и снижение продуктивности.

Обучающиеся с нарушениями интеллекта обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. В первую очередь они запоминают то, что кажется им интересным, привлекает внимание. В текстах эти дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Воспринимая их, они радуются, огорчаются, всем своим видом, жестами, возгласами передавая отношение к происходящему. Именно эти части текста ученики наиболее хорошо запоминают даже в тех случаях, когда не они определяют основное содержание прослушанного. Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся напрямую зависит от характера выполняемой ими работы. При активном характере их деятельности результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к заданию.

Младшие школьники с нарушением интеллекта испытывают серьезные трудности при запоминании учебного материала. Однообразные, многократные повторения не оказывают существенного положительного влияния на результаты мнемической деятельности. Важно варьировать и разнообразить повторения, устанавливая таким образом связи между новым и уже известным детям материалом. Как показал анализ специальной литературы, основными нарушениями памяти школьников с нарушением интеллекта являются замедленный темп усвоения, непрочность сохранения и неточность воспроизведения.

«Упражнения и игры на развитие зрительной памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью»



1. Упражнение "Что изменилось".

Цель упражнения: тренировка наблюдательности.

В упражнении используется прием внесения изменений. Количество изменений обсуждается заранее. Предлагаем четыре варианта задания:

Отметить, что изменилось в помещении по сравнению с предыдущим занятием (уроком, днем).

Найти изменения в расположении картин (предметов). В течение 10 секунд. Дети рассматривают рисунки, предметы, которые можно расположить в ряд. Затем дети закрывают глаза, в это время меняется порядок расположения картин. Требуется восстановить первоначальный ряд.

Изменения в круге. Водящий закрывает глаза или отворачивается. Ведущий без слов, жестами просит поменяться местами участников занятия. Водящий должен восстановить первоначальное расположение участников.

"Живая фотография". Ведущий или кто-то из детей организует участников в любую группу. "Живая фотография" может иметь сюжет, а может не иметь его. Участники замирают в заданной позе. Водящий в течение 30 секунд рассматривает группа, затем отворачивается. В картинку вносится строго оговоренное количество изменений (например, двое участников меняются местами, третий опускает поднятую руку, четвертый поворачивается в другую сторону - всего три изменения). Задача водящего - восстановить первоначальную картину.



2. Игра "Заметь и запомни".

Цель игры: развивать зрительную память, наблюдательность.

Игра состоит в следующем: на столе выкладывают 7-10 различных предметов и прикрывают их, например, газетой. Затем, приоткрывают примерно на 10 секунд, снова закрывают и предлагают ребенку их перечислить.

Эта игра может иметь множество вариантов:

Приоткрыть те же предметы на 8-10 секунд, спросить в какой последовательности они лежат.

Поменять местами 2 каких-то предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку определить, какие два предмета переложены.

Попросить ребенка, не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них.

Положить один на другой 8 предметов, предложить ребенку перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз (рассматривать 20 секунд).

Разместить 5-6 предметов в разных положениях - перевернуть поставить на бок, положить друг на друга, один на другой и т.д. Ребенок должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 секунд).



3. Упражнение "Передача изображаемого предмета".

Цель упражнения: тренировка уверенности в правильном воспроизведении.

Ведущий задает какой-либо предмет, показывает действия, которые можно совершить с этим предметом. Вслух предмет не называется. Предмет "передается по кругу, и каждый участник должен догадаться", что ему передать, сделать что-то с этим предметом и передать другому. Наблюдая за другими детьми, участники постепенно чувствуют все большую уверенность в том, что именно передается. Примеры: котенок, мячик: в более сложном варианте каждый передает свой предмет, следующий угадывает, что он получил. Это упражнение опирается на использование образной и тактильной памяти.



4. Игра "Успей запомнить!"

Цель игры: развить зрительную образную и вербально-логическую память.

Начинается она с самого простого: за одну минуту надо запомнить как можно больше слияний (они записаны на доске) с определенной гласной, слов, предметов, геометрических фигур. С возрастом задания усложняются, число включенных в игру слов, увеличивается, а их состав дополняется новыми для учащихся терминами и т.д.



5. Игра "Разведчики"

Цель игры: развивать внимание и память.

В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром становятся другие дети. Условия игры можно усложнить. В целом игра проводиться так же, но только командир ведет отряд из того места, на котором закончил свой путь разведчик, и в то место, из которого разведчик вышел.



6. Упражнение "Фигуры"

Цель упражнения: тренировка зрительной памяти.

Дети разбиваются на пары. Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листком бумаги, затем, подняв его на 1-2 секунды, показывает своему товарищу полученную фигуру. Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается посчитать количество использованных спичек. Затем открывает глаза и выкладывает из своих спичек "сфотографированную" фигуру. После этого первый игрок поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом. Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и месту расположения добавляется для запоминания еще и цвет. Переходить к следующему упражнению можно в случае, если ребенок свободно удерживает в воображении не меньше 10 спичек.



7. Упражнение "Мысленные образы и их эмоциональная окраска"

Цель упражнения: тренировка зрительной и слуховой памяти.

Ведущий просит детей закрыть глаза и вообразить следующие картины: осиное гнездо, осиное гнездо у вашей двери, осиное гнездо у вашей кровати, старик на скамейке, старик на скамейке на солнце, плачущий старик на скамейке на солнце, острый нож, острый нож, режущий мясо, острый нож, режущий вам палец, птичка, купающаяся в луже, птичка взлетающая, спасаясь от кошки. После прочтения словосочетаний ведущий просит детей взять листок бумаги и записать, что им запомнилось.







8. Упражнение "Мысленные образы и эмоции"

Цель упражнения: тренировка зрительной памяти.

На листке бумаги написан список фраз: лев, нападающий на антилопу; собака, виляющая хвостом; муха в вашем супе; миндальное печенье в коробочке в форме ромба; молния в темноте; метка на вашей любимой рубашке или юбке; капли, сверкающие на солнце; крик ужаса в ночи; друг, ворующий вашу игрушку. Ведущий дает инструкцию: "Прочитайте нижеприведенные строчки и после каждой строчки, закрыв глаза, представьте все фразы, возьмите листок бумаги и попробуйте вспомнить и записать их".



9. Упражнение "Мысленные образы".

Цель упражнения: развивать способность к воссозданию мысленных образов.

Так как дети в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то необходимо использовать графическое изображение понятия. Ведущий говорит детям: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-нибудь рисунок, после того как я прочту все слова". Примерный перечень слов: грузовик, гнев, веселая игра, дерево наказания, радость, болезнь, быстрый человек, теплый ветер, темный лес, день, хороший товарищ, справедливость, умная кошка, обед.



10. Упражнение "Вспомни и назови".

Цель упражнения: развивать наблюдательность и зрительную память.

Упражнение основано на рассмотрении и названии деталей, а не на запоминании общего вида предмета. Не старайтесь "воспринять" весь предмет целиком с первого взгляда. Воспринимайте отдельные подробности предмета, запечатлевайте их в своем уме, затем приступайте к следующим подробностям. Предлагаем следующие варианты задания:

Детально опишите свою любимую игрушку;

Опишите наружность кого-нибудь из ваших близких знакомых. Начните с описания общей формы головы, носа, подбородка, рта, цвета волос и глаз;

Детальное наблюдение зданий. Сначала постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно, составьте себе отдаленное понятие его вида, формы, цвета.



11. Упражнение "Домино".

Цель упражнения: тренировка зрительной памяти.

Упражняющемуся показывают кость домино и просят назвать число очков не считая, сразу. Потом кладут две кости и так далее. После небольшой практики всякий сможет мгновенно назвать общее число очков.



12. Упражнение "Найди отличие".

Цель упражнения: тренировка зрительной памяти.

Перед ребенком кладут сюжетную картинку, просят посмотреть на нее не более 1 минуты и запомнить, что и как на ней изображено. Затем ее убирают, а на место этой картинки кладут другую, она по сюжету сходна с предыдущей, но имеет некоторые отличия. На нее тоже следует смотреть не более 1 минуты. Затем ее убирают, а ребенку предлагают назвать вслух, какие отличия он заметил. Допускается не более пяти отличий.



13. Упражнение "Запомни и правильно расположи".

Цель упражнения: тренировка зрительной памяти и внимания.

Перед ребенком кладут 6 - 7 карточек с картинками. Ведущий говорит: "Посмотри, как расположены картинки". Ребенок смотрит на них 10 секунд. Затем картинки убирают и ребенку предлагают взять картинки и расположить их так, как они лежали в самом начале. При новом предъявлении расположение картинок меняется. Задание можно усложнить тем, что ребенку нужно не только правильно расположить картинки, но и выбрать их среди других, которые не показывались ему.



14. Игра "Вот так позы!"

Цель игры: развитие наблюдательности и памяти.

По желанию детей из группы выбираются 5 детей. Один из них - водящий. Остальные дети садятся на стулья - они зрители. Четверо из пяти детей показывают водящему "свои позы". Он обходит детей и запоминает их позы. Затем дети садятся на стулья, а водящий повторяет их позы в той последовательности, в которой он их увидел. "Зрители" кричат правильно повторяется поза или нет. Если неправильно, то один из "зрителей" (по желанию) выходит и повторяет позу, какая была показана в начале игры.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Игры и упражнения на развитие зрительной памяти у детей с ментальными нарушениями.

Автор: Елена Васильевна Трифонова

Дата: 22.10.2024

Номер свидетельства: 658231


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства