Пособие «Коррекция звуков речи у детей с нарушением слуха» предназначено для учителей индивидуальной работы по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи образовательных организаций І –ІІ вида (для школ глухих и слабослышащих), учителей-логопедов. Пособие составлено в соответствии с требованиями традиционных для сурдопедагогики аналитико-синтетического, концентрического, полисенсорного методов обучения произношению. В основу коррекционной работы положена система фонем русского языка, основанная на механизме и способе образования звуков. Актуальность и новизна методического пособия «Коррекция звуков речи у детей с нарушением слуха» заключается в построении его с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих школьников, с учетом трудностей, возникающих у них при коммуникативной деятельности и обусловлена успешной социализацией их в обществе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Глухие фрикативные С, Ш, Х(методическое пособие)»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №19»
Учитель по формированию речевого слуха и
произносительной стороны устной речи
Буданова Е.П.,
специалист высшей категории,учитель- методист
2021 г.
АННОТАЦИЯ
Пособие «Коррекция звуков речи у детей с нарушением слуха» предназначено для учителей индивидуальной работы по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи образовательных организаций І –ІІ вида (для школ глухих и слабослышащих), учителей-логопедов. Пособие составлено в соответствии с требованиями традиционных для сурдопедагогики аналитико-синтетического, концентрического, полисенсорного методов обучения произношению. В основу коррекционной работы положена система фонем русского языка, основанная на механизме и способе образования звуков. Актуальность и новизна методического пособия «Коррекция звуков речи у детей с нарушением слуха» заключается в построении его с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития глухих школьников, с учетом трудностей, возникающих у них при коммуникативной деятельности и обусловлена успешной социализацией их в обществе.
Фрикати́вные согласные (от frico «тру») (также щелевы́е согласные, спира́нты) — согласные, при артикуляции которых артикуляторы подходят близко друг к другу, но не смыкаются полностью, в результате чего в ротовой полости происходят турбулентные колебания воздуха, создающие заметный шум.
Последовательность работы
над звуками речи.
Характеристика артикуляции звука и его доступности зрительному, тактильно-вибрационному и слуховому (при остатках слуха) восприятию глухого.
Приемы постановки данного звука.
Наиболее распространенные дефекты произношения данного звука.
Приемы коррекции дефектов произношения.
ЗвукХ
ЗвукС
ЗвукШ
Губы в улыбке.
Между зубами узкая щель.
Кончик языка упирается в нижние резцы.
Струя воздуха проходит по желобку.
Выд о х – сильная косая струя холодного воздуха.
Голос отсутствует.
Губы витянуты вперёд и округлены
Межу зубами узкая щель.
Язик в форме чашечки,
воздух проходит посередине.
Выдох – сильний, косая струя теплого воздуха.
Голос отсутствует.
Положение губ зависит от следующего звука. Кончик языка опущен спинка поднят к нёбу и соприкасается с ним,о ставляя узкую щель для прохождения воздуха. Голос отсутствует.
Приёмы постановки звука С.
1. На основе слухового подражания (появляется сравнительно редко).
2. На основе слухо-зрительного подражания. Перед зеркалом показать положение языка, затем сблизить зубы и длительно произнести С, одновременно с тактильным контролем ( поднести руку ребёнка между ртом и подбородком). Струя холодного воздуха направлена косо вниз.
1. На основе слухового подражания (при значительных остатках слуха).
2. На основе слухо-зрительного подражания. Учитель перед зеркалом показывает образец положения губ и языка. Тактильные ощущения: обильная тёплая струя воздуха, направленная косо вниз.
3. Механическим способом с использованием шпателя или зонда от звуков С (с помощью зонда поднять язык вверх), Р (остановить вибрацию языка).
Применение зонда.
Приёмы постановки звука Х.
1. На основе подражания. При произнесении звука видно (неясно) положение языка. При тактильном контроле ученик ощущает отсутствие голоса, струю выдыхаемого воздуха. Важное условие-сопоставление артикуляции учителя и ученика перед зеркалом.
2. Механическим способом от звука С с использованием шпателя или зонда. Протяжное произнесение С____ , затем с помощью шпателя или зонда продвижение языка вглубь ротовой полости. Получается вначале ХЯ, затем чистое ХА.
Звуки С, Ш, Х сходны друг с другом:
1) по отсутствию голоса – все они воспроизводятся при раскрытых голосовых складках;
2) по способу артикуляции – все они фрикативные, выдыхаемый воздух выходит через образованную между языком и небом щель;
3) по отсутствию палатализации – все эти звуки относятся к твердым согласным.
Отличаются эти звуки по месту артикуляции; щель образуется в разных частях ротовой полости: при произнесении звука С она расположена между спинкой языка и альвеолами верхних резцов, при произнесении Ш – в передней части неба (за альвеолами), а при артикуляции Х – на границе твердого и мягкого неба.
Причина: неправильное положение языка. Язык не прилегает боковыми краями к коренным зубам, остаются щели через которые проходит воздух.
Формирование правильной артикуляции необходимо начинать с самого начала, постановки звуков.
2. Сонантность.
При таком дефекте вместо звуков С, Ш, Х слышится гласный И или Ы. Самый грубый дефект воспроизведения звуков. Дефект стойкий. Устраняется в первую очередь.
Пример: восемь – войэм карандаш – карандайи сахар – йайар
Причина: подобная артикуляция возникает вследствие смыкания и вибрации голосовых связок (наличие голоса) и недостаточной узкой щели (нет шума, свиста, свойственных свистящих и шипящих).
1. При устранении дефекта в первую очередь проводится коррекция звука С.
2. Использование слухового контроля для сопоставления звукосочетаний СА – ЙА. 3. Поэтапная постановка звука С. 4. Введение замены звуков Ш на С, Х на К.
3. Озвончение.
Вместо звуков С – З, Ш – Ж, Х – Y (украинское Г).
Пример: восемь – воземь шар – жар хорошо – Y орожо
Причина: неправильное участие голоса в артикуляции.
При устранении дефекта используются: 1. Слуховой контроль. 2. Приёмы сопоставления. 3. Тактильно-вибрационный контроль (струя выдыхаемого воздуха сильная, вибрация гортани отсутствует.
4. Смягчение.
Звук С.
Причины . 1.Чрезмерный подъём языка (палатализация). Встречается редко.
Пример: лиса – лися класс – клась
Исправлять дефект необходимо, прибегая к межгубной и межзубной артикуляции.
2. Позиционное смягчение, обусловленное передней артикуляцией последующих гласных О, У.
Пример: соль – сёль суп – сюп
Необходима коррекция гласных звуков.
Звук Ш.
Причины . 1. Язык придвинут к передним резцам (щель образуется не у альвеол, а у зубов). Дефект негрубый. 2. Язык находится в нижней позиции.
Нарушения по месту артикуляции.
Пример: шапка – шяпка шуба – шюба
1. Дефект исправляется путём показа позиции языка перед зеркалом или движением руки. В трудных случаях с помощью шпателя или зонда. 2. Проводить работу по формированию правильной верхней артикуляции звука Ш.
Звук Х.
Причины . 1. Перемещение языка вперёд, при котором щель образуется не на границе твёрдого и мягкого нёба, а ближе к зубам.
2. Не закончен процесс постановки звука Х.
Дефект негрубый.
Исправляется двумя способами: - по подражанию на основе слухового восприятия (различия между Х_____ и ХЬ_____ многие глухие улавливают) и зрительного образца положения языка; - механически с помощью шпателя.
5. Далёкая артикуляция.
Причина: перемещение языка в глубь ротовой полости. Дефект сопряжён с местом артикуляции.
Вместо звука Х слышится глубокое, горловое, храпящее Х.
Дефект звука С исправляется по подражанию или путём поэтапной постановки звука. Дефект звука Ш исправляется путём сопоставления нормального и далёкого положения языка перед зеркалом, приблизив его к верхним резцам, а затем отодвинуть язык к альвеолам. Рекомендуется подключить слуховой контроль. Звук Х – постановка звука механическим способом.
6. Лабиализованное С на месте звуков Ш, Х.
Причина: незаконченная постановка звуков Ш, Х.
Пример: шар – сар шапка – сапка холодно – солодно
Исправление дефекта начинать с возобновления работы по постановке звуков Ш, Х.
7. Призубность. Звук С.
Причины . 1. Передний край языка недостаточно «утоплен» за нижние резцы и закрывает щель между верхними и нижними резцами. 2. Неправильный прикус.
Исправляется дефект достаточно легко на основе подражания с опорой на зрительный образец правильной артикуляции или с помощью зонда.
Полезно показать положение языка кистями рук. Закрепление правильной артикуляции требует длительного времени.
8. Щёчное Ш.
Вместо звука Ш слышен Ф или ослабленный Ш. Дефект грубый.
Причина: язык не принимает участия в артикуляции, щель образуется между выдвинутой нижней губой и верхними резцами, или верхними и нижними резцами. Часто раздуваются щёки.
Работу по исправлению дефекта необходимо начинать заново с постановки звука.
9. Замена фрикативного Х на взрывной К.
Причина: между языком и нёбом образуется не щель, а смычка. Нарушение по способу артикуляции.
При исправлении дефекта используется приём сопоставления звуков К и Х в слогах особенно между гласными. Используется слуховой и тактильный контроль ( поднесение ладони руки к ротовой полости для ощущения разницы струи воздуха).
10. Выдох на месте звуков С, Ш, Х.
Работу по исправлению дефекта необходимо начинать заново с постановки звуков.
Последовательность упражнений при закреплении правильного навыка воспроизведения звуков на примере звука С.
1. Протяжное произнесение изолированного звука.
С_____
2. Начальная позиция перед гласными. СА_____ СА
Самолёт.
Конечная позиция. С_____ АС_____ АС
Класс.
Позиция между гласными. С_____ АС_____А АСА
Масса.
5. Звук С в стечении с согласными. АС_____ПА АС_____ТА
5. Найди в предложениях слова, которые отвечают на вопросКТО?
6. Определи род слов .
кушетка - … род
мешок - … род
Словарь:женский род, мужской род, средний род.
Звук Ш.
Занятие №4.
1. Послушай и скажи, какой ряд я сказала.
аш ош уш
ши шо ше
шво шву шве
2. Прочитай с ударением. Покажи на картинке.
Швея, швейная мастерская, швейная машинка.
3. Прочитай рассказ. Обозначь начало и конец предложений.
В нашей школе есть швейная мастерская в ней стоят швейныемашинки на них девочки шьют фартушки, рубашки, шторы они вяжут шапочки, шарфы, вышивают вышиванки эти школьницы – будущие швеи.
4. Выбери из текста слова, которые начинаются со звукаШ.
Звук Х.
Занятие №1.
1. Какой звук мы изучаем?
2. Послушай. Повтори.
Х__Х__Х__
3. Как мы произносим этот звук?
Х
4. Образуй слоги.
а
о
у
5. Назови картинки.
Словарь:хурма, халва, холодильник.
6. Дополни словосочетания.
вкусная
красный
пушистый
Словарь:хала, халат, хомяк.
7. Ответь на вопросы.КТО? ЧТО?
8. Прочитай слова. Отхлопай ритм.
Хала халат
Тата таТА
Звук Х.
Занятие №2.
1. Говори звукХтихо - протяжно.
2. Скажи слоги быстро - медленнно.
АХ ОХ УХ
3. Вставь пропущенные буквы.
Запа…, сти…, пасту…, пету…, оре…, горо… .
4. Послухай. Повтори. Покажи.
Горох, петух, орех, пастух.
5. Прочитай с ударением.
ОХ, ОХ, ОХ – вкусный горох.
УХ, УХ, УХ – красивый петух.
6. Найди пару. Составь словосочетания.
пастух
запах
полезный
цветов
орех
хороший
7. Послушай, как говорит учитель. Прочитай.
Слово Ох–Ох, наверно, дело плохо!И слово Ах Ох – ох!Заблудились в горах. Ах – ах!И сказало Ох Что за страх!Со вздохом: Что за страх!
Звук Х.
Занятие №3.
1. Образуй слоги. Скажи слоги тихо – протяжно.
А__
АХ
О__
У__
2. Послушай. Повтори. Покажи на картинке.
Словарь:ухо, сухофрукты, мухомор, муха.
3. Составь предложения из данных слов.
Захар, ухо, аппарат, слуховой, надел, на.
У, новая, прихожая, Михаила.
Харитон, и, сухофруктов, из, пьёт, облепихи, компот.