kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Герб и флаг России» Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить понятие детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов  в ней. Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны. Воспитывать патриотические чувства – гордость за нашу историю, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Герб и флаг России» Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей.»

«Герб и флаг России»

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей.

Воспитатель В.Н. Машнёва

Цель:

  • Формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания.

  • Формировать у детей представления о российской символике; об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, о символическом назначении цветов и образов (орёл, всадник, держава, скипетр).

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщить понятие детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней.

  • Познакомить с историей герба, его значением в прошлом и настоящем.

Развивающие:

  • Развивать связную речь; расширять словарный запас.

  • Развивать внимание, память, восприятие.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны.

Коррекционные:

  • Воспитывать патриотические чувства – гордость за нашу историю, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну, желание узнать как можно больше нового и интересного.

  • Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.

  • Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны.

Словарь: Обогащение словаря детей существительными (герб, флаг, гимн, скипетр, держава).

Оборудование. Карта, картинки – государственные символы России, портрет президента РФ. Контуры флага, краски; мяч.

Предварительная работа:

Рассматривание флагов разных стран, альбомов с гербами разных городов, старинными монетами. Беседы о гербе и флаге России, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о Родине.

Демонстрационный материал:

Флаг и герб России, современная монета.


Ход занятия.

I. Организационный момент.
а) Приветствие.

Воспитатель: Ребята, чтобы у нас было хорошее настроение, давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки и крепче сожмём ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся.

Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Замечательно! Какие вы у меня молодцы! Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией!

б) Разминка. Игра с мячом:

- Как тебя зовут? (Ф. И. О. ребёнка).

- Твой домашний адрес.

- Где ты живёшь?

- Как называется область, в которой ты живёшь?

- Главный город нашей области.

- В какой стране ты живёшь?

- Главный город России. (Столица нашей Родины – Москва.)

- Кто президент России? (Глава нашего государства – президент Владимир Владимирович Путин.)

в) Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт»

Цель: Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.

Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран. Воспитатель задёт вопрос, дети отвечают. - - Кто живёт во Франции? (Французы).

- Кто живёт в Америке? (Американцы).

- Кто живёт в Испании? (Испанцы).

- Кто живёт в Германии? (Немцы).

- Кто живёт в Италии? (Итальянцы).

- Кто живёт в Японии? (Японцы).

- Кто живёт в Китае? (Китайцы).

- Кто живёт в России? (Россияне) и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули, расслабились, а теперь займите свои места. А теперь сядьте поудобнее, спинку держим ровно, руки положили на стол, ноги держим вместе.

Воспитатель: Нас ждёт ещё много интересного.

II. Раскрытие темы. Флаг.

Воспитатель. У каждой страны есть свои отличительные знаки. Есть они и у России. Скажите, какие?

Дети: Герб, флаг, гимн.

а) Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Ход игры:

Воспитатель: Что я для вас приготовила? (Флаги).

- Давайте с вами из разных флагов выберем флаг нашей страны.

На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран. Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

Ответ. Рис.1. Флаг России – 4. (1 – Германия, 2 – Китай, 3 – США)

Рис.2. Флаг России – 1. (2 – Румыния, 3 – Франция, 4 – Нидерланды)

Рис.3. Флаг России – 3.

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете свой Российский флаг. Скажите, что вам помогло при выборе флага?

Дети: Нам помогли три полоски: белая, синяя, красная.

Воспитатель: А как расположены полосы на флаге? (если затрудняются отвечать, задаю наводящий вопрос: полосы расположены горизонтально или вертикально?)
Дети: Полоски расположены горизонтально: белая, синяя, красная.

Воспитатель: Посмотрите на флаг России. (Воспитатель показывает пособие.) Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета.

- Назовите, какого цвета полосы на нашем флаге? (Белого, синего, красного.)

Воспитатель: В России эти цвета почитались издавна и имели свое символическое значение: белый цвет означал благородство, синий — честность, красный — смелость и великодушие. Эти цвета русский народ считал самыми красивыми.

На государственном флаге России мы видим 3 цветных полосы, одинаковые по размеру, расположенные по горизонтали. Вверху - белая полоса, означает мир и благородство. В центре – синяя полоса, означает небо, честность, веру и правду. Красная полоса – нижняя, символизирует смелость и отвагу.

- Есть ли одинаковые флаги? А похожие?

- Что было бы, если бы все флаги были одинаковые?

б) Дидактическая игра «Раскрась флаг»

Детям даются контуры с тремя полосками.

Воспитатель: Чтобы проверить, как хорошо вы запомнили наш флаг, предлагаю выполнить задание.

У каждого ученика лежит альбомный лист, разделённый тремя горизонтальными линиями. Нужно правильно закрасить полоски флага.

Проверка задания. Дети поднимают свой флаг и показывают.

Воспитатель: Скажите, что означают эти цвета?

Дети: Белый цвет - мир, благородство.

-Синий цвет - реки, небо, моря, честность, верность.

-Красный цвет - красивый, радостный, праздничный, любовь, мужество.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. А сейчас я прочту вам стихотворение, которое написал В. Степанов:

«Флаг России».

Белый цвет - берёзка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска -

Солнечный рассвет.

Воспитатель: А, когда же впервые появился флаг?

в) Информационная беседа.

Воспитатель: Флаг нашей страны имеет свою историю. Ребята, послушайте историю о том, как появился наш флаг.

Для защиты своей земли от врагов воины объединялись в войско. Чтобы издалека было видно, какое войско идёт в поход или занимает город, на длинную палку прикрепляли пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это – стягом.

Главным его назначением было собирать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к бревну. Ткань развевалась на ветру, и такой знак был виден очень далеко. Так появились первые флаги.

Когда в России правил царь Алексей Михайлович, по его приказу начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо - «Орёл». Для него потребовался опознавательный знак - флаг: бело-сине-красный с золотистым нашивным орлом в центре. Флаг говорил о принадлежности корабля государству.

Нашему бело-сине-красному флагу больше трехсот лет.

Воспитатель: Дети, а где можно увидеть изображение флага России?

Дети: Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников. На зданиях, в день праздников, в армии солдат, на кораблях, самолетах; во время спортивных соревнований; во время визита правителей, на зданиях, где они встречаются – вывешивают флаги этих государств.

г) Вопросы на закрепление.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как назывались флаги в древности?

Дети: Стяги.

Воспитатель: Для чего нужен был стяг?

Дети: Стяг нужен был для того, чтобы объединять людей.

Воспитатель: А что было бы, если бы не было флагов или флаги были бы одинаковые?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, так что же означает государственный флаг?

Дети: Флаг является символом власти.

Воспитатель: Правильно, дети, флаг означает единство страны и является символом власти.

Флаг у нас прекрасный –
Белый, синий, красный!
Белый – мир и чистота,
Синий – верность, небеса,
Красный – мужество, отвага!
Вот цвета родного флага!

Воспитатель: Молодцы ребята!

III. Физкультминутка: (под музыку) А теперь мы с вами совершим путешествие по нашей огромной, прекрасной стране.

Покажите, какая Россия большая страна,

расставить руки – потянуться

какие высокие горы,

руки вверх – потянуться

какие глубокие моря.

наклоны

На севере сейчас холодно,

имитация

а на юге ещё тепло,

запрокинуть голову, расслабится

Вдруг пошел дождь,

стучать пальцами по полу

сильнее, ещё сильнее. Ударил гром, сверкнула молния.

имитация страха

Вдруг выглянуло солнышко и стало опять тепло и хорошо.

встать прямо, мышцы расслаблены, глубокий вдох – выдох.

IV. Раскрытие темы (продолжение). Герб

Воспитатель: А что это такое?

Дети: Герб.

Воспитатель: Посмотрите на герб России. Это тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл.

Воспитатель: Что вы знаете об орле? Какая это птица? (Гордая, красивая, сильная.)

Воспитатель: Орёл золотого цвета, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся.

Воспитатель: Второй символ нашего государства - это герб. Герб - отличительный знак государства.

Что же такое герб, откуда он появился и для чего он нужен? Давайте об этом поговорим.

а) Информационная беседа.

Воспитатель: Герб так же, как и флаг появился очень давно, когда наши предки много времени проводили в боях. Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские.

Воспитатель: Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете?

Дети: Копьё и меч.

Воспитатель: А что защищает самого воина?

Дети: Древние воины и рыцари защищали себя шлемами, доспехами и щитами.

Воспитатель: Но флаг был только один - у знаменосца. В сверкающих металлических латах в разгар боя воинов трудно было различить. Чтобы узнавать друг друга в бою, они стали наносить на свои щиты и одежду различные изображения. Щит большой, и рисунок на нём хорошо был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Чаще всего воин изображал на щите-гербе то животное, с которым сам себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, воин, который хотел быть отважным и ловким, как лев, изображал льва на своем щите, другой рисовал медведя, надеясь быть таким же сильным. Рыцари видели изображения на щитах и отличали своих воинов от чужих.

Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить. Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их. Так постепенно вырастал целый город, и герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и всего города, постепенно гербы появились у городов и стран.

Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты, но гербы остались. Все страны мира, все государства имеют свой герб. Герб – это отличительный знак страны, золотой двуглавый орёл – эмблема или символ России. Российскому гербу более 500 (пятисот) лет.

Давайте рассмотрим герб нашей страны.

б) Вопросы ученикам.

.Воспитатель: Какой формы герб?

Ответ детей. В форме старинного щита.

Воспитатель: Какие цвета есть на гербе?

Ответ детей. Красный, золотой, синий, чёрный.

Воспитатель: Что изображено на нём?

Ответ детей. На щите красного цвета изображен золотой двуглавый орёл и всадник.

Воспитатель: Что вы видите в центре? (Орла.)

Воспитатель: Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями.)

Воспитатель: Почему же на гербе России изображён орёл?

Воспитатель: Орёл на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл – сильное и непобедимое.

Воспитатель: Но почему у орла две головы?

Дети: Смотря в разные стороны, орёл может увидеть возможную опасность.

Воспитатель: Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские: якуты, коряки, и многие другие.

Воспитатель: А что вы видите ещё?

Дети: Над головами орла мы видим короны крылья орла, похожие на солнечные лучи, а сама птица похожа на солнце.

Воспитатель: Как вы думаете, что она обозначает?

Предположения детей. Корона обозначает, что в России главный – царь.

Воспитатель: А что в лапах у орла?

Ответы детей. Правой лапой орёл сжимает железную палку (посох).

Воспитатель: Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Он украшен золотом, драгоценными камнями. Это символ царской власти.

Дети: В левой лапе – золотой шар с крестом.

Воспитатель: В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.

Воспитатель (обобщает ответы): Герб имеет форму старинного рыцарского щита красного цвета, на котором изображён золотой двуглавый орёл, он похож на солнце, а его крылья на лучи солнца. Орёл самая зоркая птица и видит всё, что находится вокруг него. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Орёл охраняет нашу страну, чтобы на неё не напали враги. Золотой двуглавый орёл на фоне красного щита означает силу и непобедимость нашей страны. У орла две головы, что означает - наше государство очень большое и единое. В нём живут люди разных национальностей. 

Корона на голове – символ законности, означает, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой – золотой шар, который обозначает «держава»- символ могущества страны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Скипетр, держава, корона были в старину у царя и означали власть. А в наши дни они напоминают об историческом прошлом нашей страны.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы ещё видите на гербе?

Дети: Всадника, который побеждает дракона.

Воспитатель: Что это означает?

Дети: Победу добра над злом.

Воспитатель (обобщает ответы): На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке - серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный дракон – это символ зла. Он повержен героем. Всадник означает победу добра над злом.

Воспитатель: Верно, ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб. Посмотрите, есть ли одинаковые цвета у герба и флага России?

Ответ детей: Да, это красный, синий и белый.

Воспитатель: Где можно увидеть герб?

Ответы детей. На знамёнах и печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных наградах, официальных документах, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.

Воспитатель: Ребята, о гербе также написано много стихотворений. Послушайте одно из них:

У России величавой

На гербе орёл двуглавый.

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он России дух свободный.

V. Динамическая пауза. Физкультминутка

Мы разминку начинаем

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх

Отдохнём спина у всех.

Начинаем приседанья 1, 2, 3, 4, 5

А теперь 3 раза нужно,

Как лягушки проскакать

(Повтор первых 4 строк).

VI. Работа по теме занятия.

а) Вопросы на закрепление.

- Какой формы герб? (В форме старинного щита).

- Какие цвета есть на гербе? (Красный, золотой, синий, чёрный.)

- Что изображено на нём? (На щите красного цвета изображен золотой двуглавый орёл и всадник.)

- Что вы видите в центре? (Орла.)

- Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями.)

- Почему же на гербе России изображён орёл? (Орёл на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл – сильное и непобедимое).

- Почему у орла две головы? (Смотря в разные стороны, орёл может увидеть возможную опасность)

- А что вы видите над головами орла? (Над головами орла мы видим короны крылья орла, похожие на солнечные лучи, а сама птица похожа на солнце)

- Как вы думаете, что она обозначает? (Корона обозначает, что в России главный – царь).

- А что в лапах у орла? (Правой лапой орёл сжимает скипетр, украшенный золотом и драгоценными камнями. В другой лапе у орла держава. Держава – значит могущество)

- Что на груди у орла? (щит).
- Кто изображён на щите? (всадник на коне).
- Какого цвета конь? (Белый)
- Какого цвета плащ у всадника? (Синий)
- Какого цвета щит? (Красный)
- Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Наш флаг)
- Как зовут всадника? (Георгий Победоносец)
Воспитатель: Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!
- Что в руках у Георгия Победоносца? (Копьё)
- Зачем оно ему? (Чтобы победить дракона)
Воспитатель: Чёрный дракон символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого дракона. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче?

Ответы детей.
Воспитатель: Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Ответы детей. Добро побеждает зло!
Воспитатель: Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

Воспитатель: Молодцы, очень много рассказали о нашем гербе. 

б) Экспериментирование «Что изображено на монетах?»

Цель. Рассматривание предметов связанных с символикой государства.

Воспитатель: Я предлагаю выполнить следующее задание.

У вас на столах лежит альбомный лист, монета и простой карандаш. Положите монетку под лист гербом кверху и простым карандашом заштрихуйте монету. (Дети выполняют)

-Посмотрите на расположение герба, рассмотрите его. Что удивило? Где ещё можно встретить такое изображение? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, где вы ещё видели изображение орла?

Дети: На монетах, на документах. Печати и штампы. Герб на печати подтверждает подлинность важных документов. Грамоты, дипломы, паспорт, свидетельство о рождении и т. п.

Воспитатель: Что изображено на монетах?

Воспитатель: Копьё святого Георгия Победоносца дало название монетке - копейка. Герб нужен для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Не ищите вы гербы

Под осинкой как грибы!

Их найдём мы на монетах

И на гербовых конвертах,

И на гербовой бумаге,

На печати и на флаге!

VII. Раскрытие темы (продолжение). Гимн.

Цель. Привитие гордости за Отечество.

Мотивация. Прослушивание гимна РФ.

- Что это за песня?

- Почему, мы все встали, когда зазвучала эта песня (ответы детей)

Воспитатель: У каждого государства обязательно есть свой гимн. ГИМН - это торжественная песня. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поётся о любви к Родине - России, об уважении к её истории, о красоте её природы, о надежде на прекрасное будущее.

Государственный гимн - один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.  При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.  Гимн всегда поют и слушают стоя.  Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов. 

- Как надо слушать государственный гимн? (Стоя)

Воспитатель: Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране. Сейчас мы встанем и послушаем главную песню нашей Родины. Слова гимна написал поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку – композитор Александр Васильевич Александров.

ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» муз. А. Александрова слова С. Михалкова 

VIII. Итог занятия.

Воспитатель: Сегодня мы поговорили о символах нашей страны: флаге, гербе и гимне. Ко всем символам государства надо относиться с уважением, чтить их как память прошлого и достояние современности. Дети, а как вы думаете, почему мы должны уважать наши символы? 

Ответы детей. Мы граждане большой, красивой и сильной страны.  Мы гордимся её заслугами и достижениями. Переживаем вместе с ней горе и радости. Мы будем стараться сделать Россию ещё богаче и сильнее.

- Какие государственные символы есть у нашей страны? (Флаг, герб, гимн)

- Какого цвета полосы на флаге? (Белая, синяя, красная)

- Где можно увидеть наш флаг?

- Что изображено на гербе России? (На красном щите – двухглавый орёл, на груди которого всадник)

- Почему орёл золотого цвета? (Символизирует солнце)

- Что такое гимн? (Торжественная песня)

- Как его надо слушать? (Стоя, снимая головные уборы)

- Каждый из нас должен любить, беречь, охранять Родину. А что вы, как маленькие жители нашей страны, должны делать? (хорошо учиться, расти добрыми, отзывчивыми, бережно относиться ко всем, беречь окружающую среду и т.д.)



Интернет ресурсы:

  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/09/09/rasskaz-beseda-istoriya-rossii-simvolika-strany-gerb-flag

  • https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/31/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-po-teme-nashe

  • https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-gosudarstvennie-simvoli-rossii-865590.html

  • https://multiurok.ru/files/konspiekt-zaniatiia-simvolika-rossii.html

  • https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/zaniatiie-simvolika-rossii

  • http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-gerb-i-flag-rosi-podgotovitelnaja-grupa.html

  • http://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnoe-zanjatie-znakomstvo-s-simvolikoi-rosiiskogo-gosudarstva-podgotovitelnaja-grupa.html

  • https://dohcolonoc.ru/conspect/5447-konspekt-nod-gosudarstvennye-simvoly-rossii-flag-gimn-gerb.html

  • http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-simvolika-rosi.html

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Музыка А. Александрова Слова С. Михалкова


1) Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Припев. Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2) От южных полей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев

3) Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года,

Нам силу даёт наша верность Отчизне,

Так было, так есть и так будет всегда!

Припев.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
«Герб и флаг России» Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей.

Автор: Машнёва Вера Николаевна

Дата: 24.09.2017

Номер свидетельства: 429580


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства