«Герб и флаг России» Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей.
«Герб и флаг России» Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Обобщить понятие детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны. Воспитывать патриотические чувства – гордость за нашу историю, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Герб и флаг России» Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей.»
«Герб и флаг России»
Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей.
Воспитатель В.Н. Машнёва
Цель:
Формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания.
Формировать у детей представления о российской символике; об истории происхождения и функциональном назначении герба и флага, о символическом назначении цветов и образов (орёл, всадник, держава, скипетр).
Задачи:
Обучающие:
Обобщить понятие детей о Государственной символике РФ, её происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней.
Познакомить с историей герба, его значением в прошлом и настоящем.
Воспитывать у детей чувство патриотизма, уважительное отношение к гербу и флагу нашей страны.
Коррекционные:
Воспитывать патриотические чувства – гордость за нашу историю, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну, желание узнать как можно больше нового и интересного.
Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны.
Словарь: Обогащение словаря детей существительными (герб, флаг, гимн, скипетр, держава).
Оборудование. Карта, картинки – государственные символы России, портрет президента РФ. Контуры флага, краски; мяч.
Предварительная работа:
Рассматривание флагов разных стран, альбомов с гербами разных городов, старинными монетами. Беседы о гербе и флаге России, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о Родине.
Демонстрационный материал:
Флаг и герб России, современная монета.
Ход занятия.
I. Организационный момент. а) Приветствие.
Воспитатель: Ребята, чтобы у нас было хорошее настроение, давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки и крепче сожмём ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Вместе за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Замечательно! Какие вы у меня молодцы! Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией!
б) Разминка.Игра с мячом:
- Как тебя зовут? (Ф. И. О. ребёнка).
- Твой домашний адрес.
- Где ты живёшь?
- Как называется область, в которой ты живёшь?
- Главный город нашей области.
- В какой стране ты живёшь?
- Главный город России. (Столица нашей Родины – Москва.)
- Кто президент России? (Глава нашего государства – президент Владимир Владимирович Путин.)
в) Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт»
Цель:Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понимание, что на свете много разных стран.
Воспитатель: Давайте вспомним жителей разных стран. Воспитатель задёт вопрос, дети отвечают. - - Кто живёт во Франции? (Французы).
- Кто живёт в Америке? (Американцы).
- Кто живёт в Испании? (Испанцы).
- Кто живёт в Германии? (Немцы).
- Кто живёт в Италии? (Итальянцы).
- Кто живёт в Японии? (Японцы).
- Кто живёт в Китае? (Китайцы).
- Кто живёт в России? (Россияне) и т.д.
Воспитатель: Молодцы! Отдохнули, расслабились, а теперь займите свои места. А теперь сядьте поудобнее, спинку держим ровно, руки положили на стол, ноги держим вместе.
Воспитатель: Нас ждёт ещё много интересного.
II. Раскрытие темы. Флаг.
Воспитатель. У каждой страны есть свои отличительные знаки. Есть они и у России. Скажите, какие?
Дети: Герб, флаг, гимн.
а) Дидактическая игра «Узнай наш флаг»
Цель:закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.
Ход игры:
Воспитатель: Что я для вас приготовила? (Флаги).
- Давайте с вами из разных флагов выберем флаг нашей страны.
На наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран. Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на наборном полотне.
Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.
Ответ. Рис.1. Флаг России – 4. (1 – Германия, 2 – Китай, 3 – США)
Рис.2. Флаг России – 1. (2 – Румыния, 3 – Франция, 4 – Нидерланды)
Рис.3. Флаг России – 3.
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете свой Российский флаг. Скажите, что вам помогло при выборе флага?
Дети: Нам помогли три полоски: белая, синяя, красная.
Воспитатель: А как расположены полосы на флаге? (если затрудняются отвечать, задаю наводящий вопрос: полосы расположены горизонтально или вертикально?) Дети: Полоски расположены горизонтально: белая, синяя, красная.
Воспитатель: Посмотрите на флаг России. (Воспитатель показывает пособие.) Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета.
- Назовите, какого цвета полосы на нашем флаге? (Белого, синего, красного.)
Воспитатель: В России эти цвета почитались издавна и имели свое символическое значение: белый цвет означал благородство, синий — честность, красный — смелость и великодушие. Эти цвета русский народ считал самыми красивыми.
На государственном флаге России мы видим 3 цветных полосы, одинаковые по размеру, расположенные по горизонтали. Вверху - белая полоса, означает мир и благородство. В центре – синяя полоса, означает небо, честность, веру и правду. Красная полоса – нижняя, символизирует смелость и отвагу.
- Есть ли одинаковые флаги? А похожие?
- Что было бы, если бы все флаги были одинаковые?
б) Дидактическая игра «Раскрась флаг»
Детям даются контуры с тремя полосками.
Воспитатель: Чтобы проверить, как хорошо вы запомнили наш флаг, предлагаю выполнить задание.
У каждого ученика лежит альбомный лист, разделённый тремя горизонтальными линиями. Нужно правильно закрасить полоски флага.
Проверка задания. Дети поднимают свой флаг и показывают.
Воспитатель: Скажите, что означают эти цвета?
Дети: Белый цвет - мир, благородство.
-Синий цвет - реки, небо, моря, честность, верность.
-Красный цвет - красивый, радостный, праздничный, любовь, мужество.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. А сейчас я прочту вам стихотворение, которое написал В. Степанов:
«Флаг России».
Белый цвет - берёзка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
Воспитатель: А, когда же впервые появился флаг?
в) Информационная беседа.
Воспитатель: Флаг нашей страны имеет свою историю. Ребята, послушайте историю о том, как появился наш флаг.
Для защиты своей земли от врагов воины объединялись в войско. Чтобы издалека было видно, какое войско идёт в поход или занимает город, на длинную палку прикрепляли пучок травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это – стягом.
Главным его назначением было собирать, «стянуть» воинов для защиты своей земли. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к бревну. Ткань развевалась на ветру, и такой знак был виден очень далеко. Так появились первые флаги.
Когда в России правил царь Алексей Михайлович, по его приказу начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо - «Орёл». Для него потребовался опознавательный знак - флаг: бело-сине-красный с золотистым нашивным орлом в центре. Флаг говорил о принадлежности корабля государству.
Нашему бело-сине-красному флагу больше трехсот лет.
Воспитатель: Дети, а где можно увидеть изображение флага России?
Дети: Под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, флаги вывешивают во время праздников. На зданиях, в день праздников, в армии солдат, на кораблях, самолетах; во время спортивных соревнований; во время визита правителей, на зданиях, где они встречаются – вывешивают флаги этих государств.
г) Вопросы на закрепление.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как назывались флаги в древности?
Дети: Стяги.
Воспитатель: Для чего нужен был стяг?
Дети: Стяг нужен был для того, чтобы объединять людей.
Воспитатель: А что было бы, если бы не было флагов или флаги были бы одинаковые?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, так что же означает государственный флаг?
Дети: Флаг является символом власти.
Воспитатель: Правильно, дети, флаг означает единство страны и является символом власти.
Флаг у нас прекрасный – Белый, синий, красный! Белый – мир и чистота, Синий – верность, небеса, Красный – мужество, отвага! Вот цвета родного флага!
Воспитатель: Молодцы ребята!
III. Физкультминутка:(под музыку) А теперь мы с вами совершим путешествие по нашей огромной, прекрасной стране.
Покажите, какая Россия большая страна,
расставить руки – потянуться
какие высокие горы,
руки вверх – потянуться
какие глубокие моря.
наклоны
На севере сейчас холодно,
имитация
а на юге ещё тепло,
запрокинуть голову, расслабится
Вдруг пошел дождь,
стучать пальцами по полу
сильнее, ещё сильнее. Ударил гром, сверкнула молния.
имитация страха
Вдруг выглянуло солнышко и стало опять тепло и хорошо.
Воспитатель: Посмотрите на герб России. Это тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл.
Воспитатель: Что вы знаете об орле? Какая это птица? (Гордая, красивая,сильная.)
Воспитатель: Орёл золотого цвета, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся.
Воспитатель: Второй символ нашего государства - это герб. Герб - отличительный знак государства.
Что же такое герб, откуда он появился и для чего он нужен? Давайте об этом поговорим.
а) Информационная беседа.
Воспитатель: Герб так же, как и флаг появился очень давно, когда наши предки много времени проводили в боях. Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские.
Воспитатель: Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете?
Дети: Копьё и меч.
Воспитатель: А что защищает самого воина?
Дети: Древние воины и рыцари защищали себя шлемами, доспехами и щитами.
Воспитатель: Но флаг был только один - у знаменосца. В сверкающих металлических латах в разгар боя воинов трудно было различить. Чтобы узнавать друг друга в бою, они стали наносить на свои щиты и одежду различные изображения. Щит большой, и рисунок на нём хорошо был виден издалека. Щит с таким рисунком стали называть гербом. Чаще всего воин изображал на щите-гербе то животное, с которым сам себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, воин, который хотел быть отважным и ловким, как лев, изображал льва на своем щите, другой рисовал медведя, надеясь быть таким же сильным. Рыцари видели изображения на щитах и отличали своих воинов от чужих.
Рыцари очень дорожили своими гербами, передавали своим детям, внукам. Гербом гордились и старались его не опозорить. Простые люди селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что его хозяин и его войско защитят их. Так постепенно вырастал целый город, и герб рыцаря-хозяина становился не только его личным, но и всего города, постепенно гербы появились у городов и стран.
Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты, но гербы остались. Все страны мира, все государства имеют свой герб. Герб – это отличительный знак страны, золотой двуглавый орёл – эмблема или символ России. Российскому гербу более 500 (пятисот) лет.
Давайте рассмотрим герб нашей страны.
б) Вопросы ученикам.
.Воспитатель: Какой формы герб?
Ответ детей. В форме старинного щита.
Воспитатель: Какие цвета есть на гербе?
Ответ детей. Красный, золотой, синий, чёрный.
Воспитатель: Что изображено на нём?
Ответ детей. На щите красного цвета изображен золотой двуглавый орёл и всадник.
Воспитатель: Что вы видите в центре? (Орла.)
Воспитатель: Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями.)
Воспитатель: Почему же на гербе России изображён орёл?
Воспитатель: Орёл на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл – сильное и непобедимое.
Воспитатель: Но почему у орла две головы?
Дети: Смотря в разные стороны, орёл может увидеть возможную опасность.
Воспитатель: Русское государство очень большое и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские: якуты, коряки, и многие другие.
Воспитатель: А что вы видите ещё?
Дети: Над головами орла мы видим короны крылья орла, похожие на солнечные лучи, а сама птица похожа на солнце.
Воспитатель: Как вы думаете, что она обозначает?
Предположения детей. Корона обозначает, что в России главный – царь.
Воспитатель: А что в лапах у орла?
Ответы детей. Правой лапой орёл сжимает железную палку (посох).
Воспитатель: Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Он украшен золотом, драгоценными камнями. Это символ царской власти.
Дети: В левой лапе – золотой шар с крестом.
Воспитатель: В другой лапе у орла шар, его называют держава. Держава – значит могущество, то есть страна, в которой правит царь, могучая.
Воспитатель (обобщает ответы): Герб имеет форму старинного рыцарского щита красного цвета, на котором изображён золотой двуглавый орёл, он похож на солнце, а его крылья на лучи солнца. Орёл самая зоркая птица и видит всё, что находится вокруг него. Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Орёл охраняет нашу страну, чтобы на неё не напали враги. Золотой двуглавый орёл на фоне красного щита означает силу и непобедимость нашей страны. У орла две головы, что означает - наше государство очень большое и единое. В нём живут люди разных национальностей.
Корона на голове – символ законности, означает, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – символ власти, а в другой – золотой шар, который обозначает «держава»- символ могущества страны. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Скипетр, держава, корона были в старину у царя и означали власть. А в наши дни они напоминают об историческом прошлом нашей страны.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы ещё видите на гербе?
Дети: Всадника, который побеждает дракона.
Воспитатель: Что это означает?
Дети: Победу добра над злом.
Воспитатель (обобщает ответы): На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке - серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Чёрный дракон – это символ зла. Он повержен героем. Всадник означает победу добра над злом.
Воспитатель: Верно, ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб. Посмотрите, есть ли одинаковые цвета у герба и флага России?
Ответ детей: Да, это красный, синий и белый.
Воспитатель: Где можно увидеть герб?
Ответы детей. На знамёнах и печатях, на паспорте, на аттестате, на правительственных наградах, официальных документах, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
Воспитатель: Ребята, о гербе также написано много стихотворений. Послушайте одно из них:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный.
V. Динамическая пауза. Физкультминутка
Мы разминку начинаем
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх
Отдохнём спина у всех.
Начинаем приседанья 1, 2, 3, 4, 5
А теперь 3 раза нужно,
Как лягушки проскакать
(Повтор первых 4 строк).
VI. Работа по теме занятия.
а) Вопросы на закрепление.
- Какой формы герб? (В форме старинного щита).
- Какие цвета есть на гербе? (Красный, золотой, синий, чёрный.)
- Что изображено на нём? (На щите красного цвета изображен золотой двуглавый орёл и всадник.)
- Что вы видите в центре? (Орла.)
- Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями.)
- Почему же на гербе России изображён орёл? (Орёл на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл – сильное и непобедимое).
- Почему у орла две головы? (Смотря в разные стороны, орёл может увидеть возможную опасность)
-А что вы видите над головами орла? (Над головами орла мы видим короны крылья орла, похожие на солнечные лучи, а сама птица похожа на солнце)
- Как вы думаете, что она обозначает? (Корона обозначает, что в России главный – царь).
- А что в лапах у орла? (Правой лапой орёл сжимает скипетр, украшенный золотом и драгоценными камнями. В другой лапе у орла держава. Держава – значит могущество)
- Что на груди у орла? (щит). - Кто изображён на щите? (всадник на коне). - Какого цвета конь? (Белый) - Какого цвета плащ у всадника? (Синий) - Какого цвета щит? (Красный) - Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Наш флаг) - Как зовут всадника? (Георгий Победоносец) Воспитатель: Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества! - Что в руках у Георгия Победоносца? (Копьё) - Зачем оно ему? (Чтобы победить дракона) Воспитатель: Чёрный дракон символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого дракона. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче?
Ответы детей. Воспитатель: Чем всегда заканчиваются эти сказки? Ответы детей. Добро побеждает зло! Воспитатель: Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!
Воспитатель: Молодцы, очень много рассказали о нашем гербе.
б) Экспериментирование «Что изображено на монетах?»
Цель. Рассматривание предметов связанных с символикой государства.
Воспитатель: Я предлагаю выполнить следующее задание.
У вас на столах лежит альбомный лист, монета и простой карандаш. Положите монетку под лист гербом кверху и простым карандашом заштрихуйте монету. (Дети выполняют)
-Посмотрите на расположение герба, рассмотрите его. Что удивило? Где ещё можно встретить такое изображение? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, где вы ещё видели изображение орла?
Дети: На монетах, на документах. Печати и штампы. Герб на печати подтверждает подлинность важных документов. Грамоты, дипломы, паспорт, свидетельство о рождении и т. п.
Воспитатель: Что изображено на монетах?
Воспитатель: Копьё святого Георгия Победоносца дало название монетке - копейка. Герб нужен для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Не ищите вы гербы
Под осинкой как грибы!
Их найдём мы на монетах
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печати и на флаге!
VII. Раскрытие темы (продолжение). Гимн.
Цель. Привитие гордости за Отечество.
Мотивация.Прослушивание гимна РФ.
- Что это за песня?
- Почему, мы все встали, когда зазвучала эта песня (ответы детей)
Воспитатель: У каждого государства обязательно есть свой гимн. ГИМН - это торжественная песня. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поётся о любви к Родине - России, об уважении к её истории, о красоте её природы, о надежде на прекрасное будущее.
Государственный гимн - один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения. При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием. Гимн всегда поют и слушают стоя. Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов.
- Как надо слушать государственный гимн? (Стоя)
Воспитатель: Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране. Сейчас мы встанем и послушаем главную песню нашей Родины. Слова гимна написал поэт Сергей Владимирович Михалков, а музыку – композитор Александр Васильевич Александров.
ЗВУЧИТ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН» муз. А. Александрова слова С. Михалкова
VIII. Итог занятия.
Воспитатель: Сегодня мы поговорили о символах нашей страны: флаге, гербе и гимне. Ко всем символам государства надо относиться с уважением, чтить их как память прошлого и достояние современности. Дети, а как вы думаете, почему мы должны уважать наши символы?
Ответы детей. Мы граждане большой, красивой и сильной страны. Мы гордимся её заслугами и достижениями. Переживаем вместе с ней горе и радости. Мы будем стараться сделать Россию ещё богаче и сильнее.
- Какие государственные символы есть у нашей страны? (Флаг, герб, гимн)
- Какого цвета полосы на флаге? (Белая, синяя, красная)
- Где можно увидеть наш флаг?
- Что изображено на гербе России? (На красном щите – двухглавый орёл, на груди которого всадник)
- Почему орёл золотого цвета? (Символизирует солнце)
- Что такое гимн? (Торжественная песня)
- Как его надо слушать? (Стоя, снимая головные уборы)
- Каждый из нас должен любить, беречь, охранять Родину. А что вы, как маленькие жители нашей страны, должны делать? (хорошо учиться, расти добрыми, отзывчивыми, бережно относиться ко всем, беречь окружающую среду и т.д.)