Форма проведения занятия: урок – изучение нового материала.
Виды деятельности: игровая, творческая, познавательная, продуктивная.
Методы и приемы:
Наглядный – показ геометрических фигур, творческая деятельность. Словесный – объяснение материала, вопросы, индивидуальные ответы детей. Практический – упражнения, направленные на изучение и закрепление нового материала.
Цель: создание условий для формирования знаний обучающихся о плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
Задачи:
Образовательные:
учить припоминать времена года, месяцы, дни недели, части суток; названия фруктов и овощей;
развивать умение воспроизводить последовательность действий (дидактическая игра «Что сначала, что потом»)
обучать выбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу
узнавать и называть геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник);
классификация геометрических фигур по форме, величине и цвету;
обучать воспроизведению формы геометрических фигур;
обучать выбору фигур по зрительно воспринимаемому образцу и на слух;
соотносить и находить их форму в реальных предметах и объектах.
Коррекционно-развивающие:
развивать внимание,
память,
творческое мышление,
слуховое, зрительное, тактильное восприятие,
активизация в речи слов, обозначающих форму предметов: круглый, квадратный, овальный, треугольный, прямоугольный.
общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитание умения поддерживать доброжелательные отношения,
воспитывать взаимопомощь и уважение друг к другу.
Оборудование урока:
набор геометрических фигур;
раздаточный материал;
дидактическая игра «Цвет, форма, величина»;
плакат с изображением геометрических фигур;
дидактическая игра на различение фруктов и овощей;
карточки с геометрическими фигурами;
подносы с манной крупой для рисования;
цветные карандаши.
Ход урока.
Организация учебного процесса.
Приветствие.
(на доске, у входа в класс, картинки с изображением «Сердечка», «Танцующих детей», «Рукопожатия»), ребёнок выбирает, показывает на картинку: если сердечко, - то обнимашки, если танцующие дети - танцевальное движение, если рукопожатие, то «дай пять!»
- Здравствуйте, ребята, дорогие гости, я очень рада видеть вас!
- Сегодня у нас гости, учителя нашей школы, а также к нам на занятие пришли любимые герои ваших мультфильмов – Смешарики. Встречайте их! (музыкальное сопровождение, на доске герои мультфильма).
2. Эмоциональный настрой.
-Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
-Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение.
-Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
-Говорят, что хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.
-Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем занятии.
- Смешарики пришли не с пустыми руками, посмотрите, у каждого конверт с заданиями. Итак, приступаем!
Актуализация учебного процесса. Повторение ранее изученного.
Первое задание у Совуньи, она предлагает нам ответить на следующие вопросы:
- Какое сейчас время года? (зима)
- По каким признакам вы это определили? (холодно, снег, голые деревья, сильный ветер, мороз)
- Какой месяц? (декабрь – первый зимний месяц, но последний месяц в году)
- Какой сегодня день недели? (четверг, четвёртый день недели), а какой день недели был вчера?
- Какой день идет за четвергом? Пятый день это-…. (пятница).
- Назовите выходные дни, это……(суббота и воскресенье).
- Давайте теперь назовём все дни недели по порядку (хором все вместе: первый – понедельник……).
- Сколько всего дней в неделе? Правильно – семь!
- Какое сейчас время суток? День или ночь?
- Какой по счёту урок идёт? (четвёртый)
ВЫВОД:
сейчас: время года – зима,
месяц – декабрь,
день недели – четверг,
время суток – день.
- Совунья очень довольна вашими ответами, давайте похлопаем друг другу.
2. Второе задание предлагает Нюша, она случайно узнала, что мы на прошлом занятии говорили об овощах и фруктах, и хочет узнать, хорошо ли вы их запомнили?
1. Дидактическая игра «Сварим щи», «Сварим компот» - дети распределяют картинки с овощами и фруктами по кастрюлям с надписью «Щи», «Компот».
ВЫВОД: дети перечисляют фрукты для компота и овощи для щей.
3.Бараш предлагает такую игру «Что сначала, что потом». Предлагается две серии картинок:
1. «Курица -наседка»: сначала с яичками, потом с цыплятами, нужно последовательно и правильно расставить картинки:
2. «Лепка снеговика».
III.Музыкальная физкультминутка проводит Крош (мультимедия)
IV. Работа над новым материалом.
1. Введение в тему.
- У Ёжика пятое задание, он принес красивый удивительный мешочек, в котором лежит что-то очень интересное. Хотите узнать, что там находится? Давайте мы с вами сыграем в игру, которая называется «Волшебный мешочек», для этого по очереди, каждый должен опустить руку в мешочек и попытаться определить, форму предмета попавшегося в руку, затем достать и назвать что это, и какого цвета. (Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).
Молодцы ребята.
2.Сообщение темы занятия.
- Скажите, как можно назвать одним словом те предметы, которые вы доставали из мешочка.
(Это геометрические фигуры. Если ребята затрудняются ответить учитель сам дает обобщающие понятие ребятам и просит их повторить.) Хором повторяем.
- Тема нашего занятия «Геометрические фигуры».
1. Просмотр короткого мультфильма о геометрических фигурах. (Смурфики)
– Внимательно посмотрите и скажите, есть ли у нас в классе предметы, похожие на геометрические фигуры?
2. Дидактическая игра «Фигуры»
Упражнение на группировку предметов (фигур)
- Что изображено на плакате? (фигуры)
- Назовите все фигуры желтого цвета. Посчитайте их.
- Сколько из них треугольников, кругов, квадратов, прямоугольников?
-Назовите все фигуры синего цвета. Посчитайте их.
- Сколько из них треугольников, кругов, квадратов, прямоугольников?
-Назовите все фигуры зелёного цвета. Посчитайте их.
- Сколько из них треугольников, кругов, квадратов, прямоугольников?
-Назовите все фигуры красного цвета. Посчитайте их.
-Внимательно посмотрите на плакат, какую фигуру не назвали? (овал)
-Назовите самую большую фигуру, какого она цвета?
- Назовите самую маленькую фигуру, какого она цвета?
- Какие фигуры находятся вверху? Внизу? Покажите и назовите.
V.Физкультминутка (развитие межполушарных связей) предлагает Крош.
-Чтобы мозг работал наш, будем делать мы массаж! (растирание ладоней, имитация намыливания рук, показать кулак, ладонь «камень, ножницы, бумага»)
На круглом столе лежат форма «ладошек» и «круга», нужно идти по кругу и своей рукой прикладывать к кругу – кулачок, к ладошке- свою ладонь. (музыка из мультфильма «Смешарики – «Забавная мелодия»)
VI. Закрепление изученного материала.
Лосяш хочет проверить как же вы усвоили геометрические фигуры. У него очень интересное задание «Рисование фигур на манной крупе». Учитель рисует мокрой губкой фигуру, дети должны повторить эту же фигуру на манной крупе (манка на подносах), попутно показывает картинки с фигурами – работаем с Денисом Б.
ВЫВОД: назовите фигуры, которые рисовали.
И заключительное задание: Копатыч перемешал все фигуры и просит помочь ему:
Работа с зашумленными изображениями – раскрасить только треугольник, только круг и т.д. (у каждого индивидуальное задание)
VII. Итог урока, релаксация
Что понравилось….
- Все вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности, спасибо.
- Я хочу похлопать Егору, мне очень понравилось, как он работал. Егор, а чья работа тебе понравилась? (Егор подходит и хлопает тому ученику, чья работа ему понравилась и т. д., пока весь класс не будет хлопать последнему ученику.)