Задачи: познакомить учащихся с обобщающими понятиями «овощи», «фрукты», выработать умение отличать овощи от фруктов, сравнивать предметы по форме, величине и цвету;
развивать зрительную и слуховую память, аналитическое мышление, объём внимания, речь;
воспитывать интерес к предмету, желание соблюдать правила гигиены;
корригировать быстроту переключаемости внимания.
Оборудование: презентация составь слово, картинки с изображением овощей и фруктов; картины по теме «уборка урожая».
Ход занятия:
I. Орг. момент
Коррекционно-развивающее упражнение на развитие мыслительных процессов, анализа и синтеза «Составь слово».
Й а ж у о р
II. Основная часть
- Беседа с учащимися об осени
Отправляемся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Мы пойдем искать осень.
Но в эту страну не идут поезда,
И самолет не летает сюда.
Как же страну эту назвать,
Страну, до которой рукою подать?
А здесь простой секрет.
Смотри, все замечай и ничего не пропускай!
Ну, отправляемся в путь.
Идем в страну мы по дорожке,
Где шагали чьи-то ножки.
А вы знаете, что у каждого времени года есть свои приметы? Сейчас проверим, знаете ли вы приметы осени?
Игра «Да или Нет»
Дайте правильный ответ.
- Осенью цветы цветут? (да)
- Осенью растут грибы? (да)
- Тучки солнце закрывают? (да)
- Колючий ветер прилетает? (да)
- Туманы осенью плывут? (да)
- Ну а птицы гнезда вьют? (нет)
- А букашки прилетают? (нет)
- Звери норки закрывают? (да)
- Урожай все собирают? (да)
- Птичьи ста улетают? (да)
- Часто-часто льют дожди? (да)
- Достаем ли сапоги? (да)
- Солнце светит очень жарко? (нет)
- Можно детям загорать? (нет)
- Ну а что же надо делать?
- Куртки, шапки надевать? (да)
Вы знаете приметы, можно дальше идти.
Игра «Скажи наоборот»
Осень ранняя – (осень поздняя)
День веселый – (день грустный)
День солнечный – (день пасмурный)
Облако белое – (туча черная)
Погода холодная – (погода жаркая)
Погода хорошая – (погода плохая).
Загадка: день убывает,
листья опадают,
дождь поливает –
когда это бывает? (осенью)
Каждое время года имеет своё начало, середину и конец. Какой месяц является началом осени? Серединой осени? Концом осени?
Посмотрите, ребята, на картины художника В. Беляева.
Кого вы на них видите? Чем заняты люди?
Осень – непростое время года, это пора уборки урожая.
ІІ Разгадывание загадок об овощах.
Преподаватель выставляет презентацию отгадываемых овощей.
Загадки:
1.Лето целое старалась: одевалась.
А как осень подошла, все наряды отдала –
Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (Капуста)
2.Что капали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (картофель)
3.Скинули с Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (Лук)
4.Над землёй – трава,
Под землёй – алая голова. (Свекла)
Росли на грядке зелёные ветки –
А них – красные детки. (Помидоры)
5.Сверху зелено,
Снизу красно,
В землю вросло. (Морковь)
6.Красная мышка с белым хвостиком
В норке сидела под зелёным листиком. (Редиска)
7.Без рук, без ног,
А ползёт на забор. (Горох)
8.Лежит Егор под межой
Накрыт зелёной фатой. (Огурец)
А кто мне скажет, ребята, как все это одним словом назвать можно? (овощи).
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста,
И зелёный огурец,
Красный-красный помидор
Затевают длинный и серьёзный спор.
ІІІ Инсценировка «Спор овощей».
У1:
Кто из нас, из овощей,
Будет всем и вкусней, и нужней?
Кто при всех болезнях полезней?
Горошек:
Я такой хорошенький
Зелёненький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Свекла:
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свёклы нету!
Капуста:
Ты уж, свёкла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Огурец:
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огурчик
Всем понравится, конечно!
Редиска:
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко!
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь:
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким!
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Витаминов много тут, все его охотно пьют!
Лук:
Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я – ваш друг,
Я – простой зелёный лук.
Картошка:
Я, картошка, так скромна,
А ведь очень всем нужна.
Спор давно кончать пора!
Спорить бесполезно.
(стук в дверь)
Кто-то, кажется, стучит…
(входит ученик в костюме доктора Айболита)
Кто это, ребята? Вы его узнали?
Айболит
Ну, конечно, это я!
О чём спорите, друзья?
У1:
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет всем полезней?
Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Чем полезны фрукты и овощи, какие правила гигиены нужно соблюдать перед их употреблением?
ІV. Прочитайте пословицу и объясните её значение:
Осень – припасиха, зима – прибериха.
V. Соотношение по цвету и форме.
Какие овощи можно отнести по форме к кругу? (помидор, свёкла, капуста, лук)
Какие они по цвету?
Какие овощи можно отнести по форме к овалу? (огурец, горошек, морковка)
Какие они по цвету?
VІ. Итог.
Почему осень называют урожайной порой? Что осень даёт людям?