kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельность по мелодраматизации сказок как средство коррекции просодической стороны речи у неслышащих детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержится практический материал, который будет полезен учителям-дефектологам, логопедам и другим специалистам, работающим с детьми, имеющими нарушения слуха и речи.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность по мелодраматизации сказок как средство коррекции просодической стороны речи у неслышащих детей»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №1»

















Творческий проект «Сказка за сказкой»















Проект разработали:

учитель-логопед

Бондарь С.М.

учитель-дефектолог

Учускина Н.А.







2019-2020 учебный год



В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.

(Ю. Энтин)

I. Паспорт проекта

Название проекта: «Сказка за сказкой».

Место реализации проекта: КГБОУ ШИ 1 (дошкольное отделение).

Форма реализации: разработка, адаптирование и апробация сказок (русских народных и авторских) с ритмизованными диалогами.

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: открытый (в ДОУ и за его пределами).

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: воспитанники с нарушениями слуха и речи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, музыкальный руководитель, воспитатели и родители.

Интегрируемые образовательные области «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

II. Концепция проекта


Актуальность проекта. Реализация ФГОС ДО глухих детей и детей с тяжёлыми нарушениями речи диктует необходимость творческого поиска новых возможностей применения в рамках своей профессиональной компетентности инновационных форм коррекционно-развивающей работы.

Особое коммуникативное значение имеет мелодраматизация адаптированных сказок с ритмизованными диалогами, где наглядно воссоздаются отношения между действующими героями, моделируются и обыгрываются реальные ситуации общения через диалоги, позволяющие детям приобщаться к элементарным общепринятым социальным нормам и правилам взаимоотношений, формируя при этом представления о добре и зле, дружбе и взаимопомощи.

Результаты многолетнего опыта работы показывают, что в процессе целенаправленной работы по мелодраматизации параллельно осуществляется коррекция и развитие психофизических возможностей, эмоционально-волевых качеств, так необходимых детям для успешной социализации и коммуникации.

Это нетрадиционное, новаторское направление деятельности можно назвать технологией развития выразительной стороны речи и классифицировать как разновидность долгосрочного бинарного, межпредметного проекта, требующего: большого творческого потенциала от педагогического коллектива (адаптирование текстов к произносительным возможностям обучающихся, авторская разработка ритмизованных диалогов), тщательной подготовки и педагогов, и детей (работа над содержанием, формирование понятийного словаря, отработка ритмов и речевого материала, разучивание песен-диалогов), систематического повторения (с целью накопления) уже пройденного материала.

Проблема. Как правило, дети поступают в дошкольное отделение КГБОУ ШИ1 без речи, их произносительные возможности находятся в стадии формирования, понятийный словарь ссужен, дети моторно неловкие, не умеющие ориентироваться в пространстве, с плохо развитой микро- и макромоторикой и мелодраматизация сказок с минимализированным словарём позволяет вызвать у них звукоподражание, а простой речевой материал - отработать просодические компоненты речи. Уходящая корнями в культуру, язык народа, сказка имеет ряд особенностей (оптимизм, образность, увлекательность, дидактизм, народность), представляет определённый интерес для педагога и открывает новые возможности в его профессиональной деятельности, позволяя решать коррекционно-развивающие задачи (сказка как способ развития речи, мышления и воображения; сказка как средство нравственного воспитания и социализации).

Ценностью и практической значимостью данной формы коррекционной работы является то, что дети с нарушениями слуха и тяжёлыми нарушениями речи упражняются в активном использовании вербальных и альтернативных им невербальных средств коммуникации: мимики, движений тела и природных жестов, а также получают помимо специфической коррекционной помощи, навыков актёрского мастерства ещё и огромный коммуникативный опыт (дети учатся взаимодействовать в группе, вербально общаться, понимать и точно выполнять инструкции и действовать по плану), что очень важно для их успешной социальной адаптации в современном мире.

Нами разработан и накоплен большой практический материал по мелодраматизации сказок, который эффективно апробирован, успешно внедрён в учебно-воспитательный процесс, имеет высокую результативность и регулярно пополняется новыми сказками: «Теремок», «Под грибом», «Весёлый огород», «Мешок яблок» (для детей с нарушениями слуха); «Колобок на новый лад», «Репка на новый лад», «Мойдодыр» (для детей с тяжёлыми нарушениями речи).

Цель проекта: речевое, духовно-нравственное и эмоциональное развитие детей посредством инсценирования и мелодраматизации адаптированных сказок с авторскими ритмизованными диалогами.

Задачи проекта:

  • создать условия для формирования интереса к сказкам;

  • развивать слуховое и зрительное внимание, творческое воображение и память;

  • учить детей излагать свои мысли связно и последовательно;

  • формировать грамматический и лексический строй речи;

  • развивать диалогическую и монологическую речь;

  • вызвать проявление эмоционального отклика: грусть, сопереживание героям, сострадание, сочувствие, радость;

  • совершенствовать исполнительские навыки детей;

  • развивать эмоционально-выразительную и ритмико-интонационную стороны речи;

  • пополнять словарный запас детей;

  • развивать микро-, макромоторику и навык ориентировки в пространстве;

  • формировать навыки актёрского мастерства.

Принципы организации проектной деятельности. Наглядность, сознательность, активность, доступность, учёт возрастных, индивидуальных и произносительных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, вариативный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход.

При реализации проекта используются следующие методынаглядный, словесный, практический.


III. Этапы  работы  над  проектом


1 этап. Подготовительно-информационный:

Цель: Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

-Сбор информации.

-Подборка методической, справочной, художественной литературы, дополнительного материала (пословиц, поговорок).

-Адаптация речевого материала.

-Составление перспективного плана по данному проекту.

-Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр.

-Подбор сказок и кукол бибабо для показа в передвижном кукольном театре.

-Сотрудничество с родителями (информирование родителей о реализации данного проекта, беседа о необходимости их участия в проекте и серьезном отношении к воспитательно-образовательному  процессу в ДОУ).

2 этап. Практический:

Цель: Организовать познавательную деятельность детей:


Дети с нарушениями слуха

Методические приёмы работы

Цель

Рассказывание детям сказок и историй.

Формирование интереса к сказке.

Работа с карточками по серии картинок к сказке.


Составление рассказов по серии картинок

(работа по серии картин идёт на 3-4 годах обучения).

Работа с закрытой картинкой.


Учить детей самостоятельно задавать вопросы.

По ответам на вопрос выяснять содержание картинки и составлять рассказ.

Игра «Ритмическое эхо»

Отработка ритмов попевок из сказки, воспроизведение их голосом и в движении.

Иллюстрирование

книжек - самоделок

Уметь оформлять свои сказки через книжки-самоделки. Чтение, зарисовки.

Мелодраматизация сказки


Учить элементам драматизации:

показ действий по заданию, этюды (показ отрывка из сказки), драматизация всей сказки, инсценировка и показ сказки на утренниках, развлечениях в ДО и за пределами, на родительских собраниях.

Игровые упражнения на развитие мимики, пантомимики, интонации.

Развивать эмоциональную сферу. Подражать, воспроизводить пластику движений героев сказки через пластические этюды.

-Изготовление атрибутов к сказке взрослыми совместно с детьми (декорации, костюмы героев).


-Просмотр кукольных спектаклей бибабо, организованных взрослыми и тематических мультфильмов.

-познакомить с технологическими возможностями различных материалов;

-заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;

- вызвать интерес к данному виду деятельности;

-способствовать развитию творческого мышления.



Дети с тяжелыми нарушениями речи

Формы работы

Цель

Игра «Какая это сказка?»

Уточнить знание сказок

(с использованием загадок, иллюстраций).

Игра «Назови сказку».

Формировать умение грамматически верно строить сложные предложения, развивать способность к анализу и синтезу.

Игра «Угадай и покажи. Кто это?»


Развивать эмоциональную сферу ребёнка, развивать моторную координацию движений тела. Проводить игровые упражнения на развитие мимики, пантомимы.

Артикуляционная гимнастика

Развивать артикуляционную моторику и эмоциональную сферу ребёнка.

Игра «Ритмическое эхо»

Отработка ритмов попевок из сказки, воспроизведение их голосом и в движении.

Пальчиковые игры


Развивать мелкую моторику рук и эмоциональную сферу ребёнка. Использовать стихотворную, ритмическую форму,

Игра «Нарисуй сказку»


Развивать мелкую моторику руки, эмоциональную сферу ребёнка.

«Кто больше подберёт определений?»

Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

«Вспомни название сказки» /по опорным словам/

Продолжать работу над правильным построением фразы.

«Найди родственников» в разных сказках

Формировать навыки словообразования.

«Кто в домике живёт? Чей домик?»


Формировать навыки образования притяжательных прилагательных, правильного использования предлогов в речи.

«Какие они разные – эти животные»

Пополнить активную речь антонимами.


«Назови ласково»


Упражнять в образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

«Играем в слова»»

(словотворчество)

Расширять словарный запас ребёнка, упражнять в образовании однокоренных слов; конструирование слов, словосочетаний и предложений.

«Расскажи сказку»


Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию, ориентируясь по символам, последовательно излагать содержание.

«Совместное рассказывание сказки»


Обогащать лексический запас, развивать навыки активной речи, совершенствовать и обогащать просодику, развивать эмоциональную сферу.

«Услышь сказку»


Формировать фонематический слух, развивать слуховое внимание.

«Что будет, если…?»


Обогащать связную речь развёрнутым диалогом, развивать умение чередовать прямую и косвенную речь.

«Нарисуй и расскажи сказку»






Совершенствовать понимание контекстной речи и умения соотносить слова с соответствующим материальным объектом и графическим изображением, формировать умение выделять характерные признаки внешнего облика героев сказки, наделять их эпитетами, развивать образное восприятие сказки, развивать абстрактное мышление.

«Покажи сказку»















Инсценировка сказки

Формировать умение наделять героев сказки тем или иным эмоциональным состоянием, соответствующим их характеру, использовать в речи выразительные средства, характеризующие персонажей сказки.


Использовать игры с диалогическим содержанием,

для обучения детей диалогическим репликам

по выполняемым функциям, вступления в диалог по очереди, придерживаясь темы

разговора и других правил ведения диалога и речевого этикета.



Инсценировка и показ сказки на утренниках, развлечениях в ДО и за пределами, на родительских собраниях.

«Одинаковые слова»

Обогащать лексический запас.

«Что оно означает?»

Воспитывать чуткость к художественному слову, знакомить детей с этимологией слов.

«Куда убежали звуки»

Развивать фонематический слух и артикулятивную моторику.

«Доскажи словечко»


Развивать слуховую память, образность речи, воспитывать чуткость к художественному слову.

«Найди лишнее слово»



Формировать умение обобщать, систематизировать по обобщённым признакам, формировать логическое мышление.

Составление кроссвордов по сказке.

Учить составлять кроссворды, использовать разбор слоговой структуры слова.

Развивать мышление.

«Придумай другое название сказки»

Развивать воображение, мышление.

Работа с родителями

"Театр своими руками"

(изготовление кукол и атрибутов)

Приобщать родителей к театрализованной деятельности.

Способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Содействовать сплочению родительского коллектива.

Побудить родителей создавать куклы для театра совместно с детьми своими руками из бросового материала.    

Помощь в пополнении книжного уголка сказками.


Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).


Просмотр кукольных спектаклей бибабо, организованных взрослыми, тематических мультфильмов, музыкальных представлений.


Последовательность организации работы, направленная на развитие речи посредством театрализованной деятельности.

1. Создать в группе предметно-развивающую среду:

театральный уголок, в котором находятся все виды театров в доступном для ребёнка месте, ширмы, где они могут в свободное время поиграть самостоятельно или со своими сверстниками в любую сказку, выбрать понравившегося сказочного героя.

2. Провести беседы с детьми  о правилах поведения в театре:

- говорить негромко;

- смело показывать свои способности (не стесняться);

- заботиться друг о друге (не обижать);

- помогать друг другу (не смеяться);

- внимательно слушать (дать сказать каждому).

3. Использовать театрализованную деятельность и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой,  и в режимных моментах, и в свободной игре.

3 этап. Итоговый.

  • Показ  инсценировок и сказок родителям и детям других групп («Овощи-друзья»-октябрь и др.);

  • Проведение представлений передвижного театра с куклами бибабо («Рукавичка»- ноябрь);

  • Подведение итогов, анализ результативности;

  • Оформление выставки «Наши любимые сказки»;

  • Просмотр с детьми видео и фото показанной сказки;

  • Оформление выставки семейных поделок сказочных персонажей;

  • Презентация опыта. Фотоотчёт. Сдача конспектов.

IV. Ожидаемый результат.

  Воспитанники с нарушениями слуха и речи научатся, получат возможность:

- проявлять любовь к сказкам и театрализованной  деятельности; 

- узнавать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;

-знать различные виды театров и уметь показывать их;

- уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к ее показу, эмоционально, выразительно и ритмично исполнять свою роль.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Учускина Надежда Анатольевна

Дата: 30.11.2019

Номер свидетельства: 529445


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства