Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка урока по природоведению 5 класса «Звери»»
казённое образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
№ 16 VIII вида»
Авторская методическая разработка урока по природоведению для 5 класса по теме:
« Звери»
Разработала: учитель географии
первой категории
Токарева Ольга Николаевна
КОУ «Школа-интернат № 16»
г. Омск, 2015 год
Пояснительная записка
Представленный урок рассчитан на обучающихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Урок проводится по плану, составленному в соответствии с программой В. В. Воронковой по учебнику «География» (авторы Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина).
Изучаемый материал построен по основным принципам коррекционной педагогики: доступность, научность, цикличность, системность.
Обучающиеся коррекционной школы VIII вида в силу своих психофизических особенностей обладают недостаточным объемом восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Внимание у детей с ограниченными возможностями здоровья неустойчивое, преобладает наглядно – образное мышление.
Недостатки речевого развития, бедность словаря затрудняют восприятие и понимание читаемого текста, поэтому большое внимание на уроках уделяется словарной работе. Например, в данном уроке - словарные слова «млекопитающие, растительноядные, хищные, всеядные.». Возможны следующие варианты: объясните значение слов, составьте с данными словами словосочетания, предложения.
При реализации программы коррекционной школы географии у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью появляется возможность для развития и коррекции познавательной деятельности. Основная задача учителя - в доступной форме донести до сознания обучающихся учебный материал на основе современных научных данных, используя как продуктивные коррекционные, так и инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеурочное время, способствующие более осознанному усвоению учебного материала.
В ходе урока, выполняя задания, способствующие формированию интереса, внимания, развития познавательной активности и самостоятельности, учащиеся сами приходят к нужному выводу, отвечая на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Учить природоведению без наглядных и дидактических пособий невозможно. Даже самые красочные словесные описания ничего не дадут обучающемуся с ограниченными возможностями в развитии, если у него не будет перед глазами данного предмета или его графического изображения. Картины, фотографии, рисунки, открытки помогают создать в сознании детей отчётливое представление о предмете.
Установлению причинно-следственных связей способствует подробный анализ изображений на картине.
Правильно поставив вопрос, учитель одновременно решает несколько задач: образовательную, воспитательную, развивающую.
Роль причинных вопросов «почему?», «как?», «каким образом?» активизирует и развивает мышление обучающихся.
Тема: Звери.
Цель: систематизировать и расширить представления обучающихся о группе животных - звери.
Задачи:
Образовательные: определить признаки, характерные для зверей, учить распределять зверей на группы по способу питания (растительноядные, хищные и всеядные);
Коррекционные: корригировать вербальную память на основе упражнений, направленных на запоминание слов;
Развивающие: развивать мышление через совершенствование умений выделять зверей среди других групп животных, развивать зрительное восприятие через работу с зашумованными картинками;
Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, повысить познавательный интерес к миру животных.
Оборудование: опорные карточки «Признаки птиц», раздаточный материал (части тела зверей), плакат «Дикие звери», « Царство живой природы», кусочки меха, электронная игра «Говорящие зоопарк», презентация «Млекопитающие», сундук, молоко, шерсть зверей, цифра 4, карточки для индивидуальной работы, выставка книг о животных.
На прошлом уроке мы изучали… К ним относятся… Отличительными признаками являются…
-Индивидуальная работа – Лена, найти одинаковых птиц
- Как их осёдлых птиц вы знаете?
- Назовите перелётных птиц.
- Какую пользу приносят птицы в природе и человеку?
В) Выставка рисунков
Вывод: птицы различаются размером, но все имеют характерные признаки
ИТОГ: дали полный развёрнутый ответы, проявили творчествопри выполнении домашнего задания .
3. Введение в тему, постановка цели и задач (раскрывается правая часть доски)
Е
Р
З
В
И
3
4
1
2
5
Мы продолжаем изучать мир животных.
Тему урока узнаете, если буквы
расставите по порядку.
Тему запишите в тетрадь. «ЗВЕРИ»
(СЛАЙД 1)
Чтобы работа спорилась, необходимо её спланировать и определить цели и задачи.
Цель: Сегодня вы расширите свои знания о зверях. Задачи:
Знать: признаки зверей (млекопитающих)
среды обитания млекопитающих
план
Уметь:распределять зверей на группы по способу питания
приводить примеры животных этой группы.
План:Прочитайте план.
4. Изучение нового материала
Начнем нашу работу с исследования строения тела зверей.
* Строение тела (СЛАЙД 2)
-Чем отличается тело каждого животного?
-Найдите у этих животный голову, шею, туловище, ноги, хвост (выходят к доске)
Вывод: тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые.Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: вклеить, подписать части тела
Индивидуальная работа – Лена, только вклеить. Устно показать части тела.
* Покров тела (СЛАЙД 3)
1. игра Кто лишний?
2. Вспомните чем покрыто тело рыб? Птиц? Зверей?
Шерсть, мех или волосы - это первый отличительный признак зверей.
Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь.
////////
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
- Рассмотрите шерсть зверя, какая она? (Мягкая, тёплая, состоит из волосков) зарисовать схематически. Вы узнали ещё один отличительный признак зверей. Какой вод можем сделать?
Вывод: звери — это единственные живые существа, у которых тело покрыто шерстью.
растительноядные
хищники
всеядные
* Питание (СЛАЙД 4) 1.Пища животных разнообразна
(открывается правая часть доски с плакатом и табличками)
2. Распределите по группам
Вывод: Среди зверей есть растительноядные, хищники и всеядные
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (СЛАЙД 5)
*Размножение(СЛАЙД 6)
млекопитающие
1. У одних зверей детёныши рождаются самостоятельными. Через несколько часов они могут самостоятельно передвигаться за мамой. У других детёныши появляются беспомощными и слепыми. Детеныш кенгуру рождается размером не больше мизинца только через год становится самостоятельным. У матерей после рождения детёнышей появляется молоко. Все новорождённые малыши зверей питаются молоком. Поэтому у этих зверей есть ещё одно название. Какое?
2. Выборочное чтение с.96, последний абзац.
Вывод: Только звери выкармливают своих детёнышей молоком. Поэтому их называют млекопитающими.
ИТОГ: Часть плана мы с вами выполнили - выяснили, из каких частей состоит тело млекопитающих, как они питаются и размножаются.
Уже можно попробовать открыть сундучок. Ключом к нему будет тест. Если вы правильно ответите на вопросы, то мы сможем узнать, что находится в сундучке.
Индивидуальная работа – Лена, найди ошибки художника
С тестом справились- Допустили ошибки-
Открываем сундучок. Дети достают молоко, шерсть и цифра 4– что это значит?
(это признаки отличия млекопитающих от других животных)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: Хомка
* Среда обитания(СЛАЙД 7)
1. Жираф делает самые большие шаги, 4-5 метров длина его одного шага. Это самое высокое животное. Самые крупные - слоны и бегемоты. В нашей стране - лоси и медведи. (СЛАЙД 8)
Есть звери, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Тюлени, моржи, проводят в воде только часть своей жизни.
У морских млекопитающих ноги превратились в плавники. У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью. Самое большое млекопитающее - это синий кит. Он имеет длину 33 метра. Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.
2. Электронная игра: назовите млекопитающего и среду, в которой он обитает
Вывод: Дикие звери живут: на суше, воде.
*Охрана животных
1. Можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?
Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми. Все животные: и травоядные и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных.
2. Редкие звери Омской области (СЛАЙД 9-10)
3.Вывод: Всё в природе находится в равновесии
5. Закрепление материала
1. «Загадки-отгадки». Кто здесь зверь? ( СЛАЙД 11)
Вспомним, на какие группы учёные разделили животных. Я называю признаки, а вы показываете карточку с цифрой этой группы. Называете её представителей
2. Определи по контуру. ( СЛАЙД 12)
4.Образы животных часто используют в сказках. О ком так говорят? ( СЛАЙД 13-16)
6. Подведение итогов урока
- из каких частей состоит слово «млекопитающие»?
- назови самых больших зверей?
- какие звери обитают в морях?
- как звери заботятся о потомстве?
- назови различие зверей по способу питания
7. Домашнее задание
Стр.95-97 читать текст. Подготовить загадку о зверях.
8. Оценивание
Сегодня вы открыли новые знания о группе животных - звери.
Тест показал, что признаки зверей (млекопитающих) знают все. В игре «Зоопарк» правильно определили среды обитания млекопитающих.
Умеете распределять зверей на группы по способу питания, приводили примеры зверей.