kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская методическая разработка урока по природоведению 5 класса «Звери»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: систематизировать и расширить представления обучающихся о группе животных - звери.

Просмотр содержимого документа
«Авторская методическая разработка урока по природоведению 5 класса «Звери»»

казённое образовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

№ 16 VIII вида»






Авторская методическая разработка урока по природоведению для 5 класса по теме:

« Звери»







Разработала: учитель географии

первой категории

Токарева Ольга Николаевна

КОУ «Школа-интернат № 16»

















г. Омск, 2015 год

Пояснительная записка

Представленный урок рассчитан на обучающихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Урок проводится по плану, составленному в соответствии с программой В. В. Воронковой по учебнику «География» (авторы Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина).

Изучаемый материал построен по основным принципам коррекционной педагогики: доступность, научность, цикличность, системность.

Обучающиеся коррекционной школы VIII вида в силу своих психофизических особенностей обладают недостаточным объемом восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Внимание у детей с ограниченными возможностями здоровья неустойчивое, преобладает наглядно – образное мышление.

Недостатки речевого развития, бедность словаря затрудняют восприятие и понимание читаемого текста, поэтому большое внимание на уроках уделяется словарной работе. Например, в данном уроке - словарные слова «млекопитающие, растительноядные, хищные, всеядные.». Возможны следующие варианты: объясните значение слов, составьте с данными словами словосочетания, предложения.

При реализации программы коррекционной школы географии у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью появляется возможность для развития и коррекции познавательной деятельности. Основная задача учителя - в доступной форме донести до сознания обучающихся учебный материал на основе современных научных данных, используя как продуктивные коррекционные, так и инновационные формы и методы обучения на уроке и во внеурочное время, способствующие более осознанному усвоению учебного материала.

В ходе урока, выполняя задания, способствующие формированию интереса, внимания, развития познавательной активности и самостоятельности, учащиеся сами приходят к нужному выводу, отвечая на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Учить природоведению без наглядных и дидактических пособий невозможно. Даже самые красочные словесные описания ничего не дадут обучающемуся с ограниченными возможностями в развитии, если у него не будет перед глазами данного предмета или его графического изображения. Картины, фотографии, рисунки, открытки помогают создать в сознании детей отчётливое представление о предмете.

Установлению причинно-следственных связей способствует подробный анализ изображений на картине.

Правильно поставив вопрос, учитель одновременно решает несколько задач: образовательную, воспитательную, развивающую.

Роль причинных вопросов «почему?», «как?», «каким образом?» активизирует и развивает мышление обучающихся.











Тема: Звери.

Цель: систематизировать и расширить представления обучающихся о группе животных - звери.

Задачи:

Образовательные: определить признаки, характерные для зверей, учить распределять зверей на группы по способу питания (растительноядные, хищные и всеядные);

Коррекционные: корригировать вербальную память на основе упражнений, направленных на запоминание слов;

Развивающие: развивать мышление через совершенствование умений выделять зверей среди других групп животных, развивать зрительное восприятие через работу с зашумованными картинками;

Воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, повысить познавательный интерес к миру животных.

Оборудование: опорные карточки «Признаки птиц», раздаточный материал (части тела зверей), плакат «Дикие звери», « Царство живой природы», кусочки меха, электронная игра «Говорящие зоопарк», презентация «Млекопитающие», сундук, молоко, шерсть зверей, цифра 4, карточки для индивидуальной работы, выставка книг о животных.

Словарь: млекопитающие, растительноядные, хищные, всеядные.

Ход урока

1. Организация начала урока (на столе учителя стоит сундук)

Ужасно интересно все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

Приложим мы  старания,

Тогда с тобою многое удастся нам понять.

Получать знания человеку помогает - наблюдательность и внимательность. Только наблюдательный и внимательный человек может сделать открытия.

В нашем сундуке – новые знания, которые вы должны сегодня открыть. Чтобы узнать, что в нём лежит, мы отправимся в удивительный мир животных.


2. Повторение пройденного (Доска закрыта. Плакат « Птицы», выставка)

А) «Закончи предложения»:

На прошлом уроке мы изучали…
К ним относятся…
Отличительными признаками являются…



-Индивидуальная работа – Лена, найти одинаковых птиц

- Как их осёдлых птиц вы знаете?

- Назовите перелётных птиц.

- Какую пользу приносят птицы в природе и человеку?

В) Выставка рисунков

Вывод: птицы различаются размером, но все имеют характерные признаки

ИТОГ: дали полный развёрнутый ответы, проявили творчество  при выполнении домашнего задания .                                                                                     


3. Введение в тему, постановка цели и задач (раскрывается правая часть доски)

Е


Р

З

В

И

3

4

1

2

5

Мы продолжаем изучать мир животных.

Тему урока узнаете, если буквы

расставите по порядку.

Тему запишите в тетрадь. «ЗВЕРИ»


(СЛАЙД 1)

Чтобы работа спорилась, необходимо её спланировать и определить цели и задачи.

Цель: Сегодня вы расширите свои знания о зверях. Задачи:

Знать: признаки зверей (млекопитающих)

среды обитания млекопитающих

план

Уметь: распределять зверей на группы по способу питания

приводить примеры животных этой группы.

План: Прочитайте план.

4. Изучение нового материала


Начнем нашу работу с исследования строения тела зверей.

* Строение тела (СЛАЙД 2)

-Чем отличается тело каждого животного?

-Найдите у этих животный голову, шею, туловище, ноги, хвост (выходят к доске)

Вывод: тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые. Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: вклеить, подписать части тела

Индивидуальная работа – Лена, только вклеить. Устно показать части тела.


* Покров тела   (СЛАЙД 3)

1. игра Кто лишний?

2. Вспомните чем покрыто тело рыб? Птиц? Зверей?

Шерсть, мех или волосы - это первый отличительный признак зверей.

Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого медведя ее много. Это зависит от того, в каком месте живет зверь.

////////

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

- Рассмотрите шерсть зверя, какая она? (Мягкая, тёплая, состоит из волосков) зарисовать схематически.
Вы узнали ещё один отличительный признак зверей. Какой вод можем сделать?

Вывод: звери — это единственные живые существа, у которых тело покрыто шерстью.

растительноядные

хищники

всеядные

* Питание (СЛАЙД 4) 1.Пища животных разнообразна

(открывается правая часть доски с плакатом и табличками)

2. Распределите по группам

Вывод: Среди зверей есть растительноядные, хищники и всеядные

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (СЛАЙД 5)

*Размножение (СЛАЙД 6)

млекопитающие

1. У одних зверей детёныши рождаются самостоятельными. Через несколько часов они могут самостоятельно передвигаться за мамой. У других детёныши появляются беспомощными и слепыми. Детеныш кенгуру рождается размером не больше мизинца только через год становится самостоятельным. У матерей после рождения детёнышей появляется молоко. Все новорождённые малыши зверей питаются молоком. Поэтому у этих зверей есть ещё одно название. Какое?

2. Выборочное чтение с.96, последний абзац.

Вывод: Только звери выкармливают своих детёнышей молоком. Поэтому их называют млекопитающими.

ИТОГ: Часть плана мы с вами выполнили - выяснили, из каких частей состоит тело млекопитающих, как они питаются и размножаются.

Уже можно попробовать открыть сундучок. Ключом к нему будет тест. Если вы правильно ответите на вопросы, то мы сможем узнать, что находится в сундучке.

Индивидуальная работа – Лена, найди ошибки художника

С тестом справились- Допустили ошибки-

Открываем сундучок. Дети достают молоко, шерсть и цифра 4– что это значит?

(это признаки отличия млекопитающих от других животных)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА: Хомка

* Среда обитания (СЛАЙД 7)

1. Жираф делает самые большие шаги, 4-5 метров длина его одного шага. Это самое высокое животное. Самые крупные - слоны и бегемоты. В нашей стране - лоси и медведи. (СЛАЙД 8)

Есть звери, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Тюлени, моржи, проводят в воде только часть своей жизни.

У морских млекопитающих ноги превратились в плавники. У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью. Самое большое млекопитающее - это синий кит. Он имеет длину 33 метра. Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.

2. Электронная игра: назовите млекопитающего и среду, в которой он обитает

Вывод: Дикие звери живут: на суше, воде.

*Охрана животных

1. Можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?

Все они, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они - живые существа. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми. Все животные: и травоядные и хищники, нуждаются в нашей защите. Всё в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить это равновесие. По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида Красную книгу, куда заносят всех исчезающих животных.

2. Редкие звери Омской области (СЛАЙД 9-10)

3.Вывод: Всё в природе находится в равновесии


5. Закрепление материала

1. «Загадки-отгадки». Кто здесь зверь? ( СЛАЙД 11)

Вспомним, на какие группы учёные разделили животных. Я называю признаки, а вы показываете карточку с цифрой этой группы. Называете её представителей

2. Определи по контуру. ( СЛАЙД 12)


4.Образы животных часто используют в сказках. О ком так говорят? ( СЛАЙД 13-16)

6. Подведение итогов урока

- из каких частей состоит слово «млекопитающие»?

- назови самых больших зверей?

- какие звери обитают в морях?

- как звери заботятся о потомстве?

- назови различие зверей по способу питания

7. Домашнее задание

Стр.95-97 читать текст. Подготовить загадку о зверях.

8. Оценивание

Сегодня вы открыли новые знания о группе животных - звери.

Тест показал, что признаки зверей (млекопитающих) знают все. В игре «Зоопарк» правильно определили среды обитания млекопитающих.

Умеете распределять зверей на группы по способу питания, приводили примеры зверей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Авторская методическая разработка урока по природоведению 5 класса «Звери»

Автор: Токарева Ольга Николаевна

Дата: 07.10.2016

Номер свидетельства: 347939

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Авторская методическая разработка урока по природоведению для 5 класса "Звери""
    ["seo_title"] => string(86) "avtorskaia_mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_prirodoviedieniiu_dlia_5_klassa_zvieri"
    ["file_id"] => string(6) "347941"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475850094"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства