Просмотр содержимого документа
«Комплекс разработанных анкет-опросников для родителей первоклассников с нарушением слуха и речи»
Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» (Битянова М.Р.).
Данная анкета направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассника к школьному обучению.
Родителям предлагаются вопросы и варианты ответов. Родители выбирают тот ответ, который является наиболее подходящим к их ребенку.
Охотно ли идет ребенок в школу?
неохотно (ДА)
без особой охоты (ВДА)
охотно, с радостью (А)
Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок
пока нет (ДА)
не совсем (ВДА)
в основном, да (А)
Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?
скорее нет, чем да (ДА)
не вполне (ВДА)
в основном да (А)
Часто ли ребенок делится с вами школьными впечатлениями?
иногда (В ДА)
довольно часто (А)
затрудняюсь ответить
Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
в основном отрицательные впечатления (ДА)
положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
в основном положительные впечатления (А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания? (укажите конкретную цифру).
7. Нуждается ли ребенок Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
довольно часто (ДА)
иногда (В ДА)
не нуждается в помощи (А)
8. Как ребенок преодолевает трудности в работе?
перед трудностями сразу пасует (ДА)
обращается за помощью (ВДА)
старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)
настойчив в преодолении трудностей (А)
9. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
сам этого сделать не может (ДА)
иногда может (ДА)
может, если его побудить к этому (А)
как правило, может (А)
10. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
довольно часто (ДА)
бывает, но редко (ВДА)
такого практически не бывает (А)
11. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без напряжения?
нет (ДА)
скорее нет, чем да (ВДА)
скорее да, чем нет (А)
А — адаптация; ВДА — возможная дезадаптация; ДА — дезадаптация.
При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.
Анкета изучения уровня школьной адаптации первоклассника
Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов:
- отрицательный ответ — 1 балл,
- нейтральный — 2 балла,
- положительный — 3 балла.
Вопросы анкеты:
1. Тебе нравится в школе?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь и школу?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
Шкала оценок
30 баллов- характеризуются высоким уровнем школьной адаптации; 25 балла - характерны для средней нормы; 20 баллов - указывают на внешнюю мотивацию; 15 баллов - свидетельствуют о низкой школьной мотивации; 10 и ниже 10 баллов — о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.
Анализ особенности адаптации первоклассников в школе
(опросник для учителя, психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе)
Ответьте на приведённые ниже вопросы.
Если Вы согласны с приведённым утверждением, поставьте напротив номера утверждения галочку.
Класс _________ Фамилия, имя учащегося __________________________
Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.
При поступлении в школу ребёнок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т. д.).
Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки ит.д.)
Плохо развита мелкая моторика (трудности с письмом, неодинаковые буквы).
Бесцельно двигает руками.
Часто моргает, иногда заикается.
Грызёт ногти, сосёт палец или ручку.
Очень любит играть, играет даже на уроках.
Речь инфантильна, напоминает речь 4-5-летнего ребёнка.
Чрезмерно беспокоен на уроках.
Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.
После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьёзную работу.
При вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.
Очень долго выполняет любое задание.
Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.
Часто не может повторить за учителем простой материал.
Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти всё делает только после персонального обращения.
Допускает много ошибок при списывании.
Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.
Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и пр.
К концу урока работает хуже, часто отвлекается, сидит с отсутствующим видом.
Если что-то не получается, раздражается, плачет.
Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его не торопить, может совсем «отключиться».
Почти никогда не отвечает правильно, если вопрос требует сообразительности.
После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.
Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении учителем нового материала.
Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.
Обработка опросника
1
РО
2
3
4
НГШ
5
6
7
НС
8
9
И
10
11
12
ЧР
13
14
15
ИНС
16
17
18
НП
19
20
НМ
21
22
23
АС
24
25
26
27
НИ
Таблица разделена жирной вертикальной линией. Если номер отмеченного вопроса находится слева от линии, при обработке засчитывается 1 балл. Если справа– 2 балла. Максимально возможная сумма – 44б. Подсчитав, какую сумму баллов набрал ребёнок, можно определить его коэффициент дезадаптации:
К= П : 44 х 100, где П – количество баллов, набранное ребёнком. Показатель до 14% - является нормальным, дезадаптация отсутствует. Показатель от 15 до 30% - свидетельствует о средней степени дезадаптации. Показатель выше 30% - серьёзная степень дезадаптации. Показатель выше 40% - свидетельствует о том, что ребёнок нуждается в консультации психоневролога.
РО – родительское отношение; НГШ – неготовность к школе; НС – невротические симптомы; И – инфантилизм; ЧР – чрезмерная расторможенность; ИНС – инертность нервной системы; НП – недостаточная произвольность психических функций; НМ – низкая мотивация учебной деятельности; АС – астенический синдром; НИД – нарушения интеллектуальной деятельности.