kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внутришкольный методический день по теме "Учебные задания как одно из средств достижений планируемых результатов ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обучить педагогов проектированию учебных заданий, направленных на развитие предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внутришкольный методический день по теме "Учебные задания как одно из средств достижений планируемых результатов ФГОС"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  Чиканская средняя общеобразовательная школа Внутришкольный методический день «Учебные задания как одно из средств достижения планируемых результатов ФГОС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Чиканская средняя общеобразовательная школа

Внутришкольный методический день

«Учебные задания как одно из средств достижения планируемых результатов ФГОС»

Цель ВМД:   научиться проектированию учебных заданий, направленных на развитие предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности

Результат:

1. Понимание участниками ВМД методики составления учебных заданий по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

2. Знание приемов проектирования учебных заданий, направленных на формирование и развитие

ценностно-смысловых установок, коммуникации, переноса и интеграции знаний, самостоятельного приобретения, пополнения, личностного смысла учения и начальных форм рефлексии.

3. Умение выбрать и представить продукт самостоятельной деятельности педагога по проектированию учебных заданий, направленных на развитие предметных, метапредметных и личностных результатов деятельности:

разработка открытых учебных занятий по теме внутришкольного методического дня

презентация результатов работы проектных групп по разработке различных учебных заданий

Виды деятельности:

Мозговой штурм

Выступление руководителей ШМО о типах учебных заданий

Посещение открытых учебных занятий по теме внутришкольного методического дня и анализ

Работа проектных групп «Проектирование различных типов учебных заданий»

Представление результатов работы проектных групп

 

Мозговой штурм (работа по группам)

Мозговой штурм (работа по группам)

  • Что вы понимаете под термином «Учебное задание»?
Актуальность изучения темы Современному учителю, соблюдая требования ФГОС, нужно создать на уроке такие условия, которые бы обеспечивали деятельность ученика по освоению предметных знаний и достижению личностных и метапредметных результатов. Одним из эффективных средств достижения на уроке планируемых результатов в соответствии с ФГОС, наряду с активными методами обучения, образовательными технологиями, являются учебные задания.

Актуальность изучения темы

  • Современному учителю, соблюдая требования ФГОС, нужно создать на

уроке такие условия, которые бы обеспечивали деятельность ученика по

освоению предметных знаний и достижению личностных и метапредметных результатов.

  • Одним из эффективных средств достижения на уроке планируемых

результатов в соответствии с ФГОС, наряду с активными методами

обучения, образовательными технологиями, являются учебные задания.

Группы требований ФГОС Анализ и систематизация ожидаемых личностных и метапредметных результатов ФГОС НОО позволили выделить восемь групп требований [Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов»: Лекции 1– 4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. – 100 c. 2,с.53-55 ]:

Группы требований ФГОС

Анализ и систематизация ожидаемых личностных и метапредметных

результатов ФГОС НОО позволили выделить восемь групп требований [Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное

общее образование. Достижение планируемых результатов»: Лекции 1–

4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2012. – 100 c. 2,с.53-55 ]:

  • (1) Ценностно-смысловые установки
  • (2) Приобретение и интеграция знаний
  • (3) Личностный смысл учения и начальные формы рефлексии
  • (4) Сотрудничество
  • (5) Самоорганизация и саморегуляция
  • (6) Решение проблем
  • (7) Использование ИКТ для обучения
  • (8) Коммуникация
Структура учебного задания Задание по группам Как вы считаете, какой должна быть структура учебного задания, чтобы она соответствовала требованиям ФГОС?

Структура учебного задания

  • Задание по группам

Как вы считаете, какой должна быть структура учебного задания, чтобы она соответствовала требованиям ФГОС?

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ Предметный компонент - Заголовок. Надпредмет-ный компонент - Мотивационная часть (зачем делать). Перечень личностных или метапредметных действий, в ходе выполнения которых школьник осваивает или тренируется в их выполнении, что обеспечивает достижение учеником метапредметных и личностных результатов. - Содержательная часть: что надо сделать, как сделать, какие условия соблюсти, в какой форме представить результат.

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАДАНИЯ

Предметный компонент

- Заголовок.

Надпредмет-ный компонент

- Мотивационная часть (зачем делать).

Перечень личностных или метапредметных действий, в ходе выполнения которых школьник осваивает или тренируется в их выполнении, что обеспечивает достижение учеником метапредметных и личностных результатов.

- Содержательная часть: что надо сделать, как

сделать, какие условия соблюсти, в какой форме

представить результат.

Пример формулирования ценностно-смыслового учебного задания по французскому языку Компонент Содержание компонента учебного Предметный компонент - Заголовок задания Пример учебного задания  ПРИГЛАШЕНИЕ - Мотивационная часть Надпредметный Содержательная часть: (зачем делать) Любишь ли ты получать приглашения куда- что надо сделать, либо от своих друзей или родственников? А сам компонент Перечень действий, направленных на тренировку пятиклассником навыка выражения и аргументации собственной позиции по обсуждаемой приглашать? - Пригласи своего друга/подругу в кино, парк, в зоопарк и т.д. Как вы считаете, важно ли использовать во французском языке определенные фразы при как сделать, какие условия соблюсти, в какой форме представить - С соседом по парте составьте диалог по образцу на стр.82 1 . теме. - Разыграйте ваш диалог и приглашении и принятии приглашения? Имеет ли для результат. выслушайте своих одноклассников. вас значение, каким тоном и с каким настроением вас приглашают? Почему?

Пример формулирования ценностно-смыслового учебного задания

по французскому языку

Компонент

Содержание компонента

учебного

Предметный

компонент

- Заголовок

задания

Пример учебного задания

ПРИГЛАШЕНИЕ

- Мотивационная часть

Надпредметный

Содержательная часть:

(зачем делать)

Любишь ли ты получать приглашения куда-

  • что надо сделать,

либо от своих друзей или родственников? А сам

компонент

Перечень действий, направленных на

тренировку пятиклассником навыка выражения и аргументации собственной позиции по обсуждаемой

приглашать?

- Пригласи своего друга/подругу в кино, парк, в зоопарк и т.д.

Как вы считаете, важно ли использовать во

французском языке определенные фразы при

  • как сделать,
  • какие условия соблюсти,
  • в какой форме представить

- С соседом по парте составьте диалог по образцу на стр.82 1 .

теме.

- Разыграйте ваш диалог и

приглашении и принятии приглашения? Имеет ли для

результат.

выслушайте своих одноклассников.

вас значение, каким тоном и с каким настроением вас

приглашают? Почему?

Памятка для анализа учебного задания Обсуждение учебного задания по вопросам:

Памятка для анализа учебного задания

Обсуждение учебного задания по вопросам:

  • Прочитайте задание.
  • Какое впечатление вызвало прочитанное задание?
  • Что нового или интересного вы узнали, какие факты или какая информация в задании вас удивила, поразила, стала открытием?
  • Как вы понимаете заголовок задания? Зачем нужно название задания?
  • Что именно нужно сделать в этом задании? Найдите глаголы, показывающие перечень действий, которые нужно совершить при выполнении задания.
  • Что нужно сделать в задании устно, а что письменно? Зачем нужно размышлять над вопросами, не требующими письменного ответа?
  • Что должно стать результатом по итогам выполнения задания?
  • Каким образом предлагается выполнить задание?
  • В каком виде нужно представить ответ на задание?
  • Какие варианты решения задания вы видите?

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК

Требования ФГОС НОО

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК

Требования ФГОС ООО

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,

демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического.

Рекомендации по составлению учебных заданий,  направленных на формирование ценностно-смысловых установок  Главный вопрос задания: - В какой мере учебное задание стимулирует учащихся выразить и  аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме и позволяет им это сделать?

Рекомендации по составлению учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок

  • Главный вопрос задания:

- В какой мере учебное задание стимулирует учащихся выразить и

аргументировать свою жизненную позицию по отношению к обсуждаемой проблеме и позволяет им это сделать?

Способы выражения собственной позиции

Ценностно-смысловые действия, закладываемые в

- выбрать из предложенных одно или несколько ценностных суждений, которые ученики разделяют, или

формулировку задания

противопоставить предложенным вариантам ценностных суждений собственный;

- Выберите суждение, которое соответствует вашему

- оценить степень своего согласия с тем или иным ценностным суждением (по шкале от «совершенно

представлению (пониманию) …

- Оцените…

не согласен» до «полностью согласен»);

- прямо высказать свою позицию в свободной форме по

- Отметьте суждение …

- создать творческую работу, сюжет которой отражает позицию автора.

- Дайте оценку…

отношению к конкретному наблюдаемому факту (например, к просмотренной сцене, прочитанному

- Выскажите…

- Предложите свой вариант …

- Выберите ту оценку, которая соответствует вашему

эпизоду, полученному или выполненному заданию и т.д.);

- Сформулируйте…

- Создайте работу (используйте разнообразные

представлению (понятию)…

- Охарактеризуйте…

формы образовательных продуктов) и …

- Выразите свое мнение…

- Отразите свою позицию

- Выразите свое отношение

- Передайте свое понимание

Способы аргументации своей позиции  Ценностно-смысловые действия, закладываемые в Учите школьников формулировать текст ответа по формулировку задания данной структуре: - Аргументируйте свое мнение - Подтвердите примерами  1. Тезис: моя позиция. - Приведите доводы 2. Аргументы: примеры, подверждающие мою позицию. - Обоснуйте свою позицию 3. Вывод: подведение итога - Докажите свою позицию высказыванию. - Дайте обоснование своей точке зрения

Способы аргументации своей позиции

Ценностно-смысловые действия, закладываемые в

Учите школьников формулировать текст ответа по

формулировку задания

данной структуре:

- Аргументируйте свое мнение

- Подтвердите примерами

1. Тезис: моя позиция.

- Приведите доводы

2. Аргументы: примеры, подверждающие мою позицию.

- Обоснуйте свою позицию

3. Вывод: подведение итога

- Докажите свою позицию

высказыванию.

- Дайте обоснование своей точке зрения

Примеры учебных заданий на формирование ценностно-смысловых установок Примеры ценностно-смысловых учебных заданий по истории БИБЛЕЙСКИЕ МУДРЕЦЫ . Прочитайте документ: Чему учили библейские мудрецы Не высказывай пренебрежения к человеку в старости, ибо и мы стареем; Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни,что все мы смертны. Кто делает зло, на того обратится оно. Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбен. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста вои разумен. Сформулируйте моральные нормы, характерные для I тыс. до н.э. и ответьте на вопрос, актуальны ли они для тебя сегодня? Свое мнение отразите в таблице: . № предложения Моральные нормы в тексте Актуальность на характерные  для I тыс. до н.э. сегодняшний день (да, нет) Свою позицию прокомментируйте

Примеры учебных заданий на формирование ценностно-смысловых установок

Примеры ценностно-смысловых учебных заданий по истории

БИБЛЕЙСКИЕ МУДРЕЦЫ .

Прочитайте документ: Чему учили библейские мудрецы

Не высказывай пренебрежения к человеку в старости, ибо и мы стареем;

Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни,что все мы смертны.

Кто делает зло, на того обратится оно.

Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбен.

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста вои разумен.

Сформулируйте моральные нормы, характерные для I тыс. до н.э. и

ответьте на вопрос, актуальны ли они для тебя сегодня? Свое мнение

отразите в таблице:

.

предложения

Моральные нормы

в тексте

Актуальность на

характерные

для I тыс. до н.э.

сегодняшний день (да, нет) Свою позицию прокомментируйте

НА ВЕС ЗОЛОТА. Семья - это самое дорогое, что есть у каждого человека. Датский писатель Мартин Андерсен-Нексё писал по этому поводу: «Домашний очаг, согретый теплом верного друга, делает человека неуязвимым». Объясни, как ты понимаешь, что такое семья. СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был, не тужил царь Еремей, да только трудиться не умел. За что ни возьмется - все спустя рукава. Через три года и три дня, сказав слова: «Была бы охота, заладится всякая работа», - подданные покинули еремеевское царство. Грусть и тоска заполонила душу царя без народа, что делать, не знает. Охарактеризуйте личность царя. Предложите ему свое решение по возвращению подданных. Обоснуйте свою позицию.

НА ВЕС ЗОЛОТА.

Семья - это самое дорогое, что есть у каждого

человека. Датский писатель Мартин Андерсен-Нексё писал по этому поводу:

«Домашний очаг, согретый теплом верного друга, делает человека

неуязвимым». Объясни, как ты понимаешь, что такое семья.

СКАЗКА НА НОВЫЙ ЛАД.

В некотором царстве, в некотором

государстве жил-был, не тужил царь Еремей, да только трудиться не умел. За

что ни возьмется - все спустя рукава. Через три года и три дня, сказав слова:

«Была бы охота, заладится всякая работа», - подданные покинули еремеевское царство. Грусть и тоска заполонила душу царя без народа, что делать, не знает.

Охарактеризуйте личность царя. Предложите ему свое решение по возвращению подданных. Обоснуйте свою позицию.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ РЕФЛЕКСИИ Требования ФГОС НОО 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; неуспеха; Требования ФГОС ООО 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА УЧЕНИЯ И НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ РЕФЛЕКСИИ

Требования ФГОС НОО

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов

учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

неуспеха;

Требования ФГОС ООО

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности её решения;

Рекомендации по разработке учебных заданий, направленных на  формирование личностного смысла учения и начальных форм  рефлексии Учебное задание требует от ученика выполнения Возможные формулировки, Ученик понимает и используемые в надпредметном компоненте следующих действий: принимает учебную задачу Ученик соотносит - Прокомментируй условие… - Соотнеси… результат своей - Поясни товарищу… учебного задания и/или критерии - Сравни… - Перескажи… Должен быть либо оценивания. деятельности с - Объясни зачем, для чего… требованием учебной правильный ответ - Проверь… для сравнения, либо - Что будет, если не делать… задачи и / или критериями оценивания. перечень критериев.

Рекомендации по разработке учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии

Учебное задание требует

от ученика выполнения

Возможные формулировки,

Ученик понимает и

используемые в надпредметном компоненте

следующих действий:

принимает учебную задачу

Ученик соотносит

- Прокомментируй условие…

- Соотнеси…

результат своей

- Поясни товарищу…

учебного задания

и/или критерии

- Сравни…

- Перескажи…

Должен быть либо

оценивания.

деятельности с

- Объясни зачем, для чего…

требованием учебной

правильный ответ

- Проверь…

для сравнения, либо

- Что будет, если не делать…

задачи и / или критериями

оценивания.

перечень

критериев.

Рекомендации по разработке учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии Ученик осознанно сам себя Оцени себя…  Заполни лист оценивает, анализирует Ученик выявляет причины,  самооценки… Должны быть указаны критерии успешность / факторы, влияющие на Объясни, почему такая оценка…  Проанализируй, как выполняли… Что получилось / не получилось, почему… Задание может быть использовано при индивидуальной, парной, групповой работе на любом этапе обучения. неуспешность по критериям оценивания! - Что помогло / помешало, почему… результат. - Что надо исправить, чтобы повысить оценку… - Что бы изменил-исправил-дополнил… - Что надо учесть в следующей работе…

Рекомендации по разработке учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии

Ученик осознанно сам себя

  • Оцени себя…
  • Заполни лист

оценивает, анализирует

Ученик выявляет причины,

самооценки…

Должны быть указаны критерии

успешность /

факторы, влияющие на

  • Объясни, почему такая оценка…
  • Проанализируй, как выполняли…
  • Что получилось / не получилось, почему…

Задание может быть использовано при индивидуальной, парной, групповой работе на любом этапе обучения.

неуспешность по критериям

оценивания!

- Что помогло / помешало, почему…

результат.

- Что надо исправить, чтобы повысить оценку…

- Что бы изменил-исправил-дополнил…

- Что надо учесть в следующей работе…

Примеры учебных заданий ПЕРЕДАЧА МЯЧА. Тебе с напарником необходимо дойти до стены и обратно, выполняя передачу баскетбольного мяча двумя руками от груди. Передвигайтесь приставным шагом. Важно передавать мяч точно в руки партнёру, чтобы мяч не упал. После выполнения задания оцените себя: 1 падение мяча – «отлично», 2-4 падения – «хорошо», 5 и более – «удовлетворительно». Прокомментируй свою оценку. Предложи свой вариант, как этот приём можно использовать во время игры в баскетбол?

Примеры учебных заданий

  • ПЕРЕДАЧА МЯЧА.
  • Тебе с напарником необходимо дойти до стены и обратно, выполняя передачу баскетбольного мяча двумя руками от груди.
  • Передвигайтесь приставным шагом. Важно передавать мяч точно в руки

партнёру, чтобы мяч не упал.

  • После выполнения задания оцените себя:
  • 1 падение мяча – «отлично»,
  • 2-4 падения – «хорошо»,
  • 5 и более – «удовлетворительно».
  • Прокомментируй

свою оценку. Предложи свой вариант, как этот приём можно использовать во

время игры в баскетбол?

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ Требования ФГОС НОО 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ

  • Требования ФГОС НОО

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ Требования ФГОС ООО 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) смысловое чтение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КОММУНИКАЦИИ

  • Требования ФГОС ООО

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в

нём взаимопонимания;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) смысловое чтение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Рекомендации по составлению учебных заданий, направленных на формирование навыков коммуникации Коммуникативные Действия Основные понятия: Ситуация общения: очное общение и заочное - Рассказать общение (переписка, воображаемое общение) - Рассказать от лица героя Коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ сообщает, говорит или - Поделиться - Прокомментировать пишет); Тема и предмет (ЧТО сообщает, говорит или пишет); Формат: жанр, объем, структура, особенности - Пояснить - Доказать построения, языковые особенности и т.п. (КАК). - Аргументировать - Объявить - Критиковать - Опровергнуть

Рекомендации по составлению учебных заданий, направленных на формирование навыков коммуникации

Коммуникативные

Действия

  • Основные понятия:
  • Ситуация общения: очное общение и заочное

- Рассказать

общение (переписка, воображаемое общение)

- Рассказать от лица героя

  • Коммуникативная задача (КТО, КОМУ, ГДЕ,

КОГДА, ПОЧЕМУ, ЗАЧЕМ сообщает, говорит или

- Поделиться

- Прокомментировать

пишет);

  • Тема и предмет (ЧТО сообщает, говорит или пишет);
  • Формат: жанр, объем, структура, особенности

- Пояснить

- Доказать

построения, языковые особенности и т.п. (КАК).

- Аргументировать

- Объявить

- Критиковать

- Опровергнуть

УЗ требует от ученика выполнения следующих действий: Возможные формулировки, используемые в задании УЗ не требует развернутой связной коммуникации. Ученик дает односложный ответ, серию коротких - Вставь пропущенные слова… УЗ требует создание устного или письменного текста, обозначены тема и предмет высказывания. - Выбери правильный ответ… ответов, выбирает ответ. Другие параметры не заданы. - Напиши текст (рассказ, сочинение-миниатюру и т.д.) УЗ требует развернутой связной коммуникации и - Приведи примеры… Развернутая коммуникация: задает ЛИБО коммуникативную задачу, ЛИБО - Прокомментируй основные параметры - Расскажи КТО? – позиция автора или собеседника - Перескажи КОМУ? – к какой аудитории обращается - Выскажи свою точку зрения ЗАЧЕМ? – с какой целью обращается ГДЕ? - в каком месте

УЗ требует от ученика выполнения следующих действий:

Возможные формулировки, используемые в задании

УЗ не требует развернутой связной коммуникации.

Ученик дает односложный ответ, серию коротких

- Вставь пропущенные слова…

УЗ требует создание устного или письменного текста, обозначены тема и предмет высказывания.

- Выбери правильный ответ…

ответов, выбирает ответ.

Другие параметры не заданы.

- Напиши текст (рассказ, сочинение-миниатюру и т.д.)

УЗ требует развернутой связной коммуникации и

- Приведи примеры…

Развернутая коммуникация:

задает ЛИБО коммуникативную задачу, ЛИБО

- Прокомментируй

основные параметры

- Расскажи

КТО? – позиция автора или собеседника

- Перескажи

КОМУ? – к какой аудитории обращается

- Выскажи свою точку зрения

ЗАЧЕМ? – с какой целью обращается

ГДЕ? - в каком месте

Примеры учебных заданий на формирование навыков коммуникации МОИ ВОПРОСЫ. Рассмотрите иллюстрации. Какое отношение имеют данные иллюстрации к стихотворению «Бородино»? Придумайте свои вопросы, ответами на которые были бы данные иллюстрации. 3 2 1

Примеры учебных заданий на формирование навыков коммуникации

МОИ ВОПРОСЫ.

  • Рассмотрите иллюстрации. Какое отношение имеют
  • данные иллюстрации к стихотворению «Бородино»? Придумайте свои вопросы, ответами на которые были бы данные иллюстрации.

3

2

1

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ,  ПЕРЕНОСА И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ Требования ФГОС НОО 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ, ПЕРЕНОСА И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ

  • Требования ФГОС НОО

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,отнесения к известным понятиям;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ,ПЕРЕНОСА  И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ Требования ФГОС ООО 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;  7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ,ПЕРЕНОСА И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ

  • Требования ФГОС ООО
  • 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные

связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,

дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Рекомендации по составлению учебных заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний Учебное задание требует от ученика выполнения следующих действий: Когнитивные действия УЗ требует получения нового знания в ходе - Сопоставить продуктивной деятельности на основе - Сравнить познавательных действий.  - Группировать - Систематизировать   - Классифицировать - Ранжировать объекты по разным основаниям…  - Провести наблюдение, измерение, опыт,  эксперимент… УЗ требует получения нового знания в ходе продуктивной деятельности на основе - Выявить несоответствие, противоречие… - Найти связь познавательных действий.  - Проанализировать - Обобщить - Установить аналогии и связи - Выдвинуть и проверить предположение - Выявить сходство и отличие - Раскрыть особенности

Рекомендации по составлению учебных заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний

Учебное задание требует от ученика

выполнения следующих действий:

Когнитивные действия

УЗ требует получения нового знания в ходе

- Сопоставить

продуктивной деятельности на основе

- Сравнить

познавательных действий.

- Группировать

- Систематизировать

- Классифицировать

- Ранжировать объекты по разным основаниям…

- Провести наблюдение, измерение, опыт,

эксперимент…

УЗ требует получения нового знания в ходе

продуктивной деятельности на основе

- Выявить несоответствие, противоречие…

- Найти связь

познавательных действий.

- Проанализировать

- Обобщить

- Установить аналогии и связи

- Выдвинуть и проверить предположение

- Выявить сходство и отличие

- Раскрыть особенности

Примеры учебных заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний АВТОРСКОЕ СЛОВО. Найдите три неточности в словоупотреблении (у И.С.Тургенева в рассказе «Муму» используются не те слова, которые здесь употреблены), вставьте авторские слова: «Вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко отставив метлу и лопату, ложился на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверёк». Сравни данный вариант с авторским. Изменился ли смысл предложения после ввода авторских слов? Сделай вывод: почему автор остановился именно на этих словах?

Примеры учебных заданий, направленных на формирование навыков самостоятельного приобретения, пополнения, переноса и интеграции знаний

  • АВТОРСКОЕ СЛОВО.
  • Найдите три неточности в словоупотреблении (у И.С.Тургенева в рассказе «Муму» используются не те слова, которые здесь употреблены), вставьте авторские слова:

«Вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко отставив метлу и лопату,

ложился на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверёк».

Сравни данный вариант с авторским. Изменился ли смысл предложения

после ввода авторских слов? Сделай вывод: почему автор остановился

именно на этих словах?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Школьный методический совет

Дата: 13.02.2017

Номер свидетельства: 391134


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства