Тема. Понятие о температуре. Термометр.
Задачи:
способствовать формированию понятия «термометр» и «температура», дать представление о разных видах термометров и их значении, формировать практические навыки и умения измерять температуру;
развивать навыки исследовательской работы и навыки наблюдения; процессы мышления, пам'ять, внимание, умение анализировать, делать выводы, расширять кругозор, пополнять словарный запас;
воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, уважение друг к другу.
Тип урока: формирование новых умственных умений и навыков.
Ход урока.
І. Подготовительная часть.
1. Орг.момент.
Слайд №1 «Времена года».
2. Нервовопсихический настрой.
Доклад синоптика.
Какое сейчас время года?
Какой сегодня день, число?
Какая сегодня погода, солнечная или пасмурная?
Как вы считаете, тепло или холодно на улице?
Слайд №2 «Проведение опыта».
Возмём три глубокие чашки, в одной из них будет очень холодная вода, в другой очень гарячая, а в третей – вода с графина (комнатна). Подержите некоторое время одну руку в горячей воде, а вторую в холодной. После этого опустим обе руки в чашку с водой из графина. Почувствуем, что одна и та же вода для одной руки будет теплее, чем для второй. Этот опыт показывает, что восприятие тепла может быть обманчивым с помощью чувств невозможно определить температуру тела. В этом случае нам поможет специальное устройство - термометр. При изменении температуры тела происходит любая его свойство, например объем. На этом и основана действие термометра.
ІІ. Основная часть.
Сообщение темы.
Сегодня мы с вами познакомимся с термометром и понятием о температуре.
Проверка домашнего задания. «Закончи предложение».
Возьмём колбу и заполним её водой. Обозначим уровень воды в колбе. Нагревая колбу, отметим, что уровень воды в ней …
После охлаждения уровень воды … до предыдущей отметки.
Во время нагревания жидкие вещества и газы …
Во время охлаждения …
Релаксация «Смена времён года»
Слайд «Тепловые явления»:
Для характеристики или степени нагретости тел используют слова:
Температура – это физическая величина, которая характеризует тепловое состояние тел, показывает степень нагретости тел.
Но в жизни нам необходимо измерять температуру более точно. Такие измерения можно проводить при помощи специального прибора - термометра.
Единица измерения – градус Цельсия, ° С.
Строение термометра.
Термометр состоит из шкалы с делениями, к которой прикреплена ампула (с жидкостью – спирт, или ртуть). Ампула переходит в трубочку (капилляр). Жидкость в ампуле во время нагрева расширяется и поднимается вверх, показывая степень нагретости.
Термометром измеряют температуру воды, воздуха, тела человека и др.
Физминутка.
Различают температуру выше 0 ° С и ниже 0 ° С.
Считается, что на дворе тепло когда температура выше 0 ° С. Тогда температуру обозначают + 5 ° С, + 20 ° С или (тепла).
Когда термометр показывает температуру ниже 0 ° С, то говорят, что холод
но и записывают ее так -5 ° С, -20 ° С или (мороза).
Правила пользования термометром.
Используйте каждый вид термометра по назначению: для измерения ния температуры тела, воды, воздуха и тому подобное.
Гимнастика для глаз.
Практическая работа.
а) физический диктант
(Три градуса тепла, пять градусов выше нуля, десять градусов мороза, восемь градусов ниже нуля, четырнадцать градусов тепла)
б) измерения температуры воды, тела человека, температуры в комнате по инструкции (работа в группах).
I группа - инструкторы
II группа - писари
III группы - исследователи
в) 1 - измерение температуры воды
2 - измерение температуры тела человека
3 - измерения комнатной температуры
Доклады капитанов команд.
Тестирование (проверка знаний) - работа на ноутбуках.
Это интересно.
Наибольшая температура воздуха на Земле + 58 ° С была измерена в Африке в 1922 году.
Самая низкая температура -89 ° С в Антарктике в 1983 году.
Игра «Тепло-холодно»
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Почему новом вы сегодня научились на уроке?
Оцените свою работу на "лестнице успеха".
Хочу знать больше
Хорошо, но могу больше
Пока испытываю затруднения
ІІІ. Заключительный этап.
Итог.
Оценки.
Д/з.