Современные подходы формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями) в процессе изучения содержание предметных областей
Современные подходы формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями) в процессе изучения содержание предметных областей
Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью реализуется в начальных и старших классах. Она конкретизирует требования стандарта к личным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.
Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные подходы формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями) в процессе изучения содержание предметных областей»
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе изучения содержание предметных областей
Учитель начальных классов
М.В. Цимбалюк
Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.
-развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
-определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
-определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов;
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
-реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
-формирование готовности школьника с умственной отсталостью к дальнейшему профессиональному образованию;
-обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения.
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях.
Личностные учебные действия
I-IV классы
V – I Х классы
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
Личностные учебные действия
I-IV классы
V – I Х классы
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
Личностные учебные действия
I-IV классы
V – I Х классы
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
осознанно относиться к выбору профессии;
бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
I-IV классы
V – I Х классы
вступать в контакт и работать в коллективе;
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Коммуникативные учебные действия
I-IV классы
V – I Х классы
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний;
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
-использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.
Регулятивные учебные действия
I-IV классы
V – I Х классы
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
Регулятивные учебные действия
I-IV классы
V – I Х классы
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
I-IV классы
V – I Х классы
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видородовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
Познавательные учебные действия
I-IV классы
V – I Х классы
читать;
писать;
выполнять арифметические действия; - наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
использовать в жизни и деятельности некоторые знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Система оценивания БУД
0 баллов — действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл — смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла — преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла — способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла — способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5баллов — самостоятельно применяет действие в любой ситуации.