Содержание и направление работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе
Содержание и направление работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе
Содержание работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе заключается в обеспечении своевременной и специализированной помощи учащимися с задержкой психического развития в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития;
проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов реальным достижениям и уровню развития ребенка.
КОРРЕКЦИОННОЕ – РАЗВИВАЮЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ
основные направления коррекционно-развивающей работы:
сенсорное и сенсомоторное развитие;
формирование пространственно-временных отношений;
умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты);
формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления;
формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
готовность к восприятию учебного материала;
формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)
следующие задачи:
коррекция и развитие познавательных процессов на основе учебного материала;
формирование приемов мыслительной деятельности, коррекция и развитие логических мыслительных операций;
развитие самостоятельности в организации учебной работы, формирование алгоритмов учебных навыков, коррекция учебной деятельности, формирование ее структурных компонентов;
специальное формирование метапредметных умений, обеспечивающих освоение программного материала;
формирование навыков социальной (жизненной) компетенции.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
включает в себя:
системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ЗПР;
выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;
тщательный отбор и комбинирование методов и приемов обучения;
наличие адаптированной образовательной программы для детей с ЗПР, учебных часов и использования соответствующих методик и технологий.
КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
непрерывность специального сопровождения обучающихся с ЗПР в освоении ими АООП НОО;
консультирование участников образовательного процесса, работающих с детьми по реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
включает подготовка учителя-дефектолога к консилиумам, участие в педагогических советах, оформление документации
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
1. Согласие на дефектологическое сопровождение ребенка.
2 . Карта динамического развития ребенка:
- индивидуальная карта обследования;
- дефектологическое представление на обучающегося;
3 . Список учащихся, зачисленных на занятия учителя-дефектолога.