С.Есенин "Берёза" конспект урока чтения и развития речи
С.Есенин "Берёза" конспект урока чтения и развития речи
Этот урок можно использовать при работе с детьми с ОВЗ ( умственная отсталость).Уданного урока большие воспитательные возможности, в частности воспитание любви к природе и патриотического отношения к Родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«С.Есенин "Берёза" конспект урока чтения и развития речи»
МБОУ Ульяновская СШ
Урокчтения и р/р
Выполнила: Шаравина С.В.
2017 год
Тема: С. Есенин «Белая берёза»
Цели:
1. Обучающие: обучать основным навыкам выразительного чтения, расширять словарный запас, продолжать знакомить с творчеством С.Есенина.
2. Коррекционно-развивающие: коррегировать и развивать познавательные процессы, вырабатывать потребность в самоконтроле и оценивании своей учебной деятельности .
3.Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к прекрасному, оказывать эстетическое воздействие на детей через слово, музыку, живопись.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением, рисунок берёзы, снежинки, карточки со словами.
Ход урока:
I. Оргмомент.
- Я вижу почему-то грустные лица , испуганные глаза. Видимо это от того, что у нас гости. Давайте выполним такое упражнение « Выливание из кувшинчика» .( Медленно наклоняем голову вниз к полу и выливаем из себя страх, тревогу, все отрицательные эмоции)
Я рада видеть каждого из вас!
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
-Надеюсь, что наша работа на уроке пройдёт плодотворно и в доброжелательной обстановке.
II. Речевая разминка и дыхательная гимнастика.
- Прочитайте предложение, записанное на доске медленно вполголоса
- Представьте, что снежинка лежит у вас на ладошке, набрали воздуха и сдули снежинку с ладошки, медленно выдыхая воздух.
- У вас на партах лежат снежинки, за каждый правильный ответ будете класть себе снежинку.
III. Проверка домашнего задания.
- Соберите из слов пословицу (работа в паре)
Кто за Родину горой, тот и герой.
-О чём эта пословица? (прикрепляю к доске карточку со словом Родина)
-А сейчас я вам прочитаю стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать фамилию поэта, стихи которого мы начали читать.
В этом имени слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём
От русских песен
Только скажут - Сергей Есенин
Всей России встают черты.
- О творчестве, какого поэта пойдёт сегодня речь?
- Найдите его портрет среди портретов писателей? Групповая работа слайд 2
- Алина Мартынова расскажет о поэте.
- Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове, что на берегу реки Оки. Родители его были бедными(слайд3) крестьянами. Маму звали - Татьяна Фёдоровна, отца- Александр (слайд 4)
Никитич. С двух лет Сергей Есенин воспитывался у дедушки и бабушки по матери, он рос в этой семье до 9 лет. Бабушка очень любила Серёжу. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их( слайд5 ) маленькому внуку. Целые дни летом Серёжа проводил с другими детьми на улице. Он любил поля и луга своего родного села. Любил цветы, животных. Радовался душистой черёмухе и белой берёзке.( слайд 6) Стихи он начал писать с 10 лет, но сознательное творчество началось с 17 лет. У Есенина много стихов о природе. (Со словом Родина появляется слово Есенин)
- Какое стихотворение С. Есенина вы читали дома?
Надя читает 2 четверостишья, Алина всё полностью. Оцените чтение друг друга.
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Есенина. А как оно называется, вы узнаете , отгадав загадку.(7 слайд)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
( Берёза)
- Рядом с нашей школой тоже растут берёзы, но мы смотрим на них обыденно, не замечая их красоты. Берёза растёт в России с незапамятных времён и считается самым любимым деревом. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы( прикрепляется слово берёза)
- А как вы думаете , почему мы, когда говорим о Родине, вспоминаем Есенина и берёзу? ( Их можно назвать символами России, С. Есенин великий русский поэт, своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу и это отразилось в его стихах.)
- Какая же тема нашего урока? ( С.Есенин «Берёза») (слайд 8)
Это стихотворение Есенина стало первым опубликованным стихотворением и было напечатано в детском журнале «Мирок» , тогда поэту было 19 лет.
V. Работа над стихотворением.
1. Чтение стихотворения учителем
- Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить берёзу такой, какой её увидел Сергей Есенин.
- У какого времени года этих красок много? ( у зимы)
2.Словарная работа.
- Прочитайте стихотворение про себя самостоятельно. Подчеркните простым карандашиком непонятные слова.
-Какие же слова вызвали у вас затруднения?
- Работаем в паре. Возьмите карточки зелёного цвета. Соедините слово и его лексическое значение. Вспомните с уроков технологии.
Кисти- свободно свисающие нити по краю ткани.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, например у скатерти. Брюки с бахрамой.
Кайма – это полоса по краю изделия, отличающаяся цветом, узором , материалом.
Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
- Проверьте правильно ли вы определили значение данных слов.(слайд 9)
3.Физкультминутка (слайд 10)
- А сейчас закройте глаза. Представьте, что вы идёте по зимнему лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо, ощутите прохладу и свежесть снежинок.
На ваши ладошки упали снежинки, наберите воздух, сдуньте снежинки с руки. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке берёзы сидит снегирь.
Посмотрите налево: под ёлкой сидит заяц. Не торопясь выходим из леса. Потянитесь, вдохните, почувствуйте, каким лёгким стало ваше тело. Присаживайтесь. Отключить.
4.Анализ произведения.
Чтение стихотворения с обсуждением и анализом каждой строфы.
А) Чтение 1 строфы.(читает вслух Алина)
- Что сделала берёза? ( принакрылась)
-Почему не накрылась, не укрылась, а именно принакрылась?
(Она не полностью в снегу, снег только на ветках, его немного . Этот глагол передаёт нежность к берёзе.)
Берёза –это имя существительное одушевлённое или неодушевлённое? А в стихотворении? Сергей Есенин наделяет неодушевлённые предметы живыми качествами. Такой приём в литературе называется олицетворением. (вывешивается карточка)
Б) Чтение 2 строфы.( чтение по строчкам друг другу)
-Что напоминает снег на ветках? (белую бахрому)
-Под белой бахромой автор подразумевает белые ветки.
-Кого же напоминает нам берёза?
Берёза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль с блестящей каймой и белой бахромой.
В) Чтение 3 строфы.(чтение про себя) Какая тишина?
-Почему тишина сонная? (вокруг ни звука, полный покой, ни движения).
-Это оборот речи в литературе называют эпитетом.(карточка на доске)
-А как вы понимаете выражение « и горят снежинки в золотом огне»? ( Солнечные лучи падают на снежинки и они блестят0
-Это скрытое сравнение – метафора(карточка на доске)
Г) Чтение 4 строфы.(читаем хором)
На что похож снег в 1 строфе, (на серебро) в 3 строфе, (на золото) а в четвёртой? (на серебро)
- В разное время суток , при разном освещении снег похож то на серебро, то на золото.
- А как начинается заря зимой? ( лениво) медленно
- Заря изменяет цвет снега на ветках берёзы.
- Поэт описывает берёзу такой, какой она бывает в течении дня, при разном освещении. Я думаю, что поэт подолгу смотрел на берёзу, любовался ей.
5. Работа над выразительностью.
-Какие чувства он выразил в стихотворении? (Любовь и восхищение)
-При чтении передаём любовь и восхищение берёзой.
- Какое настроение нужно передать при чтении, выберите нужную карточку?
(радостное и бодрое, спокойное и задумчивое, грустное и тревожное, весёлое и шутливое)
- Каким должен быть темп чтения? (неторопливый)
-Читать немного нараспев, тянуть гласные.
- В каждой строфе мы выделяли главных действующих лиц: берёзу, ветки, снежинки, зарю. Эти слова нужно выделить голосом, прочитать с акцентом на них. Прочитаем выразительно , используя текст с пометками. Прочитайте так, чтобы все увидели нарядную , тихую берёзку.(слайд 11)
6.Выразительное чтение стихотворения.
7.Чтение стихотворения мастером художественного слова (слайд 12)
-Послушайте к какому чтению вы должны стремиться.
VI. Контроль усвоения стихотворения.
-Какая красивая берёза получилась у Сергея Есенина. При помощи слов он передал её красоту.
- С помощью чего ещё можно показать красоту берёзы? (С помощью музыки или красок)
-Рассмотрите репродукции картин художников. Какая из них по вашему мнению подходит к стихотворению Есенина. Обоснуйте свой ответ.(слайды 13, 14,15)
VII. Подведение итогов.
Как зовут поэта, о котором мы говорили?
Какое стихотворение читали?
Почему же можно объединить Родину, Есенина, берёзу?(С.Есенин исконно русский поэт, которого называли певцом русской природы)
VIII. Рефлексия.(слайд 16)
-У вас на партах тоже есть иллюстрации берёзы. Сделайте так, чтобы ваша берёза стала красивой, украсьте её снежинками, которые я вам давала. Дома красками поработайте.
Оценки.
Выберите и продолжите любое предложение.
На уроке я узнал…
Я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
VIII. Заучивание стихотворения наизусть, если останется время.
1.Чтение за диктором
2.Хором
3.Работа с карточками
-В каждой строчке отсутствует последнее слово. Попытайтесь воспроизвести эти слова.