kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

С.Есенин "Берёза" конспект урока чтения и развития речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок можно использовать при работе с детьми с ОВЗ ( умственная отсталость).Уданного урока большие воспитательные возможности, в частности воспитание любви к природе и патриотического отношения к Родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«С.Есенин "Берёза" конспект урока чтения и развития речи»

МБОУ Ульяновская СШ









Урок чтения и р/р









Выполнила: Шаравина С.В.



















2017 год

Тема: С. Есенин «Белая берёза»

Цели:

1. Обучающие: обучать основным навыкам выразительного чтения, расширять словарный запас, продолжать знакомить с творчеством С.Есенина.

2. Коррекционно-развивающие: коррегировать и развивать познавательные процессы, вырабатывать потребность в самоконтроле и оценивании своей учебной деятельности .

3.Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь к прекрасному, оказывать эстетическое воздействие на детей через слово, музыку, живопись.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением, рисунок берёзы, снежинки, карточки со словами.

Ход урока:

I. Оргмомент.

- Я вижу почему-то грустные лица , испуганные глаза. Видимо это от того, что у нас гости. Давайте выполним такое упражнение « Выливание из кувшинчика» .( Медленно наклоняем голову вниз к полу и выливаем из себя страх, тревогу, все отрицательные эмоции)

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Надеюсь, что наша работа на уроке пройдёт плодотворно и в доброжелательной обстановке.

II. Речевая разминка и дыхательная гимнастика.

- Прочитайте предложение, записанное на доске медленно вполголоса

Блестят снежинки в золотом огне.

Прочитаем хором шёпотом , прочитаем громко, прочитаем вслух.

Прочитаем, выделяя голосом глагол, существительные, прилагательное.

- Представьте, что снежинка лежит у вас на ладошке, набрали воздуха и сдули снежинку с ладошки, медленно выдыхая воздух.

- У вас на партах лежат снежинки, за каждый правильный ответ будете класть себе снежинку.

III. Проверка домашнего задания.

- Соберите из слов пословицу (работа в паре)

Кто за Родину горой, тот и герой.

-О чём эта пословица? (прикрепляю к доске карточку со словом Родина)

-А сейчас я вам прочитаю стихотворение Николая Брауна, а вы попробуйте услышать фамилию поэта, стихи которого мы начали читать.

В этом имени слово «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём

От русских песен

Только скажут - Сергей Есенин

Всей России встают черты.

- О творчестве, какого поэта пойдёт сегодня речь?

- Найдите его портрет среди портретов писателей? Групповая работа слайд 2

- Алина Мартынова расскажет о поэте.

- Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинове, что на берегу реки Оки. Родители его были бедными(слайд3) крестьянами. Маму звали - Татьяна Фёдоровна, отца- Александр (слайд 4)

Никитич. С двух лет Сергей Есенин воспитывался у дедушки и бабушки по матери, он рос в этой семье до 9 лет. Бабушка очень любила Серёжу. Она хорошо пела русские песни, знала много сказок и рассказывала их( слайд5 ) маленькому внуку. Целые дни летом Серёжа проводил с другими детьми на улице. Он любил поля и луга своего родного села. Любил цветы, животных. Радовался душистой черёмухе и белой берёзке.( слайд 6) Стихи он начал писать с 10 лет, но сознательное творчество началось с 17 лет. У Есенина много стихов о природе. (Со словом Родина появляется слово Есенин)

- Какое стихотворение С. Есенина вы читали дома?

Надя читает 2 четверостишья, Алина всё полностью. Оцените чтение друг друга.

IV. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением Есенина. А как оно называется, вы узнаете , отгадав загадку.(7 слайд)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

( Берёза)

- Рядом с нашей школой тоже растут берёзы, но мы смотрим на них обыденно, не замечая их красоты. Берёза растёт в России с незапамятных времён и считается самым любимым деревом. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы( прикрепляется слово берёза)

- А как вы думаете , почему мы, когда говорим о Родине, вспоминаем Есенина и берёзу? ( Их можно назвать символами России, С. Есенин великий русский поэт, своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу и это отразилось в его стихах.)

- Какая же тема нашего урока? ( С.Есенин «Берёза») (слайд 8)

Это стихотворение Есенина стало первым опубликованным стихотворением и было напечатано в детском журнале «Мирок» , тогда поэту было 19 лет.

V. Работа над стихотворением.

1. Чтение стихотворения учителем

- Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить берёзу такой, какой её увидел Сергей Есенин.

2. Проверка первичного восприятия стихотворения.

- Скажите, какими красками нарисовал берёзу поэт? (белыми)



- У какого времени года этих красок много? ( у зимы)

2.Словарная работа.

- Прочитайте стихотворение про себя самостоятельно. Подчеркните простым карандашиком непонятные слова.

-Какие же слова вызвали у вас затруднения?

- Работаем в паре. Возьмите карточки зелёного цвета. Соедините слово и его лексическое значение. Вспомните с уроков технологии.

Кисти- свободно свисающие нити по краю ткани.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, например у скатерти. Брюки с бахрамой.

Кайма – это полоса по краю изделия, отличающаяся цветом, узором , материалом.

Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

- Проверьте правильно ли вы определили значение данных слов.(слайд 9)

3.Физкультминутка (слайд 10)

- А сейчас закройте глаза. Представьте, что вы идёте по зимнему лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо, ощутите прохладу и свежесть снежинок.

На ваши ладошки упали снежинки, наберите воздух, сдуньте снежинки с руки. Идём дальше. Посмотрите направо: на ветке берёзы сидит снегирь.

Посмотрите налево: под ёлкой сидит заяц. Не торопясь выходим из леса. Потянитесь, вдохните, почувствуйте, каким лёгким стало ваше тело. Присаживайтесь. Отключить.

4.Анализ произведения.

Чтение стихотворения с обсуждением и анализом каждой строфы.

А) Чтение 1 строфы.(читает вслух Алина)

- Что сделала берёза? ( принакрылась)

-Почему не накрылась, не укрылась, а именно принакрылась?

(Она не полностью в снегу, снег только на ветках, его немного . Этот глагол передаёт нежность к берёзе.)

Берёза –это имя существительное одушевлённое или неодушевлённое? А в стихотворении? Сергей Есенин наделяет неодушевлённые предметы живыми качествами. Такой приём в литературе называется олицетворением. (вывешивается карточка)

Б) Чтение 2 строфы.( чтение по строчкам друг другу)

-Что напоминает снег на ветках? (белую бахрому)

-Под белой бахромой автор подразумевает белые ветки.

-Кого же напоминает нам берёза?

Берёза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль с блестящей каймой и белой бахромой.

В) Чтение 3 строфы.(чтение про себя) Какая тишина?

-Почему тишина сонная? (вокруг ни звука, полный покой, ни движения).

-Это оборот речи в литературе называют эпитетом.(карточка на доске)

-А как вы понимаете выражение « и горят снежинки в золотом огне»? ( Солнечные лучи падают на снежинки и они блестят0

-Это скрытое сравнение – метафора(карточка на доске)

Г) Чтение 4 строфы.(читаем хором)

На что похож снег в 1 строфе, (на серебро) в 3 строфе, (на золото) а в четвёртой? (на серебро)

- В разное время суток , при разном освещении снег похож то на серебро, то на золото.

- А как начинается заря зимой? ( лениво) медленно

- Заря изменяет цвет снега на ветках берёзы.

- Поэт описывает берёзу такой, какой она бывает в течении дня, при разном освещении. Я думаю, что поэт подолгу смотрел на берёзу, любовался ей.

5. Работа над выразительностью.

-Какие чувства он выразил в стихотворении? (Любовь и восхищение)

-При чтении передаём любовь и восхищение берёзой.

- Какое настроение нужно передать при чтении, выберите нужную карточку?

(радостное и бодрое, спокойное и задумчивое, грустное и тревожное, весёлое и шутливое)

- Каким должен быть темп чтения? (неторопливый)

-Читать немного нараспев, тянуть гласные.

- В каждой строфе мы выделяли главных действующих лиц: берёзу, ветки, снежинки, зарю. Эти слова нужно выделить голосом, прочитать с акцентом на них. Прочитаем выразительно , используя текст с пометками. Прочитайте так, чтобы все увидели нарядную , тихую берёзку.(слайд 11)

6.Выразительное чтение стихотворения.

7.Чтение стихотворения мастером художественного слова (слайд 12)

-Послушайте к какому чтению вы должны стремиться.

VI. Контроль усвоения стихотворения.

-Какая красивая берёза получилась у Сергея Есенина. При помощи слов он передал её красоту.

- С помощью чего ещё можно показать красоту берёзы? (С помощью музыки или красок)

-Рассмотрите репродукции картин художников. Какая из них по вашему мнению подходит к стихотворению Есенина. Обоснуйте свой ответ.(слайды 13, 14,15)

VII. Подведение итогов.

Как зовут поэта, о котором мы говорили?

Какое стихотворение читали?

Почему же можно объединить Родину, Есенина, берёзу?(С.Есенин исконно русский поэт, которого называли певцом русской природы)

VIII. Рефлексия.(слайд 16)

-У вас на партах тоже есть иллюстрации берёзы. Сделайте так, чтобы ваша берёза стала красивой, украсьте её снежинками, которые я вам давала. Дома красками поработайте.

Оценки.

Выберите и продолжите любое предложение.

На уроке я узнал…

Я похвалил бы себя за…

После урока мне захотелось…

VIII. Заучивание стихотворения наизусть, если останется время.

1.Чтение за диктором

2.Хором

3.Работа с карточками

-В каждой строчке отсутствует последнее слово. Попытайтесь воспроизвести эти слова.

-Восстановите порядок четверостиший.

4. Чтение наизусть.

IX. Д.З. (слайд 17)




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
С.Есенин "Берёза" конспект урока чтения и развития речи

Автор: Шаравина Светлана Викторовна

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства