"Профориентационная работа в ГКОУ "Волгоградская школа-интернат №3", как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни"
"Профориентационная работа в ГКОУ "Волгоградская школа-интернат №3", как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни"
Основная цель педагогического коллектива школы-интерната - успешная интеграция выпускников в социум, нацеленная на активную самостоятельную, успешную, трудовую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Профориентационная работа в ГКОУ "Волгоградская школа-интернат №3", как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни"»
«Профориентационная работав ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №3», как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни»
Подготовила и провела мастер-класс
Подымова Елена Анатольевна
социальный педагог
первой квалификационной категории
Теоретическая часть
«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой нет мелочей.
Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово - интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в поток, который мы называем жизнью ребенка, формирование его личности».
В.П.Кащенко
Нормативно-правовая база развития системы профессиональной ориентации инвалида и лиц с ОВЗ на территории РФ.
Международные:
Европейская социальная хартия (подписана РФ 14. 09. 2000, но не ратифицирована);
Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» (Женева 23.06.1975 г.) Рекомендация Международной Организации Труда № 150 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов «(Женева 23.06.1975 г.);
Конвенция о правах ребенка.
Правовая основа деятельности по организации профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ в России определяется следующими федеральными нормативными актами, в том числе:
Конституция РФ – (Гл. 2)
Поручение Президента РФ от 19.-3.2011г № ПР.-634
Поручение Правительства РФ от 26 июля 2011 № АЖ-П8-5284
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения ОС
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"
Трудовой кодекс РФ
Закон "О занятости населения в РФ"
Правительственные нормативные акты:
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации«.
Ведомственные нормативные акты :
«Концепция реформирования системы специального образования» решение Министерства образования Российской Федерации от 09 февраля 1999 г. № 3/1 «О психолого – педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования»;
Министерство образования и науки Российской Федерации письмо от 18 апреля 2008 года N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми инвалидами.
Региональные нормативные акты:
Приказ Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 6 сентября 2017 года N 94 « Об утверждении комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2017 -2020 годы в Волгоградской области.
Муниципальные нормативные акты:
Устав ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №3»;
Программа по профориентации;
План по профориентации.
Цель профориентационной работы
Создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускника.
Задачи:
Обогащение представлений детей о мире профессии;
Выявление интересов, склонностей и способностей;
Развитие у воспитанников свойств личности, необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, честности, предприимчивости;
Стимулирование размышления детей о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения;
Формирование представлений о реальном применении полученных знаний, умений, навыков в выборной сфере деятельности;
Развитие трудовой дисциплины и профессиональной зрелости.
Ожидаемые результаты:
У обучающихся, воспитанников должны быть сформированы следующие знания:
о видах профессий;
о медицинских и профессиональных требованиях;
об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии;
о повышении квалификации и профессионального роста;
о состоянии рынка труда .
Структура профориентационной работы
Администрация
школы – интерната №3
СМИ
Библиотекарь
Обучающиеся,
воспитанники
Медицинский
Учителя трудового обучения
персонал
Педагог-психолог
Учитель СБО
Родители
Воспитатели
Социальный педагог
Классные
руководители
Руководители кружков, секций
Мастера
Учреждения,
ПУ, техникумов.
организации г.Волгограда
Методы и формы работы
Социологический опрос обучающихся, воспитанников;
Профдиагностики;
Индивидуальные профконсультации с обучающимися 8-11 классов ;
Индивидуальные профконсультации с родителями выпускников;
Беседы;
Классные часы: беседы о профессиях;
Тематические занятия;
Профориентационные игры, конкурсы, викторины и т.д.
Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы о профессиях;
Показ презентаций, документальных и художественных фильмов о великих людях разных профессий
Экскурсии;
Встречи со специалистами различных профессий.
Диагностика
Диагностика интересов и профессиональных склонностей: 1. ДДО Е.А. Климов; 2.Анкета интересов А.Е. Бломштока; 3.Методика «Структура интересов» Хеннинга; 4.Опросник Дж.Холланда; 5.Методика «Мои профессиональные интересы» (Г.В.Резапкина); 6.Методика «Определение профессионального типа личности» (Г.В. Резапкина); 7.Анкета оптанта.
Диагностика различных сторон интеллекта поможет увидеть и раскрыть ресурсы, необходимые не только в профессиональной деятельности , но и в повседневной жизни. 1.Тест интеллектуального потенциала (ТИП) (П.Ржиган); 2.Методика «Определение технических способностей» (сокращенный вариант теста механической понятливости Беннета).
Диагностика социального педагога
1.Карта социальных контактов (сетевая карта);
2.Анкета по изучению профессиональной направленности;
3.Анкета по выявлению профориентационных интересов;
4.Анкета по профессиональному самоопределению.
Профконсультация
Противопоказанные факторы производственнойсреды и трудового процесса:
нервно-психическое напряжение;
повышенные уровни интенсивности шума и вибрации;
воздействие высокотоксичных химических веществ;
высоких и низких температур;
неблагоприятные метеорологические условия.;
тяжелые физические нагрузки;
длительная вынужденная рабочая поза;
длительное пребывание на ногах;
рабочие операции, связанные с точностью движений;
работа движущихся механизмов и режущими инструментами.
Беседы
Встреча с мастеромГБОУ НПО «Волгоградский строительный техникум»
ГБОУ СПО «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов»
«Мастер отделочных строительных работ»
штукатур, маляр.
ГБОУ НПО «Профессиональное училище №49»
СЛЕСАРЬ
Новониколаевский район,
Волгоградской области
Куда пойти учиться ?
2 вариант
Творческая и трудовая реабилитация, индивидуальные и групповые занятия с психологом, ежедневные коммуникативные занятия и подготовка к самостоятельной жизни.
Фонд «Дети в беде»
Волгоградский реабилитационный Центр дневного пребывания
« Теплый дом»
Затруднения при трудоустройстве
воспитанников
психологическая неготовность;
отсутствие жизненной перспективы;
неадекватная самооценка;
неспособность адекватно учитывать влияние производственного микроклимата;
неготовность к преодолению трудностей.
Экскурсии
Пожарная часть;
Магазины Волгограда;
Швейный цех;
Почта;
Аптека;
Хлебозавод;
Завод «Пивоваръ»
Молочный завод;
Завод «Красный Октябрь»;
Кондитерская фабрика «Конфил»;
Закулисная жизнь в цирке, театре;
Старая Сарепта;
Волжская ГЭС и т.д.
Экскурсия в Центр занятости
Экскурсия в ателье мод
Экскурсия в пожарную часть
После окончания школы ты собираешься?
Нравится тебе или нет профессия,которой ты обучаешься в школе?
Какую профессию ты выбрал?
На каких предприятиях ты хотел бы побывать, и с какими профессиями познакомиться?
Нравится ли тебе профессия родителей? Почему?
Катамнестические данные по выпускникам2016-2017 учебного года
ГБОУ НПО «Волгоград
ГБОУ НПО «Экономикотехнологиче
1.Коробов Дмитрий
ский строительныйтехникум»
10 чел.
1.Елфимова Ангелина
ский колледж»
2.Никифоров
ГБОУ НПО
4 чел.
ГК ОУ «Волгоград
Владислав
1.Юрченко Дионис
2.Крицкая Олеся
«Профес
1 чел.
3.Сычева Вера
3.Попов Анатолий
1.Мосишвили Иван
сиональное училище №49»
ская
ГК ОУ «Волгоград
2.Морозов Михаил
4.Гасанова Алита
8 чел.
ШИ №3»
4.Яковлев Артем
ская
1. Вершинин Александр
Инвалиды
ШИ №3»
2.Зюзин Александр
6 чел.
5.Тучков Герман
1 .Торгашев Кирилл
Другое
3.Корчагина Елена
10класс
2.Горин Дмитрий
7 чел.
6.Борисов Геннадий
4.Петрова Алина
3. Овсепян Эдик
1.Евдокимова Виктор
11класс
5.Сухорукова Екатерина
1 чел.
7.Панферова Юлия 8.Новикова Анжела
3.Бойчук Павел
4. Федюнина Олеся
6.Шаповалова Марина
4.Дворников Иван
5. Лень Александр
9. Батин Александр
5.Краснопольский Денис
10.Емельянова
7. Касьянов
6. Юсубова Анастасия
6.Федорова Ангелина
Даниил
Надежда
7.Сидельников Дмитрий
8.Карпова Анастасия
Мониторинг трудоустройства выпускниковГКОУ «Волгоградская школа-интернат №3»с 2014 по 2018г.г.
Учебный год
1.Количество выпускников
2014-
2015
2015-
2.Количество выпускников поступивших:
23
- в 10 класс
24
2016
2016-
10
- в 11 класс
23
2017-
2017
- ГБОУ СПО
7
2018
37
7
14
3.Количество выпускников поступивших на работу
8
10
0
4.Перевод в детский дом,
7
6
1
9
5. Количество нетрудоустроенных выпускников
школа-интернат (10 класс
0
6.Дети –инвалиды
(Цыба
8
в другом районе г.Волгограда),
0
15
7
7.Другое
13
0
Шк.-инт№2)
0
0
0
0
0
0
0
6
0
7
0
9
1
0
Практическая часть
Мастер-класс «Диагностическая работа по профориентации « Карта социальных связей» .
КАРТА СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ
Инструментом , который позволяет структурировать всю полученную информацию, упорядочить и проследить характер взаимосвязей в сети социальных контактов человека, является
карта социальных контактов (сетевая карта)
Итоги анализа карта социальных контактов
По завершении работы с сетевой картой у нас должны появиться ответы на вопросы:
Как выглядит семья ребенка?;
Как ребенок воспринимает отношения с членами семьи?;
Какие значимые для ребенка фигуры имеются в его контактной сети? В чем заключается их значимость и влияние?
Как ребенок воспринимает своих друзей?
Доволен ли он общением с друзьями и знакомыми?
Досуг?
Кто из окружения ребенка является для него, являлся когда-то или может стать в будущем поддерживающим ресурсом?
Какие изменения хотел бы увидеть ребенок в своей контактной сети?