Просмотр содержимого документа
«Презентация "Характеристика контингента инвалидов с УО в аспекте возможностей их вовлечения в реабилитационный процесс"»
Характеристика контингента инвалидов с УО в аспекте возможностей их вовлечения в реабилитационный процесс
Подготовила Сергеева Т.А.
учитель начальных классов,
дефектолог
Акмолинская область
Зерендинский район
КГУ «Троицкая средняя школа»
27 сентября 2017 год
Значительная часть детей с отклонениями в развитии, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказывается неподготовленной к интеграции в социально-экономическую жизнь. Вместе с тем, результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития, может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.
По данным ООН, в мире каждый десятый житель планеты - инвалид.
В энциклопедическом словаре реабилитация инвалидов рассматривается как "комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов". Как видно из этого определения, в понятие "реабилитации" входят: функциональное восстановление или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида.
Патологические процессы, развивающиеся в результате болезни, с одной стороны, нарушают целостность и естественность функционирования организма, а с другой - вызывают у инвалида комплексы психологической неполноценности, характеризующиеся тревогой, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью или,
наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью, а подчас и антисоциальными установками.
Создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановления утраченного контакта с окружающим миром, успешного лечения и последующих коррекций, психолого-педагогической реабилитации, социально-трудовой адаптации и интеграции этих людей в общество - первостепенная государственная задача.
В декларации ООН о правах инвалидов (1975 г) говорится: "Инвалиды имеют все права на уважение их человеческого достоинства, на образование, профессиональную подготовку, восстановление трудоспособности, на максимальное проявление своих возможностей и способностей, на ускорение процесса их социальной интеграции".
Особенности реабилитации детей с умственной отсталостью
Распространенность этого порока развития в разных странах достигает 1-3%. Принято считать, что до 75% всех случаев умственной отсталости обусловлено генетическими факторами. Эти лица нуждаются в специальных методах воспитания и обучения. Очевидно, что характер реабилитационных мероприятий зависит от глубины умственного недоразвития. Так, лица с относительно не глубоким интеллектуальным недоразвитием могут обучаться по специальной школьной программе и получить доступные профессиональные навыки. В то же время у лиц с глубокой умственной отсталостью невозможны ни школьное обучение, ни профессиональная ориентация. По данным ряда исследователей, занятия физической культурой способствуют улучшению психического развития детей и инвалидов.
Умственная отсталость
(интеллектуальные нарушения) — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы
Причины умственной отсталости:
- наследственные факторы;
внутриутробное физическое, химическое или инфекционное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, инфекции);
вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции и др).
F70 Умственная отсталость легкой степени - замедленность темпа психических процессов, их слабая подвижность и переключаемость, как следствие – недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности;
- вполне компенсированы в социокультурной среде, не предъявляющей особых требований к абстрактно-логическому уровню и не требующей принятия самостоятельных решений в динамичной, меняющейся жизни;
- приобретение речевых навыков происходит с задержкой.
F71 Умственная отсталость умеренная с раннего детства отстают в психоречевом развитии;
нарушение адаптации проявляется уже в дошкольном возрасте;
навыками самообслуживания в полном объеме не овладевают;
взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.
F72 Умственная отсталость тяжелая - - уровень речевого развития позволяет лишь сообщать о своих нуждах к развернутому речевому высказыванию не способны;
- владеют лишь элементарными навыками самообслуживания;
- нуждаются в существенной помощи в бытовой деятельности;
- нуждаются в присмотре и уходе.
F73 Умственная отсталость глубокая
- речь отсутствует или состоит из отдельных слов;
часто нет понимания обращенной речи; не владеют даже простыми навыками самообслуживания;
малоподвижны или выполняют стереотипные движения;
нуждаются в постоянном присмотре и уходе.
Принципы реабилитации инвалидов
Дифференцированность:
с точки зрения подбора мер воздействия с учетом формы заболевания, глубины поражения органов и систем;
с точки зрения конечных результатов (социально-бытовая адаптация, социально-трудовая адаптация, социальная интеграция).
Последовательность:
в видах реабилитации (медицинская, психолого-педагогическая, трудовая, социальная);
в методах (восстановительная терапия, трудовая терапия, бытовая адаптация);
в организации (формирование медицинских показаний, выбор видов труда, досуговых мероприятий).
Комплексность – единовременный “охват” инвалида всеми специалистами, взаимодействие их в ходе реабилитационного воздействия.
Смысл реабилитации не в определении ущербности, а в выявлении потенциальной способности инвалида вернуться, насколько это возможно, в общество и максимально реализовать свои ограниченные способности, чтобы не стать вечной обузой общества и его изгоем.
К задачам социальной реабилитации относят:
Содействие социально-бытовой адаптации с последующим включением его в окружающую жизнь.
Оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения.
Развитие коммуникативных навыков.
Лечебная физическая культура
(Корригирующая гимнастика, формирование мышечного корсета, профилактика плоскостопия)
Двигательная рекреация (подвижные игры, элементы спортивных игр, туризм)
Лечебное питание
Психопрофилактика (специальная психология )
Социально-бытовая адаптация
Социально-бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни.
Социально-бытовое устройство составляет важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражая состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Обеспечению комфортной и безопасной жилой среды в настоящее время уделяется особое внимание со стороны государственных структур. Законодательно для инвалидов предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площади, ее архитектурно-планировочные изменения.
Важно также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих помощь инвалиду, необходимо обучать пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом.
Заключение
Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.
Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.
«Для человеческого общества естественно разнообразие. Вместе живут взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, умные и не очень. Такое разнообразие приводит к взаимопониманию, умению общаться, доброжелательности».