Презентация к уроку развития речи по теме: "Жизнь и открытие Юрия Валентиновича Кнорозова"
Презентация к уроку развития речи по теме: "Жизнь и открытие Юрия Валентиновича Кнорозова"
Данная разработка поможет педагогам последовательно и наглядно рассказать учащимся о нашем учёном Юрии Валентиновиче Кнорозове. В конце презентации подобраны вопросы и задания, что позволяет закрепить пройдённый материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Русский учёный: историк, лингвист, основатель отечественной школы майянистики. Это человек, который сумел расшифровать письменность древних майя.
В семье Кнорозовых Юрий был младшим ребенком, у него было трое братьев и сестра. В детстве он играл на скрипке и даже участвовал в городских конкурсах, но позже забросил это увлечение и заинтересовался биологией.
После школы-семилетки Юрий Кнорозов поступил на рабфак при Втором Харьковском медицинском институте. Он учился на отлично и собирался стать психиатром . Но уже шла Вторая мировая война, медицинские университеты готовили прежде всего военных врачей, и будущий ученый не прошел обязательную медкомиссию: подвело здоровье. Нужно было менять специальность, и Кнорозов выбрал исторический факультет Харьковского университета.
Второй курс он окончил с отличием через пять дней после начала Великой Отечественной войны.
До конца лета Юрий бегает по военкоматам, просит отправить на фронт. В августе Кнорозова все-таки призывают. Вместо занятий на третьем курсе истфака он идет помогать стране – строить оборонительные сооружения под Черниговом. Когда немцы окружают их части, Кнорозов бежит в Харьков. Девушку, в которую он был влюблен, убили, город в оккупации, люди пухнут от голода. В армию его больше не призывают из-за крайней степени дистрофии.
Он учит египетский, много читает. В 1943 году отец смог перевезти его с матерью и сестрой в Москву , где Юрий поступил на исторический факультет Московского государственного университета . Он изучал этнографию: шаманизм Средней Азии, египетский язык, древние системы письма и иероглифику.
После защиты диплома Кнорозов хотел попасть в аспирантуру . Однако он побывал на оккупированной территории, и это не позволило мечте исполниться: его не взяли ни в МГУ, ни в Институт этнографии. Единственное, что смогли сделать его дипломные руководители - устроить выпускника младшим научным сотрудником в ленинградский Музей этнографии народов СССР , который только начали восстанавливать после войны. В одном из служебных помещений Юрий Кнорозов и поселился.
Однажды профессор Сергей Токарев показал Кнорозову статью немецкого исследователя Пауля Шельхаса под названием «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема?». Спустя много лет, ученый говорил, что именно эта работа подтолкнула его к главному делу жизни.
В маленькой комнате, где едва хватило места для письменного стола, Кнорозов занялся письменностью майя. Чтобы расшифровать древний язык, сначала нужно было определить тип письма и понять, что означает каждый знак - букву, слог или слово. Ученый выяснил, что каждый из 355 знаков означает слог.
В октябре 1952 года в журнале «Советская этнография» вышла статья «Древняя письменность Центральной Америки» - и газета The New York Times моментально выпустила материал, который рассказывал об открытии советского ученого.
В марте 1955 года Кнорозов защитил диссертацию . В своем труде ученый доказывал, что у индейцев майя была выстроена государственная система и существовало фонетическое письмо. В результате Кнорозову присвоили звание не кандидата, а сразу доктора исторических наук , что случалось очень редко.
Кнорозов сумел расшифровать древний язык буквально не выходя из кабинета. На что ученый отвечал: «Чтобы работать с текстами, нет необходимости скакать по пирамидам».
Многие ученые мира поддержали открытие и стали «кнорозовистами» . Давайте и мы с вами станем «кнорозовистами», попробуем разобраться в письменности Майя. Угадаем, что означает один из иероглифов древней цивилизации?
«ПакАх», в переводе «приносить пользу».
В 1990 году впервые совершил двухмесячную поездку в Гватемалу, где был удостоен Большой золотой медали президента . В 1992 и 1995 годах посещал Мексику, а в 1994 году был награждён орденом Ацтекского орла четвёртой степени ; вручение происходило в посольстве Мексики в Москве. Последнее путешествие в Мексику совершил в 1997 году, в ходе которого посетил и Юго-Западные штаты США, интересовавшие его в связи с гипотезой о прародине культуры майя. Являлся почётным членом Мадридского общества по изучению майя и Национального географического общества США. Память Кнорозова увековечена в России, Мексике и на Украине .
Юрий Валентинович похоронен на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга.
На памятнике барельеф Кнорозова с его любимой сиамской кошкой Асей, повторяющий фотографию, которую знают во всем мире.
http://knorosov.com/
knorosov.ru: Юрий Валентинович Кнорозов
peoples.ru: Юрий Кнорозов
masterok.livejournal.com: Кто расшифровал письмена Майя ?
historicaldis.ru: Дешифровка письма майя — последняя великая дешифровка ХХ века
Назовите фамилию, имя, отчество учёного, с которым вы сегодня познакомились.