Просмотр содержимого документа
«Презентация Игровые методы в обучении детей аутистов.»
Игровые технологи как средство обучения детей аутистов.
Что такое аутизм?
Аутизм – это предельное, «экстремальное» одиночество человека, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникаций и социальному развитию.
Синдром раннего детского аутизма впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Это особое раннее нарушение психического развития ребенка.
РДА – ранний детский аутизм, проявляющийся до 2,5 – 3 лет.
РАС – это расстройства аутистического спектра.
Признаки проявления аутизма:
Трудности установления контакта , взаимодействия не только с чужими людьми, но и с родными.
Стереотипностьповедения связанная с напряженным стремлением сохранить привычные условия жизни. Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни. Поглащённость однообразными действиями, моторными и речевыми: раскачивания, взмахи руками, кружение вокруг себя и др.
Особая характерная задержка и нарушение развития речи: эхолаличность, стереотипные фразы, штамповая речь, отсутствие мимики и жестов, не задает вопросы сам и не отвечает на обращение к нему.
Манипуляции с предметами : извлечение звуков (стучат, трясут); оральные пробы (облизывают, грызут предмет, могут есть несъедобные вещества); страстное желание завладеть каким-либо предметом, отказ действовать с предметом в соответствием с функциональным назначением (копают ложкой, причесываются вилкой).
Основной мотив манипуляции с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства.
Цель проведения игр с аутичным ребенком
Создание эмоционально-положительного настроя и коммуникативного взаимодействия.
Задачи:
Переживание приятных эмоций.
Возникновение эмоционального контакта со взрослым.
Получение ребенком новой сенсорной информации.
Внесение в игру новых социальных смыслов.
Особенности сенсорных игр
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:
—зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание):
—слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
—тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы — большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
—двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений — ходьба, бег, танцы);
—обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира — от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
—вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Виды сенсорных игр
Игры с красками
Игрыс водой
Игры с крупами и сыпучими веществами
Игры с пластичными материалами
Игры со звуками
Игры с ритмами
Игры с движениями и тактильными ощущениями
Игры с красками
ЦВЕТНАЯ ВОДА
Цель: закрепление эталонов цвета.
Для игры потребуется: гуашь , кисточка, прозрачные пластиковые стаканы (количество стаканов может быть любым). Наполните стаканы водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Эмоционально комментируйте свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства». Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде.
Поймай рыбку
Цель: Формирование понятий о величине.
Для игры потребуется : тазик с водой, магнитная удочка, большие и маленькие рыбки (с металлической вставкой).
Взрослый привлекает ребенка к игре, предлагая поймать рыбок. Действия ребенка, взрослый сопровождает эмоциональной речью. После освоения процесса игры, задание усложняется. Взрослый предлагает ловить больших и маленьких рыбок. Если рыбки разных основных цветов, то можно ловить рыбку по цвету.
Игры с водой
Игры с сыпучими материалами
Игры с песком
Цель: Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.
Для игры потребуется : плотная коробка 50*40 см,
кварцевый песок, различные формочки, лопатки, грабельки, пластмассовые геометрические фигуры, мелкие игрушки и др.
Ребенку предлагается разровнять песок грабельками, выложить домик из геометрических фигур, нарисовать пальчиком на песке солнышко, тучки, дождик, травку и т.д. Можно спрятать игрушку в песке и попросить её найти.
Игры с крупами, косточками и ракушками
Цель: Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, скоординированности движений рук.
Для игры потребуется : плотная коробка, контейнеры различной величины, крупы (греча, горох, фасоль, пшено), косточки (сливовые, абрикосовые, персиковые), ракушки.
Ребенку можно предложить спрятать ручки в крупу, разложить или разделить крупы, косточки по чашечкам. Можно перекладывать крупные косточки пинцетом, более мелкие фракции ложкой и другими предметами.
Данные игры многофункциональны и их цели зависят от творческого подхода педагога.
Игры с кинетическим песком
Цель: Развитие тактильных ощущений, активизация движений кистей рук.
Для игры потребуется: плотная коробка 50*40 см,
Кинетический песок (пластичный песок), различные формочки, мелкие игрушки, штампики и др.
Ребенку предлагается потрогать, помять песок, заполнить формочки, «испечь куличики», ставить штампики, скатать шарики, колбаски, спрятать игрушку и др.
Игры с пластилином, соленым тестом
Цель: Развитие тонкой моторики рук.
Для игры потребуется: пластилин или соленое тесто (исходя из предпочтений ребенка).
Ребенку предлагается мять и отщипывать, надавливать и размазывать, скатывать шарики, раскатывать колбаски.
Игры с пластичными материалами
Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр.
Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия, либо выражает протест, не настаивайте.
Не останавливайтесь, если видите, что ребенку игра понравилась, но он остается в пассиве, комментируйте свои действия, так, словно вы играете с ребенком.
Предлагайте новое постепенно и маленькими порциями.
Если игра понравилась ребенку и он требует её повторения не противьтесь его просьбам.
Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желания ребенка, вашей фантазии и вашего педагогического чутья.
Если во время игры ребенок заговорил штамповыми фразами, улыбнитесь, повторите её за ним. Это вызовет больше доверия к вам.
Если ребенок стал неадекватно вести себя во время игры, переключите его на стереотипную игру.