Просмотр содержимого документа
«Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования»
Модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования
Оборина Ольга Геннадьевна, директор МАОУ «СОШ №131» г.Перми
Программа коррекционной работыосновного общего образования
Должна обеспечивать:
создание в ОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса
дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в ОУ
Программа коррекционной работыосновного общего образования
Задачи программы:
выявление и удовлетворение особых образовательных потребносте й обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования
определение особенностейорганизации образовательного процесса и условий интеграци и для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности
осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей
Программа коррекционной работыосновного общего образования
Цели программы:
оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям
осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования
Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе
Программа коррекционной работыосновного общего образования
Задачи программы:
разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора ОУ
обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительнымобразовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг
формирование зрелых личностныхустановок, способствующих оптимальнойадаптации в условиях реальной жизненной ситуации
Направления программы коррекционной работы основного общего образования
Механизмы реализации программыкоррекционной работы
Внутришкольный механизм реализации программыкоррекционной работы
-это система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса:
психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей
коррекционно-развивающая работа
мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального (основного) общего образования
корректировка коррекционных мероприятий
Система комплексногопсихолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях образовательного процесса
Система комплексногопсихолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях образовательного процесса
Цели
обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ
достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального (основного) общего образования образовательного учреждения:
личностных
метапредметных
предметных
оказание помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы начального (основного) общего образования
Система комплексногопсихолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях образовательного процесса
Задачи на уровне системы управления ОУ
выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные недостатками в их физическом и (или) психическом развитии
описать специальные условия обучения и воспитания детей с ОВЗ в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности
определить особенности организации образовательного процесса для детей с ОВЗ
разработать и реализовать индивидуальные учебные планы, организовать индивидуальные и (или) групповые занятия
обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг
оказывать консультативную и методическую помощь родителям детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
механизмы реализации программы коррекционной работы:
внутришкольный
(взаимодействие педагогов и специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе)
внешний(социальное партнёрство, профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами)
Система комплексногопсихолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях образовательного процесса
Задачи на уровне педагога
осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей
использовать специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
разработать индивидуальные учебные планы, индивидуальные образовательные программы
Механизмы реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий в рамках:
индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов
индивидуальных образовательных программ
индивидуальных учебных планов
индивидуального компонента рабочих программ по учебным предметам и курсам
коррекционно-развивающих программ внеурочной деятельности
программ дополнительного образования
индивидуальное и групповое консультирование
Система комплексногопсихолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях образовательного процесса
Задачи на уровне обучающегося с ОВЗ
обеспечить освоение детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального (основного) общего образования
освоение основной образовательной программы начального (основного) общего образования
обеспечить интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении
интеграция в образовательное пространство учреждения
Обеспечить их профессиональное самоопределение
социализация в социуме в образовательном учреждении и за его пределами
Система комплексногопсихолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях образовательного процесса
Планируемые результаты
Цели:
обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ
оказание помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы начального (основного) общего образования
Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения:
личностных,
метапредметных,
предметных
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования
Требования ФГОС общего образования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся
формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса
обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса
Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования
Уровни психолого-педагогического сопровождения
Индивидуальное
Групповое
На уровне класса
На уровне ОУ
Основные формы сопровождения
Диагностика
Экспертиза
Консультирование
Профилактика
Просвещение
Развивающая работа
Коррекционная работа
Основные направления психолого-педагогического сопровождения
Сохранение и укрепление психологического здоровья
Мониторинг возможностей и способностей обучающихся
Обеспечение социализации в социуме в ОУ и за ее пределами
Д ифференциация и индивид у ализация обучения и воспитания
Информационно-просветительская и
консультативная
деятельность
Выявление, диагностика и поддержка детей с особыми образовательными способностями