Просмотр содержимого документа
«Механизмы Дизонтогенеза. Работы Аршавского и Теплова»
Механизмы дизонтогенеза. Работы И.А.Аршавского, Б.М.Теплова
Работу выполнила студентка
колледжа ЮУрГГПУ
группы ОФ:318/165-3-1
Гулынина Варвара
Весьма часто появление вторичных или системных
нарушений рассматривается как почти автоматический
процесс. В действительности вторичные отклонения
не появляются и не исчезают сами по себе. Их появление
и формирование связано с работой многочисленных сложных
механизмов.
Общаясь с ребенком, взрослый передает ему
культурно-исторический опыт человечества,
усвоение которого и составляет сущность процесса
формирования человеческого сознания.
Взрослый раскрывает ребенку способы действия с теми или иными предметами(ложка, вилка, карандаш), т.к. открыть эти способы самостоятельно ребенок не может. Овладевая способами действия с предметами и, тем самым, входя в мир человеческой культуры, ребенок обретает и человеческое сознание.
любое первичное нарушение в разной степении с разных сторон затрудняет процесс передачии усвоения культурного опыта .
замедляет процесс психического развития,формируя различные системные отклонения.
Фазы становления высших психических функций
Интерпсихическая фаза — характерно то, что сама функция существует не самостоятельно и всецело не принадлежит ребенку, а в разделенном виде. Какая-то часть функции реализуется взрослым, а какая-то — ребенком.
Интрапсихическая фаза — только пройдя предыдущую фазу, психическая функция становится внутренней принадлежностью ребенка.
Коммуникативный механизм формирования системных отклонений
Любое первичное нарушение способно серьезно осложнить процесс
общения ребенка со взрослым, тем самым замедляя темпы
формирования. В детском возрасте элементарные психические функции
чаще подвергаются повреждению, а высшие — недоразвитию.
Депривационный механизм
Нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и пр. Можно рассматривать как первичныеклинические формы депривации, сами по себе замедляющие процесс возрастного развития .
Для многих детей с отклонениями в развитии характерными являются ситуации социальной и эмоциональной депривации , типичные для образа их жизни, особенно в дошкольном детстве .
Деятельностный механизм
Психика выступает в роли внутреннегорегулятора внешней предметной деятельности . Именно поэтому нарушение процесса ее развития как первичное явление обязательнопрактически при всех формах дизонтогенезасказывается на развитии моторной сферы, предметных действий и разных форм деятельности .
Но тут же срабатывает и обратная связь. Сама психика , регулируя внешнюю предметную деятельность изнутри, выступая в качестве ее внутреннего плана, в то же время только в этой предметнойдеятельности и формируется .
Речевой механизм
Характеризируя основные свойства высших
психических функций,Л. С. Выготский указывал на:
прижизненность развития,
осознанность,
произвольность,
опосредствованный характер строения .
Аршавский Илья Аркадьевич
Российский физиолог.
Внес вклад в педиатрию (раннее вскармливание грудью матери, критерии оценки физиологической зрелости новорожденных, оригинальная система закаливания и др.).
Доктор медицинских наук, профессор И. А. Аршавский долгое время был заведующий лабораторией возрастной физиологии и патологии Научно-исследовательского института общей патологии и патофизиологии Академии медицинских наук СССР.
Работа И.А.Аршавского
Работы профессора И. А. Аршавского посвящены важнейшей теме — немедикаментозным средствам оздоровления детей самых ранних возрастных периодов. Существенная ценность этих рекомендаций еще и в том, что читатель получает их «из первых рук»: они основаны на данных многолетних исследований руководимой И. А. Аршавским лаборатории.
Борис Михайлович Теплов
Советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии.
Заслуженный деятель науки РСФСР (1957), профессор, доктор педагогических наук (по психологии).
С 1929 сотрудник Института психологии в Москве, научный руководитель лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий», созданной в 1952. Главный редактор журнала «Вопросы психологии»
Работы Б.М. Теплова
Выдвинул программу изучения физиологических основ индивидуально-психологических различий человека;
Б.М. Теплов и его ученики изучали свойства нервной системы;
Создавали приемы их объективной экспериментальной диагностики, исследовали психологические проявления этих свойств и формирование на их основе индивидуального стиля деятельности.
Особую роль сыграл в разработке проблемы способностей, рассмотрев в ставших классическими трудах "Психология музыкальных способностей" и "Ум полководца" проблему природных задатков и формирования способностей в конкретных типах деятельности
Ряд трудов Т. посвящен теоретико-методологическим вопросам (в частности, проблеме объективного метода) и истории психологии.