Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Фонетическая ритмика - один из приёмов обучения глухих детей произношению" "»
Фонетическая ритмика
Фонетическая ритмика – это приём вызывания звуков с помощью движений тела.
В 1989 Г. ДЕФЕКТОЛОГИ ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА ВЛАСОВА И АНТОНИНА НИКОЛАЕВНА ПФАФЕНРОДТ РАЗРАБОТАЛИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕРИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ.
Все движения фонетической ритмики, используются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков : в работе над звуками и их сочетаниями, ритмом и темпом, речевым дыханием и слитностью, голосом и интонацией.
Занятия проходят с использованием ЗУА.
Движения фонетической ритмики выполняются в основном стоя, они предварительно не выучиваются. Поэтому они повторяются синхронно с учителем несколько раз (от 2 до 5 раз). После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно произносятся после того, как прекратилось движение.
Конечная цель занятий по фонетической ритмике – это фонетически правильно оформленная речь без движений.
Фонетическая ритмика используется не только при работе с детьми с нарушением слуха, но и с детьми с общим нарушением речи (алалия, афазия, дизартрия, дизлалия и т.д.)
Фонетическая ритмика формирует лучшее произношение и играет существенную роль как в коррекции речи детей (с нарушением слуха), так и в развитии у них естественности движений.
Фонетическую ритмику мы используем в работе над звуками и их сочетаниями, ритмом и темпом, речевым дыханием и слитностью, голосом и интонацией.
СХЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ НА РЕЧЬ
Фонетическая ритмика вызывает и автоматизирует звуки.
Вызванные звуки закрепляются на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз.
Отрабатываются слова и фразы, их звуковой состав. Слова, словосочетания, фразы, тексты подбираются с учетом состояния слуха, уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков детей.
Гласные звуки
А, О, У, Э, И, Ы
Йотированные гласные
Я, Е, Ё, Ю
Согласные звуки(смычные, глухие и звонкие)
Па, Та, Ба, Да, Ка, Га
(Щелевые, глухие и звонкие)
С, З, Ш, Ж, Ф, В, Ха
(Аффрикаты)
Ц, Ч
Сонорные
М, Н, Л(ла-ла-ла), Р
Ш__
Ш а пка , ш у ба
К а ша , М а ша
К о шка, каранд а ш
К о шка спит.
М а ша ест к а шу.
Ш_а, аш_а, аш
Ш_о, ош_о, ош
Ш_у, уш_у, уш
ПА ПО ПУ
ТА ТО ТУ ТИ
АП ПА
В ЗАКЛЮЧЕНИИ
Фонетическая ритмика формирует лучшее произношение и играет существенную роль как в коррекции речи детей с нарушением слуха, так и в развитии у них естественности движений.