Просмотр содержимого документа
«"Использование нестандартных форм обучения с детьми с ТМНР»
Использование нестандартных форм обучения при работе с детьми с ТМНР
Учитель – дефектолог
СКО школы – интернатаVIIIвида
Рябинина Наталья Борисовна
Вся жизнь ребенка — игра. И потому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют не только развитие речи у ребенка, но и общее развитие личности.
Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе дефектологического воздействия.
В дополнение к традиционным методам воздействия, все больше и больше используются нетрадиционные формы работы.
Нетрадиционные методы – это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
Камешки марблс
Применение камешков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета и различные задания с ними.
Камешки - интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей.
Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать речь, мелкую моторику, восприятие и логическое мышление.
Камешки Марблс — яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребности детей в эстетическом познании мира, способствующий умственному развитию и психоэмоциональному благополучию.
Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Их привлекает всё таинственное, а камни обладают какой - то неведомой энергетикой.
Камешки Марблс вызывают у обучающихся чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать, играть с ними. В силу позитивных эмоций, сопровождающих действия с камешками, значительно повышается работоспособность, снижается утомляемость, что благотворно сказывается на общем состоянии здоровья.
Игра в камешки Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений, внимание, наблюдательность.
Следует отметить, что применение игр с камешками Марблс нельзя рассматривать как самостоятельный метод коррекции. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, которое позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Камешки марблс
Окружающий мир
Формирование элементарных математических представлений
Чтение (обучение грамоте)
Изделия из фетра
Развивающие игры из фетра – это творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности учителя - дефектолога, родителей и обучающегося.
Развивающие книжки, игры, планшеты из фетра – это современная эффективная игровая технология обучения, отличный помощник в работе учителя-дефектолога. Материал, из которого изготавливаются такие пособия, намного практичнее, а использование швейной фурнитуры способствует развитию мелкой моторики у обучающихся, развитию тактильных ощущений, помогает выучить цвета, форму, виды застежек.
Предлагаемые детям задания помогают расширить представления ребенка об окружающем мире, тренируют его внимание и память, улучшают координацию движений, учат ребёнка мыслить.
«Весёлая сороконожка»
«Капельки и тучки»(цвет, моторика, счёт, право – лево, верх – низ)
«Цветик – шестицветик»(цвет, форма, моторика, умение работать по заданию, по показу)
«Найди скорлупку для цыплёнка»(цвет, моторика, внимание, счёт)
«Собираем пирамидку»
«Найди пару» (цвет, внимание, моторика)
«Времена года»
«Помоги птичке найти свой домик»(весна, цвет, право – лево, верх – низ, счёт)
Упражнения на дыхание(природные явления, длинный – короткий)