Просмотр содержимого документа
«Интегрированное обучение детей с ДЦП в домашних условиях»
Иванова Анна Ильинична
1990г. - окончила Вилюйское педагогическое училище им. Н.Г.Чернышевского.
2003г. – окончила Педагогический Институт ЯГУ – методика начального образования.
1990-1991г. – воспитатель детского сада с.Кептин Горного улуса
1991-1992 – организатор детского движения Маганинской СОШ
1992-1993- учитель начальных классов Маганинской СОШ
1993-1997 – директор школы-сада Улуу-Сысы с.Магарасс Горного улуса
1997-2001 – учитель начальных классов Маганинской СОШ
2003-2010- заместитель директора по ВР Маганинской СОШ
2010-2015 –учитель на дому обучения и социальный педагог
Авторский семинар учителя на дому
Ивановой Анна Ильиничны
МБОУ «Маганинская средняя общеобразовательная школа
им. С.И.Тимофеева-Кустуктаанап»
Тема: Интегрированное обучение детей с ДЦП в домашних условиях
Цель: коррекция и развитие основных психических функций, развитие двигательной и сенсорной сферы, формирование адекватного поведения, сообщение элементарных знаний, поддержание интереса к учению, но и формирование самостоятельной личности, способной социально адаптироваться в современном социуме.
Задачи:
· знакомство детей с различными видами эмоций;
· коррекция недостатков восприятия и дифференциации эмоций детей с ДЦП, выявленных на этапе первичной диагностики;
· развитие у детей восприятия и дифференциации эмоций своих и другого человека;
· обеспечение проживания детьми определенного эмоционального состояния, помощь в распознавании и словесном обозначении эмоции для создания своего собственного «эмоционального фонда», с помощью которого дети смогут ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах окружающих их людей, что способствует социальной адаптации детей с ДЦП.
Детский Церебральный Паралич – это широкое понятие, которое охватывает несколько различных симптомокомплексов, имеющих схожие проявления и причины возникновения:
• развиваются в перинатальном периоде (буквальный перевод: «около родов», то есть нарушения возникают до, во время или после родов);
• связаны с органическим повреждением структур головного и/или спинного мозга;
• чаще всего характеризуются нарушениями произвольной мышечной и двигательной активности, но также могут страдать координация движений, зрение, слух, речь и психика;
• являются хроническими и не прогрессирующими;
• не передаются по наследству, не являются заразными;
• поддаются реабилитации, которая позволяет значительно улучшить качество жизни больного человека и социализировать его в большей или меньшей степени.
Факторы риска и причины ДЦП
Основная причина ДЦП – гибель или порок развития какого-либо участка головного мозга, возникшие в раннем возрасте или до момента рождения. Всего выделяют более 100 факторов, которые могут привести к патологиям ЦНС у новорожденного, их объединяют в три большие группы, связанные с:
1. Течением беременности;
2. Моментом родов;
3. Периодом адаптации младенца к внешней среде в первые 4 недели жизни (в некоторых источниках этот период продляют до 2 лет).
По статистике, от 40 до 50% всех детей с ДЦП были рождены преждевременно. Недоношенные малыши особенно уязвимы, так как рождаются с недоразвитыми органами и системами, что повышает риск повреждения мозга от гипоксии (кислородное голодание).
Виды/типы ДЦП
В зависимости от зоны поражения головного мозга и характерных проявлений существует следующая классификация:
1 . Спастическая диплегия – наиболее распространенная форма, в общей статистике 40-80%. Наблюдается поражение отделов мозга, ответственных за двигательную активность конечностей, что приводит к полной или частичной парализации ног (в большей степени) и рук.
2 . Двойная гемиплегия выражается самыми тяжкими проявлениями. При этой форме поражены большие полушария мозга или тотально весь орган. Клинически наблюдается ригидность мышц конечностей, дети не могут держать голову, стоять, сидеть.
3. Гемипаретическая форма. Поражено одно из полушарий головного мозга с корковыми и подкорковыми структурами, отвечающими за двигательную активность. Страдает одна из сторон тела (гемипарез конечностей), перекрестная по отношению к больному полушарию.
4. Гиперкинетическая форма (до 25% больных). Поражены подкорковые структуры. Выражается в гиперкинезах – непроизвольных движениях, характерно усиление симптоматики при утомлении, волнении. Данная форма ДЦП в чистом виде встречается относительно редко, чаще в сочетании со спастической диплегией.
5 . Атонически-астатическая форма возникает при поражении мозжечка. Более всего страдает координация движений и чувство равновесия, наблюдается атония мышц.
Последствия ДЦП
Симптоматика при данном нарушении может быть очень различной: от едва заметной до полной инвалидизации. Зависит это от степени поражения ЦНС. Помимо вышеозначенных симптомов могут наблюдаться также следующие характерные признаки заболевания:
• патологический мышечный тонус;
• неконтролируемые движения;
• задержка психического развития;
• судороги;
• нарушения речи, слуха, зрения;
• трудности с глотанием;
• нарушения актов дефекации и мочеиспускания;
• эмоциональные проблемы.
Лечение Детского Церебрального Паралича
Лечение данной патологии является пожизненным многомерным процессом, направленным на поддержание и восстановление функций, которые были нарушены в результате болезни. Да и вообще понятие именно «лечение» здесь не является самым подходящим, так как заболевание не поддается полному излечению, прогноз полностью зависит от формы. Инвалиды ДЦП во многих случаях способны к нормальной жизни в социуме.
В детском возрасте, особенно до 8 лет, родителям нужно приложить максимум усилий, чтобы реабилитировать ребенка. Чем раньше будет начато лечение и реабилитация ДЦП, тем успешнее будет этот процесс.
Лечение, которое должно проводиться при ДЦП:
• Массаж
• Физиотерапия
• ЛФК
• Бобат-терапия
• Метод Войта
• Применение вспомогательных устройств (вертикализатор, ортезы и т.д.)
• Занятия с логопедом и психологом.
При необходимости также проводится медикаментозное и хирургическое лечение.
Распространенность ДЦП
На сегодняшний момент ДЦП занимает ведущее место в структуре хронических болезней детского возраста. По мировой статистике число больных этим заболеванием детей составляет 1,7-7 на 1000 здоровых, в России эти цифра колеблется в пределах 2,5-5,9. В некоторых странах этот показатель существенно выше, например, по данным Франции на 1966 год он составлял 8 человек. Увеличение числа больных связывают не только с ухудшением экологии, но также с прогрессом в перинатальной и неонатальной медицине. Сегодня успешно выхаживают младенцев, рожденных недоношенными, в том числе с весом в 500 грамм, как известно, именно недоношенность является одним из основных факторов риска по ДЦП.
Интегрированное обучение
Образовательная практика начала поиск новых подходов к организации коррекционного образовательного процесса . Один из них - интегрированное обучение детей с разными образовательными возможностями и потребностями в условиях домашнего обучения.
Интегрированное обучение предполагает овладение ребенком с ОВЗ общеобразовательным стандартом, эффективно осуществляя интеграцию детей с особенностями в развитии только выбирая полезную для каждого ребенка «долю» интеграции, т.е. одну из моделей:
- частичная интеграция, при которой дети, не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать общеобразовательным стандартом, обучаются на дому.
Общие рекомендации педагогам по организации обучении всех категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья
1.Беседа с родителями ребенка. Необходимо получить как можно более полную информацию о ребенке (особенности характера, поведения, привычки и т.п.).
2.Консультация специалистов: врача-специалиста, у которого наблюдается ребенок (правильная организация учебного процесса, обеспечивающая охрану здоровья ребенка); учителя-дефектолога (методические рекомендации); психолога; логопеда.
3. Планирование совместной работы специалистов (учитель, психолог, логопед): составление индивидуального плана сопровождения.
4. Знакомство с программой специального (коррекционного) учреждения, рекомендованной ребенку психолого-медико-педагогической комиссией.
5. Подготовка детей и родителей к обучению ребенка.
Виды занятий:
Кондуктивная терапия
Иппотерапия
Арт терапия
Шишка терапия
Музыкальная терапия
Песочная терапия
Сенсорная терапия
Каменная терапия
Кукольная терапия
Танцевальная терапия .
Кондуктивная терапия
Целостный и индивидуальный подход к ребенку, развитие его способностей, формирование личностных качеств и социальных навыков – основные цели кондуктивной педагогики. Кондуктивная педагогика считает, что любой ребенок с ограниченными двигательными навыками способен развиваться и выискивает возможности, заложенные в самом человеке. После занятий у ребенка улучшается речь, внимание, физическое развитие, координация движений. Он способен пользоваться столовыми приборами и приобретает другие навыки самообслуживания. Но самое главное – ребенок приобретает уверенность в своих возможностях . Применение кондуктивной терапии необходимо при различных видах задержки умственного развития, болезни Дауна, последствиях травматических повреждений центральной и периферической нервной системы, многих иных инвалидизирующих заболеваниях..
Иппотерапия
Иппотерапия комплексно воздействует на организм человека через психогенный и биомеханический факторы, оказывая положительное влияние на физическое и психическое здоровье.
Иппотерапия может рассматриваться как современная технология реабилитации больных с множественными нарушениями функций. Она оказывается весьма эффективной при применении в процессе реабилитации больных с тяжелыми формами детского церебрального паралича (ДЦП).
Иппотерапия способна подарить ребенку с ДЦП радость творчества также благодаря развивающим играм с мячами и другими предметами, выполняемым во время езды на лошади.
Пытаясь удержать равновесие, он лучше осознает движение, учится координировать усилия корпуса, рук и ног. Мышцы, которые в обычной жизни не могли получить адекватной нагрузки, начинают работать. Происходит не только коррекция позы, но и двигательной активности;. Иппотерапия – конная реабилитация, а еще проще – лечение с помощью лошади.
Арт терапия
Арт-терапия – это лечение с помощью привлечения ребенка к искусствам. При этом ребенок учится общаться с окружающим миром на уровне экосистемы, используя изобразительные, двигательные и звуковые средства. Применение арт-терапии повышает познавательную активность детей, содействует сенсорному и двигательному развитию, концентрирует внимание. Проведения коррекции и арт-терапии стимулируют познавательную активность ребенка, арт-терапия позволяет перевести переживания ребёнка из внутреннего мира во внешние проявления через результат творчества. Позволяет переживать новые позитивные эмоции, проявлять творческие способности, удовлетворять потребность в творчестве. Арт-терапия наилучшим образом помогает переживать ребенку психотравмирующие обстоятельства. Она задействует невербальные каналы общения, влияет непосредственно на эмоции и чувства человека.
Игровая терапия
Игра – это наиболее естественная деятельность для ребенка разного возраста. В игре ребенок знакомится с окружающим миром, осваивает новые умения. Игра требует от ребенка хорошего функционирования сразу нескольких разных процессов: произвольного внимания, ориентировки в созданном им пространстве, серийной организации процесса, моторной и зрительно-моторной координации, способности совершать сложные действия двумя руками и др. В процессе совместной игры педагог может решать различные развивающие задачи, не давая ребенку заданий, а предлагая ему ввести в игру новый элемент, особым образом организует поле деятельности, обращает внимание ребенка на те или иные характеристики игрушек и окружающего пространства
Музыкальная терапия
Она подразделяется обычно на активную (когда ребенок сам играет) и пассивную (когда просто слушает музыку). Пассивная больше подходит как сопровождение другим видам терапии, например рисованию, танцам, сказкотерапии и пр. А сейчас поговорим о некоторых аспектах активной музыкотерапии.
Для этого нам понадобятся музыкальные инструменты. Это не обязательно должны быть какие-то настоящие инструменты. Ударные можно сделать из чего угодно. Также можно добавить «сыпучих» (в банки или бутылки насыпать крупу), любые игрушки издающие звук тоже подойдут.
Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку, но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.. Музыка гармонизирует клетки и нейроны мозга и настраивает на положительный лад и само исцеление организма. Музыкотерапия эффективна при ДЦП, органического поражения головного мозга, ограничения по зрению, слуху, ЗПР, гиперактивность.
Песочная терапия
Песочная терапия – один из методов психотерапии, это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. Игры с песком – это увлекательный процесс экспериментирования, созидания, творчества. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это – мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему все близко и понятно. Песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с ограниченными возможностями здоровья, а это – залог их развития и саморазвития. Посредством игр с песком ребенок познает окружающий мир, свойства предметов.. Это особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Песочная терапия используется при всех нарушениях, противопоказаний у этой терапии нет, кроме аллергии на песок и кожных заболеваний.
Шишка терапия
Обычные кедровые шишки. Ребенок, который раньше не мог растиснуть кулак, осторожно берет шишку и начинает крутить ее в руках! То есть ее мышцы удивительным образом расслабляются и не дают пальцам сжиматься. Кстати, когда ребенок отломает от шишки несколько чешуи, здесь на нее никто не кричит. Напротив, для родителей это еще один повод радоваться: ребенок овладел дежурным шагом в познании окружающего мира. Здесь детей учат простому - воспринимать окружающий мир и впервые начинают говорить.
Сенсорная терапия
Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Целью терапии является помочь ребенку развить адекватные реакции на раздражители через активные, осмысленные занятия, игры, что поможет ему более функционально организовывать свое поведение. Со временем адекватные реакции выходят за пределы занятий в центре в повседневную жизнь ребенка дома, в школе и т.д. Терапия является эффективным вмешательством, помогающим ребенку систематизировать и трактовать сенсорную информацию, которую он получает каждый. Со стороны это может выглядеть как нарушение двигательной сферы, часто таким детям ставят диагноз «детский церебральный паралич» и т.п..
Танцевальная терапия
Через тело можно также работать с психикой. Тело является как бы экраном, на котором отображаются все наши эмоциональные переживания, страхи, недовольства. Они фиксируются в виде соответствующих мышечных напряжениях, зажимах. Воздействуя на тело, можно влиять на эмоциональное состояние. Поэтому так важно, чтобы тело имело возможность на «самовыражение». Вы можете устраивать танцы на разные состояния: танец злости, танец печали, танец радости. И пусть это будут самые необычные танцы.. Главное – позволить своему телу делать под музыку те движения, которые хочется.
Каменная терапия – стоун терапия
Как отдельное направление нетрадиционной медицины стоун-терапия появилась около 20 лет назад в США. Ученые неоднократно проводили исследования по лечению камнями и его влиянию на организм, и в итоге стоун-терапия приобрела большую популярность и начала активно практиковаться в стенах оздоровительных центров.
В чем смысл процедуры? Лечение камнями включает в себя элементы рефлексотерапии, термотерапии и биоэнергетического массажа. Горячие или холодные камни раскладываются в особом порядке по активным точкам на теле человека. От температуры «лечебного материала» зависит конечный эффект процедуры: так, горячие камни расширяют сосуды, расслабляют мышцы, ускоряют обменные процессы; холодные – сужают сосуды и капилляры, устраняют венозный застой
В результате в организме происходит ряд положительных изменений: улучшается обмен веществ, регулируется работа вегетативной нервной системы, активируются эндокринная и иммунная системы.
Глубокое расслабление, которое дарит стоун-терапия, помогает справиться с психическими и физическими перегрузками, стрессами, депрессией , хронической усталостью, а также способствует общему оздоровлению организма и повышению жизненного тонуса.
Расслабляющий массаж нагретыми камнями – отличное профилактическое средство в период межсезонья при начальных признака х вирусных и простудных заболеваний
Кукольная терапия
Коррекционные занятия методом куклотерапии проводятся для детей, имеющих проблемы поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.).
Куклотерапия рассматривается как способ коррекции детских проблем посредством кукольного театра. Этот метод, используется как основной прием психокоррекционного воздействия на куклу, как на промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.
Понятным для ребенка должно быть и пространство. Во-первых, важно, чтобы пространство было, т.е. в каждом месте занимаются определенным делом (на кухне готовят и едят, в ванной моются и играют с водой и т.д.). Даже в небольшой квартире можно устроить ребенку уголок, где он может играть, место для занятий и т.д. Во-вторых, вещи, с которыми он имеет дело, как правило, занимают определенное, постоянное, место, чтобы ребенок всегда мог найти свои игрушки в одной и той же коробке, одежду – на своей полке и т.д. Тогда позднее он сможет сам убрать их на место – появится возможность давать ему поручения, а потом закрепить за ребенком и какую-нибудь обязанность (убирать свои игрушки, накрывать на стол и др.).
Одним из важных принципов организации жизни является активность ребенка. И дома, и на занятиях ему предлагаются такие виды деятельности, которые он может выполнить сам или с помощью взрослого. Эта деятельность нравится ребенку, он видит ее результат и стремится снова и снова его достичь, почувствовать свои возможности. Все успехи ребенка обязательно поощряются.
Результаты занятий по разным видам терапии:
–освоение пространства помещения;
–освоение ребенком собственного тела;
–выполнение ребенком ряда последовательных движений;
–развитие зрительно-моторной координации;
–формирование взаимодействия рук, ног, координации движений;
–развитие слухового внимания, умения действовать по инструкции;
–развитие способности удержать и выполнить одну или несколько инструкций.
–развитие чувствительности рук;
–развитие тонкой моторики;
–формирование графических навыков;
–стимуляция собственной речи ребенка;
–помощь родителям в выстраивании эффективного взаимодействия с ребенком, обучение родителей методам занятий с ребенком дома;
–поиск, определение, поддержание и развитие уже существующего эффективного взаимодействия с ребенком в семье.