Просмотр содержимого документа
««Игровые технологии как средство стимулирования развития речемыслительной и самостоятельной деятельности обучающихся с ОВЗ»»
ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат города Кольчугино»
«Игровые технологии как средство стимулирования развития речемыслительной и самостоятельной деятельности обучающихся с ОВЗ»
Ежова Т.И., учитель
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.
Цели и задачи игровых технологий
Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
Виды игрпо целевой ориентации
Дидактические (расширение кругозора, развитие общеучебных умений, развитие трудовых навыков);
Наличие прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры.
Функции игры
развлекательная;
коммуникативная;
самореализации;
игротерапевтическая;
диагностическая;
коррекционная;
социализация
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
1. способом обучения; 2. деятельностью для реализации творчества; 3. методом терапии; 4. первым шагом социализации ребёнка в обществе.
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ
Учет структуры дефекта;
Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
Соответствие коррекционной цели занятия;
Учет принципа смены видов деятельности;
Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Дидактические игры позволяют
проводить уроки в нетрадиционной форме;
развивать коммуникативные навыки учащихся;
обеспечивать свободный обмен мнениями;
организовывать процесс обучения в форме состязания;
облегчать решение учебной задачи;
вовлекать всех учащихся в учебный процесс;
практически закреплять полученные знания.
1. Дидактические игры
Дидактическая игра «Найди пару» Цель игры: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку по смыслу к каждому предмету.
«Подбери по цвету»Цель игры: развивать сенсорное восприятие детей раннего возраста Задачи: 1. Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий); 2. Развивать мелкую моторику пальцев рук через действия с предметами на липучках; 3. Учить группировать предметы по определённому признаку (цвету).
«Времена года» Цель: учить называть времена года по признакам. Находить соответствующие картинки. Развивать зрительную память, внимание.
«Повтори по образцу картинку»Цель: учить детей называть геометрическую форму и цвет, учить выкладывать изображение по образцу ; Развивать мелкую моторику пальцев рук, память, внимание и речь. Воспитывать усидчивость и желание творить.
«Больше, меньше или равно» Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10. Задача: формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (больше, меньше, равно).
2. Воспитывающие игры
Игры по ЗОЖ Цель: приобщить детей к здоровому образу жизни. Формировать понимание необходимости заботиться о своём здоровье.
Игры по ОБЖ Цель: формировать у детей знание о правилах безопасного поведения
3. Социализирующие игры
Игра «Костёр»
Цель: формирование внимание и произвольной регуляции собственной регуляции.
Ход игры: Представьте, что это костёр. Дети встают по кругу, в середине обозначение костра, можно символ. Дети выполняют инструкцию ведущего.
По команде «руки замёрзли» - протянули руки к костру;
По команде «ой, какой большой костёр» – машем руками;
По команде «искры полетели» - хлопаем в ладоши;
По команде «жарко» – отодвигаемся от костра;
По команде «костёр принёс нам дружбу и
веселье» – дети берутся за руки и ходят
вокруг костра.
4. Развивающие игры
Пальчиковые тренажёрыЦель: развитие основ речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений, игрушек для звукоподражания, закрепления, и введения звуков в речь, также развития связной речи как на логопедических занятиях, так и в повседневной жизни.