Рабочая учебная программа по сказкотерапии для 3б класса (для детей с тяжелой умственной отсталостью).
Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.
Эмоции «особых детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых детей». Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно - отсталые дети характеризуются как «дети с тяжелой умственной отсталостью», дети с «особыми нуждами», дети с «ограниченными возможностями здоровья», «особые» дети.
Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.
Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.
Продолжительность занятий составляет 40 минут.
После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать свои достижения.
Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно – печатные и подвижные игры. Рисование сказки. Проигрывание.
1.Знакомство с персонажами сказки.
2.Знакомство с главным героем сказки.
3.Первичное рассказывание сказки.
4.Вторичное рассказывание сказки.
5.Анализ сказки.
6.Стимулирование «подсказок» детьми. Повторное рассказывание сказки педагогом.
7.Совместное рассказывание сказки педагогом и ребенком.
Выполнение детьми диагностических заданий.
№ | Тема | Содержание | Дата |
1 | Знакомство с персонажами сказки «Три медведя» (Закрепление. Первичное рассказывание сказки.) | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек. Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции . | |
2 | Вторичное рассказывание сказки «Три медведя» Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
3 | Повторное рассказывание сказки «Три медведя» Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок. | Стимулирование детских “подсказок” Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Три медведя». | |
4 | Проведение игры – импровизации с детьми по сказке «Три медведя» | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию | |
5 | Закрепление содержания сказки «Три медведя» | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. | |
6 | Сказка «Три медведя». | Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
7 | Знакомство с персонажами сказки «Крошечка - Хаврошечка». (Закрепление. Первичное рассказывание сказки.) | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции . | |
8 | Вторичное рассказывание сказки «Крошечка - Хаврошечка». Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
9 | Повторное рассказывание сказки. Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок. | Стимулирование детских “подсказок” Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Крошечка - Хаврошечка». | |
10 | Проведение игры – импровизации с детьми по сказке «Крошечка - Хаврошечка». | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию | |
11 | Закрепление содержания сказки «Крошечка - Хаврошечка». | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. | |
12 | Сказка «Крошечка - Хаврошечка». | Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
13 | Знакомство с персонажами сказки «Зимовье». (Закрепление. Первичное рассказывание сказки.) | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции . | |
14 | Вторичное рассказывание сказки «Зимовье». Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
15 | Повторное рассказывание сказки «Зимовье». Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок. | Стимулирование детских “подсказок” Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Зимовье». | |
16 | Проведение игры – импровизации с детьми «Зимовье». | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию | |
17 | Закрепление содержания сказки«Зимовье».. | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. | |
18 | Сказка «Зимовье». | Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
19 | Знакомство с персонажами сказки «Рукавичка». Закрепление. Первичное рассказывание сказки. | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек. Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции . | |
20 | Вторичное рассказывание сказки «Рукавичка». Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
21 | Повторное рассказывание сказки «Рукавичка». Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок. | Стимулирование детских “подсказок” Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Рукавичка». | |
22 | Проведение игры – импровизации с детьми «Рукавичка». | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию | |
23 | Закрепление содержания сказки «Рукавичка». | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. | |
24 | Сказка «Рукавичка». | Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
25 | Знакомство с персонажами сказки «Снегурушка и Лиса». (Закрепление. Первичное рассказывание сказки.) | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек. Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции . | |
26 | Вторичное рассказывание сказки «Снегурушка и Лиса». Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
27 | Повторное рассказывание сказки «Снегурушка и Лиса». Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок. | Стимулирование детских “подсказок” Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Снегурушка и Лиса». | |
28 | Проведение игры – импровизации с детьми «Снегурушка и Лиса». | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию | |
29 | Закрепление содержания сказки «Снегурушка и Лиса». | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. | |
30 | Сказка «Снегурушка и Лиса». | Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
31 | Знакомство с персонажами сказки «Смоляной бычок». (Закрепление. Первичное рассказывание сказки.) | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек. Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции . | |
32 | Вторичное рассказывание сказки «Смоляной бычок». Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
33 | Проведение игры – импровизации с детьми «Смоляной бычок». | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию | |
34 | Закрепление содержания сказки «Смоляной бычок». | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. | |
35 | Сказка «Смоляной бычок». | Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
36 | Знакомство с персонажами сказки «Мужик и медведь». (Закрепление. Первичное рассказывание сказки.) | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек. Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции . | |
37 | Вторичное рассказывание сказки «Мужик и медведь». Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
38 | Повторное рассказывание сказки «Мужик и медведь». Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок. | Стимулирование детских “подсказок” Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Мужик и медведь». | |
39 | Проведение игры – импровизации с детьми по сказке «Мужик и медведь». | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию | |
40 | Закрепление содержания сказки «Мужик и медведь». | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. | |
41 | Сказка «Мужик и медведь». | Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
42 | Знакомство с персонажами сказки «Волк и семеро козлят». Закрепление. Первичное рассказывание сказки. | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек. Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции. | |
43 | Вторичное рассказывание сказки «Волк и семеро козлят». Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
44 | Повторное рассказывание сказки «Волк и семеро козлят». Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок. | Стимулирование детских “подсказок” Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Волк и семеро козлят». | |
45 | Проведение игры – импровизации с детьми по сказке «Волк и семеро козлят». | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию | |
46 | Закрепление содержания сказки «Волк и семеро козлят». | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. | |
47 | Сказка «Волк и семеро козлят». | Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
48 | Знакомство с персонажами сказки «Коза-дереза». (Закрепление. Первичное рассказывание сказки.) | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек. Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции. | |
49 | Вторичное рассказывание сказки «Коза-дереза». Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
50 | Повторное рассказывание сказки «Коза-дереза». Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок. | Стимулирование детских “подсказок” Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Коза-дереза». | |
51 | Проведение игры – импровизации с детьми по «Коза-дереза». | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию | |
52 | Закрепление содержания сказке «Коза-дереза». | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. | |
53 | Сказка «Коза-дереза». | Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
54 | Знакомство с персонажами сказки «Никита Кожемяка». (Закрепление. Первичное рассказывание сказки.) | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек. Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции. | |
55 | Вторичное рассказывание сказки «Никита Кожемяка». Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
56 | Проведение игры – импровизации с детьми «Никита Кожемяка». | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию. | |
57 | Закрепление содержания сказки «Никита Кожемяка». | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. | |
58 | Сказка «Никита Кожемяка». | Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
59 | Знакомство с персонажами сказки «Мальчик с пальчик». (Закрепление. Первичное рассказывание сказки.) | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек. Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции. | |
60 | Вторичное рассказывание сказки. Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
61 | Проведение игры – импровизации с учениками. | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию | |
62 | Закрепление содержания сказки. | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. | |
63 | Сказка «Мальчик с пальчик». | Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
64 | Знакомство с персонажами сказки «Каша из топора» (Закрепление. Первичное рассказывание сказки.) | Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения. Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек. Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции. | |
65 | Вторичное рассказывание сказки. Анализ сказки. | Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки. | |
66 | Проведение игры – импровизации с детьми. | Игра “Угадай, о ком я рассказала”. Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию | |
67 | Закрепление содержания сказки. Сказка «Мальчик с пальчик». | Игра “Веселый – грустный” Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей. Игра “Расскажем сказку вместе” Цель: формировать навыки речевого общения. Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр. | |
68 | Итоговое занятие | Выставка рисунков по прочитанным сказкам. | |