kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая учебная программа по сказкотерапии для 3 класса (детей с тяжелой умственной отсталостью).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная прграмма по сказкотерапии, для детей с тяжелой умственной отсталостью. Сказка учит детей  переживать, сочувствовать, радоваться, огорчаться. Побуждает  детей к общению и речевому контату.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по сказкотерапии для 3 класса (детей с тяжелой умственной отсталостью).»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №4»







Рабочая учебная программа

по сказкотерапии

для 3б класса

(68 часов, 2 часа в неделю)
































2017-2018уч\г


















Рабочая учебная программа

по сказкотерапии

для 3б класса

(68 часов, 2 часа в неделю)









Составитель: Недзельская

Евгения Анатольевна












Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол № ____

От «__»____ 201___г



Пояснительная записка

      Рабочая учебная программа по сказкотерапии для 3б класса (для детей с тяжелой умственной отсталостью).

Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.   



Дети с «ограниченными возможностями здоровья» - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции «особых детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых детей». Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно - отсталые дети характеризуются как «дети с тяжелой умственной отсталостью», дети с «особыми нуждами», дети с «ограниченными возможностями здоровья», «особые» дети.

Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказкотерапия – один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с «особыми» нуждами к жизни и труду.

Цель: Развитие эмоциональной сферы у детей с «ограниченными возможностями здоровья».

Задачи:

  • Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

  • Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

  • Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.

  • Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.

  • Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы

  • Формировать навыки речевого общения.




Организация занятий



Продолжительность занятий составляет 40 минут.

После завершения программы можно поставить с детьми сказку. В ходе подготовки к спектаклю дети могут использовать полученные знания и умения, продемонстрировать свои достижения.

Для реализации поставленных задач применялись следующие методические приемы:

Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами. Словесные, настольно – печатные и подвижные игры. Рисование сказки. Проигрывание.



Основные этапы работы над сказкой



1.Знакомство с персонажами сказки.

2.Знакомство с главным героем сказки.

3.Первичное рассказывание сказки.

4.Вторичное рассказывание сказки.

5.Анализ сказки.

6.Стимулирование «подсказок» детьми. Повторное рассказывание сказки педагогом.

7.Совместное рассказывание сказки педагогом и ребенком.

8.Проведение игр



Критерии эффективности программы



Выполнение детьми диагностических заданий.

Программа «Сказкотерапия» кроме пояснительной записки, содержит тематический план, краткое изложение содержания занятия, список литератур.





Календарно-тематическое планирование

Тема

Содержание

Дата

1

Знакомство

с персонажами сказки «Три медведя»

(Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.)

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции .


2

Вторичное рассказывание сказки «Три медведя»

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


3

Повторное рассказывание сказки «Три медведя»

Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок.

Стимулирование детских “подсказок”

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Три медведя».


4

Проведение игры – импровизации с детьми по сказке «Три медведя»

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию


5

Закрепление содержания сказки «Три медведя»

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.


6

Сказка «Три медведя».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


7

Знакомство

с персонажами сказки «Крошечка - Хаврошечка».

(Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.)

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции .


8

Вторичное рассказывание сказки «Крошечка - Хаврошечка».

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


9

Повторное рассказывание сказки.

Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок.

Стимулирование детских “подсказок”

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Крошечка - Хаврошечка».


10

Проведение игры – импровизации с детьми по сказке «Крошечка - Хаврошечка».

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию


11

Закрепление содержания сказки «Крошечка - Хаврошечка».

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.


12

Сказка «Крошечка - Хаврошечка».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


13

Знакомство

с персонажами сказки «Зимовье».

(Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.)

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции .


14

Вторичное рассказывание сказки «Зимовье».

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


15

Повторное рассказывание сказки «Зимовье».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок.

Стимулирование детских “подсказок”

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Зимовье».


16

Проведение игры – импровизации с детьми «Зимовье».

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию


17

Закрепление содержания сказки«Зимовье»..

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.


18

Сказка «Зимовье».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


19

Знакомство

с персонажами сказки «Рукавичка».

Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции .


20

Вторичное рассказывание сказки «Рукавичка».

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


21

Повторное рассказывание сказки «Рукавичка».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок.

Стимулирование детских “подсказок”

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Рукавичка».


22

Проведение игры – импровизации с детьми «Рукавичка».

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию


23

Закрепление содержания сказки «Рукавичка».

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.


24

Сказка «Рукавичка».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


25

Знакомство

с персонажами сказки «Снегурушка и Лиса».

(Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.)

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции .


26

Вторичное рассказывание сказки «Снегурушка и Лиса».

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


27

Повторное рассказывание сказки «Снегурушка и Лиса».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок.

Стимулирование детских “подсказок”

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Снегурушка и Лиса».


28

Проведение игры – импровизации с детьми «Снегурушка и Лиса».

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию


29

Закрепление содержания сказки «Снегурушка и Лиса».

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.


30

Сказка «Снегурушка и Лиса».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


31

Знакомство

с персонажами сказки «Смоляной бычок».

(Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.)

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции .


32

Вторичное рассказывание сказки «Смоляной бычок».

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


33

Проведение игры – импровизации с детьми «Смоляной бычок».

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию


34

Закрепление содержания сказки «Смоляной бычок».

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.


35

Сказка «Смоляной бычок».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


36

Знакомство

с персонажами сказки «Мужик и медведь».

(Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.)

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции .


37

Вторичное рассказывание сказки «Мужик и медведь».

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


38

Повторное рассказывание сказки «Мужик и медведь».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок.

Стимулирование детских “подсказок”

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Мужик и медведь».


39

Проведение игры – импровизации с детьми по сказке «Мужик и медведь».

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию


40

Закрепление содержания сказки «Мужик и медведь».

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.


41

Сказка «Мужик и медведь».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


42

Знакомство

с персонажами сказки «Волк и семеро козлят».

Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции.


43

Вторичное рассказывание сказки «Волк и семеро козлят».

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


44

Повторное рассказывание сказки «Волк и семеро козлят».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок.

Стимулирование детских “подсказок”

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Волк и семеро козлят».


45

Проведение игры – импровизации с детьми по сказке «Волк и семеро козлят».

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию


46

Закрепление содержания сказки «Волк и семеро козлят».

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.


47

Сказка «Волк и семеро козлят».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


48

Знакомство

с персонажами сказки «Коза-дереза».

(Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.)

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции.


49

Вторичное рассказывание сказки «Коза-дереза».

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


50

Повторное рассказывание сказки «Коза-дереза».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ребенок.

Стимулирование детских “подсказок”

Фланеллеграф с плоскостными изображениями персонажей сказки «Коза-дереза».


51

Проведение игры – импровизации с детьми по «Коза-дереза».

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию


52

Закрепление содержания сказке «Коза-дереза».

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.


53

Сказка «Коза-дереза».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


54

Знакомство

с персонажами сказки «Никита Кожемяка».

(Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.)

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции.


55

Вторичное рассказывание сказки «Никита Кожемяка».

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


56

Проведение игры – импровизации с детьми «Никита Кожемяка».

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию.


57

Закрепление содержания сказки «Никита Кожемяка».

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.


58

Сказка «Никита Кожемяка».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


59

Знакомство

с персонажами сказки «Мальчик с пальчик».

(Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.)

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции.


60

Вторичное рассказывание сказки.

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого.

Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


61

Проведение игры – импровизации с учениками.

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию


62

Закрепление содержания сказки.

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.


63

Сказка «Мальчик с пальчик».

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


64

Знакомство

с персонажами сказки «Каша из топора»

(Закрепление.

Первичное рассказывание сказки.)

Обратить внимание детей на внешний облик персонажей сказки, величину, окраску (цвет), форму, звукоподражание, форму передвижения.

Характеристики героев (величина, основные части, форма, цвет). Конструирование из объемных и плоскостных фигур, палочек.

Главная цель – установление эмоционального контакта с детьми, обращение внимания на эмоции.



65

Вторичное рассказывание сказки.

Анализ сказки.

Цель – обратить внимание на персонажей сказки, и последовательность появления каждого. Вопросы по содержанию сказки, выяснение отношения к каждому персонажу сказки.


66

Проведение игры – импровизации с детьми.

Игра “Угадай, о ком я рассказала”.

Цель: узнавать персонажей сказки по словесному описанию


67

Закрепление содержания сказки.

Сказка «Мальчик с пальчик».

Игра “Веселый – грустный”

Учить понимать эмоциональное состояние сказочных персонажей.

Игра “Расскажем сказку вместе”

Цель: формировать навыки речевого общения.

Совместное рассказывание сказки: учитель и ученики в классе. Настольный театр.


68

Итоговое занятие

Выставка рисунков по прочитанным сказкам.




































Литература :
1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь "особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
2. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии Издательство «Речь» Санкт-Петербург 2000
Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
3. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
4. «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Недзельская Евгения Анатольевна

Дата: 23.10.2017

Номер свидетельства: 434014

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства