Рабочая психолого-педагогическая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ 7-9 класс
Рабочая психолого-педагогическая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ 7-9 класс
Цель программы: создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
мотивирование подростков к самопознанию и познанию других людей;
формирование интереса к внутреннему миру другого человека;
обучение дифференциации эмоциональных состояний, пониманию чувств другого человека;
формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей (установки преодоления);
развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений с окружающими;
повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
коррекция нежелательных черт характера подростков и поведения.
Содержанием программы стало:
коррекция и развитие коммуникативных навыков;
формирование умений самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере;
развитие рефлексии, умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать затруднения, ошибки; развитие познавательных процессов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая психолого-педагогическая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ 7-9 класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 с.Бараники
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению
педагогическим советом
МБОУ СОШ № 46 с. Бараники
протокол №1 от 30.08.2018 года
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 46 с.Бараники
_________/Л.И.Макаренко/
приказ № 160 от 30.08.2018 года
Рабочая психолого-педагогическая программа
работы с учениками с ОВЗ 8-9 классы
«Тропинка к своему Я»
Составитель:
педагог-психолог
Лунина С.В.
2018- 2019
учебный год.
Пояснительная записка.
Рабочая программа психокоррекционных занятий с психологом «Тропинка к своему Я» разработана для обучающихся, получающих основное общее образование в общеобразовательных классах для детей с ОВЗ, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» 7-8 классы.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего образования. Программа обеспечивает реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями ТО ПМПК).
Предлагаемая программа направлена на формирование и сохранение психологического здоровья обучающихся, так как способствует развитию интереса школьника к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности подростка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Программа направлен на формирование у обучающихся следующих умений и способностей:
умение адекватно вести себя в различных ситуациях;
умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;
умение справляться с негативными эмоциями;
умение отстаивать свою позицию в коллективе, выстраивать бесконфликтные отношения с окружающими;
стремление к изучению своих возможностей и способностей.
Программа учитывает индивидуальные особенности развития обучающихся.
Существенными особенностями детей с ОВЗ являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития. Для них характерны замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации, недостаточная сформированность умственных операций и действий, низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов, ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем. Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря).
Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности.
Дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, искажению способов общения с другими людьми. Все это усложняет социализацию, а, следовательно, и социальную адаптацию детей: замедляются процессы усвоения и воспроизводства социального опыта, установления межличностных отношений, благодаря которым человек учится жить совместно с другими.
Для них характерна неадекватная самооценка, переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений. Это связано с замедленным формированием основных структурных компонентов личности – самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию, обусловленную постепенным осознанием своей несостоятельности.
Дети с нарушениями интеллекта испытывают большие трудности при необходимости устанавливать и сохранять в памяти опосредствованные связи, при осуществлении ассоциативного припоминания. Соотношение объемов непосредственного и опосредствованного запоминания у них весьма изменчиво. В младших классах они не умеют пользоваться приемами осмысленного запоминания, и логически связанный материал сохраняется у них в памяти хуже, чем отдельные слова или числа. В старших классах они могут овладеть некоторыми приемами опосредствованного запоминания. На произвольной регуляции психических функций сказывается и недостаточное участие речи.
У детей с ОВЗ отмечается зависимость восприятия от уровня внимания: снижение внимания замедляет скорость восприятия. Внимание младших школьников с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте, недостаточной сформированностью произвольного внимания.
Имеет место быть преобладание более простых мыслительных операций, снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к понятийным формам мышления. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность становится причиной многочисленных ошибок.
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения:
отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию;
необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям;
недостаточной целенаправленностью деятельности;
малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Для детей с ОВЗ характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; неумении сдерживать свои желания и эмоции; детской непосредственности; преобладании игровых интересов в школьном возрасте; в беспечности; повышенном фоне настроения; недоразвитии чувства долга; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей; в повышенной подражаемости и внушаемости; в дефиците познавательной активности при обучении; в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; быстрой пресыщаемости в любой деятельности.
Цель программы: создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачи:
мотивирование подростков к самопознанию и познанию других людей;
формирование интереса к внутреннему миру другого человека;
обучение дифференциации эмоциональных состояний, пониманию чувств другого человека;
формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей (установки преодоления);
развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений с окружающими;
повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
коррекция нежелательных черт характера подростков и поведения.
Содержанием программы стало:
коррекция и развитие коммуникативных навыков;
формирование умений самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере;
развитие рефлексии, умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать затруднения, ошибки; развитие познавательных процессов.
Программа расчитана для учащихся 7-9 классов с ОВЗ.
Структура занятий
По своей структуре каждое занятие построено с учетом особенностей работы с младшими школьниками, специфики программы.
Занятия поделены на пять этапов:
1. Приветствие
Цель: обозначить начало занятия, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подчеркнуть безопасность, обеспечить комфортное вхождение в группу для каждого участника.
2. Введение в тему
Цель: настройка на совместную работу, эмоциональное включение детей в тему занятия, содействие развитию воображения.
3. Основная часть
Цель: научить детей понимать свое собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и чувства других людей.
Цель: обозначить конец занятия, эмоциональная поддержка детей, умение расставаться.
Методы и средства результативности программы
Наблюдение и обратная связь от родителей и педагогов об эмоционально-поведенческих изменениях ребенка.
Методы работы:
Ролевая игра.
Функции:
Выход запрещенных или социально не одобряемых побуждений
Обращение обычных ролей. Через драматическую игру ребенок пытается расширить свое Я, сломать ригидные и телесные пределы, которые обстоятельства ставят ему.
Разрешение в игре своих проблем.
Выражение подавленных потребностей.
Рисуночные методы. Арт-терапия.
Использование визуального канала коммуникации имеет целый ряд достоинств: рисунок помогает оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы и способствовать выражению подавленных чувств. Изобразительная деятельность позволяет обходить «цензуру сознания», то есть представляет уникальную возможность для выражения и актуализации спящих идей и состояний, тех социальных идей и состояний, которые слабо проявлены в повседневной жизни. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для детей младшего школьного возраста, так как дети данного возраста еще затрудняются в словесном описании своих переживаний. Символическая речь позволяет по-новому позволяет взглянуть на ситуацию и благодаря этому найти путь к их решению.
Элементы сказкотерапии. Сказки являются непосредственным отображением психических процессов бессознательного и по своей ценности превосходят любую другую форму донесения информации. В сказках типы разных людей предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому образы героев позволяют осмысливать собственные переживания и процессы, происходящие в обществе.
Когнитивные методы. Помогают освободить мышление от иррационных убеждений, которые вызывает эмоциональную боль. В основе когнитивного метода лежит информационный метод. Для решения жизненных ситуаций, этот метод позволяет действовать не импульсивно, не принимать скоропалительных выводов, а привлекать собственные умственные возможности.
Интерактивные методы и разминки. Игры имеют целью налаживание коммуникаций, адекватное ситуации выражение агрессии и позитивных эмоций. Доверие, формирование позитивной самооценки, межличностное взаимодействие, спонтанное мышление…Подобные игры необходимы для улучшения взаимодействия между всеми членами группы, поднятия уровня активности группы.
Основные компоненты работы
Психологический - коррекция психологических потребностей личности, способствующих формированию отклоняющегося и аддиктивного поведения, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Работа с чувствами вины, страха, формированием ответственности, принятием конструктивных решений.
Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
Социальный – помощь в социальной адаптации ребенка.
Ценностные ориентиры содержания программы.
Содержание программы направлено на воспитание компетентных и успешных граждан России:
активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность труда, науки и творчества;
умеющих учиться, осознающих важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способных применять полученные знания на практике;
уважающих других людей, умеющих вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
ориентирующихся в мире профессий, понимающих значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Содержание программы.
Раздел 1. Эмоциональная сфера человека (7 часов)
Почему нам нужно изучать чувства? Слово и чувство. Основные законы психологии эмоций. Эффект обратного действия. Эффект обратного действия. Передача чувств по наследству. Психогигиена эмоциональной жизни.
Раздел 2. Социальное восприятие: как узнавать другого человека (12 часов).
Как мы получаем информацию о человеке. Учимся понимать жесты и позы. Мимика. Жесты. Невербальные признаки обмана. Понимание причин поведения людей. Впечатление, которое мы производим. Из чего складывается первое впечатление о человеке. Способы понимания социальной информации. Влияние эмоций на познание.
Раздел 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба (13 часов).
Привлекательность человека. Взаимность или обоюдная привлекательность.
Дружба. Четыре модели общения. Романтические отношения или влюблённость. Любовь. Половая идентичность и её развитие у подростков. Переживание любви. Что помогает и что мешает любви.
Раздел 4.«Обобщение» (2 часа).
Обучение умению владеть собой, что позволяет подростку самому формировать навыки и умения, основываясь на собственном опыте, который нарабатывается на групповых занятиях. Занятия проходят в форме ролевых игр и тренингов.
Тематическое планирование программы.
№
п/п
Название темы, занятия
Кол-во
часов
Дата проведения
Эмоциональная сфера человека.
7
1
Почему нам нужно изучать чувства?
1
04.09.18
2
Слово и чувство.
1
11.09.18
3
Основные законы психологии эмоций.
1
18.09.18
4
Запреты на чувства
1
25.09.18
5
Эффект обратного действия.
1
2.10.18
6
Передача чувств по наследству.
1
9.10.18
7
Психогигиена эмоциональной жизни.
1
16.10.18
Социальное восприятие: как узнавать другого человека.
12
8
Как мы получаем информацию о человеке.
1
23.10.18
9
Учимся понимать жесты и позы.
1
06.11.18
10
Мимика.
1
13.11.18
11-12
Жесты.
2
20.11.18
27.11.18
13
Невербальные признаки обмана.
1
4.12.18
14
Понимание причин поведения людей.
1
11.12.18
15
Впечатление, которое мы производим.
1
18.12.18
16
Из чего складывается первое впечатление о человеке.
1
25.12.18
17
Способы понимания социальной информации.
1
15.01.19
18
Влияние эмоций на познание.
1
22.01.19
19
Обобщение темы.
1
29.01.19
Межличностная привлекательность: любовь, дружба.
13
20-21
Привлекательность человека.
2
05.02.19
12.02.19
22-23
Взаимность или обоюдная привлекательность.
2
19.02.19
26.02.19
24-25
Дружба. Четыре модели общения.
2
5.03.19
12.03.19
26-27
Романтические отношения или влюблённость.
2
2.04.19
9.04.19
28-29
Любовь.
2
16.04.19
23.04.19
30-31
Половая идентичность и её развитие у подростков. Переживание любви
2
30.04.19
7.05.19
32
Что помогает и что мешает любви.
1
14.05.19
Обобщение.
2
33
Тренинг «Я учусь владеть собой».
1
21.05.19
34
Заключение « Что я узнал и чему я научился».
1
28.05.19
Итого
34
Список литературы.
Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г
Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г
Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г