kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая психолого-педагогическая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ 7-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи:

  • мотивирование подростков к самопознанию и познанию других людей;
  • формирование интереса к внутреннему миру другого человека;
  • обучение дифференциации эмоциональных состояний, пониманию чувств другого человека;
  • формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей (установки преодоления);
  • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений с окружающими;
  • повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
  • коррекция нежелательных черт характера подростков и поведения.

Содержанием программы стало:

  • коррекция и развитие коммуникативных навыков;
  • формирование умений самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере;
  • развитие рефлексии, умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности,  анализировать затруднения, ошибки;  развитие познавательных процессов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая психолого-педагогическая программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ 7-9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 46 с.Бараники

Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению

педагогическим советом

МБОУ СОШ № 46 с. Бараники

протокол №1 от 30.08.2018 года


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 46 с.Бараники

_________/Л.И.Макаренко/

приказ № 160 от 30.08.2018 года











Рабочая психолого-педагогическая программа

работы с учениками с ОВЗ 8-9 классы

«Тропинка к своему Я»









Составитель:

педагог-психолог

Лунина С.В.





















2018- 2019

учебный год.

Пояснительная записка.

Рабочая программа психокоррекционных занятий с психологом «Тропинка к своему Я» разработана для обучающихся, получающих основное общее образование в общеобразовательных классах для детей с ОВЗ, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» 7-8 классы.

Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы основного общего образования. Программа обеспечивает реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями ТО ПМПК).

Предлагаемая программа направлена на формирование и сохранение психологического здоровья обучающихся, так как способствует развитию интереса школьника к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности подростка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Программа направлен на формирование у обучающихся следующих умений и способностей:

  • умение адекватно вести себя в различных ситуациях;

  • умение различать и описывать различные эмоциональные состояния;

  • умение справляться с негативными эмоциями;

  • умение отстаивать свою позицию в коллективе, выстраивать бесконфликтные отношения с окружающими;

  • стремление к изучению своих возможностей и способностей.

Программа учитывает индивидуальные особенности развития обучающихся.

Существенными особенностями детей с ОВЗ являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития. Для них характерны замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации, недостаточная сформированность умственных операций и действий, низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов, ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем. Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря).

Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности.

Дети испытывают трудности во взаимодействии с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, искажению способов общения с другими людьми. Все это усложняет социализацию, а, следовательно, и социальную адаптацию детей: замедляются процессы усвоения и воспроизводства социального опыта, установления межличностных отношений, благодаря которым человек учится жить совместно с другими.

Для них характерна неадекватная самооценка, переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений. Это связано с замедленным формированием основных структурных компонентов личности – самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию, обусловленную постепенным осознанием своей несостоятельности.

Дети с нарушениями интеллекта испытывают большие трудности при необходимости устанавливать и сохранять в памяти опосредствованные связи, при осуществлении ассоциативного припоминания. Соотношение объемов непосредственного и опосредствованного запоминания у них весьма изменчиво. В младших классах они не умеют пользоваться приемами осмысленного запоминания, и логически связанный материал сохраняется у них в памяти хуже, чем отдельные слова или числа. В старших классах они могут овладеть некоторыми приемами опосредствованного запоминания. На произвольной регуляции психических функций сказывается и недостаточное участие речи.

У детей с ОВЗ отмечается зависимость восприятия от уровня внимания: снижение внимания замедляет скорость восприятия. Внимание младших школьников с задержкой психического развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте, недостаточной сформированностью произвольного внимания.

Имеет место быть преобладание более простых мыслительных операций, снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к понятийным формам мышления. Неумение ориентироваться в задании, анализировать его, обдумывать и планировать предстоящую деятельность становится причиной многочисленных ошибок.

Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения:

  • отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию;

  • необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям;

  • недостаточной целенаправленностью деятельности;

  • малой активностью, безынициативностью, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

Для детей с ОВЗ характерны черты психического и психофизического инфантилизма, который проявляется в слабой способности ребенка подчинять свое поведение требованиям ситуации; неумении сдерживать свои желания и эмоции; детской непосредственности; преобладании игровых интересов в школьном возрасте; в беспечности; повышенном фоне настроения; недоразвитии чувства долга; неспособности к волевому напряжению и преодолению трудностей; в повышенной подражаемости и внушаемости; в дефиците познавательной активности при обучении; в отсутствии школьных интересов, несформированности «роли ученика»; быстрой пресыщаемости в любой деятельности.

Цель программы: создание условий для успешной социально-психологической адаптации обучающихся и их всестороннего личностного развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи:

  • мотивирование подростков к самопознанию и познанию других людей;

  • формирование интереса к внутреннему миру другого человека;

  • обучение дифференциации эмоциональных состояний, пониманию чувств другого человека;

  • формирование адекватной установки в отношении школьных трудностей (установки преодоления);

  • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений с окружающими;

  • повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;

  • коррекция нежелательных черт характера подростков и поведения.

Содержанием программы стало:

  • коррекция и развитие коммуникативных навыков;

  • формирование умений самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере;

  • развитие рефлексии, умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать затруднения, ошибки;  развитие познавательных процессов.

Программа расчитана для учащихся 7-9 классов с ОВЗ.

Структура занятий

По своей структуре каждое занятие построено с учетом особенностей работы с младшими школьниками, специфики программы.

Занятия поделены на пять этапов:

1. Приветствие

Цель: обозначить начало занятия, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, подчеркнуть безопасность, обеспечить комфортное вхождение в группу для каждого участника.

2. Введение в тему

Цель: настройка на совместную работу, эмоциональное включение детей в тему занятия, содействие развитию воображения.

3. Основная часть

Цель: научить детей понимать свое собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и чувства других людей.

4. Завершение занятия

Цель: снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных эмоций; подведение итогов.

5. Прощание

Цель: обозначить конец занятия, эмоциональная поддержка детей, умение расставаться.

Методы и средства результативности программы

Наблюдение и обратная связь от родителей и педагогов об эмоционально-поведенческих изменениях ребенка.

Методы работы:

  • Ролевая игра.

  • Функции:

  •  Выход запрещенных или социально не одобряемых побуждений

  •  Обращение обычных ролей. Через драматическую игру ребенок пытается расширить свое Я, сломать ригидные и телесные пределы, которые обстоятельства ставят ему.

  •  Разрешение в игре своих проблем.

  •  Выражение подавленных потребностей.

  • Рисуночные методы. Арт-терапия.

  • Использование визуального канала коммуникации имеет целый ряд достоинств: рисунок помогает оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы и способствовать выражению подавленных чувств. Изобразительная деятельность позволяет обходить «цензуру сознания», то есть представляет уникальную возможность для выражения и актуализации спящих идей и состояний, тех социальных идей и состояний, которые слабо проявлены в повседневной жизни. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для детей младшего школьного возраста, так как дети данного возраста еще затрудняются в словесном описании своих переживаний. Символическая речь позволяет по-новому позволяет взглянуть на ситуацию и благодаря этому найти путь к их решению.

  • Элементы сказкотерапии. Сказки являются непосредственным отображением психических процессов бессознательного и по своей ценности превосходят любую другую форму донесения информации. В сказках типы разных людей предстают в наиболее простой, чистой и краткой форме, благодаря этому образы героев позволяют осмысливать собственные переживания и процессы, происходящие в обществе.

  • Когнитивные методы. Помогают освободить мышление от иррационных убеждений, которые вызывает эмоциональную боль. В основе когнитивного метода лежит информационный метод. Для решения жизненных ситуаций, этот метод позволяет действовать не импульсивно, не принимать скоропалительных выводов, а привлекать собственные умственные возможности.

  • Интерактивные методы и разминки. Игры имеют целью налаживание коммуникаций, адекватное ситуации выражение агрессии и позитивных эмоций. Доверие, формирование позитивной самооценки, межличностное взаимодействие, спонтанное мышление…Подобные игры необходимы для улучшения взаимодействия между всеми членами группы, поднятия уровня активности группы.

Основные компоненты работы

  • Психологический - коррекция психологических потребностей личности, способствующих формированию отклоняющегося и аддиктивного поведения, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Работа с чувствами вины, страха, формированием ответственности, принятием конструктивных решений.

  • Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.

  • Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.

  • Социальный – помощь в социальной адаптации ребенка.

Ценностные ориентиры содержания программы.
  • Содержание программы направлено на воспитание компетентных и успешных граждан России:

  • активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность труда, науки и творчества;

  • умеющих учиться, осознающих важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способных применять полученные знания на практике;

  • уважающих других людей, умеющих вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  • ориентирующихся в мире профессий, понимающих значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Содержание программы.

Раздел 1. Эмоциональная сфера человека (7 часов)

Почему нам нужно изучать чувства? Слово и чувство. Основные законы психологии эмоций. Эффект обратного действия. Эффект обратного действия. Передача чувств по наследству. Психогигиена эмоциональной жизни.

Раздел 2. Социальное восприятие: как узнавать другого человека (12 часов).

Как мы получаем информацию о человеке. Учимся понимать жесты и позы. Мимика. Жесты. Невербальные признаки обмана. Понимание причин поведения людей. Впечатление, которое мы производим. Из чего складывается первое впечатление о человеке. Способы понимания социальной информации. Влияние эмоций на познание.

Раздел 3. Межличностная привлекательность: любовь, дружба (13 часов).

Привлекательность человека. Взаимность или обоюдная привлекательность.

Дружба. Четыре модели общения. Романтические отношения или влюблённость. Любовь. Половая идентичность и её развитие у подростков. Переживание любви. Что помогает и что мешает любви.

Раздел 4. «Обобщение» (2 часа).

Обучение умению владеть собой, что позволяет подростку самому формировать навыки и умения, основываясь на собственном опыте, который нарабатывается на групповых занятиях. Занятия проходят в форме ролевых игр и тренингов.



Тематическое планирование программы.

п/п

Название темы, занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Эмоциональная сфера человека.

7


1

Почему нам нужно изучать чувства?

1

04.09.18

2

Слово и чувство.

1

11.09.18

3

Основные законы психологии эмоций.

1

18.09.18

4

Запреты на чувства

1

25.09.18

5

Эффект обратного действия.

1

2.10.18

6

Передача чувств по наследству.

1

9.10.18

7

Психогигиена эмоциональной жизни.

1

16.10.18

Социальное восприятие: как узнавать другого человека.

12


8

Как мы получаем информацию о человеке.

1

23.10.18

9

Учимся понимать жесты и позы.

1

06.11.18

10

Мимика.

1

13.11.18

11-12

Жесты.

2

20.11.18

27.11.18

13

Невербальные признаки обмана.

1

4.12.18

14

Понимание причин поведения людей.

1

11.12.18

15

Впечатление, которое мы производим.

1

18.12.18

16

Из чего складывается первое впечатление о человеке.

1

25.12.18

17

Способы понимания социальной информации.

1

15.01.19

18

Влияние эмоций на познание.

1

22.01.19

19

Обобщение темы.

1

29.01.19

Межличностная привлекательность: любовь, дружба.

13


20-21

Привлекательность человека.

2

05.02.19

12.02.19

22-23

Взаимность или обоюдная привлекательность.

2

19.02.19

26.02.19

24-25

Дружба. Четыре модели общения.

2

5.03.19

12.03.19

26-27

Романтические отношения или влюблённость.

2

2.04.19

9.04.19

28-29

Любовь.

2

16.04.19

23.04.19

30-31

Половая идентичность и её развитие у подростков. Переживание любви

2

30.04.19

7.05.19

32

Что помогает и что мешает любви.

1

14.05.19

Обобщение.

2


33

Тренинг «Я учусь владеть собой».

1

21.05.19

34

Заключение « Что я узнал и чему я научился».

1

28.05.19


Итого

34




Список литературы.

  1. Григорьева Т.Г. «Основы конструктивного общения»: Практикум; М., 2008г

  2. Кравцова М.М. «Дети изгои. Психологическая работа с проблемой»; М., 2009г

  3. Марасанов Г.И. «Социально – психологический тренинг»; М., 2007г

  4. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: психологическое пособие: в 4 т.»; М., 2007г

  5. Лебедева Л.Д. «Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий» Спб., 2009г

  6. Райс Ф. « «Психология подросткового и юношеского возраста»; Спб., 2007г

  7. «Психогимнастика в тренинге» под ред. Н.Ю. Хрящевой. Спб., 2008г

  8. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я» 7-8 классы.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лунина Светлана Владимировна

Дата: 28.02.2019

Номер свидетельства: 501820

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства