Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мы – россияне!»
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мы – россияне!»
Цель:цель программы — приобщение детей к истории России. При этом важно отметить, что данная программа направлена не только на овладение детьми определенными знаниями. Она в значительно большей степени, нежели любая другая, является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания учащихся;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Мы – россияне!»»
Казенное образовательное учреждение Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
№______ от ______20__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Приказ
№_____от_______20__ г.
Сазонов С.М._________
Рабочая программа
внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению
«Мы – россияне!»
5 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Папоян Татьяна Викторовна,
высшая квалификационная категория
2020 год
Пояснительная записка
Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочей программы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью".
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью;
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28.10.2015 года № 08.1786 « О рабочих программах учебных предметов»;
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе культуры и общества. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени.
Духовно - нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в духовно-нравственном воспитании, наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон.
Курс внеурочных занятий «Мы - россияне!» посвящён решению проблемы духовно-нравственного совершенствования личности ребёнка, введению его в мир истинных идеалов и ценностей жизни, которые должны составлять его духовную сущность, нравственный мир и культурную основу.
Цель:цель программы — приобщение детей к истории России. При этом важно отметить, что данная программа направлена не только на овладение детьми определенными знаниями. Она в значительно большей степени, нежели любая другая, является программой воспитания, так как способствует формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания учащихся;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах учащихся гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
Общая характеристика внеурочной деятельности
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Полностью принимая и разделяя такие целевые ориентиры отечественной системы образования, считаем, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства. Но, подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение личности. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. Лихачев)
Для программы «Мы – россияне!» были выбраны следующие приоритеты:
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления русского человека о добре, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Очень важно познакомить детей с символами России, изучить историю их возникновения.
О важности того, чтобы ребенок с раннего детства постигал историю своего народа и его культуру, написано много, ибо обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за ту землю, на которой живешь. Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Знание истории родины, ее культуры поможет ребенку в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Формы и методы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности программы «Мы - россияне!».
Формы:
познавательная беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
занятия с использованием художественных средств выразительности;
упражнения;
тренинги;
тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы:
методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
Программа предназначена для учащихся 5 класса, построена с учетом возрастных особенностей обучающихся. На курс внеурочной деятельности «Мы – россияне!» отводится 1 час в неделю. Программой запланировано 34 часа в год.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные БУД:
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
осознание ответственности за общее благополучие;
развитие этических чувств;
установка на здоровый образ жизни;
самооценка.
Познавательные БУД
умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
Коммуникативные БУД
умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
умение выражать свои мысли;
управление действиями партнера (оценка, коррекция);
использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные БУ
волевая саморегуляция;
оценка;
коррекция.
Планируемые результаты:
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности гражданина России.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации занятий, видов учебной деятельности (34 часа)
№
Тема занятия
Формы организации, виды учебной деятельности
1
«Мой дом»
1
Познавательная беседа;
2
«Терем - теремок»
1
Занятия с использованием художественных средств выразительности;
3
«Деревня моя деревянная, дальняя»
1
Занятия с использованием художественных средств выразительности;
4
«Делу — время, потехе — час»
1
Ситуативная игра
5
«Я и моя история»
2
Занятия с использованием художественных средств выразительности;
6
Школа - наш дом. Школьная символика
2
Познавательная беседа
7
«День рождения моей школы»
1
Занятия с использованием художественных средств выразительности; упражнения;
8
« По ленте времени»
2
Ситуативная игра
9
«Как измерять время?»
2
Ситуативная игра
10
«Рождество. Летоисчисление»
2
Занятия с использованием художественных средств выразительности
11
«История родного города» (путешествие)
1
Занятия с использованием художественных средств выразительности;
12
«Сильны и могучи богатыри на славной Руси»
2
Познавательная беседа
13
«О чем рассказал бабушкин сундук
2
Познавательная беседа
14
«Говорящие находки»
1
Занятия с использованием художественных средств выразительности;
15
«Символы на гербах »
2
Познавательная беседа
16
Герб России
1
Познавательная беседа с элементами творческого задания
17
«Символ дома моего»
2
Творческое задание
18
История флага России
1
Занятия с использованием художественных средств выразительности;
19
Гимн России
2
Познавательная беседа
20
Конституция – основной закон жизни страны.
1
Познавательная беседа
21
«Наш поселок прежде и теперь»
3
Занятия с использованием художественных средств выразительности
22
КВН «С чего начинается Родина?»
1
Игра
В результате реализации программы духовно- нравственного воспитания обеспечивается:
Овладение способами общения и сотрудничества, самопознания, рефлексии;
Приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия;
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, знания, культура)
Опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Календарно - тематическое планирование
№
Сроки
Кол- во
Тема
занятий
Форма занятий
Тип внеурочного занятия
Цели занятий
Алгоритм проведения занятия
1
1
«Мой дом»
Беседа
Комбинированное
Показать, как от условий жизни видоизменялись предметы быта (мебель, посуда, одежда)
1. Сравнение старинных предметов с современными.
2. Отгадывание загадок: «Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит — отдает, сам в угол идет» (ухват); «Черный конь скачет в огонь» (кочерга); «Новая посудина, а вся в дырках» (сито) и др.
3. Рассказ о разных источниках освещения (лучина, свеча, керосиновая лампа, современная лампа), демонстрация способов их использования
2
1
«Терем - теремок»
Работа в группах
Комбинированное
Показать на конкретных предметах, для чего служили человеку те или иные вещи в зависимости от местности, в которой он жил, рода его занятий, социального положения
1. Чтение отрывка «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина: «...Но невеста молодая, до зари в лесу блуждая, Между тем все шла, да шла, и на терем набрела...»
Вопросы:
— Что увидела царевна во дворе? В тереме? (Желательно, чтобы дети реально могли найти названные предметы, например в школьном мини-музее).
2. Дидактическая игра «Кому что нужно» (описание предметов утвари, одежды, орудий труда)
3
1
«Деревня моя деревянная, дальняя»
Творческое задание
Комбинированное
Показать, как в старину строилась усадьба, создавалось село.
Уточнить, что означает благоприятное местоположение поселений. Сравнить внешний вид различных построек
1. Изготовление панно «Деревня».
2. Разгадывание кроссворда, в который заложены слова «огород», «хлев», «терем», «плетень», «овин», «навес», «мыльня» (по вертикали получается слово «деревня»)
4
1
«Делу — время, потехе — час»
Диспут
Комбинированное
Дать детям представления об образе жизни, труде сельских жителей, показать зависимость труда от сезона. Рассказать о добрых делах наших предков
1. Рассказ русской народной сказки «Крылатый, мохнатый и масляный». Мораль сказки — каждый должен заниматься своим делом.
2. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» (используются предметы и орудия труда, находящиеся в школьном мини-музее).
3. Объяснение пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Летняя работа кормит целый год», «Что посеешь, то и пожнешь» и др.
4. Подвижная игра «А мы просо сеяли».
5. Исполнение песни «Ой, вставала я ранешенько»
5
6
2
«Я и моя история»
Творческое задание
Комбинированное
Познакомить детей с историей возникновения имени, фамилии, отчества. Показать, как составляется лента времени конкретного
человека
1. Рассматривание фотографий, предметов одежды одного человека в разные периоды его жизни (можно
использовать опыт самого педагога).
2. Беседа о «линии жизни» отдельных людей.
3. Рассказ о происхождении фамилий и прозвищ некоторых знаменитых людей, например Максима Горького.
4. Чтение стихотворения С. Михалкова «Смешная фамилия»
7
8
2
Школа - наш дом. Школьная символика
Беседа
Комбинированное
Познакомить с правилами поведения в школе. Рассказать о школьной символике.
Беседа на тему «Школьная символика»
По каким правилам мы живем в школе? Игра.
Подумай о других. Беседа с элементами игры.
9
1
«День рождения моей школы»
Беседа
Комбинированное
Познакомить с историей школы
Воспитывать чувство патриотизма
1. Рассматривание фотографий выпускников школы, видеофильмов из жизни школы.
2. Составление творческих рассказов о будущем
школы
10
11
2
« По ленте
времени»
Творческое задание
Комбинированное
Познакомить детей с понятием «время». Формировать представление об «историческом времени» с помощью графического
изображения
1. Рассказ педагога о понятии «время». Вопрос к детям: — Почему говорят «время течет»?
2. Изготовление временной модели «Лента времени».
3. Дидактическая игра «Когда это было» (использование иллюстраций с изображением разных исторических событий)
12
13
2
«Как измерять время?»
Проблемная ситуация
Комбинированное
Познакомить с разными способами измерения времени и его исчислением. Дать понятие «единица измерения времени». Рассказать историю появления календаря.
Познакомить с древнейшими приборами измерения времени
1. «Месяцеслов». Рассказ о старинном названии месяцев, о том, как вели счет времени в Древней Руси.
2. Беседа о народных приметах, связанных с календарными сроками. Например:
— Не примечать — хлебушка не видать;
— Май холодный — год хлебородный;
— Увидал грача — весну встречай;
— Кукушка закуковала — пора сеять лен;
— Какова погода 8 апреля, такова она будет 8 октября, и наоборот.
(Примеч. Для определения временных событий воспользоваться «рекой времени».)
1.'Рассматривание разнообразных календарей (перекидной, настольный, отрывной и др.).
2. Изготовление из детских рисунков коллажа «Часы» (во время работы дети рассказывают о том, что знают про изменение времени с помощью различных приборов).
3. Рассказ учителя о древнейших приборах измерения времени.
(Примеч. Для определения временных событий воспользоваться «рекой времени».)
14
15
2
«Рождество.
Летоисчисление»
Работа в парах
Комбинированное
Познакомить детей с христианским летоисчислением от Рождества Христова
1. Показ вертепа (настольного театра) «О рождении Иисуса Христа».
2. Рассказ о том, как на Руси отмечали Новый год (время и традиционные обряды).
3. Пение старинных святочных песен
16
1
«История родного города» (путешествие)
Творческое задание
Комбинированное
Показать главные достопримечательности родного города. Отметить характерные признаки, отличающие город от деревни. Подчеркнуть значение выбора местоположения при строительстве городов и необходимости укрепительных сооружений (кремля)
1. Рассказ об истории Омска (выгодное местоположение, особенности застройки, боевое прошлое, отличие городских построек от сельских).
17
18
2
«Сильны и
могучи богатыри на славной Руси»
Беседа с элементами творческой игры
Комбинированное
Познакомить детей с былинами о русских богатырях. Отметить их храбрость, честность, трудолюбие, любовь к Родине и др., героические подвиги защитников земли Русской. Обратить внимание на характерные особенности одежды богатырей
1. Рассматривание картины «Три богатыря» Н. Васнецова.
2. Чтение былин (или прослушивание грамзаписей) об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.
3. Беседа о характере богатырей Руси.
4. Рассматривание доспехов (одежды, оружия) русских воинов, объяснение необходимости защитных функций некоторых деталей костюма.
5. Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов. Например: «Смелость города берет»; «Храбрость крепче стен и башен»; «Тот герой, кто за Родину горой»
19
20
2
«О чем рассказал бабушкин сундук
Моделирование ситуаций.
Комбинированное
Отметить историческую целесообразность различной одежды. Показать характерные особенности русского женского костюма, выявить отличительные особенности костюма представителей разных сословий. Отметить, что вещи были дорогими, поэтому носились и хранились бережно и передавались по наследству
1. Показ костюмов и деталей старинной женской одежды, сравнение праздничной и повседневной одежды (рассказ сопровождается грамзаписями русских народных песен: «Красный сарафан», «Валенки», «Сапожки русские»).
2. Дидактическая игра «Что как называется» (объяснение названий одежды).
3. Составление детьми рассказов об особенностях тех или иных костюмов, их деталях, хранящихся дома как семейная реликвия.
4. Объяснение пословицы: «Какова пряха, такова на ней и рубаха».
5. Дидактическая игра «Оденем куклу Машу» (рисование для куклы старинного праздничного наряда
или раскрашивание заготовок русского костюма)
21
1
«Говорящие
находки»
Познавательная игра
Комбинированное
Познакомить с наукой археологией. Раскрыть термин «говорящие находки». Учить самостоятельно проводить анализ, сравнение, делать выводы
1. Чтение отрывков из произведения «Земля — прекрасная кладовая ».
2. Рассказ о работе археологов.
3. Дидактическая игра «Угадай по осколкам целое»
(«Находки и реставраторы»).
4. Творческое задание: «Как и что о нас узнают люди, которые будут жить в будущем»
22
23
2
«Символы на
гербах »
Творческое задание
Комбинированное
Познакомить детей с историей герба, правилами его составления.
Объяснить, почему герб является историческим источником, который может многое рассказать о хозяине, городе, стране
1. Рассматривание изображений на гербах разных городов, стран.
2. Рассказ о правилах составления герба.
3. Сообщение о гербе государства Российского. А.П. Черных «Пусть тебе расскажет об этом наш герб!» («Календарь школьника», 1990)
24
1
Герб России
Творческое задание
Комбинированное
Познакомить детей с историей герба РФ
1. Рассматривание изображений на гербе
2. Зарисовка герба
25
26
2
«Символ дома моего»
Познавательная игра
Комбинированное
Уточнить знания детей о значении символики. Пробудить интерес к изучению прошлого своей семьи, города, страны
1. Дидактическая игра «Загадочный герб» (рассказы детей о семейных традициях и использовании ими той или иной символики при составлении семейного герба)
27
1
История флага России
Беседа
Комбинированное
Познакомить детей с историей флага.
1. Рассматривание изображений флагов.
2.Сообщение из истории флага российского.
29
30
2
Гимн России
Беседа
Комбинированное
Познакомить детей с историей гимна.
1.Сообщение из истории гимна России
2. Изучение текста гимна
31
1
Конституция – основной закон жизни страны.
Беседа
Комбинированное
Познакомить детей с Конституцией РФ
1 Беседа о Конституции с творческим заданием
32
33
3
«Наш поселок прежде и теперь»
Просмотр роликов
Комбинированное
Учить детей рассказывать о прошлом, настоящем и будущем поселка, используя материала исторических источников, результаты собственных наблюдений, жизненный опыт и фантазию
1. Виртуальная экскурсия по поселку с использованием наглядного материала (фото, видео, иллюстраций и т.д.)
34
1
КВН «С чего начинается Родина?»
Конкурс
Комбинированное
В игровой форме повторить материал, изученный за год
Участие в КВНе
Перечень учебно – методического и материально – технического обеспечения
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран
Экранно-звуковые пособия: диски, фильмы, презентации, Интернет ресурсы
Список литературы:
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. -№17. - 9 - 13с.