Рабочая программа внеурочной деятельности для формирования психологического здоровья детей с умеренной степенью умственной отсталости "Здравствуй, сказка!"
Рабочая программа внеурочной деятельности для формирования психологического здоровья детей с умеренной степенью умственной отсталости "Здравствуй, сказка!"
Данная программа экспериментальная, составлена на основе разных источников, с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для формирования психологического здоровья детей с умеренной степенью умственной отсталости "Здравствуй, сказка!"»
Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области
«Каменск-Уральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
Ул.Лермонтова, д.2, г.Каменск-Уральский, Свердловская область, 623414
Обсуждено на педагогическом совете Утверждено
ГБОУ СО «Каменск-Уральская школа» Директором ГБОУ СО «Каменск-
Протокол №____от________________ Уральская школа»
Приказ №____от____________
__________О.Н.Меренкова
Программа внеурочной деятельности
по формированию психологического здоровья
детей с умеренной умственной отсталостью
с помощью сказкотерапии
«Здравствуй, сказка!»
Направленность: художественная (эстетическая)
Срок реализации: 2 года
Возраст участников: 11 - 14 лет
Составитель: Олейник Ольга Викторовна,
учитель
г. Каменск-Уральский
2022 г.
Пояснительная записка
Одним из наиболее эффективных методов в работе с детьми является сказкотерапия.
Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается:
-направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для субъективности (И.В.Вачков, 2003);
-набор способов передачи знаний о духовном пути души и реализации человека; разговор с душой на языке метафор (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, 2000, 2003, 2007).
В целом под сказкотерапией принято понимать лечебное воздействие на клиента при помощи метафор, волшебства.
Сказкотерапия (как любая другая арт-терапевтическая модальность) не имеет возрастных ограничений – в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда и т.д.
Сказкотерапия эффективна при работе с большим спектром проблем: от трудности в обучении до острых жизненных кризисов.
Образы героев и сюжеты сказок связывают индивидуальное сознание ребенка с той сферой жизни – коллективным бессознательным, в котором, по определению К.Г.Юнга, сосредоточен исторический и культурный опыт человечества, общий для всех народов и представлений в архетипах и символах.
В течение многих веков сказка открывала ребенку окружающий мир, помогала осмыслить то, что в нем происходит. Через сказку ребенок получал знания о том, что «такое хорошо и что такое плохо». В сюжетах сказок разных народов мира главной темой является противостояние добра и зла. Совершая добрые дела, пройдя через многие испытания, сказочные герои становятся более сильными и умными и в конце концов побеждают зло и несправедливость. На их примере ребенок учится понимать, что ничего в жизни не дается без труда, приобретает таким образом опыт преодоления проблем и уверенность в своих силах.
Ребенку гораздо легче идентифицировать себя с героями сказок, сравнивать свои поступки со «сказочными», оценивать их и антиципировать их последствия. Слушая сказку и идентифицируя себя с ее героями, ребенок перестает чувствовать себя одиноким в своих страхах и переживаниях.
Весьма ценным в сказке является механизм трансформации, смысл которого в том, что маленький, слабый и неуспешный герой превращается в конце сказки в сильного, умного, храброго и удачливого победителя. И это дает надежду на возможность метаморфозы и с ним, маленьким читателем/слушателем сказки.
Таким образом, сказка – это не просто описание возможностей, но и достаточно активное, недирективное внушение моделей поведения, ценностей, убеждений, жизненных сценариев.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ: развитие эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья;
-развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи;
-развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности.
- умение узнавать и различать персонажей из сказок;
- воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.
Задачи.
Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.
Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.
Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.
Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.
Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.
Формировать навыки речевого общения.
Воспитательно -развивающие задачи:
1. Воспитание у детей положительных нравственных качеств.
2. Умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи.
3. Развитие диалогической и монологической речи.
4. Научить детей анализировать, находить сходство и различие в сказочных персонажах. 5. Развивать у детей умение имитировать речь и движения сказочных героев.
6. Развивать психофизические процессы (внимание, память, мышление и т.д.).
7. Инсценировка сказок способствует развитию выразительности, образности речи, формированию необходимого ритма и темпа.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. ;
приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью,
7. Совместное рассказывание сказки учителем и ребенком.
8. Проведение игр
Личностные и предметные результаты: в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
действие смыслообразования (интерес, мотивация)
действие нравственно-этического оценивания ("что такое хорошо, что такое плохо")
формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру
формирование желания выполнять учебные действия
использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок,
чтение сказки после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли сказки после предварительного его анализа;
чтение сказки молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций.
Основные направления воспитательной деятельности
(из Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)
1. Гражданское воспитание включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотическое воспитание предусматривает:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственное воспитание осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетическое воспитание предполагает:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия включает:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудовое воспитание реализуется посредством:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологическое воспитание включает:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Ценности научного познания подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
Учебно-методическое обеспечение программы
При составлении программы использованы методические пособия:
"Воспитание сказкой" Л.Б.Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г.
4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г.
5."Читаем сказки с логопедом" О.Г. Ивановская .Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г.
6. «Внеурочная деятельность школьников.» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010); 7.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А.Горский – М.: Просвещение, 2011
8. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
9. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе;
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- наборы ролевых игр (по темам инсценировок);
- материалы, необходимые для изготовления театральных костюмов своими руками;
-настольные развивающие игры. Для реализации программного содержания используются:
«Русские народные сказки» - М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2001