Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Русский жестовый язык"»
Областное государственное коррекционное образовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 87».
Региональный ресурсный центр «Островок надежды» по комплексному сопровождению глухих, слабослышащих, слепоглухих детей и детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации.
Утверждено
Руководитель
_________О.В.Кулакова
Рабочая программа обучающего курса « Русский жестовый язык»
Учитель-разработчик:
учитель – дефектолог Колесова И.В.
г. Ульяновск
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по обучающему курсу «Русский жестовый язык» составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 79).
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №296-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 19 ФЗ« О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г.
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 г.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса «Русский жестовый язык» для школ глухих детей Зайцевой Галины Лазаревны, Институт коррекционной педагоги РАО, Центр социально-педагогических проблем образования глухих и жестового языка, г. Москва.
Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным учебным графиком ОГКОУ «Школа-интернат №87», рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года в количестве 34 часов (исходя из 34 учебных недель в году). Предназначена для учащихся с нарушением слуха, родителей, педагогических работников, представителей общественности (далее обучающиеся).
Цель обучающего курса:
- формирование у обучающихся лингвистической грамотности и лексического минимума жестового русского языка для общения в обществе людей с пониженным слухом.
Задачи обучающего курса:
-ознакомление обучающихся с основными положениями науки о жестовом языке, об истории и культуре жестовой речи как специфического средства общения людей с нарушенным слухом;
-развитие, совершенствование и обогащение жестового языка обучающихся;
- формирование навыков дактильной и жестовой речи для последующего общения с людьми со сниженным слухом;
- развитие и совершенствование устной речи учеников, обучающихся инклюзивно, повышение их коммуникативной деятельности с использованием жестовой речи;
- воспитание понимания важности владения жестовым и устным языками, роли и места обоих языков в жизни глухих;
-формирование личности ученика, направленное на самоидентификацию, осознание своего места в макросоциуме глухих, толерантности, готовности к взаимодействию и доброжелательному сотрудничеству с другими членами сообщества;
- воспитание понимания важности владения русским жестовым языком и русским языком, роли и места обоих языков в жизни глухих, своеобразия словесно-жестового двуязычия глухих; интереса к изучению РЖЯ.
Актуальность обучающего курса «Русский жестовый язык».
Одной из наиболее ответственных и сложных коррекционных задач воспитания и обучения детей с нарушенным слухом является формирование словесной речи. Овладение словесной речью и развитие речевого мышления меняет ход психического развития ребенка со сниженным слухом, приближая его к норме. В значительной степени от уровня речевого развития ребенка с нарушенным слухом зависят возможности общения со слышащими детьми и взрослыми, интеграция в обществе и овладение социальным опытом.
В образовательных организациях для слабослышащих и глухих детей особой, специальной целью в преподавании русского жестового языка является преодоление речевого недоразвития учащихся и практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи), обучение речевому самоконтролю и самокоррекции, а также развитие речевого слуха учащихся.
Вопрос о вербальных и невербальных средствах коммуникации неслышащих людей относится к сложнейшей, и, пожалуй, самой дискуссионной проблеме сурдопедагогики - системе речевых средств обучения и воспитания учащихся с недостатками слуха. Нужно ли наряду с устной и письменной речью использовать в работе с глухими детьми жестовую речь? Это, как подчеркивал Л.С. Выготский, один из основоположников отечественной дефектологии, - «центральный, но специальный вопрос» теории и практики обучения глухих. Нужно ли родителям знать дактилологию и жестовую речь? Целесообразно ли педагогу использовать на уроках жестовую речь? Ответы на эти вопросы носят неоднозначный характер, но владение дактилологией, жестовой речью необходимо и для родителей, и для педагогов, и для представителей общественности, связанных по роду деятельности с глухими или слабослышащими людьми.
Занятия по развитию жестовой речи призваны способствовать повышению эффективности общения занимающихся в самыхразличных коммуникативных ситуациях: в условиях непринужденного, неофициального разговора (со сверстниками, с родителями, родственниками и др.), в общении, требующем более строгого стиля (с малознакомыми и незнакомыми людьми), а также в официальной обстановке (скажем, при беседе с руководителями Общества глухих).
Наряду с навыками ведения диалога, в том числе умения вступить в беседу, привлечь внимание собеседника, вежливо прервать его в случае необходимости и др., обучающиеся должны приобрести прочные умения понимать различные по тематике монологические тексты, где присутствует аргументация, обосновываются выводы, а также художественные и юмористические тексты.
Общая характеристика обучающего курса «Русский жестовый язык».
Структура системы общения глухих - одна из важных тем данного раздела. На основе анализа своего опыта и жизненных наблюдений обучающиеся под руководством учителя рассматривают вопросы, связанные с ролью устной, письменной, дактильной и жестовой речи, с их функциями. Подчеркивается, что устная речь - основное средство общения со слышащими, что ученикам необходимо постоянно совершенствовать свою устную речь (в частности, на занятиях по произношению и слухозрительному восприятию обращённой речи) для успешного взаимодействия глухих со слышащими людьми.
Подчёркивается большое значение письменной речи как средства коммуникации с глухими и слышащими, как главного средства приобретения вербальной информации (чтение книг и др.), отмечается возрастание роли письменной речи в современном мире (факсы, Интернет и др.).
Обсуждается также роль дактильной речи в общении глухих со слышащими и в межличностном общении глухих (дактильные слова в жестовом лексиконе: некоторые термины, имена собственные и др.). У учащихся формируются понятия о двух разно-видностях жестовой речи: калькирующей жестовой речи - КЖР и русском жестовой языке - РЖЯ, об особенностях их структуры и функционирования. Формируются выводы о том, что РЖЯ — основное средство межличностного общения глухих в России.
Основное содержание занятий по развитию жестовой речи – знакомство с тематическим жестовым словарём и его закрепление на практических занятиях.
Предусматривается организация диалогов с различными собеседниками, разнообразных по тематике, работа с текстами РЖЯ (анализ, репродуцирование, а также упражнения творческого характера), приобретение первоначальных навыков жестового перевода.
Основной языковый материал для проведения всех видов и приемов работы отбирается в соответствии с содержанием обучения по курсу «Русский жестовый язык». Темы уроков развития жестовой речи - это, главным образом, жизнь в семье, учеба и школьная жизнь, увлечения и занятия; важные и интересные события в стране, в мире, в Обществах глухих; проблемы, факты.
Рабочая программа направлена:
- на обогащение словарного запаса;
- развитие навыков восприятия чужой речи и контроля над собственной речью;
- развитие словесно- логического мышления, речевой памяти.
Программа способствует развитию мыслительных умений, формированию осмысленного отношения к употреблению основных единиц языка – слова, предложения.
Каждое занятие состоит из теоретической и практической части. Продолжительность занятия – 45 минут. Курс безоценочный, качество усвоения программы осуществляется на основе диагностики.
Планируемые результаты изучения обучающего курса «Русский жестовый язык».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты обучения:
знать теоретические и практические основы дактилологии и жестового языка, быть способным их воспроизвести;
уметь использовать полученные знания в учебной, практической и повседневной деятельности; пользоваться словарями, справочниками, базами данных и другими источниками информации;
владеть основными моделями жестового общения, элементарного прямого и обратного перевода, навыками выбора общей стратегии жестового общения, с учетом его цели и типа, быть готовым к практической работе.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, в том числе по социальной защите инвалидов и организации доступной среды в Российской Федерации.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметныерезультаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование вербальных и невербальных речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового перевода текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
8. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
9. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием обучающего курса «Русский жестовый язык».
Предметные результаты
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания
2. Понимание обучающимися того, что русский язык и русский жестовый язык представляют собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
6. Формирование навыков дактильной и жестовой речи.
7. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского жестового языка, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой).
Содержание обучающего курса
Первый раздел. Специфика дактильной и жестовой речи, культура их использования и история развития.
Раскрытие понятия «дактилология». Знакомство с правилами дактилирования. Овладение техникой дактилирования и навыка считывания с дактилирующей руки.
Раскрытие понятия «жестовая речь», её особенностей, правил перевода жестовой речи на словесную и наоборот. История развития жестовой речи. Использование жестовой речи в современном мире. Значение жестовой речи для развития и воспитания детей с недостатками слуха.
Для закрепления пройденного материала используются беседы, диалоги типа: «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-учитель-ученик», а также защита рефератов.
Второй раздел. Накопление жестового словаря по темам.
Содержание работы – развитие и совершенствование коммуникативной деятельности учащихся, обогащение жестового словаря учащихся по темам, упражнение в понимании и активном использовании многообразных высказываний с помощью жестовой речи, развитие диалогической и монологической жестовой речи. В процессе работы используются упражнения для закрепления полученных знаний, умений и навыков, построение с помощью жестовой речи словосочетаний, простых предложений по схеме. Составление вопросов, рассказов и перевод их на жестовый язык, иллюстрирование жестов, ведение диалогов, подготовка жестовых песен и спектаклей, а также чтение и перевод на жестовый язык статей из газет и журналов. Для работы предлагаются жестовые обозначения слов по следующим темам.
Тема 1. Обозначение чисел. Счёт.
Жестовый словарь: числа от ноля до 10; десятки, сотни, тысячи, миллион, миллиард; дробные числа; сложение, вычитание, умножение, деление, равно; килограмм, метр, километр, литр, тонна; число, цифра и т.д.
Тема 2. Общеупотребляемые слова.
Знакомство с жестами, обозначающими слова: я, мы, ты, он, мой, твой, сам, каждый, куда, любой, все, другой, зачем, кто, который, как, что, почему. откуда, куда, где и т.д.
Имя, фамилия, отчество, зовут, биография, дом, еда, хлеб, вода, молоко; жить, купить, болеть, думать, смотреть, стоять, сидеть, работать; Солнце, Луна, Санкт-Петербург, Москва, Ульяновск и т.д.
Тема 3. Календарь, время.
Жестовый словарь: день, ночь, утро, вечер, сутки, сегодня, завтра, послезавтра, вчера, позавчера, всегда, час, минута, неделя, месяц, год, дни недели, месяцы года, век; тепло, холодно; зима, весна, лето, осень и т.д.
Тема 4. Общение.
Ознакомление с речевыми жестами: здравствуй, прощай, привет, пока, разговор, спасибо, хочу познакомиться, показать, слушать, жесты, переводить, рассказывать, объяснять, понимать, спорить, ссориться, смеяться, общаться, новости, проблемы, дактилология, глухой, слабослышащий, кинотеатр, кинофильм, кафе, рад тебя видеть, как дела?, до скорой встречи и т.д.
Знакомство с речевыми жестами: страна, Россия, Российская Федерация, родина, государство, отечество, республика, область, закон, полиция, суд, наказание, штраф, тюрьма, конституция, право, обязанности, правительство, политика, выборы. Президент, народ, партия, управление, министр, демократия, война, мир, собрание, договор, переговоры и т.д.
Тема 14. Профессии.
Знакомство с речевыми жестами: рабочий, служащий, учитель, воспитатель, повар, уборщица, дворник, переводчик, фотограф, художник, инженер, продавец, врач, водитель, слесарь, токарь, швея, строитель, милиционер, бухгалтер, менеджер и т.д.
Труд, работа, завод, мастерская, фирма, учреждение, план, пропуск, отпуск и т.д.
Тема 15. Страны, нации.
Знакомство с речевыми жестами: Россия, Белоруссия, Украина, Прибалтика, Грузия, Америка, Англия, Франция, Германия, Италия, Греция, Испания, Турция, Китай, Япония, Индия, Израиль, Европа, Азия, Африка и т.д.
Знакомство с речевыми жестами: село, посёлок, город, улица, проспект, переулок, адрес, навигатор, площадь, музей, памятник, фонтан; машина, автобус, такси, маршрутное такси, трамвай, троллейбус, велосипед, самокат, скорая помощь, пожарная машина, трактор, комбайн и т.д.
3 раздел Практическое применение знаний и умений.
Овладение техникой дактилирования и навыка считывания с дактилирующей руки.
Овладение техникой перевода словесной речи на калькирующую жестовую речь. Прямой и обратный перевод.
Проведение сюжетно-ролевых игр: «На почте», «В магазине», «В транспорте».
Деловые игры: «Я – абитуриент» «Моё хобби», «Моя профессия».
Жестовое исполнение стихов и песен.
Материал для занятий
Для работы по развитию, совершенствованию и обогащению жестовой речи у учащихся используется речевой материал, включающий слова, словосочетания, фразы. В процессе обучения используются тексты, прежде всего диалогического характера, газетные заметки, а также стихи, вопросы, фразы разговорно-обиходного характера и т.д.
На каждом занятии используется прямой и обратный перевод изучаемого жестового словаря. Объём изучаемого материала, степень его сложности, уровень обсуждения фактов, методические приёмы и виды работ варьируются в зависимости от уровня владения жестовой речью. Очень важно, чтобы закрепление полученных знаний происходило на актуальном, необходимом обучащимся в их повседневной жизни речевом материале.
Диалоги должны представлять собой небольшие целостные тексты. Учитывается необходимость повторяемости, комбинирования, перефразирования речевого материала из диалога, что способствует развитию навыка вариативного его использования в различных коммуникативных ситуациях. Речевые ситуации выбираются педагогом, исходя из жизненного и эмоционального опыта обучающихся, и направлены на расширение и обогащение жестового словаря, а также на формирование потребности в общении. Важное значение придаётся насыщенности диалога фразами, включающими различные эмоциональные оттенки, что содействует более осознанному овладению ритмико-интонационной структурой речи, развитию её выразительности и эмоциональности.
Тематическое планирование программного материала.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Кол-во
час
Примечание
1
1.1
1.2
1.3
1.4
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
Специфика дактильной и жестовой речи, культура их использования и история развития.
Раскрытие понятия «дактилология». Знакомство с правилами дактилирования.
Раскрытие понятия «жестовая речь», её особенностей, правил перевода жестовой речи на словесную и наоборот.
История развития жестовой речи. Использование жестовой речи в современном мире.
Значение жестовой речи для развития и воспитания детей с недостатками слуха.
Накопление жестового словаря по темам:
Тема 1. Обозначение чисел. Счёт.
Тема 2. Общеупотребляемые слова.
Тема 3. Календарь, время.
Тема 4. Общение.
Тема 5. Семья. Воспитание.
Тема 6. Школа. Образование.
Тема 7. Цвета.
Тема 8. Чувства.
Тема 9. Продукты, пища, посуда.
Тема 10. Противоположности
Тема 11. Одежда, обувь, головные уборы.
Тема 12. Природа, погода.
Тема 13. Государство.
Тема 14. Профессии.
Тема 15.Страны, нации.
Тема 16. Растительный и животный мир.
Тема 17. Отдых, туризм
Тема 18. Спорт.
Тема 19. Искусство.
Тема 20. Город, транспорт.
4 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
23 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
2 ч
2 ч
1 ч
1 ч
2 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
Практическое применение знаний и умений
Овладение техникой дактилирования и навыка считывания с дактилирующей руки..
Проведение сюжетно-ролевых игр: «На почте», «В магазине», «В транспорте».
Деловые игры «В магазине», «Школа», «Моё хобби», «Моя профессия».
Жестовое исполнение стихов и песен.
7 ч
1 ч
2 ч
2 ч
2 ч
4.
Итого:
34 ч
К концу срока реализации рабочей программы обучащиеся должны:
знать теоретические вопросы по жестовой речи;
знать проблемы общения глухих и слышащих людей;
знать и владеть жестовым словарём по пройденным темам;
уметь составлять вопросы с помощью жестов и отвечать на них;
уметь вести диалог на заданную тему;
уметь составлять рассказ по заданной теме (12-15 предложений) и переводить его на жестовый язык.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной рабочей программе.
В конце каждого полугодия предлагается задание (перевод печатного текста на язык жестов) с целью проверки усвоения обучающего курса «Русский жестовый язык». Для каждого обучающегося задание выбирается с учётом требований, предусмотренных разработанной программой, а также с учётом возрастных и психофизиологических особенностей.
Критерии оценки уровня сформированности владения жестовой речью.
1. Мотивационный компонент:
- интерес к заданию;
- особенности эмоционального отношения к процессу деятельности и к его результату.
2. Операционный компонент:
- запас знаний, умений и навыков;
- особенности программирования предстоящей деятельности;
- уровень выполнения задания и осознание действий его выполнения.
3.Регуляционный компонент:
- степень полноты принятия задания и сохранение его до конца;
- качество самоконтроля по ходу выполнения задания и при оценке полученного результата.
Критерии уровней сформированности владения жестовой речью.
1 уровень (5 баллов).
Обучающийся выполняет задание с интересом. Ему понятна цель, в результате чего он программирует свою предстоящую деятельность. Получает результат заданной цели. Уровень владения знаниями, умениями и навыками по жестовой речи – высокий. Если допускает ошибки, то сам их исправляет по ходу. Свою работу оценивает адекватно.
2 уровень (4 балла).
Задание заинтересовывает обучающегося, положительно-эмоциональное отношение к процессу сохраняется до конца. Общую цель и содержание понимает правильно, хотя и не всегда точно. В основном составляет адекватную программу деятельности, но не в момент принятия задания, а в процессе его выполнения. Уровень владения знаниями, умениями и навыками по жестовой речи в целом хороший, но при выполнении не хватает внимательности и настойчивости. Допускаются ошибки и самостоятельно не замечаются. Затрудняется оценить свою работу.
уровень (3 балла).
Обучающийся заинтересовывается общей ситуацией, но не содержанием задания. Процесс работы может прекратить в любую минуту. В момент инструктирования самостоятельно вербализует лишь общую цель задания. Созданная им программа деятельности в процессе выполнения адекватна общей цели. Уровень владения знаниями, умениями и навыками по жестовой речи – низкий. Низкий уровень самоконтроля за своей деятельностью: может выполнить лишь часть задания. Допускает ошибки в процессе выполнения, не исправляя их. Оценивает свою работу неадекватно, чаще всего положительно.
уровень (2 балла).
Ребёнка заинтересовывает лишь общая ситуация задания. Содержание, цель задания оставляет его индифферентным и не воспринимается совсем. Крайне низкий уровень владения знаниями, умениями и навыками по жестовой речи.
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе.
Основная литература:
Боскис P.M. Глухие и слабослышащие дети. М., Просвещение.
Выготский Л.С. Мышление и речь. М., Просвещение.
Гейльман И.Ф. Дактилология, Учебное пособие. Л,.
Гейльман И.Ф. Знакомьтесь: ручная речь. Учебное пособие. М., Просвещение.
Гейльман И.Ф. Изучаем жесты. П..
Гейльман И.Ф. Сборник упражнений и текстов для перевода. Л..
Гейльман И.Ф. Специфические средства общения. Дактилология и мимика: учебное пособие. Л., (4 тома)
Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. Изд-во Москва-Вена.
9.Жесты. Словарь-справочник. – М.: Издательство «Загрей».
Дополнительная литература:
10.Давиденко Т.П., Ежова В.В. Русский жестовый язык как предмет обучения в школе для глухих детой / Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Московские педагогические чтения. М., С. 49 - 50.
11.Журнал «В едином строю», 2010-2014 гг.
12.Журнал «Дефектология», 2009-2014 гг.
13.Зайцева Г.Л.. Жестовая речь. Дактилология: учебник для ВУЗов. М..