kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (сбо) для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (СБО) ДЛЯ 9 КЛАССА

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (сбо) для 9 класса»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс





СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР Директор школы

________ О. Г. Аксёнова ___________ А. В.Макридин

« » __________ 2019 г. « » __________ 2019 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (СБО)

ДЛЯ 9 КЛАССА

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД









Составитель рабочей программы

учитель СБО первой категории

Садовникова Анна Васильевна









Рассмотрено на заседании ШМО

учителей трудового обучения

Протокол № __ от « » _______ 2019 г.

Руководитель ШМО: _________ О.Н.Забегаева









Структура рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (СБО)

предусматривает следующие разделы:




  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание предмета, практические работы.

  3. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  4. Контрольно-измерительные материалы.

  5. Календарно-тематическое планирование.

  6. Приложение. Критерии оценки ЗУН учащихся.




































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по СБО составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:


- Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. / Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-Бытовая Ориентировка» автор Т.А. Девяткова, А.М. Щербакова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г. – Сб.1;

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 345 от 28.12. 2018 г. « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» на 2019-2020 учебный год;

-Приказом МОиН Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01-2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области» на 2019-2020 учебный год;

- Учебным планом СКО школы – интерната VIII вида на 2019-2020 учебный год.


Миссия СКО школы-интерната VIII вида состоит в «Воспитании, обучении, реабилитации, социальной интеграции». Рабочая программа основана на данной миссии и реализует ее на уроках.


Цель уроков СБО в 9 классе СКО школы - интерната VIII вида – практическая подготовка учащихся с недостатками в умственном и физическом развитии к решению различных жизненных задач.


Основными задачами преподавания СБО в 9 классе являются:

  1. Формировать знания и умения, способствующие социальной адаптации.

  2. Прививать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.


Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышения уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умениями пользоваться услугами предприятий, службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.

«Питание» - один из важных разделов, который решает нужные задачи: расширение кругозора детей о назначении питания в жизни и деятельности человека, формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приёмами экологические чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявив элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшения их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиена труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности и находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интересам к национальным традициям.

Результативность знаний по этому разделу обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями, работниками столовой, обслуживающих учащихся.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся, как базу для решения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными методами и формами обучения являются практические работы, экскурсии. Сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов.

СБО учащихся имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учётом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнения в полном объёме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты полезные советы, изложенные доступным детям языком, чётко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

Домашние задания не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например: место работы родителей, их должность).


Основные межпредметные связи строятся по линиям:

СБО – чтение и развитие речи

СБО – математика

СБО – география

СБО – труд

СБО – естествознание

Рабочая программа по СБО в соответствии ОБУП и Учебным планом СКО школы – интерната VIII вида в 9 классе рассчитана на 34 учебных недель (34 часа, по 1 часу в неделю)


Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует программе Т.А. Девяткова, А.М. Щербакова «Социально-Бытовая Ориентировка».

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тема

Количество часов

Трудоустройство

4

Одежда и обувь

4

Питание

5

Культура поведения

3

Жилище

2

Транспорт

2

Торговля

2

Семья

3

Средства связи

4

Медицинская помощь

3

Учреждения, организации и предприятия

2

ИТОГО

34



Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

Учебников нет.

Дидактические пособия для учащихся:

- раздаточные индивидуальные карточки;

- занимательный и развивающий материал по предмету;

- материал для коррекции психических процессов: речи, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия;

- занимательный материал: загадки, ребусы, кроссворды;

- перфокарты по трудным темам;

- предметные, сюжетные картины, рисунки и иллюстрации, презентации;

- таблицы, алгоритмы по основным темам;

- В.А. Зырянова, И.А. Хаминова «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5,6,7,8,9 класс - учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология».


Дидактические и методические пособия для учителя:

- Т.А.Девяткова «Социально-бытовая ориентировка в СКО (У) VIII вида М.: «ВЛАДОС» 2003 г.

- В.В.Гладкая «Социально-бытовая подготовка воспитанников С (К) ОУ VIII вида. М.: НЦЭНАС, 2006 г.

- В.В.Воронкова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в С(К)О школе VIIIвида. М.: ВЛАДОС, 2003 г.

- А.П.Анастасова «Жизнь без опасностей» часть 1-2, 3-4.ОБЖ. / М.: Просвещение, 1998 г.

- Г. Картушина «Домоводство» М.: Просвещение, 1970 г.

- «Человек» В.А. Постовская, М.: «Просвещение» 1986г.

- «Трудовое обучение» под редакцией П.Р.Атутова. М.: Просвещение, 1989 г.

- А.В.Коротеев «Первая помощь при несчастных случаях, травмах, внезапных заболеваниях» М.: Просвещение, 1987 г.

- «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, М.: «Просвещение» 1980г.

- «Социально-бытовая ориентировка» 5-9 кл. С.А. Львова, Волгоград: «Учитель» 2012 г.

- С.П. Дерябина «Контрольно-измерительные материалы по Социально-Бытовой Ориентировки» 5-9 кл. Волгоград: «Учитель», 2013 г.

- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: методическое пособие /Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. Пособие / О,А, Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Планета, 2012г.

- Львова С.А. Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.

- Субчева В.П. Социально - бытовая ориентировка. Методическое пособие:5-9 классы.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.


В тематическом планировании курса предусмотрены уроки: вводные, уроки сообщения новых знаний, уроки закрепления, комбинированные, обобщающие, по дифференциации сходных тем, контрольные.


В соответствии с ОБУП на изучение регионального содержания географического образования отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.


Распределение НРК по крупным темам:


Тема

Количество часов

Диетическое питание

1

Питание детей ясельного возраста.

1

Приготовление национальных блюд.

1

Условия создания семьи.

1

Интерьер в квартире.

1

Назначение авиатранспорта.

1

Виды денежных переводов.

1

Виды связи.

1

ИТОГО

8


Список литературы

для реализации НРК на уроках СБО

  1. «Почётные граждане города Миасса» А.П. Борисов, Миасс, 2008.

  2. «Отчий дом» В. Суродина, О. Суродина; Миасс, «Геотур», 2011

  3. Хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 10-11 класс» Т.Н. Крохалёва, Т.В. Соловьёва; ООО Издательский центр «Взгляд», 2003.

  4. «Южноуральская панорама событий и достижений (книга для чтения по краеведению)», А.П. Моисеев, А. В. Драгунов, выпуск 1, Челябинск; «АБРИС», 2006.

  5. «Природа Южного Урала (учебное пособие для учащихся 3-4 классов)»; Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, Южно-Уральский издательский торговый дом, 2001.

  6. «Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала» И.С. Огоновская; Екатеринбург, Издательский дом «Сократ», 2006.

  7. «Заповедники России (учебное пособие для учащихся 5-9 классы), Челябинск «Взгляд», 2003.

  8. «Ильмены» О.Н. Суродина, ОАО «Челябинский Дом печати», 2005.

  9. Интернет ресурсы.


























Содержание НРК в тематическом планировании курса СБО

в 9 классе

Всего часов – 34 часов НРК- 8


Тема урока.

Дата

Тема НРК

Содержание

1.

Диетическое питание


Производство продуктов диетического питания местными производителями

Молочные, хлебобулочные, мясо- говядина, яйцо, рыба.

2.

Питание детей ясельного возраста.


Производство продуктов детского питания производителями Челябинской области.

Соки, каши, пюре, печенье, мясо.

3.

Приготовление национальных блюд.


Блюда «Русская национальная кухня».

Борщ с грибами, жаркое по-российски, баклажаны с помидорами.

4.

Условия создания семьи.


Семейный кодекс РФ.

Семейные отношения. Нормы взаимоотношений в семье.

5.

Интерьер в квартире.


Производство мебели Миасскими специалистами.

Кухонные, спальные гарнитуры, мебельные стенки.

6.

Назначение авиатранспорта.


Российский авиатранспорт. Аэровокзал г. Челябинска.

Марки самолетов. Назначение аэровокзала.

7.

Виды денежных переводов.


Экскурсия на городскую почту.

Заполнение бланков. Стоимость переводов.

8.

Виды связи.


Виды связи в Челябинской области.

Сотовая, компьютер, факс, их значимость.











Планирование коррекционной работы

по СБО в 9 классе


п/п

Крупные темы

Коррекционная работа

1

«Одежда и обувь»

Расширять кругозор учащихся. Активизировать процессы припоминания, опираясь на жизненный опыт, при формировании представлений о моде и стилях одежды. Развивать глазомер и точные математические навыки при вычислении размеров одежды. Развивать бытовую ориентировку.

2

«Питание»

Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением питания. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие, воображение в процессе сервировки стола.

3

«Семья»

Активизировать мыслительные процессы, аналитико-синтетическую деятельность при распределении обязанностей в семье и осознанное восприятие при выявлении условий для создания семьи. Развивать связную речь и воображение в процессе написания сочинения на тему «Моя семья».

4

«Культура поведения»

Корригировать навыки поведения в обществе. Развивать воображение и слуховое внимание в процессе формирования правил хорошего тона.

5

«Жилище»

Способствовать развитию бытовой, пространственной ориентировки при формировании представлений об интерьере. Развивать воображение, зрительное внимание при практической расстановке мебели с учетом предъявляемых требований, опираясь на жизненный опыт.

6

«Транспорт»

Активизировать мыслительную и речевую деятельность, расширять кругозор и пространственную ориентировку при знакомстве с авиатранспортом, его разнообразием и назначением.

7

«Торговля»

Развивать наблюдательность и зрительное внимание в процессе формирования представлений о ярмарках, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью.

8

«Средства связи»

Расширять словарный запас, развивать слуховое внимание и восприятие при оформлении квитанций на денежный перевод. Активизировать математическое, логическое мышление в процессе практического применения полученных знаний.

9

«Медицина»

Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при распределении обязанностей по уходу за больным. Корригировать поведенческие навыки для профилактики инфекционных заболеваний.

10

«Учреждения, организации и предприятия»

Развивать пространственную ориентировку, расширять кругозор, опираясь на жизненный опыт учащихся.

11

«Трудоустройство»

Развивать мыслительную и речевую деятельность для более успешной адаптации в дальнейшей жизни. Развивать осознанное восприятие, слуховое и зрительное внимание, в процессе оформления деловых бумаг, соблюдая принятые требования.



























Содержание предмета, практические работы

по социально-бытовой ориентировке

в 9 классе.


Одежда и обувь

Стиль одежды, мода, обновление одежды. Выбор одежды при покупке. Правила выведения мелких пятен на одежде.

Практические работы:

-Определение собственных размеров одежды и обуви.

-Экскурсия в магазин.

-Выведение мелких пятен.


Питание

Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд. Составление меню. Сервировка праздничного стола. Практические работы:

- Составление меню на день.

- Приготовление диетического блюда.

-Запись рецепта национального блюда и приготовление его.

- Составление меню и сервировка праздничного стола.


Жилище

Расстановка мебели в квартире. Сохранение жилищного фонда.

Практические работы:

-Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.


Транспорт

Назначение авиатранспорта. Аэровокзал.


Торговля

Значение и виды ярмарок. Время и место их проведения.

Практические работы:

-Участие в школьной ярмарке. Посещение отделов магазинов распродажи товаров по сниженным ценам.


Средства связи

Виды денежных переводов. Виды связи: сотовая, автоответчик, компьютерная, факс.

Практические работы:

-Экскурсия на почту.

-Заполнение бланков на отправление денежного перевода.


Культура поведения

Распределение обязанностей по ведению хозяйства. Прием гостей.

Практические работы:

-Распределение обязанностей. Планирование бюджета семьи.

-Сюжетно-ролевая игра «Прием гостей».


Медицинская помощь

Инфекционные заболевания, их предупреждение. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность.

Практические работы:

-Сюжетно-ролевая игра «Больной в доме» (уход за ним)


Учреждения, предприятия

Предприятия бытового обслуживания. Назначение.

Практические работы:

-Экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью.


Трудоустройство

Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Деловые бумаги. Правила их составления.

Практические работы:

-Составление деловых бумаг.








































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:

р. Одежда и обувь

.-размеры своей одежды и обуви,

-гарантийные сроки носки,

-правила возврата,

-способы обновления одежды с помощью мелких деталей,

-средства выведений пятен в домашних условиях,

-общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.

-санитарно гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведений пятен,

-правила стирки изделий из тюля, трикотажа.

р. Питание

-значения диетического питания,

-особенности и важность правильного питания детей ясельного возраста,

-названия и рецепты 1-2национальных блюд


р. Семья.

-основные виды семейных отношений, формы организаций досуга в семье и отдыха,

-семейных традиций,

- о морально-эпических нормах взаимоотношений в семье.

-обязанности, связанные с заботой о детях.


р. Культура поведения

-правила поведения в обществе

– правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).


р. Жилище

-правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, назначений комнат, назначений мебели),

-требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера,

-правила сохранения жилищного фонда.


р. Транспорт

-основные маршруты самолетов,

-службы аэровокзала,

-стоимость проезда,

-порядок приобретения и возврата билетов,

-правила посадки в самолете,

-правила поведения в аэропорту,

-правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.

р. Торговля

-виды ярмарок,

-отличие ярмарок от рынка, магазина,

-время и место проведения ярмарок,

-цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных,

р. Средства связи

-виды денежных переводов их стоимость,

-виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их значимость, необходимость,

-стоимость услуг по каждому виду связи.

р. Медицинская помощь

-способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных,

-меры по предупреждению инфекционных болезней,

-правила и приемы ухода за больным,

-условия освобождения от работы: по болезни или ухода за больным.


р. Учреждения, предприятия, организации

-местонахождения предприятия бытового обслуживания населения,

-какие виды услуг оно оказывает,

-правила пользования услугами ,

-стоимость обслуживания,

-профессии работников этого предприятия.


р. Экономика домашнего хозяйства

-составные части бюджета семьи и их размер,

-основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона,

-стоимость крупных покупок,

-правила экономии (учета реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в общении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, покраска),

-виды и цели помещений.



Учащиеся должны уметь:

р. Одежда и обувь

-пользоваться журналом мод,

-подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями,

-рационально выбирать товары, учитывая их назначения и собственные возможности,

-выводить пятна на одежде разными средствами,

-стирать изделия из тюля и трикотажа.


р. Питание

-составить меню диетического питания на день,

-приготовить 1-2 диетического блюда,

-составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда,

-приготовить одно национальное блюдо,

- составить меню праздничного стола,

-выполнить сервировку праздничного стола.


р. Семья

-анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку,

-выполнять морально – эпические нормы взаимоотношения в семье (отношения к родителям, дедушкам, бабушкам),

-оказать внимание, поддержку, посыльную помощь нуждающемуся члену семьи,

-активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье,

-поддерживать и укреплять семейные традиции

-выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.

р. Культура поведения

-встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их,

-анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

р. Жилище

-расставлять мебель в квартире (на макете),

-подбирать детали интерьера.


р. Транспорт

-ориентироваться в расписании,

-определять маршрут и выбирать транспортные средства,

-выполнять правила безопасности во время полета и правил поведения в аэропорту.


р. Торговля

-приобретенные умения при покупке товаров в магазинах, на рынке перевести самостоятельно в новые условия – ярмарки.

р. Средства связи

-заполнить почтовый и телеграфный перевод,

-подсчитать стоимость денежных отправлении,

-оформить квитанции по оплате телефонных услуг.


р. Медицинская помощь

-строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания,

-строго выполнять правила ухода за больным, измерять температуру, умывать, переодевать больного, кормить (взрослого, ребенка),

-ставить горчичники.

р. Учреждения, организации и предприятия

-обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания.


р. Трудоустройство

-обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу,

-написать заявления о принятии на работу, о переходе с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию,

-заполнить анкету,

-составить заявки на материалы, инструменты,

-написать расписку, докладную записку























КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, проверочных и практических работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Программа предусматривает следующие виды контроля: вводный, тематический, промежуточный, итоговый.



Одежда и обувь. Проверочная работа.

Прочитай вопрос.

Отметь нужный вариант ответа.

1) Какой стиль считается универсальным?

а) классический

б) романтический

в) юнисекс

2) Что делать, если у джинсов протерлась ткань на коленях?

а) сделать из них тряпку

б) на протертые места поставить декоративную заплату.

в) выбросить

3) Что делать с пятном от вишни?

а) поставить на него заплату

б) постараться вывести

в) такую вещь не носить

4) Где можно узнать о выведении пятен?

а) спросить у знакомых

б) прочитать в книгах по домоводству

в) пробовать выводить опытным путем.

5) Как определить свой размер одежды?

а) в магазине перемерить много вещей, а у той, которая подойдет, посмотреть размер.

б) снять мерки

в) узнать у мамы

6) Что делать, если любимые летние брюки стали короткими?

а) пришить отвороты

б) не носить их

7) Что делать, если рукава блузки стали короткими?

а) не носить ее

б) обрезать рукава и носить с короткими рукавами



Питание. Проверочная работа

Заполни вторую половину таблицы.

Электроприборы

Назначение

1.Электромясорубка


2.Кухонный комбайн


3.Миксер


4.Кофемолка.



Как называется специально установленный режим питания?


Культура поведения. Проверочная работа.

Прочитай вопрос

Отметь нужный вариант ответа

1)Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?

а) можно

б) ни в коем случае

в) надеть красивые туфли

2)Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки?

а) да

б) только если новые

в) нет

3) Кто знакомит гостей друг с другом на праздничном вечере?

а) хозяева

б) один из гостей

в) сами между собой

4) Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?

а) можно

б) нельзя

5) Должен ли быть включен телевизор во время приема гостей?

а) да

б) нет

в) да, если передача всем интересна

6) Нужны ли цветы на праздничном столе?

а) да

б) необязательно

в) нет

7) Если гости принесли торт, обязательно ли им угощать?

а) да, это правило вежливости

б) необязательно

в) нет

8) Должны ли хозяева, прощаясь с гостями и слушая их благодарности, тоже благодарить их?

а) нет

б) хозяева молчат

в) благодарят гостей за то, что они пришли.


Средства связи. Проверочная работа.


Прочитай утверждения и пронумеруй их в правильном порядке.


1) Поместить в посылочный ящик вещи, допущенные к пересылке по почте.

2) Оценить стоимость посылки.

3) При пересылке хрупких и бьющихся предметов следует сделать надпись: «Осторожно»

4) Составить опись содержимого и заверить ее работником почты.

5) Взвесить (предельная масса посылки – 10 кг, если вложение неделимое- 20 кг)

6) Обратиться к работнику почты для закрытия посылки.

7) Оплатить услуги почты.

8) Заполнить бланки, написать адрес на посылке.

Медицинская помощь. Проверочная работа.

Прочитай задание и расставь правильно стрелки.

Название

Стрелки

Способ распространения

1) Инфекции дыхательных путей (грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулез, оспа)


а) Через продукты питания, воду, грязные руки.

2) Кишечные инфекции (дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный гепатит)


б) Воздушно- капельный путь

3) Кровяные инфекции (малярия, клещевой энцефалит, чума)


в) Контактный путь

4) Инфекции наружных покровов (чесотка, педикулез)


г) Через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, блохи, вши, москиты)









Трудоустройство. Проверочная работа.

Ответь на вопрос письменно.

-Куда обращаться для устройства на работу?

-Какие документы необходимы для оформления на работу?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по социано-бытовой ориентировке (СБО)


9 а,б класс


на 2019 – 2020 учебный год


составлено на основе программы специальных (коррекционных)


образовательных учреждений VIII вида


Москва «владос», 2014 г под редакцией В.В. Воронковой













Календарный план на 2019 - 2020 учебный год

9 а,б класс.


Дни

недел.

К- во

часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь





1

11

111

1\/

1

11

111

1\/

1

11


111


1\/


1


11


111


1\/










Пон.























Втор.






















Сред.






















­Четв.






















Пятн.


































































часов

часов

Дни недел.

К- во

часов

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май



1

11

111

1\/

1

11

111

1\/

1

11

111

1\/

1

11

111

1\/

1

11

111

1\/

Пон.






















Втор.






















Сред.






















Четв.






















Пятн.


































































часов

часов


Всего по плану –

Фактически –

№ урока

Раздел и тема урока

Обучающие задачи.

Дата

Кол-во часов

Практическая часть

Словарная работа

Наглядный материал и оборудование

Национально-региональный компонент


р. Одежда и обувь. 4 ч

1

Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).

-Уметь пользоваться журналами мод.

-Знать способы обновления одежды с помощью мелких деталей.



1 ч

Запись некоторых данных в тетрадь.

Стиль, мода.

Журналы мод.

Российская мода.

2







Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.


-Знать размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата.

-Уметь подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями.

-Уметь выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности



1 ч





Определение собственных размеров одежды и обуви.

Экскурсия в магазин.

Размер, отдел.










Сантиметр.


















3







Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях.


-Знать правила выведения жирных, фруктовых, молочных пятен, пятен от крови, красок и


Выведение пятен.

Тюль, трикотаж.

Средства для выведения пятен.

(таблица)

Производство средств для выведения пятен Российскими производителями.

4



Соблюдение техники безопасности.

др.

-Знать правила безопасности при работе со средствами выведения пятен.

-Знать правила стирки изделий из тюля, трикотажа и уметь стирать.

-Уметь выводить пятна.



р. Питание.

5

Диетическое питание.

-Расширять кругозор о значении питания.

-Уметь составлять меню диетического питания на день, неделю.

-Уметь приготовить одно блюдо диетического питания.


-Составление меню.

Меню, диета.


Таблицы, продукты.


Производство продуктов диетического питания местными производителями.


6

Рецепты приготовления диетических блюд.


-Приготовление диетического блюда.



7

Питание детей ясельного возраста.





-Знать особенности и важность правильного питания детей ясельного возраста.

-Уметь составлять меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить блюдо.

-Проявлять элементы творчества.



-Составление меню на день.



Меню,

ясельный.


Таблица меню.


Производство продуктов детского питания Российскими производителями.

8

Приготовление национальных блюд.




-Знать названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

-Уметь приготовить одно национальное блюдо.




-Запись рецепта национального блюда и приготовление его.

Рецепт, национальный.

Рецепты блюд.

Блюда «Русская национальная кухня».

9






Составление меню и сервировка праздничного стола.

-Формировать знания о культуре питания.

-Уметь составлять меню праздничного стола.

-Уметь выполнять его сервировку.

-Формировать знания о разнообразии пищи.



-Составление меню и сервировка праздничного стола.

Меню, сервировка.




р. Семья.

10

Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.








-Знать основные виды семейных отношений, морально-этические нормы взаимоотношений в семье.

-Уметь давать правильную оценку семейным ситуациям.

-Выполнять морально-этические нормы взаимоотношений в семье (к родителям, дедушкам, бабушкам).


1 ч





















Семья, отношения.


Таблица.








Семейный кодекс РФ. Условия и порядок вступления в брак.

11

Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга в семье.



-Знать формы организации досуга в семье.

-Уметь активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье. -Уметь выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.


1 ч







Распределение обязанностей. Планирование бюджета семьи.

Бюджет, досуг.









12

Семейные традиции.

-Знать семейные традиции.

-Уметь поддерживать семейные традиции.



1 ч

Рассказ учащихся о их семейных традициях.

Традиции.




р. Культура поведения. 3 ч


13

Адекватность поведения в обществе.

-Уметь анализировать поступки людей и давать им правильную оценку.

-Усваивать моральные нормы поведения.


1 ч







14

Прием гостей.

-Знать правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).

-Уметь встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их.


Сюжетно-ролевая игра «Прием гостей».

Визит.



15

Правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.



р. Жилище. 2 ч


16

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер.









-Знать правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели).

-Требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера.

-Уметь расставлять мебель в квартире (на макете).

-Подбирать детали интерьера.


1 ч











Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера.

Интерьер.


Детская мебель.









Производство мебели Миасскими специалистами.

17

Сохранение жилищного фонда.

-Знать правила сохранения жилищного фонда.


1 ч


Жилищный фонд.




р. Транспорт. 2 ч


18

Назначение авиатранспорта.

-Знать основные маршруты самолетов.

-Службы аэровокзала.

-Стоимость проезда.

-Порядок приобретения и возврата билетов.

-Правила посадки в самолет.

-Правила поведения в аэропорту.

-Правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.

-Уметь ориентироваться в расписании.

-Определять маршрут и выбирать транспортные средства.

-Выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.


Экскурсия в кассу аэрофлота. Выбрать пункт назначения. Определить номер рейса самолета, стоимость билета. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Рассчитывать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.

Аэровокзал, маршрут.

Расписание, таблица.

Российский авиатранспорт. Аэровокзал г. Челябинска.

19

Аэровокзал. Авиамаршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.



р. Торговля. 2 ч


20

Значение ярмарок: международные, межрегиональные,

межгородские, межрайонные, сельские.

-Уметь приобретенные умения при покупке товаров в магазинах, на рынке перевести самостоятельно в новые условия-ярмарки.




1 ч



Участие в школьной ярмарке. Посещение отделов магазинов распродажи товаров по сниженным ценам

Ярмарка.


Таблица




21

Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки ярмарки образцов.

-Знать виды ярмарок.

-Отличие ярмарки от рынка, магазина.

-Время и место проведения ярмарки.

-Цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных.



1 ч





Запись в тетрадь:

Виды ярмарок.

Рынок.




р. Средства связи. 4 ч

22

Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные).

-Знать виды денежных переводов, их стоимость.

-Уметь заполнять

почтовый и телеграфный переводы.

-Подсчитать стоимость денежных отправлений.

-Оформить квитанции по оплате услуг.



Экскурсия на почту.

Заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.

Телеграф.







Бланки переводов.







Экскурсия на городскую почту.






23

Стоимость отправления денежных переводов.

24

Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем.

-Знать виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их значимость, необходимость.


Запись некоторых данных в тетрадь

Пейджер, факс, автоответчик.

Детский телефон.

Виды связи в Челябинской области.


25

Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.


р. Медицинская помощь. 3 ч

26

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

-Совершенствовать знания учащихся, применять их в жизни.


1 ч

Запись информации в тетрадь


Инфекционные



27

Уход за больным.







-Развивать практическую деятельность по уходу.







1 ч






Сюжетная игра «Больной в доме». Уход за ним - измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применение лекарства, составление графика приема, поправка постели, организация столика у постели больного, ставить горчичники на кукле.






Градусник, лекарства.





28

Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.

-Знать документы по нетрудоспособности.


1 ч


Бюллетень.

Документы



р. Учреждения, организации и предприятия. 2 ч

29

Предприятия бытового обслуживания: прокаты, ремонт квартир, остекление и их назначение.

-Уметь пользоваться услугами предприятий.


Экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью.

ЖЭУ, бытовое обслуживание.

Таблица

Право на свободный труд ст.37, гл.2 Конституции РФ.

30

Сохранение жилищного фонда.



р. Трудоустройство.

31

Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, детская биржа труда).

-Знать учреждения и отделы по трудоустройству.





1 ч





Запись информации в тетрадь





Отдел кадров, префектура, биржа труда.


Таблица.








32

Оформление на работу, постоянную и по договору.

-Учить составлять деловые бумаги.




Запись некоторых данных в тетрадь


Документы


33

Документы, необходимые для поступлению на работу. Их оформление.

- Учить оформлять деловые бумаги.



Запись в тетрадь:

Документы, необходимые для поступлению на работу.

Документы


Договор


Документы

Бланки

Договор


34

Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная, записка, заявка). Правила их составления.

-Развивать слуховое и зрительное восприятие.


1 ч

Составление деловых бумаг.

Деловые бумаги.







Утверждено на заседании ШМО

Протокол № ____от « » _____ 2019 г.

Руководитель ШМО:______О.Н.Забегаева


Критерии оценки знаний и умений на уроках СБО за выполнение практической работы.


«5» - ставится за безошибочную выполненную работу, выполненную в соответствии с планом, инструкционной и технологической картой, за отведённое время.


«4» - ставится за работу, выполненную качественно с незначительными нарушениями. Нарушен порядок работы по инструкции или плану.


«3» - ставится за работу, выполненную с нарушениями.

- значительные нарушения выполнения последовательности плана работы или порядка работы по инструкции.

- выполнение работы с ошибками.


«2» - ставится за невыполненную работу.





Критерии оценки знаний и умений на уроках СБО за теоретические знания.


«5» - ставится, если ученик усваивает материал, понимает, какие именно действия и в какой последовательности он должен выполнять, решая проблему, поставленное в рамках содержания материала.

- уровень сформированности умений высокий.


«4» - ставится, если ученик, усваивает материал, может достигать поставленной цели, но не всегда последовательно и целеустремлённо.

- уровень сформированности умений средний.


«3» - ставится, если ученик слабо усваивает материал

- уровень сформированности умений низкий.


«2» - ставится, если ученик не усваивает материал.















Приложение




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (сбо) для 9 класса

Автор: Садовникова Анна Васильевна

Дата: 26.08.2020

Номер свидетельства: 556485


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства