kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (сбо) для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (СБО) ДЛЯ 8 КЛАССА СКО школы-интернат VIII вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (сбо) для 8 класса»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс





СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР Директор школы

________ О. Г. Аксёнова ___________ А. В.Макридин

« » __________ 2019 г. « » __________ 2019 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ (СБО)

ДЛЯ 8 КЛАССА

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД











Составитель рабочей программы

учитель СБО первой категории

Садовникова Анна Васильевна







Рассмотрено на заседании ШМО

учителей трудового обучения

Протокол № __ от « » _______ 2019 г.

Руководитель ШМО: _________ О.Н.Забегаева





Структура рабочей программы по социально-бытовой ориентировке (СБО)

предусматривает следующие разделы:




  1. Пояснительная записка.

  2. Содержание предмета, практические работы.

  3. Требования к уровню подготовки обучающихся.

  4. Контрольно-измерительные материалы.

  5. Календарно-тематическое планирование.

  6. Приложение. Критерии оценки ЗУН учащихся.







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по СБО составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:


- Программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл. / Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-Бытовая Ориентировка» автор Т.А. Девяткова, А.М. Щербакова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 г. – Сб.1;

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 345 от 28.12. 2018 г. « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» на 2019-2020 учебный год;

-Приказом МОиН Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01-2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов), для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области» на 2019-2020 учебный год;

- Учебным планом СКО школы – интерната VIII вида на 2019-2020 учебный год.

Миссия СКО школы-интерната VIII вида состоит в «Воспитании, обучении, реабилитации, социальной интеграции». Рабочая программа основана на данной миссии и реализует её на уроках.


Цель уроков СБО в 8 классе СКО школы - интерната VIII вида – подготовить учащихся к самостоятельной жизни и труду.


Основными задачами преподавания СБО в 8 классе являются:


1. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни и труду.

2. Формировать у них знания и умения, способствующие социальной адаптации.

3. Повышать уровень общего развития учащихся.

4. Формировать и совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

5. Знакомиться с предприятиями, учреждениями, организациями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

6. Формировать умения пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.

7. Усваивать морально-этические нормы поведения.


Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышения уровня общего развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учётом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умениями пользоваться услугами предприятий, службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей.

«Питание» - один из важных разделов, который решает нужные задачи: расширение кругозора детей о назначении питания в жизни и деятельности человека, формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приёмами экологические чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявив элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшения их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиена труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности и находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, интересам к национальным традициям.

Результативность знаний по этому разделу обеспечивается только при условии тесной связи учителя с родителями, воспитателями, работниками столовой, обслуживающих учащихся.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся, как базу для решения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными методами и формами обучения являются практические работы, экскурсии. Сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов.

СБО учащихся имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы.

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет самостоятельно с учётом возможности детей и в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнения в полном объёме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты полезные советы, изложенные доступным детям языком, чётко и лаконично. Записи в тетрадях проверяются учителем после каждого занятия.

Домашние задания не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например: место работы родителей, их должность).


Основные межпредметные связи строятся по линиям:

СБО – чтение и развитие речи

СБО – математика

СБО – география

СБО – труд

СБО – естествознание

Рабочая программа по СБО в соответствии ОБУП и Учебным планом СКО школы – интерната VIII вида в 5-9 классах рассчитана на 34 учебные недели (34 часа, по 1 часу в неделю)


Предлагаемое в рабочей программе распределение часов по темам соответствует программе Т.А. Девяткова, А.М. Щербакова «Социально-Бытовая Ориентировка».

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тема

Количество часов

Личная гигиена

3

Одежда и обувь

4

Питание

4

Культура поведения

3

Жилище

2

Транспорт

2

Торговля

2

Семья

2

Средства связи

3

Медицинская помощь

4

Учреждения, организации и предприятия

2

Экономика ведения домашнего хозяйства

3

ИТОГО

34






Учебно-методическое обеспечение учебного курса:


Учебников нет.

Дидактические и методические пособия для учителя:

- Т.А.Девяткова «Социально-бытовая ориентировка в СКО (У) VIII вида М. 2003 г.

- В.В.Гладкая «Социально-бытовая подготовка воспитанников С (К) ОУ VIII вида. М.: НЦЭНАС, 2006 г.

- В.В.Воронкова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в С (К) О школе VIIIвида. М.: ВЛАДОС, 2003 г.

- А.П.Анастасова «Жизнь без опасностей» часть 1-2, 3-4.ОБЖ. / М.: Просвещение, 1998 г.

- Г.Картушина «Домоводство» М.: Просвещение, 1970 г.

- «Трудовое обучение» под редакцией П.Р.Атутова. М.: Просвещение, 1989 г.

- «Человек» В.А. Постовская, М.: «Просвещение» 1986г.

- А.В.Коротеев «Первая помощь при несчастных случаях, травмах, внезапных заболеваниях» М.: Просвещение, 1987 г.

- «Правила дорожного движения» Н.А. Извекова, М.: «Просвещение» 1980г.

- «Социально-бытовая ориентировка» 5-9 кл. С.А. Львова, Волгоград: «Учитель» 2012г.

- С.П. Дерябина «Контрольно-измерительные материалы по Социально-Бытовой Ориентировки» 5-9 кл. Волгоград: «Учитель», 2013 г.

- Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: методическое пособие /Н.В. Синица. – М.: Вентана-Граф, 2013г.

- Алёнкина, О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.-метод. Пособие / О,А, Алёнкина; под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Планета, 2012г.

- Львова С.А. Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. 5 - 9 классы. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.

- Субчева В.П. Социально - бытовая ориентировка. Методическое пособие:5-9 классы.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.


Дидактические пособия для учащихся:

- раздаточные индивидуальные карточки;

- занимательный и развивающий материал по предмету;

- материал для коррекции психических процессов: речи, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия;

- занимательный материал: загадки, ребусы, кроссворды;

- перфокарты по трудным темам;

- предметные, сюжетные картины, рисунки и иллюстрации, презентации;

- таблицы, алгоритмы по основным темам;

- В.А. Зырянова, И.А. Хаминова «Подготовка младшего обслуживающего персонала» 5,6,7,8,9 класс - учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология».


В тематическом планировании курса предусмотрены уроки: вводные, уроки сообщения новых знаний, уроки закрепления, комбинированные, обобщающие, по дифференциации сходных тем, контрольные.


В соответствии с ОБУП на изучение регионального содержания географического образования отводится 10% учебного времени в год. Это способствует формированию у обучающихся патриотических чувств, воспитанию любви к родному краю.


Распределение НРК по крупным темам:


Тема

Количество часов

Одежда и обувь

1

Питание

1

Семья

1

Транспорт

1

Торговля

1

Учреждения, организации и предприятия

1

Экономика ведения домашнего хозяйства

1

ИТОГО

7

Список литературы

для реализации НРК на уроках СБО


  1. «Почётные граждане города Миасса» А.П. Борисов, Миасс, 2008.

  2. «Отчий дом» В. Суродина, О. Суродина; Миасс, «Геотур», 2011

  3. Хрестоматия «Литература России. Южный Урал. 10-11 класс» Т.Н. Крохалёва, Т.В. Соловьёва; ООО Издательский центр «Взгляд», 2003.

  4. «Южноуральская панорама событий и достижений (книга для чтения по краеведению)», А.П. Моисеев, А. В. Драгунов, выпуск 1, Челябинск; «АБРИС», 2006.

  5. «Природа Южного Урала (учебное пособие для учащихся 3-4 классов)»; Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, Южно-Уральский издательский торговый дом, 2001.

  6. «Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала» И.С. Огоновская; Екатеринбург, Издательский дом «Сократ», 2006.

  7. «Заповедники России (учебное пособие для учащихся 5-9 классы), Челябинск «Взгляд», 2003.

  8. «Ильмены» О.Н. Суродина, ОАО «Челябинский Дом печати», 2005.

  9. Интернет ресурсы.











Содержание НРК в тематическом планировании курса СБО

в 8 классе

Всего часов – 34 часов НРК- 7


Тема урока.

Дата

Тема НРК

Содержание

1.

Химчистка


Экскурсия в химчистку г. Миасса

Правила приема. Прейскурант цен.

2.

Заготовка продуктов впрок


Выращивание и сбор овощей в Миасском регионе.

Овощи и фрукты.

3.

Грудной ребенок в семье


Семейный кодекс РФ

Отношения между родителями и детьми.

4.

Междугородний автотранспорт.


Экскурсия по автовокзалу г. Миасса.

Маршруты, расписание, движение автобусов.

5.

Рынки, виды рынков.


Экскурсия на городской рынок.

Система расположения продаваемой продукции.

6.

Департамент. Префектура. Полиция. Муниципалитет.


Экскурсия в префектуру г. Миасса.

Отделы оказания помощи.

7.

Сбережения


Экскурсия в сбербанк г. Миасса.

Виды деятельности.
























Планирование коррекционной работы

по СБО в 8 классе


п/п

Крупные темы

Коррекционная работа

1

«Питание»

Активизировать мыслительную и речевую деятельность при знакомстве с видами и значением выпечек. Развивать логическое мышление и воображение при составлении меню, учитывая принятые требования. Развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие в процессе приготовления блюд.

2

«Личная гигиена»

Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями косметических средств. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора.

3

«Одежда и обувь»

Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Расширять словарный запас и связную речь. Корригировать навыки ведения домашнего хозяйства правильно распределяя силы и внимание.

4

«Семья»

Способствовать развитию социально-бытовой ориентировки, осуществляя связь с жизнью. Развивать осознанное внимание и восприятие при знакомстве с правилами ухода за грудными детьми.

5

«Культура поведения»

Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды и косметических средств, в соответствии с назначением мероприятия. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил общения с противоположным полом, осуществляя взаимосвязь с жизненным опытом. Корригировать поведенческие навыки.

6

«Жилище»

Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения, в соответствии с его назначением. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний.

7

«Транспорт»

Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о автотранспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе экскурсий.

8

«Торговля»

Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств рынков и магазинов. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

9

«Средства связи»

Развивать бытовую направленность восприятия и внимания в процессе практической деятельности. Развивать наблюдательность и способность правильно распределять внимание при ознакомлении с работой телеграфа.

10

«Медицина»

Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

11

«Учреждения, организации и предприятия»

Способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности при формировании представлений о назначении органов власти и их разнообразии. Активизировать осознанное восприятие и логическое мышление.

12

«Экономика домашнего хозяйства»

Развивать речевую и мыслительную деятельность при изучении бюджета семьи, осуществляя практическую направленность и взаимосвязь с жизнью. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительного внимания при оформлении необходимых документов. Осуществлять взаимосвязь с математикой при оформлении расчетных записей.







































Содержание предмета, практические работы

по социально-бытовой ориентировке

в 8 классе.


Личная гигиена.

Значение косметики для юноши и девушки. Значение здоровья для человека. Практические работы:

-Протирание кожи лица, подбор лосьона, отвара из трав, нанесение крема, пудры с учетом состояния кожи.

-Маски из фруктов и овощей.


Одежда и обувь.

Особенности ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей. Правила и приемы глаженья блузок и рубашек. Правила пользования химчисткой.

Практические работы:

-Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила безопасности в использовании стирального порошка.

- Глаженье рубашек, платков.

-Экскурсия в химчистку, знакомство с правилами приема изделий и выдачи их.


Питание.

Приготовление изделий из теста. Заготовка продуктов впрок. Запись рецептов.

Практические работы:

-Приготовление пресного теста.

-Чтение рецептов и самостоятельный подбор продуктов.

-Приготовление лапши, печенья.

-Приготовление овощного салата.

-Нарезка зелени и фруктов для сушки.

-Запись рецептов соления, варения, консервирования, сушки.


Семья.

Уход за грудным ребенком. Правила содержания в чистоте детской постели, посуды.

Практические работы:

-Упражнение в купании, одевании, пеленании куклы.

-Мытье детской посуды, игрушек.


Культура поведения.

Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.

Практические работы:

Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей».


Жилище.

Уборка кухни, санузла, ванны. Моющие средства.

Практические работы:

-Мытье кафельных стен, чистка раковин.


Транспорт.

Междугородний автотранспорт. Автовокзал, назначение. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.

Практические работы:

-Экскурсия на автовокзал. Выбрать пункт назначения. Определить место и время отправления.


Торговля.

Рынки. Виды рынков. Отличие рынка от магазина.

Практические работы:

-Экскурсия на городской рынок.


Средства связи.

Виды телефонной связи. Правила пользования телефонным справочником. Культура разговора по телефону.

Практические работы:

-Сюжетно-ролевая игра «Телефонная справочная служба».

-Экскурсия на переговорный пункт. Выбор названия города, знакомство с кодом и тарифом. Расчет стоимости разговора за 1 минуту, 3,5, 10.


Медицинская помощь.

Первая помощь при несчастном случае. Меры по предупреждению несчастных случаев.

Практические работы:

-Сюжетно-ролевая игра «Промывание предполагаемой раны, наложение повязки на ногу, голову.

-Оказание помощи «спасенного» из водоема.


Учреждения, предприятия.

Департамент, муниципалитет, префектура, милиция. Их назначение.

Практические работы:

-Экскурсия в префектуру г. Миасса.


Экономика ведения домашнего хозяйства.

Бюджет семьи. Источники доходов. Основные статьи расходов. Сбережения.

Практические работы:

-Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год.

-Составление доверенности на получение зарплаты, пенсии, стипендии за членов семьи.

- Упражнения в планировании расходов на месяц с выбором наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом.

- Упражнения в снятии показателей электросчетчика (газового счетчика, счетчика воды. Расчет стоимости израсходованной электроэнергии, газа, воды, телефонных разговоров. Заполнение квитанции.

-Упражнения в планировании крупных дорогостоящих покупок.

-Экскурсия в Сбербанк.

















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Учащиеся должны знать:


р. Личная гигиена

-правила ухода за кожей лица,

-приемы нанесения косметических средств на лицо, шею.


р. Одежда и обувь

-правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей,

-правила и последовательность глажения изделий,

-виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение,

-виды оказываемых ими услуг,

-правила подготовки вещей к сдаче в чистку.


р. Питание

-виды теста,

-способы приготовления изделий из теста,

-способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.


р. Семья.

-правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания,

-правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка,

-санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек.


р. Жилище

-правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны,

-санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла,

-моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла.


р. Транспорт

-основные маршруты автобусов,

-основные маршруты водного транспорта,

-правила безопасной поездки на речном и морском виде транспорта.


р. Культура поведения

-правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома, требования к внешнему виду молодых людей.


р. Торговля

-виды рынков,

-основные отличия его от магазина,

-правила поведения на рынке,

-правила покупателя на рынке,

-цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь, а также и фрукты, ягоды и промышленные товары.


р. Средства связи

-виды телефонной связи,

-правила пользования ими, телефонным справочником,

-номера срочных вызовов пожарной службы, милиции, скорой помощи, службы газа,

-периодичность оплаты телефона,

-виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью,

-тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояний,

-оплата за телефон,

-порядок заказа междугороднего разговора по адресу,

-правила культурного краткого разговора.


р. Медицинская помощь

-меры по предупреждению несчастных случаев в быту,

-правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведения из состояния теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении различных степеней, промывание желудка при отравлении,

-приемы оказания помощи спасенному из водоема.


р. Экономика домашнего хозяйства

-составные части бюджета семьи и их размер,

-основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона,

-стоимость крупных покупок,

-правила экономии ( учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в общении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, покраска),

-виды и цели помещений.


р. Учреждения, предприятия, организации

-куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи,

-адрес местной префектуры,

-отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного образования, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи.




Учащиеся должны уметь:


р. Личная гигиена

-правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног,

-использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам,

-в меру пользоваться косметикой.


р. Одежда и обувь

-стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей,

-гладить блузки, рубашки, платья.


р. Питания

-приготовить пресное тесто и изделия из него - лапшу, печенье,

-нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп,

-заготовить ягоды без тепловой обработки,

-записать рецепт соления, варенья, консервирования.


р. Семья

-купать, одевать, пеленать куклу,

-кормить куклу из соски и с ложечки,

-содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки.


р. Культура поведения

-культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах), дома,

-выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст,

индивидуальные особенности, для турпохода, посещения танцев.


р. Жилище

-мыть кафельные стены, чистить раковины,

-пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни и санузла.


р. Транспорт

-пользоваться расписанием,

-определять стоимость проезда,

-покупать билет,

-обращаться за справкой,

-выполнять правила безопасности при поездке на речном, морском, автобусном видах транспорта.


р. Торговля

-выбрать месторасположение нужных товаров,

-выбрать продукцию в соответствии с ее качеством (внешний вид, вкус), количества, цены.


р. Средства связи

-кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова,

-узнать время,

-получить по телефону справку,

-культурно разговаривать по телефону.


р. Медицинская помощь

-оказать первую помощь при ожоге, обморожении,

-оказать первую помощь утопающему.


р. Учреждения, организации и предприятия

-обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других учреждений.


р. Экономия домашнего хозяйства

-подсчитать бюджет семьи,

-составить доверенность на получение зарплаты, пенсии,

-подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день,

-снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды, заполнять квитанцию,

-планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки,

-соблюдать правила экономии в семье и порядок помещения сбережений в сбербанк.










КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Программа предусматривает следующие виды контроля: вводный, тематический, промежуточный, итоговый.

Личная гигиена. Проверочная работа.

1. Какие типы кожи лица тебе известны?

2. Назови правила ухода за кожей лица, рук, ног.

3. Как наносить косметические средства на лицо, шею?

Одежда и обувь. Проверочная работа.

Прочитай вопрос.

Запиши ответ.

1. Что нужно сделать перед стиркой?


2. Какое белье нужно стирать отдельно?


3. Что нужно делать с мокрым бельем после стирки?


4. Что нужно делать с сухим бельем после сушки?


5. Где хранить грязное белье?



Семья. Проверочная работа

Задание: прочитай и расставь правильно стрелки. Что нужно для ребенка?


1. для пеленания a) специальный стул, посуду

2. для сна б) ванночку, приспособление для купания ребенка 3. для кормления в) кроватку, коляску

4. для купания г) стол



Жилище. Проверочная работа.


Прочитай вопрос.

Отметь нужный вариант ответа.

1. Какой предмет не нужен для ухода за унитазом?

а) веник

б) вантуз

в) ерш

2. Почему при мытье сантехнического оборудования нельзя резко менять температуру воды?

а) неприятно рукам

б) трескается эмаль

3. Для чего нужно устранять течь из крана?

а) Звук капель раздражает

б) образуется желтый налет на эмали

в) портятся трубы

4. Зачем нужно читать инструкцию к моющим средствам?

а) Это интересно

б) потом можно пересказать

в) чтобы правильно использовать средство



Питание. Проверочная работа.


Составь меню на день.


Завтрак

Готовят из двух блюд

Первое:

Второе:

Хлеб:

Обед

Готовят из трех блюд

Первое:

Второе:

Третье:

Хлеб:

Ужин

Можно готовить из двух блюд

Первое:

Второе:

Хлеб:




Культура поведения. Проверочная работа.


Заполни таблицу вежливых слов.


1. Приветствие

2. Знакомство

3. Просьба

4. Извинение

5. Ответ на извинение

6. Прощание















Медицинская помощь. Проверочная работа.


Ответь на вопросы письменно.


1) Как называется повреждение тканей, возникшее от теплового, химического, электрического, радиационного воздействия?

2) Какова первая помощь?

3) Как называется повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры?

4) Какова первая помощь?



Бюджет семьи. Проверочная работа.

Прочитай фразу

Отметь нужный вариант ответа

1. Виды источников дохода

а) зарплата

б) помощь родственникам

в) кредит

2. Основные статьи расходов.

а) обновление мебели

б) стипендия

в) питание

3. Среднедушевой доход

а) доход одного человека в семье

б) доход работающих членов семьи

в) весь доход семьи, разделенный на количество членов семьи

4. Укажи правильное название документа, по которому можно доверить получение денег.

а) доверение

б) доверенность
























































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по социано-бытовой ориентировке (СБО)


8 а,б класс


на 2019 – 2020 учебный год


составлено на основе программы специальных (коррекционных)


образовательных учреждений VIII вида


Москва «владос», 2014 г под редакцией В.В. Воронковой











Календарный план на 2019 - 2020 учебный год

8 а,б класс.


Дни

недел.

К- во

часов

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь





1

11

111

1\/

1

11

111

1\/

1

11


111


1\/


1


11


111


1\/










Пон.























Втор.






















Сред.






















­Четв.






















Пятн.


































































часов

часов

Дни недел.

К- во

часов

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май



1

11

111

1\/

1

11

111

1\/

1

11

111

1\/

1

11

111

1\/

1

11

111

1\/

Пон.






















Втор.






















Сред.






















Четв.






















Пятн.


































































часов

часов


Всего по плану –

Фактически –


урок

Раздел и тема урока

Обучающие задачи

Дата

Кол-во часов

Практическая работа

Словарная работа

Наглядный материал и оборудование

Национально-региональный компонент


р. Личная гигиена 3ч

1

Значение косметики для девушки и юноши.

-Знать правила ухода за кожей лица.

Знать приемы нанесения косметических средств на лицо, шею.

-Уметь ухаживать за кожей лица, шеи, рук и ног.

-Уметь пользоваться косметикой в меру.


-Протирание кожи лица, подбор лосьона, отвара из трав, нанесение крема, пудры с учетом состояния кожи.

-Маски из фруктов и

овощей.

Косметика.

Лосьоны, кремы, пудра, духи.


2

Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием средств косметики: лосьон, кремы, пудра, природные средства.


3

Значение здоровья для человека.

Средства и способы сбережения его - воспитание воли, доброты, отзывчивости и других положительных качеств личности.

-Знать о значении здоровья.

-Знать способы его сбережения.







Запись некоторых данных в тетрадь


Режим

закаливание


таблица












р. Одежда и обувь


4

Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей.

-Знать правила ухода за одеждой из шерстяных и синтетических тканей.


Запись информации в тетрадь

Синтетика

Щетка


5

Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях.




-Знать правила стирки и сушки одежды из

шерстяных и

синтетических тканей.

-Уметь стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей.








Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила безопасности в использовании стирального порошка.












порошок

Хоз. Мыло

горчица

















6

Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков.


-Знать правила и приемы глаженья изделий.

-Уметь гладить блузки, рубашки, платья.

-Воспитывать творческое отношение к труду.




Глажение

блузка


утюг











7

Химчистка, знакомство с предприятием и правилами пользования его услугами по приведению одежды в надлежащий вид.



-Знать виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение,

-виды, оказываемых ими услуг,

-правила подготовки вещей к сдаче в чистку.



Экскурсия в химчистку, знакомство с правилами приема изделий и выдача их, с прейскурантом на чистку определенного вида изделий.


химчистка











НРК Экскурсия в химчистку г. Миасса.


р. Питание 4ч


8

Виды теста: дрожжевое, пресное.

-Знать виды теста.

-Расширять знания о разнообразии пищи.


Запись в тетрадь: Виды теста.


дрожжевое

Таблица



9


Приготовление изделий из теста.






-Знать способы приготовления изделий из теста.

-Уметь приготовить пресное тесто, изделия из него: лапшу, печенье.



Чтение рецептов и

самостоятельный подбор продуктов.

Приготовление пресного теста, лапши, печенья.



Таблица











10






Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод.




-Знать способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени.

-Уметь нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп.

-Заготовить ягоды без тепловой обработки.






Приготовление овощного салата.

Нарезка зелени и фруктов для сушки.




Шинковка

Консервирование.
















НРК Выращивание и сбор овощей в Миасском районе.


11

Запись рецептов.

-Уметь записать рецепт соления, варения, консервирования.

-Воспитывать терпение, усидчивость.




Запись рецептов соления, варения, консервирования, сушки.


рецепт




Таблица






р. Семья 2 ч


12








Грудной ребенок в семье. Участие в уходе за ним - кормление из соски, ложечки, купание, пеленание, уборка постели.





-Знать правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания.

-Правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка.

-Уметь купать, одевать, пеленать куклу, кормить из соски и ложечки.









Упражнение в купании, одевании, пеленании куклы






Грудной

пеленание



Кукла

Одежда

Пеленка










НРК Семейный кодекс Р.Ф.


13

Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.



-Знать санитарно- гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек.

-Уметь содержать в чистоте детскую постель, и в порядке посуду, игрушки.



Мытье детской посуды, игрушек.


Детская постель, посуда, игрушки





р. Культура поведения 3 ч


14

Культура общения юноши и девушки.

-Знать правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома.

-Уметь культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах (в кино, на танцах), дома.





Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей».





15

Внешний вид молодых людей.

-Знать требования к внешнему виду молодых людей.

-Уметь выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая возраст для турпохода, посещения танцев.


Запись информации в тетрадь.

Внешний вид

Косметика.

Таблица.







16


Выбор одежды.



р. Жилище 2 ч


17


Уборка кухни, санузла, ванны.




-Знать правила и периодичность уборки кухни.

-Уметь мыть кафельные стены, чистить раковины.






Мытье кафельных стен, чистка раковин.

Санузел

кафель








18

Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла, ванны.

-Знать моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла.

-Знать санитарно- гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни и санузла.

-Уметь пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам.










Запись информации в тетрадь


Моющие средства.




р. Транспорт 2 ч


19








Междугородний автотранспорт, автовокзал. Его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до пункта назначения.



-Знать основные автобусные маршруты.

-Определять стоимость проезда.

-Покупать билет.

-Уметь пользоваться расписанием.

-Определять маршрут и выбирать транспортные средства.

-Обращаться за справкой.









Экскурсия на автобусную станцию.

Выбрать пункт назначения. Определить время и место отправления.





Автовокзал маршрут.

Расписание


Расписание, таблица.






НРК Экскурсия на автовокзал г. Миасса.


20

Значение водного транспорта (речного, морского). Пристань. Порт. Основные службы. Основные маршруты. Расписание. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до условного пункта назначения.

-Знать основные маршруты водного транспорта.

-Уметь выполнять правила безопасности при поездке на речном, морском, автобусном виде транспорта.


Рассчитать стоимость проезда на теплоходе в направлениях «туда и обратно» с учетом класса каюты.


Пристань





Торговля 2ч


21

Рынки. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, постоянно действующие, временные, оптовые, мелкооптовые.

-Знать рынки и его виды.

-Уметь выбрать месторасположение нужных товаров.





Экскурсия на рынок.

Выявление системы расположения продаваемой продукции.

Рынок оптовый




Таблица

НРК Экскурсия на городской рынок.


22














Различие рынка от магазина: одно из них - право покупателя предлагать продавцу снизить цену (право торговаться)- право выбора товара.


-Знать основные отличия рынка от магазина:

-правила поведения на рынке,

-права покупателя на рынке,

-цены на основные овощи: картофель, капусту, морковь, а также и фрукты, ягоды, промышленные товары.

-Уметь выбрать продукцию в соответствии с ее качеством (внешний вид, вкус), количеством, цены.



Запись информации в тетрадь






Средства связи 3 ч


23

Телефон. Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном- автоматом, таксофоном, квартирным.

-Знать виды телефонной связи, правила пользования ими.

-Периодичность оплаты телефона.


Сюжетно-ролевая игра «Телефонная справочная служба».

таксофон.







24

Правила пользования телефонным справочником.

-Знать правила пользования телефонным справочником.



Тренировочные упражнения по пользованию телефонным справочником.

Справочник



Телефонный справочник



25

Культура разговора по телефону: вызов милиции- 02, пожарной команды- 01, утечка газа- 04, скорой помощи- 03 и другие аварийные службы (поломка водопровода, неисправности электроэнергии).

Получение справок по телефону - служба точного времени «Говорящие часы»-161.

-Знать номера срочных вызовов милиции, пожарной службы, скорой помощи, службы газа.

-Уметь объяснить причину звонка по телефону срочного вызова.

-Узнать время.

-Получить по телефону справку.

Культурно разговаривать по телефону.


Запись некоторых данных в тетрадь.

Вызов





Медицинская помощь 4 ч


26




Первая помощь при несчастном случае (ожог, обморожение, отравление, солнечный удар).

-Знать правила и приемы оказания первой помощи при несчастном случае: выведение из состояния теплового и солнечного удара, обработке поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней, промывании желудка при отравлении.

-Уметь оказать первую помощь при ожоге, обморожении.






Запись некоторых данных в тетрадь


Тепловой удар








27

Первая помощь при несчастном случае (отравление, солнечный удар).


28




Первая помощь утопающему.




-Знать приемы оказания помощи спасенному из водоема.

-Уметь оказать первую помощь утопающему.






Запись в тетрадь: Первая помощь утопающему.


водоем





29

Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.

-знать меры по предупреждению несчастных случаев в быту.



Сюжетная игра «Оказание помощи при несчастном случае»- промывание предполагаемой раны, наложение повязки на ногу, голову. Оказание помощи спасенного из водоема.

быт





р. Учреждения, организации и предприятия 2 ч


30

Департамент. Муниципалитет. Префектура. Полиция.

-Знать куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи,

-адрес местной префектуры,

-отделы по учету распределения жилой площади, водообеспечения, народного образования, КДН, по трудоутройству молодежи.

-Уметь обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры и других учреждений.


Экскурсия в префектуру для знакомства с отделами и их возможностями оказания помощи.

Префектура, департамент, муниципалитет





Таблица

НРК Экскурсия в префектуру г. Миасса




31

Префектура отделы и их назначение.



р. Экономика ведения домашнего хозяйства 3ч


32

Бюджет семьи:

-виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидия),

-условия и порядок их получения,

-Знать основные части бюджета семьи и их размер.

-Уметь подсчитать бюджет семьи.

-Составить доверенность на получение зарплаты, пенсии.



Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год.

-Составление доверенности на получение зарплаты, пенсии, стипендии за членов семьи.

Пособие

Субсидия

дотация.





33
































Основные статьи расходов:

1. оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения,

2. виды государственных страхований,

3. питание,

4. оплата проезда,

5. виды приобретения (наличными и в кредит), их значение и необходимость,

-оздоровление организма членов семьи, содержание домашней аптечки, предметы личной гигиены, покупка одежды, обуви, головного убора с учетом времени года,

-создание уюта и сбережения сил, времени, денег: это мебель, посуда, бытовые электроприборы, постельное белье. Ремонт обуви, одежды.

-повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театра, музея, кинотеатра, выставки, дискотеки, приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон, мотки шерсти, ткань.

6. помощь родственникам.

Знать основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона.

-Уметь подсчитать расходы, планируя их на месяц, неделю, день.

-Уметь снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды, заполнять квитанцию.

-Знать стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели).

-Знать правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей – перелицовка, реставрация,

покраска).





































Упражнения в планировании расходов на месяц по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью.

Упражнения в снятии показателей электросчетчика (газового счетчика, счетчика воды, телефонных разговоров). Расчет стоимости израсходованной электроэнергии (газа, воды, телефонных разговоров), заполнение квитанции (на конкретных примерах).

Упражнения в планировании крупных дорогостоящих покупок (на конкретных примерах).


Таблица.















































34

Сбережения. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в сбербанк

-Знать виды и цели сбережений.

-Соблюдать правила экономии в семье и порядок помещения сбережений в сбербанк.



Экскурсия в ЖЭК и в сбербанк для ознакомления с видами деятельности этих учреждений

Сбережения

сбербанк


НРК Экскурсия в сбербанк г. Миасса.









Утверждено на заседании ШМО

Протокол № ____от « » _____ 2019 г.

Руководитель ШМО:______О.Н.Забегаева



Критерии оценки знаний и умений на уроках СБО за выполнение практической работы.


«5» - ставится за безошибочную выполненную работу, выполненную в соответствии с планом, инструкционной и технологической картой, за отведённое время.


«4» - ставится за работу, выполненную качественно с незначительными нарушениями. Нарушен порядок работы по инструкции или плану.


«3» - ставится за работу, выполненную с нарушениями.

- значительные нарушения выполнения последовательности плана работы или порядка работы по инструкции.

- выполнение работы с ошибками.


«2» - ставится за невыполненную работу.





Критерии оценки знаний и умений на уроках СБО за теоретические знания.


«5» - ставится, если ученик усваивает материал, понимает, какие именно действия и в какой последовательности он должен выполнять, решая проблему, поставленное в рамках содержания материала.

- уровень сформированности умений высокий.


«4» - ставится, если ученик, усваивает материал, может достигать поставленной цели, но не всегда последовательно и целеустремлённо.

- уровень сформированности умений средний.


«3» - ставится, если ученик слабо усваивает материал

- уровень сформированности умений низкий.


«2» - ставится, если ученик не усваивает материал.















Приложение




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (сбо) для 8 класса

Автор: Садовникова Анна Васильевна

Дата: 26.08.2020

Номер свидетельства: 556484


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства