Рябых Л.В.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 3 класса по АООП ( вариант 1) разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат» и адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа-интернат».
-уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
― формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
― овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
― формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
― формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
-Э.В.Якубовская. Русский язык. 3 класс. Учеб. для образоват. организации, учреждений реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч./Э.В.Якубовская , Я. В. Коршунова.– М.: Просвещение, 2018.
На данный учебный предмет отведено 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год.
Освоение обучающимися учебного предмета «Русский язык» за 3 класс предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
осознавать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
В основу организации учебных занятий и основных видов деятельности обучающихся с умственной отсталостью положен системно-деятельностный подход, позволяющий формировать у обучающихся базовые учебные действия. Характер обучения – индивидуально-дифференцированный.
При проведении учебных занятий осуществляется сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Широко используется работа детей в парах и микрогруппах. Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества. Основной формой организации процесса обучения является урок. Предусмотрено проведение как традиционных, так и нетрадиционных видов уроков: «путешествие», «экскурсия», «игра», «презентация», «аукцион»; кино-, теле-, видеоуроки и т.д.. Основные виды деятельности для формирования базовых учебных действий: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, систематизация знаний, обобщение, поиск и открытие, слушание и др.
№ | № | Тема урока | К-о час | Коррекционная работа | Основные понятия | Пл. дата | Фак дата |
| | Повторение . | 10 | | | | |
1 | 1 | Выделение предложения из текста. | 1 | Вырабатывать положительные привычки поведения. | сентябрь | | |
2 | 2 | Предложение и его схема | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | овощи | | |
3 | 3 | Предложения-вопросы и предложения-ответы | 1 | Учить строить предложения | | | |
4 | 4 | Завершение начатого предложения | 1 | Развивать навык словообразования | огород | | |
5 | 5 | Различение набора слов и предложения | 1 | Развивать навык словоизменения. | | | |
6 | 6 | Порядок слов в предложении | 1 | Развивать последовательность мышления. | | | |
7 | 7 | Вводная контрольная работа | 1 | Воспитывать устойчивое внимание, совершенствовать навыки самоконтроля. | | | |
8 | 8 | Работа над ошибками. | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | | | |
9 | 9 | Порядок слов в предложении | 1 | Воспитывать целенаправленность внимания. | | | |
10 | 10 | Предложение. Закрепление знаний. | 1 | Учить анализировать. | | | |
| | Звуки и буквы | 70 | | | | |
11 | 1 | Знакомство с алфавитом. | 1 | Учить выделять сходство и различие слов. | алфавит | | |
12 | 2 | Звуки гласные и согласные. | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | | | |
13 | 3 | Звуки гласные и согласные. | 1 | Воспитывать устойчивое внимание. | | | |
14 | 4 | Ударение в словах. | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | | | |
15 | 5 | Ударение в словах. | 1 | Совершенствовать точность восприятия | ударение | | |
16 | 6 | Гласные ударные и безударные. | 1 | Работать над увеличения объёма памяти | | | |
17 | 7 | Гласные ударные и безударные | 1 | Работать над пониманием смысла нового понятия. | | | |
18 | 8 | Выделение ударной гласной в слове. | 1 | Работать над пониманием смысла нового понятия | | | |
19 | 9 | Выделение ударной гласной в слове. | 1 | Развивать устойчивость внимания. | | | |
20 | 10 | Деление слов на слоги. | 1 | Воспитывать честность, доброжелательность. | слоги | | |
21 | 11 | Деление слов на слоги. | 1 | Формировать навык самоконтроля. | | | |
22 | 12 | Закрепление по теме «Звуки гласные и согласные». | 1 | Совершенствовать слуховое восприятие, внимание. | | | |
23 | 13 | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога | 1 | Воспитание устойчивого интереса к занятиям, | яблоко | | |
24 | 14 | Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога . | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | | | |
25 | 15 | Контрольная работа по теме «Звуки гласные и согласные». | 1 | Воспитывать устойчивое внимание | | | |
26 | 16 | Работа над ошибками | 1 | Развивать функции фонематического анализа | | | |
27 | 17 | Перенос части слова при письме. | 1 | Воспитывать самооценку | перенос | | |
28 | 18 | Перенос части слова при письме. | 1 | Воспитание устойчивого интереса к занятиям. | | | |
29 | 19 | Слогообразующая роль гласных. | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи | | | |
30 | 20 | Деление слова для переноса. | 1 | Формировать навык самоконтроля. | | | |
31 | 21 | Деление слова для переноса. | 1 | Воспитывать умение анализировать свою деятельность. | | | |
32 | 22 | Повторение по теме «Перенос части слова при письме» | 1 | Формировать навык самоконтроля. | | | |
33 | 23 | Повторение по теме «Перенос части слова при письме» | 1 | Развивать целенаправленность в работе | одежда | | |
34 | 24 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | Формировать активность восприятия. | | | |
35 | 25 | Различение твердых и мягких согласных перед гласными. | 1 | Работать над укреплением памяти. | | | |
36 | 26 | Различение твердых и мягких согласных перед гласными. | 1 | Развивать словесно-логическую память. | | | |
37 | 27 | Различение твердых и мягких согласных перед гласными | 1 | Воспитывать устойчивое внимание. | | | |
38 | 28 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю,я. | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | мебель | | |
39 | 29 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю,я. | 1 | Развивать зрительную память. | | | |
40 | 30 | Контрольная работа по теме «Твердые и мягкие согласные» | 1 | Учить обобщать, анализировать. | | | |
41 | 31 | Работа над ошибками | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | | | |
42 | 32 | Буква мягкий знак (ь) на конце слова | 1 | Учить выделять главное , существенное. | месяц | | |
43 | 33 | Буква мягкий знак (ь) на конце слова | 1 | Учить замечать недостатки в работе. | | | |
44 | 34 | Буква мягкий знак (ь) в середине слова | 1 | Формировать стремление добиваться результата. | | | |
45 | 35 | Буква мягкий знак (ь) в середине слова | 1 | Учить делать выводы. | | | |
46 | 36 | Буква мягкий знак (ь) в середине слова | 1 | Учить применять правила | | | |
47 | 37 | Различение твердых и мягких согласных. | 1 | Воспитывать самооценку. | товарищ | | |
48 | 38 | Различение твердых и мягких согласных. | 1 | Формировать навык самоконтроля | | | |
49 | 39 | Различение твердых и мягких согласных. | 1 | Расширять активный словарь | | | |
50 | 40 | Закрепление по теме «Различение твердых и мягких согласных» | 1 | Воспитывать умение анализировать свою деятельность. | | | |
51 | 41 | Закрепление по теме «Различение твердых и мягких согласных» | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | | | |
52 | 42 | Написание жи-ши в словах. | 1 | Учить делать выводы. | | | |
53 | 43 | Написание жи-ши в словах. | 1 | Воспитывать самооценку. | дневник | | |
54 | 44 | Написание ча-ща в словах. | 1 | Развивать быструю переключаемость внимания. | | | |
55 | 45 | Написание ча-ща в словах. | 1 | Вырабатывать положительные привычки поведения. | тарелка | | |
56 | 46 | Написание чу-щу в словах. | 1 | Учить делать выводы. | | | |
57 | 47 | Написание чу-щу в словах. | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | | | |
58 | 48 | Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | сапоги | | |
59 | 49 | Повторение по теме «Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу». | 1 | Расширять активный словарь. | | | |
60 | 50 | Контрольная работа по теме «Гласные после шипящих согласных ш,ж,ч,щ» | 1 | Воспитывать устойчивое внимание | | | |
61 | 51 | Работа над ошибками. | 1 | Формировать навык самоконтроля | | | |
62 | 52 | Составление пар звонких и глухих согласных | 1 | Расширять активный словарь | картина | | |
63 | 53 | Составление пар звонких и глухих согласных | 1 | Учить анализировать. | | | |
64 | 54 | Различение б-п. | 1 | Воспитывать целенаправленность внимания. | | | |
65 | 55 | Различение в-ф | 1 | Воспитывать устойчивое внимание. | | | |
66 | 56 | Различение д-т | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | | | |
67 | 57 | Различение г-к | 1 | Вырабатывать положительные привычки поведения. | товарищ | | |
68 | 58 | Различение ж-ш | 1 | Воспитывать устойчивое внимание. | | | |
69 | 59 | Различение з-с | 1 | Развивать навык словообразования | дневник | | |
70 | 60 | Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова | 1 | Развивать навык словоизменения. | | | |
71 | 61 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | Развивать последовательность мышления. | | | |
72 | 62 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | Развивать логическую память. | завод | | |
73 | 63 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | Воспитывать устойчивое внимание. | рассказ | | |
74 | 64 | Подбор проверочных слов. | 1 | Работать над увеличения объёма памяти | праздник | | |
75 | 65 | Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова | 1 | Совершенствовать навыки самоконтроля | | | |
76 | 66 | Повторение по теме «Парные согласные по глухости, звонкости». | 1 | Учить анализировать. | | | |
77 | 67 | Контрольная работа по теме «Парные звонкие и глухие согласные» | 1 | Совершенствовать внимание. | | | |
78 | 68 | Работа над ошибками. | 1 | Учить выделять сходство и различие слов. | сапоги | | |
79 | 69 | Правила правописания в словах. Закрепление знаний. | 1 | Воспитывать устойчивое внимание. | праздник | | |
80 | 70 | Правила правописания в словах. Закрепление знаний. | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | | | |
| | Слово | 33 | | | | |
81 | 1 | Различение названий предметов по вопросам кто? что? | 1 | Работать над увеличения объёма памяти | | | |
82 | 2 | Различение названий предметов по вопросам кто? что? | 1 | Работать над пониманием смысла нового понятия. | язык | | |
83 | 3 | Обобщающее название для групп однородных предметов | 1 | Работать над пониманием смысла нового понятия | одежда | | |
84 | 4 | Обобщающее название для групп однородных предметов | 1 | Развивать устойчивость внимания. | | | |
85 | 5 | Выделение названий предмета из предложения. | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | вчера | | |
86 | 6 | Выделение названий предмета из предложения. | 1 | Воспитывать честность, доброжелательность. | сегодня | | |
87 | 7 | Выделение названий предмета из предложения. | 1 | Формировать навык самоконтроля. | | | |
88 | 8 | Большая буква в именах, отечествах, фамилиях людей, кличках животных. | 1 | Совершенствовать слуховое восприятие, внимание. | | | |
89 | 9 | Большая буква в именах, отечествах, фамилиях людей, кличках животных. С 156-158 | 1 | Воспитание устойчивого интереса к занятиям, | медведь | | |
90 | 10 | Большая буква в названии городов, сёл, деревень, улиц.С.159-162 | 1 | Воспитание позитивного отношения к исправлению речевого дефекта | | | |
91 | 11 | Различение названий действий по вопросам что делает? что делают? | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | | | |
92 | 12 | Различение названий действий по вопросам что делает? что делают? | 1 | Развивать функции фонематического анализа | | | |
93 | 13 | Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? | 1 | Воспитывать самооценку | | | |
94 | 14 | Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? | 1 | Воспитание устойчивого интереса к занятиям. | | | |
95 | 15 | Различение названий действий по вопросам что сделал? что сделала? | 1 | Формировать навык самоконтроля. | учитель | | |
96 | 16 | Различение названий действий по вопросам что сделал? что сделала? | 1 | Воспитывать умение анализировать свою деятельность. | класс | | |
97 | 17 | Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают? | 1 | Воспитывать целенаправленность внимания. | | | |
98 | 18 | Постановка вопросов к названиям действий | 1 | Развивать быструю переключаемость внимания. | | | |
99 | 19 | Постановка вопросов к названиям действий | 1 | Формировать активность восприятия. | рисовать | | |
100 | 20 | Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. | 1 | Развивать словесно-логическую память. | | | |
101 | 21 | Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | | | |
102 | 22 | Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? | 1 | Развивать быструю переключаемость внимания. | дорога | | |
103 | 23 | Контрольная работа по теме « Слово» | 1 | Воспитывать умение анализировать свою деятельность. | | | |
104 | 24 | Работа над ошибками | 1 | Развивать зрительную память. | | | |
105 | 25 | Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? | 1 | Воспитывать умение анализировать свою деятельность. | арбуз | | |
106 | 26 | Различение предметов по их признакам | 1 | Развивать зрительную память. | | | |
107 | 27 | Различение предметов по их признакам | 1 | Развивать последовательность мышления | | | |
108 | 28 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | | | |
109 | 29 | Постановка вопросов к названиям признаков предмета. | 1 | Учить выделять главное , существенное. | | | |
110 | 30 | Выделение названий признаков предмета из предложения. | 1 | Развивать зрительную память | | | |
111 | 31 | Выделение названий признаков предмета из предложения. | 1 | Формировать стремление добиваться результата. | | | |
112 | 32 | Названия предметов, действий и признаков. | 1 | Воспитывать самооценку. | | | |
113 | 33 | Названия предметов, действий и признаков. | 1 | Воспитывать самооценку. | | | |
| | Предлоги | 9 | | | | |
114 | 1 | Предлоги в, на, с, из,у. | 1 | Формировать навык самоконтроля | город | | |
115 | 2 | Предлоги в, на, с, из,у. | 1 | Расширять активный словарь | | | |
116 | 3 | Предлоги к, по со словами. | 1 | Воспитывать умение анализировать свою деятельность. | | | |
117 | 4 | Предлог от со словами. | 1 | Воспитывать устойчивое внимание. | | | |
118 | 5 | Предлоги над, под, со словами. | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | | | |
119 | 6 | Предлог о со словами. | 1 | Учить делать выводы. | погода | | |
120 | 7 | Предлоги к, по, от, над, под, о со словами | 1 | Воспитывать самооценку. | | | |
121 | 8 | Контрольная работа по тем « Предлоги » | 1 | Вырабатывать положительные привычки поведения. | | | |
122 | 9 | Работа над ошибками | 1 | Учить делать выводы. | | | |
| | Предложение | 8 | | |
123 | 1 | Выделение предложения из текста | 1 | Учить применять правила | песок | | |
124 | 2 | Предложение законченное и незаконченное | 1 | Развивать целенаправленность в работе. | месяц | | |
125 | 3 | Предложение законченное и незаконченное | 1 | Совершенствовать грамматический строй речи. | неделя | | |
126 | 4 | Распространение предложений | 1 | Расширять активный словарь. | | | |
127 | 5 | Распространение предложений | 1 | Рсширять активный словарь | завтра | | |
128 | 6 | Слова в предложении | 1 | Учить анализировать. | | | |
129 | 7 | Порядок слов в предложении | 1 | Воспитывать целенаправленность внимания. | | | |
130 | 8 | Составление предложений | 1 | Воспитывать устойчивое внимание. | | | |
| | Повторение | | | | | |
131 | 1 | Слово. Правила правописания в слове. | 1 | Воспитывать устойчивое внимание. | | | |
132 | 2 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Развивать навыки самоконтроля. | | | |
133 | 3 | Работа над ошибками. | 1 | Развивать навыки самоконтроля | | | |
134 | 4 | Название предметов и признаков | 1 | Развивать навык словообразования | | | |
135 | 5 | Название действий | 1 | Развивать навык словообразования последовательность мышления. | | | |
136 | 6 | Предложение. | 1 | Развивать навык словообразования | | | |