Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка в 12 классе"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» в 12А2 классе для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой : Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой и разработана на основе следующих документов:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат»;
- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (с изменениями и дополнениями
- Календарного учебный графика на текущий учебный год;
- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».
Цель уроков СБО - подготовка учащихся и взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
Занятия по курсу СБО направлены на решение следующих задач:
накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
развитие навыков межличностного взаимодействия;
расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.
Таким образом, курс СБО направлен на элементарную абилитацию, что предполагает овладение учащимися знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и за её пределами, достигается это, в первую очередь, через обучение детей рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того или иного конкретного дефекта.
2.Общая характеристика учебного процесса:
Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.
Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями и существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Дети с ограниченными возможностями не в состоянии самостоятельно выделит ь и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
В обучении выделяется два направления.
1. формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью);
2. овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в общественных местах, формирование навыков общения.
Технологии в учебном процессе:
личностно-ориентированные,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые и др.
Межпредметные связи:
Темы уроков-занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Чтение и альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления », «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», а также в реализации задач коррекционно-адаптационной области «Социально-бытовая ориентировка и формирование основ безопасности жизнедеятельности», в логопедической и психокоррекционной работе.
3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане
«Социально-бытовая ориентировка» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 102 часа в год, 3 часа в неделю, 34 учебные недели. Данный предмет относится к предметной области «Окружающий мир»
4.Содержание учебного предмета
В 12А2 классе тематические группы представлены следующими разделами:
Повторение изученного в 11 классе
Профориентация. Работа уборщицы
Профориентация. Работа дворника
Профориентация. Работа прачки
Профориентация. Работа повара
Профориентация. Работа почтальона
Культура поведения.
5.Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся должны знать : режим дня, последовательность утреннего и вечернего туалета
;виды головных уборов и сезонной одежды;
виды обуви: зимняя, летняя, демисезонная; название, местонахождение, назначение помещений в своей квартире; слова обобщенного значения "посуда", "столовые приборы"; виды посуды; гигиенические требования при приготовлении пищи; технику безопасности при работе с ножом; ингредиенты и последовательность приготовления нескольких блюд.
Ориентироваться в мире профессий
Учащиеся должны уметь:
Соблюдать правила и нормы поведения в обществе
Соблюдать правила совместной деятельности.
пользоваться средствами личной гигиены по назначению; максимально самостоятельно осуществлять уход за телом; следить за чистотой и опрятностью своей одежды (стирать, сушить, чистить);подбирать обувь соответствующую сезону; замечать непорядок; определять, что является причиной беспорядка; вытирать пыль; показывать и называть предметы посуды и столовые приборы; выполнять гигиенические требования при приготовлении пищи; пользоваться ножом и соблюдать технику безопасности; готовить бутерброды и салат;
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)
Предметом итоговой оценки освоения учащегося 12А2 класса является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Социально-бытовая ориентировка»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.
Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
7. Календарно-тематическое планирование
№
Тематические блоки, темы
Кол-во часов
Дата
Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
1 четверть 24 ч
Вводный урок. Инструктаж по ТБ.
1
04.09
формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;
Воспитание максимально возможного навыка самостоятельности
Внешний вид молодых людей. Пагубное влияние вредных привычек.
1
27.05
102
Обобщающий урок. Педнаблюдение. Тестирование
1
28.05
8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наглядный учебный материал:
Предметные рисунки.
Сюжетные картинки.
Дидактический материал:
Комплекты заданий на развитие психических процессов.
Комплект «Загадки – отгадки».
Комплект раскрасок.
Учебные пособия:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.
8. Список литературы.
Основная:
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.