kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка в 12 классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа может быть использована для работы учителя в коррекционной школе 8 вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка в 12 классе"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа   по предмету «Социально-бытовая ориентировка» в 12А2 классе для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на   основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под  редакцией   Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой : Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой и разработана на основе следующих документов:


- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2) ГКОУ « Котовская школа-интернат»;

- Федерального Закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (с изменениями и дополнениями

- Календарного учебный графика на текущий учебный год;

- Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат».


 Цель уроков СБО  - подготовка учащихся и взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

Занятия по курсу СБО направлены на решение следующих задач:

  • накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;

  • развитие навыков межличностного взаимодействия;

  • расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.

Таким образом, курс СБО направлен на элементарную абилитацию, что предполагает овладение учащимися знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и за её пределами, достигается это, в первую очередь, через обучение детей рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того или иного конкретного дефекта.


2.Общая характеристика учебного процесса:

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями и существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Дети с ограниченными возможностями не в состоянии самостоятельно выделит ь и освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

В обучении выделяется два направления.

1. формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью);

2. овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в общественных местах, формирование навыков общения.


Технологии в учебном процессе:

  • личностно-ориентированные,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

  • игровые и др.

Межпредметные связи:

Темы уроков-занятий по предмету «Социально-бытовая ориентировка» находят свое логическое продолжение в содержании уроков-занятий по предметам «Чтение и альтернативное чтение», «Графи­ка и письмо», «Математические представления », «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)», а также в реализации задач коррекционно-адаптационной области «Социально-бытовая ориентировка и формирование основ безопасности жизнедеятельности», в лого­педической и психокоррекционной работе.

3.Место учебного предмета (курса) в учебном плане

 «Социально-бытовая ориентировка» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 102 часа в год, 3 часа в неделю, 34 учебные недели. Данный предмет относится к предметной области «Окружающий мир»

4.Содержание учебного предмета

В 12А2 классе тематические группы представлены следующими разделами:

Повторение изученного в 11 классе

Профориентация. Работа уборщицы

Профориентация. Работа дворника

Профориентация. Работа прачки

Профориентация. Работа повара

Профориентация. Работа почтальона

Культура поведения.


5.Требования к уровню подготовки обучающихся:

Учащиеся должны знать : режим дня, последовательность утреннего и вечернего туалета

;виды головных уборов и сезонной одежды;

виды обуви: зимняя, летняя, демисезонная; название, местонахождение, назначение помещений в своей квартире; слова обобщенного значения "посуда", "столовые приборы"; виды посуды; гигиенические требования при приготовлении пищи; технику безопасности при работе с ножом; ингредиенты и последовательность приготовления нескольких блюд.

Ориентироваться в мире профессий

Учащиеся должны уметь:

Соблюдать правила и нормы поведения в обществе

Соблюдать правила совместной деятельности.




пользоваться средствами личной гигиены по назначению; максимально самостоятельно осуществлять уход за телом; следить за чистотой и опрятностью своей одежды (стирать, сушить, чистить);подбирать обувь соответствующую сезону; замечать непорядок; определять, что является причиной беспорядка; вытирать пыль; показывать и называть предметы посуды и столовые приборы; выполнять гигиенические требования при приготовлении пищи; пользоваться ножом и соблюдать технику безопасности; готовить бутерброды и салат;

6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета (курса)

Предметом итоговой оценки освоения учащегося 12А2 класса является педагогическая характеристика на конец учебного года по предмету «Социально-бытовая ориентировка»: достижения предметных результатов освоения программы с учетом состояния здоровья, интересов ученика и законного представителя, психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце учебного года.

Система оценки результатов отражает степень выполнения учащимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:  

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,

  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,

  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.






7. Календарно-тематическое планирование



Тематические блоки, темы


Кол-во часов

Дата


Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания

Электронные

(цифровые)

образовательные

ресурсы


1

1 четверть 24 ч

Вводный урок. Инструктаж по ТБ.


1


04.09

формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;

Воспитание максимально возможного навыка самостоятельности


Презентация к уроку социально-бытовой...


multiurok.ru›Обо мне›…-k-uroku-sotsial-no…


ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_pri_rabote

_s_detmi_s_tyazhelymi_mnozhestvennymi_narusheniyami_razvitiya.doc 55.5


2

Повторение изученного в 11 классе.

Одежда. Виды одежды

1

05.09

3

Способы ухода за одеждой и ее хранения

1

07.09

4

Гигиена приготовления пищи

1

11.09

5

Правила и приёмы хранения продуктов и готовой пищи

1

12.09

6

Разновидности салатов (овощные, рыбные, фруктовые и др.) Оформление салатов.

1

14.09

7

Технологии приготовления салата .Правила техники безопасности с бытовыми приборами

1

18.09

8

Сервировка стола. Практическая работа.

1

19.09

9

Способы выбора доброкачественных продуктов.

1

21.09

10

Просроченные продукты

1

25.09

11

Подготовка овощей к приготовлению салата (винегрета)

1

26.09

12

Сюжетно-ролевая игра «В столовой»

1

28.09

13

Средства связи: телефон

1

02.10



14

Средства связи: почта

1

03.10

15

Сюжетно-ролевая игра «Почтальон»

1

05.10

развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями;



Презентация на тему: "Личная гигиена – залог здоровья..."


myshared.ru›slide/953109


Личная гигиена – залог здоровья Урок СБО в 12 классе Урок СБО в 12 классе




ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_pri_rabote

_s_detmi_s_tyazhelymi_mnozhestvennymi_narusheniyami_razvitiya.doc 55.5


16

Виды междугороднего транспорта.

1

09.10

17

Вокзал, аэропорт

1

10.10

18

Пригородные поезда. Направления, зоны. Сюжетно-ролевая игра «Я-пассажир»

1

12.10

19

Правила поведения в общественном транспорте. Сюжетно-ролевая игра «Найди свою остановку»

1

16.10

20

Жилище. Виды жилых помещений

1

17.10

21

Жилище. Интерьер комнат.

1

19.10

22

Интерьер кухни. Кухонная мебель и оборудование

1

23.10

23

Гигиенические требования к жилому помещению и меры их обеспечения

1

24.10

24

Обобщающий урок по разделу. Педнаблюдение. Тестирование

1

26.10




25



2 четверть 23ч


Профориентация. «В мире профессий»




1




07.11



26

Работа уборщицы.

1

09.11

формирование и закрепление основных бытовых умений и навыков, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду.



Презентация на тему: "Личная гигиена – залог здоровья..."


myshared.ru›slide/953109

ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_pri_rabote

_s_detmi_s_tyazhelymi_mnozhestvennymi_narusheniyami_razvitiya.doc 55.5


27

Обязанности уборщицы

1

13.11

28

Подметание пола

1

14.11

29

Работа с пылесосом. Вытирание пыли.

1

16.11

30

Мытье пола

1

20.11

31

Вынос мусора

1

21.11

32

Мытье окон

1

23.11

33

Мытье дверей

1

27.11

34

Практическая работа. Наблюдение за работой уборщицы.

1

28.11

35

Применение полученных знаний на практике. Вытирание пыли.

1

30.11

36

Применение полученных знаний на практике. Подметание пола

1

04.12



37-38

Работа дворника. Выполнение заданий по сюжетным картинкам

2

05.12

06.12

формирование социально-значимых умений и навыков, необходимых для социализации, ориентации в социальной среде, повседневных жизненных ситуациях;

Воспитание максимально возможного навыка самостоятельности


Презентация на тему: "Личная гигиена – залог здоровья..."


myshared.ru›slide/953109



ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_pri_rabote

_s_detmi_s_tyazhelymi_mnozhestvennymi_narusheniyami_razvitiya.doc 55.5


39

Обязанности дворника

1

11.12

40

Инвентарь дворника

1

12.12

41

Работа с метлой. Подметание мусора

1

14.12

42

Работа с граблями. Сгребание листвы.

1

18.12

43

Работа с косилкой. Работа с секатором. Обрезка деревьев.

1

19.12

44

Работа с лопатой. Чистка снега.

1

21.12

45

Экскурсия на школьный двор. Наблюдение за работой дворника.

1

25.12

46

 Повторение и обобщение пройденного материала.

1

26.12

47

Педнаблюдение. Тестирование

1

28.12


48

3 четверть 32 ч

Работа прачки. «В прачечной» Работа по сюжетным картинкам.


1


09.01



49

Обязанности прачки

1

11.01



50

Уход за одеждой

1

15.01

формирование и закрепление основных бытовых умений и навыков, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду.



ОДЕЖДА (презентация к учебному предмету "Человек..."


kopilkaurokov.ru›…odezhda_prezentatsiia_k…s_tmnr


Презентация к уроку СБО по теме"Одежда и обувь...


nsportal.ru›Школа›Коррекционная педагогика›…-sbo-po-temeodezhda-i…


51

Ручная стирка.

1

16.01

52

Замачивание белья.

1

18.01

53

Стирка машинная

1

22.01

54

Подбор моющих средств для стирки

1

23.01

55

Выведение пятен с одежды.

1

25.01

56

Уход за одеждой (сушка, глажка)

1

29.01

57

Сортировка одежды перед стиркой (по цвету и по качеству)

1

30.01

58

Экскурсия в прачечную

1

01.02

59

Практическая работа с дидактическим материалом. (сортировка белья)

1

05.02



60

Работа повара. Работа по сюжетным картинкам

1

06.02



61

Обязанности повара

1

08.02

62

Соблюдение правил техники безопасности на кухне

1

12.02

формирование и закрепление основных бытовых умений и навыков, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду.


ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_pri_rabote

_s_detmi_s_tyazhelymi_mnozhestvennymi_narusheniyami_razvitiya.doc 55.5


63

Кухонная мебель и оборудование

1

13.02

64

Плита. Назначение. Уход. Правила безопасности

1

15.02

65

Мытье плиты

1

19.02

66

Мытье посуды

1

20.02

67

Выбор средств для мытья посуды и плиты.

1

22.02

68

Бутерброды. Виды бутербродов

1

26.02

69

Приготовление бутербродов

1

27.02

70

«Каша-пища наша» Виды круп

1

29.02

71

Компоты.

1

04.03

72

Блюда из картофеля.

1

05.03

73

Блюда из яиц.

1

07.03

74

Продукты полезные и вредные

1

11.03

75

«Варим борщ» Работа с дидактическим материалом

1

12.03

76

«Варим кашу» Работа с дидактическим материалом

1

14.03

77

Экскурсия в столовую. Наблюдение за работой повара.

1

18.03

78

Сюжетно-ролевые игры «Поварята»

1

19.03

79

Повторение и обобщение пройденного материала. Педнаблюдение. Тестирование

1

21.03



80


4 четверть 23 ч

Работа почтальона



1



01.04



81

Обязанности почтальона

1

02.04


ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_pri_rabote

_s_detmi_s_tyazhelymi_mnozhestvennymi_narusheniyami_razvitiya.doc 55.5


82

Виртуальная экскурсия на почту

1

04.04

83

Сортировка писем.

1

08.04

84

Почтовые конверты.

1

09.04

85

Виды писем. Создание и отправка письма

1

11.04



86

Посылки, бандероли

1

15.04

87

Телеграммы.

1

16.04

формирование и закрепление основных бытовых умений и навыков, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду.


ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_pri_rabote

_s_detmi_s_tyazhelymi_mnozhestvennymi_narusheniyami_razvitiya.doc 55.5


88

Пользование телефоном

1

18.04

89

Вызов полиции, скорой помощи, аварийных служб

1

22.04

90

Культура разговора по телефону. Ролевая игра «Вызов полиции, скорой помощи, аварийных служб»

1

23.04

91

Сюжетно-ролевые игры. Закрепление изученного по разделу

1

25.04

92

Культура поведения

1

02.05

93

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Практическое занятие. Сюжетно-ролевые игры

1

06.05

формирование и закрепление основных бытовых умений и навыков, обеспечивающих постепенное вхождение в социальную жизненную среду.


ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_pri_rabote

_s_detmi_s_tyazhelymi_mnozhestvennymi_narusheniyami_razvitiya.doc 55.5


94

Правила поведения в гостях.

1

07.05

95

Правила поведения в гостях. Нормы этикета

1

13.05

96

Поведение в кино, театре

1

14.05

97

Поведение в кино, театре. Соблюдение норм этикета

1

16.05

98

Культура общения юноши и девушки.

1

20.05

99

Культура общения юноши и девушки. Нормы этикета

1

21.05

100

Внешний вид молодых людей

1

23.05

101

Внешний вид молодых людей. Пагубное влияние вредных привычек.

1

27.05

102

Обобщающий урок. Педнаблюдение. Тестирование

1

28.05




8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Наглядный учебный материал:


Предметные рисунки.

Сюжетные картинки.

Дидактический материал:


Комплекты заданий на развитие психических процессов.

Комплект «Загадки – отгадки».

Комплект раскрасок.

Учебные пособия:


Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.




8. Список литературы.


Основная:


Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 239 с.

Дополнительная:


Журнал «Бурда» подшивки за период 1993-1998 гг.

Кулинарные сборники

Технические средства обучения:

  • Магнитофон

  • телевизор







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка в 12 классе"

Автор: Гресева Татьяна Ивановна

Дата: 16.03.2024

Номер свидетельства: 647230


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства